сознательность в посмертии в Учении ЖЭ

Ольга Спесивцева Юурал
   
   (обновляемые рабочие тезисы по общему направлению "смена планов бытия в духовном бытии индивида", пишутся   при изучении Учения Живая Этика, параллельно с   практикой служения в военном госпитале...
    рабочие тезисы с полными цитатами и пока не претендуют на публикацию,помещены для просмотра- прочтения  и возможного обсуждения с коллегами)

     В Учении Живой Этики фиксируется, что земная жизнь человека — это прежде всего подготовка к надземному бытию, подготовкой к послесмертному состоянию духа, в сущности говоря, является вся земная жизнь человека — от начала ее и до конца.  Соответственно,  осознание людьми этого факта способно ускорить их духовную эволюцию: «Думают ли люди о том, что эволюция духа может стать стремительной, если жизнь на Земле будет понята и принята как подготовительная ступень к пребыванию в Мире надземном. Тогда забота будет не о том, что стяжать на Земле, а о том, как использовать время земное наиболее целесообразно» .Потому "важно суметь сформировать за время краткого земного воплощения нужные для совершенного, гармоничного бытия в Тонком мире духовные качества".
    Посмертное бытие человека определяется уровнем развития его творческих способностей, в частности мышления и воображения, а также потенциалом его психической энергии. И люди, не привыкшие к активной, творческой работе на Земле, склонные к полусонному «растительному» существованию в условиях физического мира, обречены влачить столь же сонное и серое существование в своем посмертии. Все пребывание в тонком мире между воплощениями представляется им однообразным долгим сном в силу неразвитости их воображения и силы мысли.
    Согласно Учению  Живой Этики такое существование называется полусознательным именно потому, что сознание человека в данном случае практически бездействует, а инерция земных привычек в определяющей степени влияет на посмертное бытие сознания.
   В ГАЙ говорится, что мир Тонкий субъективен; в нем властвует мысль, определяя условия бытия индивида во многом соответственно тем представлениям, которые присутствовали в его сознании при его жизни на земле. «... Так как там все подчинено мысли, то мысли отрицания жизни и движения в Тонком Мире делают людей неподвижными и инертными, то есть мысль воплощается в творимую человеком реальность»(ГАЙ. Т.8.стр.380).
   Но, в Учении не раз подчеркивается, что смысл человеческой жизни — это быть сознательным, а значит, творчески активным везде, на всех планах Вселенной, во всех формах космической жизни.
    Помимо веры или неверия в возможность посмертного  бытия, значительным фактором сохранения сознательности в посмертии является наличие у индивида подлинных духовных накоплений. Как говорится об этом в «Гранях Агни Йоги», «поверх всего временного и преходящего есть нечто, стоящее над этим вечно текущим потоком. Это высшее «Я» человека, Бессмертная Триада его, в Чаше которой откладываются опыты всех воплощений для сознательной жизни в Надземном, когда сброшены все временные одеяния духа. Если собрано много для этой сознательной жизни, есть чем жить; если собрано мало или ничего — жить тогда нечем...Это не есть смерть духа, но бессознательный сон до следующего очередного воплощения»[Грани Агни Йоги, т. 3, 258].
 
                ***
    Много общего с представлениями Учения Живой Этики можно усмотреть во взглядах Платона, в частности, в его потустороннем мире идей. Некоторый параллелизм со взглядами Живой Этики существует и в представлениях Плотина об эйдосах. Как отмечает А. Ф. Лосев, у Плотина ум является не просто потенцией, но и энергией. Плотиновские эйдосы, или идеи - это не просто абстракции ноуменального плана бытия. Эйдосы создаются умственной материей и энергией, и потому умственно зримы, ощутимы, видимы . Описания Тонкого и Огненного миров в учении Агни Йоги во многом аналогичны характеристике светоносных высших сфер у Плотина. А. Ф. Лосев в этой связи отмечал, что «...космос представляется Плотину прозрачным световым шаром, в котором все видно насквозь»[1].
      Характеристика Тонкого мира в Учении Агни Йога напоминает и описанную Платоном в «Федре» ту сферу бытия, в которой существуют души людей до их воплощения на земном плане[3].
      Важнейшей особенностью тонкоматериального плана бытия является относительность пространственно-временных соотношений и условий.  Ни пространства, ни времени в их обычном, земном значении в Тонком мире не существует.
     В Агни Йоге говорится о том, что для существ этого плана бытия нет понятий далеко или близко: они могут видеть любой предмет, где бы он ни находился, благодаря простому намерению его увидеть и сосредоточению     внимания     на     данном     предмете.     Время на тонкоматериальном плане бытия также относительно.
        В важнейшем теософском источнике - «Письмах Махатм» - об относительности времени на Тонком плане бытия говорится: «...в Дэвачане* чувство течения времени теряется: минута равняется тысячелетию... .  Пространство и время могут быть, как говорит Кант, не продолжением, но регуляторами чувствований, но не далее наших переживаний на Земле — не тех, что в Дэвачане. Там мы не находим идеи априори «пространства и времени», обусловливающих понятия обитателей Дэвачана об объектах чувств; напротив того, мы открываем, что эти обитатели сами создают и то, и другое, и уничтожают их в то же время»[2].
       Характерными деталями ощущений, испытываемых людьми, находящимися в коматозном состоянии, являются также относительность, субъективность восприятия времени и необычные световые эффекты. С точки зрения авторов Агни Йоги, природа клинической смерти состоит во временном выделении астрального тела из физического и, соответственно, перемещении сознания в астральную оболочку, следствием чего является обусловленность состояния сознания условиями Тонкого мира.
        Причину практически всех феноменальных, или паранормальных способностей человеческой психики (как и причину большинства аномальных явлений) авторы Агни Йоги связывают с фрагментарным проявлением тонкоматериального пространственно-временного континуума в условиях физического плана; а именно, материальных форм, энергий, явлений или сущностей, относящихся к Тонким планам бытия. Данное проявление может быть как спонтанным, так и сознательным - в зависимости от конкретной ситуации.
                ***
    Интересны и взгляды Агни Йоги на роль смены планов бытия в духовном бытии индивида - трехмерный   план   значительно   ограничивает   творческие   возможности сознания. Именно отсюда появился известный тезис эзотерических учений о том, что смерть на физическом плане означает подлинное рождение души, освобожденной от материальных оков. И наоборот, воплощение высокоразвитого духа на физическом плане представляет для его сознания почти духовную смерть. Похожие взгляды, как известно, были свойственны Платону, чье сравнение физического мира с пещерой, в которой пребывают не знающие о высших планах бытия люди...
 
     Цель духовного развития человека, по Учению Агни Йоги, как отметила Елена Ивановна Рерих,состоит в том, чтобы достичь духовной самореализации (в традиции буддизма -Нирваны), следствием которой, собственно, и является состояние непрерываемости и ясности сознания. Согласно Живой Этике, при неясности сознания, вызванной духовной неразвитостью, само узко-материалистическое существование в физическом мире является не чем иным, как духовной смертью. Эта же мысль была выражена и в одном из известных афористичных высказываний Вивекананды: «Безразлично, живы вы или умерли»...
     По Учению Агни Йоги, сохранение сознания после смерти физического тела зависит от тех духовных накоплений, которыми располагает сознание-душа индивида, когда переходит с физического на Тонкий план бытия: «Созвучие с окружающим в Мире Надземном осуществляется тем, что имеется в нас, что накопили. Можно войти в жизнь чудесных возможностей, но можно оказаться перед глухою стеной. Если нет накопления, то нечем и созвучать. Дух умереть не может, но сознание может отсутствовать».... .
.....критерием бессмертия по Учению  считается не сам факт существования человека на физическом плане бытия, а именно состояние его сознания, его способность воспринимать и творчески отзываться на все многообразие окружающей его действительности как физического, так и тонкоматериальных планов бытия....

Литература

1.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 2000, с. 910.
2.Письма Махатм, письмо № 10
3.Платон. Федр, 250, Ь, с, d // Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. З, М., 1993, с. 159.
4. Сердце,1932. Первое издание: Париж, 1932. с. 141.
" Дэвачан - в индийской философии и в Агни Йоге особое состояние сознания, переживаемое разобщенными  душами-сознаниями людей, после смерти оказавшихся в высоких слоях астрального плана. Грани Агни Йоги. 1963 г. 047
5.Грани Агни Йоги, т. 3, 258