УПК

Геннадий Малыгин
Геннадий Малыгин

Год 1987

Кто как, а в старших классах я любил УПК. Нет, это не любовь к “уголовно-процессуальному кодексу”. Это чувство возможности раз в неделю не ходить в школу на законных основаниях, т.е. к “Учебно-производственному комбинату”.

Согласно советскому законодательству “учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (в размере четырёх часов в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до четырёх часов в неделю)”. Обеспечением этого процесса и занимались учебно-производственные комбинаты.

В 8-ом классе это был, расположенный за городом, завод “Югавторемонт” с выделенным для обучения школьников помещением.

Еженедельно по четвергам мужская половина класса собиралась около школы, садилась в специальный автобус и к 9:00 была на месте.


 Первые часы обучения мы постигли тайны устройства стартеров и генераторов, а после обеда практиковались в ремонтном цехе. Обычно вторая часть длилась на час короче положенного, но на это нарушение закона смотрели сквозь пальцы.

У девочек был свой УПК и я не могу ничего об этом вспомнить. Знаю только про машинопись. Это было круто. А ещё сестринское дело и курсы койки и шитья.

А нравились мне эти семь часов вне стен школы обеденным перерывом. За 20 минут и на 20 копеек я лихо брал и поглощал очень вкусную пищу а оставшиеся 40 минут времени проводил за игрой
в пин-понг в комнате отдыха.

Еда в заводской столовой продавалась по льготным ценам, так, что и первое и второе, и салат и компот можно было скушать за 20 копеек.

Ну а если в кармане отскивалось ещё копеек десять, то покупались самые вкусные в мире пончики по 2коп.за штуку. Многие мои одноклассники брали только их штук по 6-7 и компот. И наедались до отвала.

Пишу эти строки и думаю: “дёшево и вкусно, прямо как в нынешней Гос. Думе - обед депутата”.

А потом ученики играли в маленький тенис. Игра называлась “крутило” и обеспечивала возможность в одну партию сыграть каждому желающему. Игра была на вылет. В результате оставались два финалиста, игравших “маленькую”. Наш знакомый мелкий пакостник Селезенкин и здесь “отличился”. Он подговаривал одного из играющих вдвоём “затушевать” третьего.

Таким образом, намеренно слабая подача плохиша давала возможнось второму заговорщику сильным ударом вывести из игры следующего за ним.

Если говорить проще, чтобы девушкам было понятно, то человек пятнадцать бегали вокруг теннисного стола с ракетками и гоняли шарик. У кого ракетки не было, те использовали картонки или деревяшки. Таким образом обеденный час пролетал незаметно и мастер загонял нас в цех чуть ли не силой.

А к 16:00 за нами заезжал школьный автобус и мы сытные и довольные разъезжались по домам.

УПК. 1988-89 гг.

Благодаря профессиональному обучению в УПК, после школы в новую взрослую жизнь я входил с удостоверением слесаря 1-го разряда.

Часть ребят в 9-ом классе отправились изучать автодело и по окончании школы они получили права. Это считалось весьма престижным.

Меня же с тремя товарищами по несчастью отправили на электротехнику. А следом за нами и четверых таких же несчастных одноклассниц.

“Изучать” это громко сказано! На самом дели мы были отправлены в ссылку на завод “Алмаз” , где делались детские телефоны “Чебурашка”. Весь 1987 год мы впаивали в плату телефона резисторы.

А в 1988 году всех парней перекинули на супер ответственный участок - отмерять провода для удлиннителей. Зато я сдружился” с паяльником и став уже взрослым дядей, лихо паял платы. Для дома, для семьи. И совершенно не жалею о потраченном, как мне тогда казалось, времени.