Глава 25. Отмеченный печалью день

Мария Лашкунова
Всякий раз, когда приходит печаль, будьте к ней снисходительны.
Бог оставил жемчужину в её руке…
Джалал ад-Дин Руми

Грусть и печаль являлись постоянными спутниками женщины. Что-то неумолимо гнетет ее дух. В данный момент, она как подбитая птица, никак не может расправить свои крылья и взлететь в заоблачные высоты. Самочувствие неважное, на нее больно было смотреть, как выражались ее дети.  Болело сердце, ночью не хватало воздуха. Напряжение с каждым днем от  вида и состояния матери усиливалось и достигало своего пика. Невозможно более полно и емко на словах передать того внутреннего состояния и чувствования дочери к ее матери.
- Видишь, как мучается родной человечек, его боль, его глаза, и не в силах ему помочь. Это такая душевная боль, эмоции перехлестывают через край! Ты имеешь только возможность обнять свою мамочку и сказать ей о том, как сильно ты ее любишь... - Пусть мать не осознавала всего, но Мария твердо знала, что она все прекрасно чувствовала.

Женщина очень любила солнечные дни. Душа ее прямо таяла от этих лучиков света. Так и хотелось продлить эти мгновения. Но в этот день ощущение у нее было такое: как будто кто-то специально провоцировал ее на раздражение и подрыв душевного равновесия. На работе нагнеталась обстановка с мультимедийной установкой. Мария пыталась защитить себя и отказаться от выполнения этой работы. Возраст не тот, да и силы подорваны. А тут еще зрение таково, что ей уже трудно спускаться со ступенек лестничного марша. Нервные перегрузки давали о себе знать. Двигается она  осторожно и на ощупь. Если же дождливая погода или снег идет, то ходьба и спуск по ступеням  для нее испытание, да и еще какое! В очках женщина ходить не могла, так как у нее в них еще более кружилась голова и ускользала земля из-под ног. Внутри гнездился страх неминуемого падения.

О своем таком состоянии Мария и сообщила заведующей, а также невозможности своей выполнения работы, связанной с мультимедиа. Выслушав ее, та сказала, чтобы она  не беспокоилась и не переживала, что  сама обо всём позаботится. Однако уже на следующий день  заведующая опять начала гнуть свою прежнюю эгоистическую линию насчет лекций и мультимедиа. Выставила перед всеми женщину в таком свете, как ей было выгодно. Не давала сказать той ни слова. Только и слышалось в речи заведующей:
- Я, для меня, вы обязаны… - Мария пыталась напомнить ей о разговоре накануне и об её обещании, но не была услышана.

Вот так женщина столкнулась с тем, что человек говорит одно, а требует другое, тем самым забывая об  оказание хотя бы малой толики помощи другому, оказавшемуся в затруднительном положении. И при этом, видя и зная о нелегком периоде жизни  работника. А ведь  Мария  перед  этим раскрыла свою душу, поведала об испытываемой ею боли и страхе, надеясь на понимание. Горечь и обида переполняли ее нежное сердце. Слезы то и дело наполняли глаза. Ведь женщину так уверили и обнадёжили в разрешении данной ситуации…
- Такая тяжесть на сердце… Почему люди так поступают? Состояние такое, что будто бы тебя выпотрошили, а теперь ещё пытаются и добить окончательно.

Она, наивная, опять поверила заведующей и её обещаниям. Увы, такие люди не меняются. Они живут только для себя, другой для них никто, так подсобный для их нужд материал. Вот так, в который раз, женщину постигло разочарование в человеке. Она даже плакала навзрыд от всего произошедшего. Не могла  Мария принять и понять всё недоброе, злое в человеке,  зависть, недоброжелательность, непорядочность, отсутствие такта во взаимоотношениях. Отказывалась она видеть в людях ту червоточину, которая питает их сердца и души. Видно еще и это неприятие таких проявлений жизни явилось дополнительной частицей к тому, что послужило изменению у нее зрения не в лучшую сторону.
- Как же мне научиться принимать людей такими, какие они есть? – Обо всех женщина судила по себе и по своему наполнению. Не понимала она еще того, что другой человек иной и наполнение у него соответствующее именно его пониманию и осознанности.

Из всего изложенного заведующей в адрес  Марии было понятно, что та считает ее симулянткой.  Женщина не стала более препираться, что-то еще доказывать.
- Если вас не устраивает моя работа, ищите замену, я передаю дела и увольняюсь. - Мария тут же написала  заявление на увольнение.

- Что несёт мне эта ситуация? Может, таким образом, мне от всей нашей кафедры необходимо указать заведующей о недостатке такта и уважения к людям, работающим с нею? А может быть, пришло время ухода с работы, не дожидаясь пенсии?

До выхода Марии на пенсию  осталось всего ничего – четыре  месяца. Ни очень-то они повлияют на ее размер. Пенсия матери равна зарплате дочери, так что прожили бы они как-нибудь на эти деньги. Так что тут  особо  нечего и  расстраиваться!  Забрав мать к себе, женщина тем самым смогла бы облегчить положение в семье сестры. Мама родной и близкий человек, который хоть и забирает жизненные силы, так этому есть оправдание.
- Никому не позволю неуважительно к себе относиться! Я женщина через многое прошедшая и многого стою! Академическое образование ничто по сравнению с образованием души и сердца.

Мария  еще раз убедилась в том, насколько мысль действенна. Мысленно она представила весь разговор на предстоящем кафедральном собрании. Пришла на работу, ожидая продолжения всего нелицеприятного. Однако отношение заведующей к ней было такое: хоть ты её к ране прикладывай. Спокойно и уважительно говорила она с Марией, закончила свою речь фразой:
- Не хватало ещё мне людей пенсионного возраста увольнять. -  Вот так разрешилась эта ситуация. Заявление на увольнение с подколотым заключением врача-окулиста лежали у женщины в папке на случай, если вдруг подобного рода возникнет ситуация. Женщина ещё долго отходила от стрессового состояния.

7 января 2010 года – Рождество. Мария сходила в церковь, поставила свечи, за всех подала молиться.  Только вошла в дом, как  позвонил Василий - муж сестры,  просил прийти, так как не знает, что делать с матерью. Женщина бросила всё и побежала к ним, так как боялась не застать мать в живых. Та была очень плоха, невозможно было её поднять, повернуть на бок, не вставала она на ноги. Решили вызвать скорую помощь.  Мария перестелила постель, обмыла и переодела мать. С помощью Василия усадила на постель, обложив её подушками. Думали, что у неё после падения с кровати, может быть, что с ногой, так как мама вскрикивала и не давала дотронуться до неё. Приехала скорая, сделали обезболивающий укол, померили температуру, которая была 37.8 градусов. Врач сказала, что это вирусная инфекция, приписали таблетки и уколы. С трудом уложили маму в постель. Долгие часы Мария сидела возле матери. Видела, как та  сразу очень изменилась в лице, дочери казалось:
- Это всё! - Сердце ее щемило от боли и жалости к дорогой мамочке.

Вызвали сына Марии, чтобы тот посмотрел на ещё живую бабушку. Сердца всех были наполнены тревогой и печалью. Замечательно было  только то, что в это тяжёлое для всех членов семьи время,  они были вместе и сплочены. Однако на этом испытания их не закончились. Видно не всё было отдано ими дорогой мамочке.

 Мария бывала у сестры  почти каждый день. Помогала кормить мать, так как та уже не могла самостоятельно сидеть и с трудом проглатывала пищу. Начали  давать ей детское питание и соки. Мама похудела, остались одни рёбра и кожа. Ощущение было таковым, будто она иссыхала прямо у всех на глазах.Вот таким образом,  давалось испытание детям на прочность их духа и на изъявление ими чувств любви и заботы к их матери.
- Что же мы все вместе, и мы все выдержим. А как же иначе?
 Врач, которого вызывали на дом, сказала:
- Это уже всё, осталось за малым, сколько выдержит её сердце.

Сестре Валентине и ее мужу Василию нелегко приходилось, так как основная тяжесть по уходу за мамой оставалась за ними. Появились пролежни. Сестра, молодчина, быстро начала смазывать их, удалось приостановить очаг распространения. Мария, как может, помогает поднять мать, покормить. Все выходные проводит там.  Спустя месяц после того, как мама перестала вставать, Мария вызвала на дом священника. Тот мать  причастил, затем после обеда приехал и соборовал ее и всех присутствующих возле нее.  Дочь осталась довольна тем, что смогла это сделать для матери. Мама в этот день даже пробовала перекреститься, сказала своё имя батюшке.

Часто Мария бывает в церкви, ставит свечи, подает записочки молиться за всех. Вот и в это Прощёное воскресение - 14 февраля она была в церкви. После этого долго сидела с мамой. Попросила у неё прощения за всё. Мать сказала:
-  Бог простит.
Когда дочь уже собиралась уходить домой, мать позвала ее. Мария подошла к ней, обняла, поцеловала:
-  Я очень тебя люблю, мамочка!
- И я тебя люблю…  больше всех! - Было странно слышать, как ясно были произнесены её слова, обычно мама уже выражалась бессвязно.  Нежность и любовь простиралась от дочери к ее матери. Со слезами на глазах и горечью в сердце Мария возвратилась домой. Эта был последний такой разговор матери с дочерью. Как же дочь была впоследствии рада тому, что они с матерью могли тогда выразить свою любовь друг к другу.

В феврале месяце Мария ездила в областную больницу, где лежала  ее тетушка, которой сделали операцию по удалению жёлчного пузыря. Почти два часа женщина провела там. Выглядит тетя неплохо, весёленькая, как всегда, несмотря на возраст - 83 года. Контраст был сильный, когда Мария после больницы увиделась с мамой. Делала матери массаж, а сердце щемило от боли, жалости и  нежности. Одна нога у мамы иссыхает, да и сама она уже не похожа на себя, изменились черты лица, худоба тела.
- Но что тут поделаешь? У каждого своя судьба и свой жизненный удел.  Мы справимся с этим испытанием, так как очень сильно и горячо любим свою дорогую мамочку! Да поможет нам сам Бог во всём этом!

Вот и весна пришла. В марте месяце женщина думала забрать мать к себе после выхода на пенсию и с любовью заботиться о ней. Однако сама жизнь вводила свои коррективы в ее планы. Так сложились обстоятельства, что помощь дочери по уходу за матерью уже стала не так актуальна. Почти всё время мать спит. Будят её, чтобы покормить. В свой выходной день Мария пробыла у сестры четыре часа, которые мама всё спала. Она поцеловала мать на прощание и ушла. Валентина с  Василием сказали, чтобы Мария не торопилась с увольнением, и может быть, ещё поработала после пенсии. Однако у женщины  не было желания оставаться на работе, где ее не ценят, не считаются с ней.  Лучше свободное время от работы она посвятит своей дорогой и любимой мамочке. Ведь только Богу известен день ее ухода.

На сердце тяжесть особенная. Душевное состояние тяжелое, а поговорить обо всём этом не с кем. Сейчас всё может произойти в любую минуту. Состояние у мамы таково, что держится температура более 39 градусов. Врач сказала, что у неё воспаление. Дыхание затруднено, ничего ни ест, с трудом пьёт, рот свёрнут, щёки впали. Не знали, куда и укол поставить, так как  попа: кожа и кости.
- Как же больно смотреть на всё это! Ведь это твой самый дорогой и любимый человечек! Хочется облегчить её страдания, а не знаешь как. Какой же тяжёлый уход из жизни уготован для любимой мамочки.

Грядёт день рождения Марии, а она в растерянности. Ранее хотелось женщине нарядиться,  весело и празднично провести этот день. Однако настоящая действительность такова, что грусть и тоска не покидают женщину, боль и отчаяние переполняют ее сердце. Очень тяжело на душе. Уже с трудом даже с валерьянкой засыпает она по ночам. Мысли  в голове сумбурные.
- Что будет и как будет?! Вдруг на день рождение мне мама преподнесёт подарок! Сейчас всего можно ожидать.

События последних дней не радовали. Температура у матери не падала даже после уколов. Она не брала даже пить, тяжело дышала, пыталась глазами что-то сказать, а губы не повиновались. Больно и тяжело было смотреть на всё это. А ещё было очень горько сознавать женщине своё бессилие, что она не может  помочь, облегчить страдания свое дорогой мамочки. Мария старалась, как можно чаще говорить матери о том, как она сильно ее любит.

Женщина отпросилась по работе на субботу 13 марта,  написала заявление еще на несколько дней после выходных за свой счёт, думая посидеть с мамой. Мария интуитивно чувствовала, что недалёк час ухода матери из жизни. Предчувствия не обманули ее. В пятницу вечером мамочка после очередного укола наконец-то уснула. Мария в расстроенных чувствах ушла домой, надеясь утром сменить сестру, которой надо было идти на работу. Идя на следующее утро к маме, женщина удивилась тому, какой был солнечный день!

 В доме сестры была племянница с сынишкой. Валентине мать утром сказала:
- Сегодня я умру. - Сестра, молодец, побеспокоилась о том, чтобы горела свеча!

Мария подошла к матери. Та уже ни на кого не реагировала, хотя глаза у неё были широко открыты. Мария пыталась заглянуть в глубину её глаз, глядящих как бы в невидимое пространство. Мама лежала на правом боку, тяжело дышала. Дочь потрогала её лицо, оно было холодным. Алина, племянница, сказала, что руки тоже становятся холодными. Василий сообщил о том, что только что была скорая помощь, сделали укол. Врач перед уходом сказал:
- Это уже всё. Благодаря уколу мать может продержаться до обеда.

Марии от всего услышанного и увиденного было жутко. Сознание того, что она была рядом с мамой в последние её минуты, ободряюще действовало на нее. Одна мысль была в ее голове:
- Надо что-то делать. Звонить Григорию срочно!

Пошли с Василием  звонить. Вдруг Марию позвала племянница. Мария подошла к матери, которая уже не дышала, приложили к губам зеркало, оно не запотело. Мама закрыла глаза и тихо ушла из жизни в субботу 13 марта 2010 года в 9.50 часов. Меньше часа она продержалась после скорой помощи. Лицо ее выровнялось, похорошело, щёки поправились, не было больше, как ранее, вмятин.  Дочь потрогала ноги матери, они только были ещё тёплые, да и немудрено: высокая и ничем не сбиваемая температура давала о себе знать. Позвонили в скорую. Там сказали, чтобы вызвали участкового врача, который зарегистрирует смерть. Мария позвонила в милицию. Участковый пришёл раньше врача. Снял все показания и сведения.  Женщина написала и подписала  заявление на отказ вскрытия тела. Затем пришел участковый врач. Вместе с милиционером они зарегистрировали смерть матери. Мария опять писала отказ, подписывала акты. Как же всё это было ужасно, сумбурно, невыносимо  и тяжело. Мысли метались в голове женщины, внутри всё было пронизано дрожью и трепетом.

Никак не могли дозвониться до брата в Крым. Соседка по дому, где жил Григорий, пообещала отыскать его и передать о случившемся.  Позвонили к сестре на работу, попросив, чтобы её никуда не отпускали до приезда за ней мужа. Впервые видела Мария, чтобы так плакал мужчина! Так боялся Василий потерять Валентину.  Сестра сама  позвонила и, поняв всё без слов, бросила трубку. Отправили Василия на такси за женой. Мария позвонила сыну и дочери. Дети поехали заказывать гроб, венки.  Решили сделать на лицо маску, так как не знали когда приедет Григорий, а в квартире было очень жарко. Женщина позвонила отцу Сергию, который пообещал в назначенное время приехать отпевать мать. Возвратились сестра с мужем. Мария, обняла и успокоила сестрёнку:
- Все шло к этому… Ты же  попрощалась с мамой.  Именно тебе она сказала, что сегодня умрёт…

Григорий на перекладных уже добирался до Гомеля. Решили похороны назначить на  понедельник 15 марта в 12.00. Обзвонили всех родственников. День прошёл в суете. Ночь Мария читала канон из церковной книги матери, как могла и умела.
- Надеюсь, мамочка простит меня, если что не так. Очень хочу, чтобы ее душа поднялась как можно выше в царствии небесном, обрела мир и покой. Пройдя все муки, я надеюсь, она удостоилась этой чести.

Затем сестра присоединилась к  ней. Вспоминали о матери. Мария уговаривала сестру, чтобы та не плакала, так как это тяжело для маминой души. Незаметно пролетела ночь. Утром Мария пошла домой, так как предстоял нелегкий день. Поминки решили всё-таки устраивать у нее в доме. Валентину освободили от всего. Вечером приехал Григорий. Вторую ночь он сидел возле матери с Василием.
 
На следующий день с самого утра начали звонить и поздравлять Марию с днём рождения. Пришлось всем объяснять, что у нее сегодня за день…
–  Бог мой, ведь я в суете и не думала уже про свой день рождения! А ведь именно в этот день 15 марта 2010 года у меня юбилей - 55 лет, а к нему пришелся и день маминых похорон!!! Вот так всё сложилось, и что тут скажешь и поделаешь?!!

Не о таком юбилее Мария мечтала. Грустно и прискорбно было всё это. Старалась женщина переключить себя и всех на то, что мамочка, таким образом, сделала ей подарок ко дню рождения: освободила ее и всех от непосильной, тягостной ноши  ни столько в физическом плане, а сколько в чисто эмоциональном. Ведь видя и чувствуя мамину боль и муки, зная о том, что ничем не можешь ей помочь, это так невыносимо тяжело!
 
В 12.00 приехал похоронный катафалк, вынесли маму. Мария подумала о том,  что  прекрасно, что третий, а не восьмой этаж, на котором она жила. На кладбище поставили гроб, все простились. Василий прощался последним и сказал:
- Посмотри на солнышко в последний раз. Видишь, как тебе благоприятствует природа! - А ведь действительно в день смерти матери и в день похорон ярко по-весеннему светило солнышко, хотя кругом лежали сугробы.

Договорились не плакать и сдержали слово, друг друга поддерживали. Мысленно настраивали себя на то, что мамочке будет только на благо, если не будет по ней  надрывного плача родных. Всё прошло на должном уровне.  Вот так целая семья образовалась на кладбище: отец, сыночек маленький и мамочка! Стоя у могилы,Алина, дочь сестры,  сказала:
- Посмотрите, вроде бы как дед Лёня стал улыбаться на фотографии. - Мария подошла поближе, посмотрела и действительно: отец улыбался на фотографии.
- Дождался он свою любимую жёнушку!
Стояли и думали одновременно:
- Что же мы теперь все будем делать?! - Ведь мама и бабушка своим уходом развязала всем руки. Делай что хочешь, устраивай свою жизнь по своему усмотрению. Даже как-то необычно было это состояние свободы во всём!

На поминках Григорий произнес свое слово о матери. После него Мария выразила свою благодарность маме за все проявления ее не только в жизни дочери, но и в жизни ее детей. Затем она сказала о подарке от мамы ко дню ее рождения. Все были ошарашены тем, что именно в этот день похорон у нее юбилейная дата! Поздравили женщину с днем рождения. С той поры каждый год в день своего рождения Мария ощущает грусть, печалью заполняется ее сердце.

Женщине ещё далеко до здравомыслия в тяжелые периоды жизни. Очень  трудно и тяжело перенесла  дочь смерть матери. До сей поры еще не может вполне оправиться от этой потери. Как же ей не хватает дорогой мамочки! Не с кем посоветоваться, поговорить обо всём наболевшем. Все в себе и себе. Только сейчас в полной мере поняла женщина, что для нее   значила мать, какая неразрывная связь с ней была. Поэтому так невыносимо тяжёл был для Марии уход матери в мир иной. В памяти женщины навсегда сохранены все прекрасные мгновения, связанные с ее дорогой мамочкой. Вышитые матерью картины она хранит как бесценное сокровище. Энергия, исходящая от рукоделия матери, согревает душу и дарит тепло сердцу ее дочери.

 Всё каждому посылается неспроста. И хотя порой жизнь, кажется жестокой и немилосердной, она знает, что делает. Таким образом, мы становимся еще сильнее. Остается только все принять, как есть.  Чуть позже, оглянувшись назад, ты понимаешь, что абсолютно всё было сделано для тебя и твоего блага.  Даже то, от чего сердце разбивается на части. Оно потом соберётся, ты сама себя излечишь, придут новые знания, да и найдутся люди, которые непременно помогут.