Дж. Уэст. Служение Сына Человеческого

Инквизитор Эйзенхорн 2
СЛУЖЕНИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
Дж.Уэст (1859)
http://truegospel.net/West/026.htm

Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Он послужил и отдал жизнь Свою за искупление многих
Мтф.20.28 KJV

Я сразу повторю ту первую часть текста, по которой я сейчас должен проповедовать вам Евангелие: "Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили", и я оставляю ее вам на размышление как то место Писания, которое, на мой взгляд, обрубает корни, ветви и всю систему арминианства! "Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили", но Он пришел, как Бог и человек в одном Христе, чтобы сделать все для Своего народа! И поэтому апостол Павел в обращении к церкви в Ефесе провозглашает великую истину Евангелия: «Ибо благодатью вы спасены через веру, а это не от вас самих: это дар Божий,  не дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2.8-9). И если дела имеют какое-либо отношение к спасению наших душ, вы и я должны немедленно стать печально известными проповедниками.
Но без дальнейшего предисловия к этим великим словам в тексте, который я прочитал вам, я продолжу, если Бог даст мне благодать,  и попробую разделить его на несколько отрывков. Прежде всего я скажу, кто такой Сын Человеческий, а далее - что значит, что Сын Человеческий пришел. И хотя мое сердце полно других предметов, которыми переполнен этот стих, я не знаю, смогу ли я в короткой проповеди для одного вечера пойти дальше, чем к этим двум вопросам.
1. Кого мы понимаем под Сыном Человеческим? Что мы с вами знаем о великом и славном учении, которым изобилует Новый Завет и которым полны пророчества Ветхого Завета - истине о Христе Воплощенном? Исайя пророчествует: "Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, и владычество на плечах Его" (Ис.9.6). И первая же глава  Нового Завета провозглашает фактическое исполнение этого пророчества: «И она родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет Свой народ от грехов их».
Мои слушатели, я признаюсь перед вами, что мое сердце полно ревнивой тревоги, смогу ли я объяснить вам это за тот короткий час, который я могу позволить себе проповедовать, и у меня есть горячее желание быть столь одаренным, способным и благословленным Богом, Которому я желаю служить, чтобы, как я надеюсь, я мог бы быть благословением здесь для вас. Поэтому я обращаюсь к старым воинам Креста, чтобы они побуждали ваши чистые умы помнить великое учение о Сыне Человеческом, а также прошу моего благословенного Учителя использовать меня как инструмент, чтобы я мог  быть средством привлечения обращаемых в эту веру, и, проповедуя Евангелие, мог вырвать здесь какого-нибудь жестокосердного грешника, как головню из огня, и таким образом, в инструментальном плане, быть средством спасения вас через благодать навсегда. Я часто повторял здесь, мои слушатели, огромное желание, которое вдохновляет мою душу, не просто проповедовать один раз в месяц, но сделать это так, чтобы принести лично вам благословение в проповеди Евангелия, чтобы Слово могло прийти в силе в ваши сердца и чтобы Христос и Его спасение явились в вас в таком могуществе, чтобы Он хранил вас   во всех испытаниях и бедах этого времени и стал для вас утешением каждый день и каждый час.
Сын Человеческий! Я не могу себе представить, даже если бы апостол Павел стоял на кафедре, которую я занимаю, что и он мог бы полностью и адекватно объяснить вам это благословенное слово: «Сын Человеческий!». Я намеренно делаю паузу. Сын Человеческий: как Человек Он занимает престол Божий.
Вот использование учения о воплощении. Я виновный человек, и вы тоже. Я человек достойный ада, и вы тоже. У меня достаточно грехов, начиная с младенчества до настоящего момента, чтобы осудить меня на всю вечность. Но есть Сын Человеческий, есть Христос, есть воплощенный Искупитель избранных Бога, чтобы вырвать нас как головню из огня, избавить самого пропащего грешника в этом доме молитвы, и спасти его через Его драгоценную кровь навсегда.
На служении за столом мой брат прочитал отрывок из послания к Евреям: «Поэтому Он может спасти их в полной мере, всех, которые приходят к Богу через Него, зная, что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7.25 KJV). "Он способен спасти". Мои слушатели, церковь была спасена раньше всех миров. Церковь была спасена до того, как Адам пал в Эдемском саду. Церковь, по замыслу Бога, была совершенно и полностью спасена до того, как грех вошел в этот мир. Но в нашем опыте Он действенный, самодостаточный Спаситель. Мы говорим о способных ученых или государственных деятелях. Мы говорим о человеке, который подходит для той или другой должности, и мы говорим: «Такой человек способен справиться с любой ситуацией». Но вот Человек, который способен спасти виновных, вот Человек, который может вырвать моего брата Харриса из ада, которого он заслуживает, и спасти человека за кафедрой, который проповедует вам о спасении от проклятия нарушенного закона. Он способен спасти и не только способен, Он готов спасти! Как Бог, Он обладает всей силой! Как человек, Он полон сострадания! Итак, в сладком стихе апостола мы читаем: «Ибо если Он сам пострадал, будучи искушаемым, Он способен помочь искушаемым» (Евр.2.18 KJV). «Он знает наши немощи, Он помнит, что мы пыль". Итак, Павел снова пишет: "Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего  Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам , искушен во всем, кроме греха" (Евр.4.14-15). Одни и те же искушения, те же испытания, но различие между Сыном Человеческим и нами, заключается в том, что Он "без греха", а вы и я полны его.
Сын Человеческий! Бог и человек в одном Христе! Он знает наши немощи, Он может учесть нашу слабость. О мои слушатели, знаете ли вы, что это такое (если употребить выражение шотландских богословов), когда вы так испытываетесь и изнемогаете под чувством греха, что вы вынуждены все время полагаться на Христа, Богочеловека? Как человек, который устал после тяжелого трудового дня,  человек, совершенно измученный тяжелым трудом и усталостью, бросается на кровать, растягивается там и спит, чтобы освежиться - так человек, который устал от греха, человек, который мучается  мыслью о своей порочности, человек, который устал от своих падений, все время бежит ко Христу и узнает могущественную тайну, о которой исповедующий мир ничего не знает: «Я могу сделать все через Христа, который укрепляет меня» (Фил.4.13 KJV). Это секрет, что знает только верующий, которого Он  укрепляет, и вы помните другой отрывок из Иоан. 15: «Без Меня вы ничего не можете сделать».
2. Но у нас есть и другая истина, вытекающая из текста, который передо мной: "Сын Человеческий пришел". Как дивна эта весть! Предположим, вы, лондонцы, никогда раньше не слышали Евангелия. Предположим, вы собрались сегодня вечером здесь, на улице Спайсер, впервые в своей жизни, чтобы услышать слова, которые я сейчас проповедую перед вами относительно Второго Лица в Божестве. Верите ли вы в Бога? Верите ли вы в Троицу?  Я смотрю на эту массу людей, я не хочу быть нечестивым, я бы не превратил кафедру в место суда, но вы уверены, что все вы верите в Троицу? Верите ли вы в потрясающий факт, который ничто, кроме благодати, не может вбить в ваши сердца, что Вторым Лицом в Божестве был Богочеловек? Верите ли вы и способны ли повторить это вслед за моим братом за тем же столом, или вы сказали это только потому, что попугая можно научить болтать в его клетке те же слова?
"Сын Человеческий!" Теперь я хочу, чтобы вы поняли всю важность слов, о которых я проповедую. Всего три слова: Сын Человеческий пришел. Вы верите в это? Могу ли я повторить вам еще несколько текстов, подтверждающих то, что я проповедую? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Вы верите в это? И снова: "Истинно и всякого признания достойно, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, из которых я главный» (1 Тим.1.15). Вы верите, что Он пришел в мир? Вы верите, что по милости и любви Он пришел искать и спасти то, что было потеряно? Верите ли вы еще одному великому слову апостола Иоанна: «Если кто-нибудь согрешит, у нас будет Заступник пред Отцом, Иисус Христос, Праведник!» (1 Иоан.2.1 KJV). Я не могу представить себе ничего столь благословенного для Церкви во всех ее испытаниях, в ее упражнениях, в ее трудностях, во всех ее различных искушениях и крестах. Я не могу представить себе ничего столь благословенного, как факт, что у нас, Церкви, есть Заступник, но я с почтением заявляю вам, что этот Заступник был бы бесполезным, не более полезным для меня, чем любой из нас, сидящих здесь на скамейках, если бы Он не был Богом и человеком в одном Христе, если бы Божество и человечность в Нем не соединились, если бы это не был воплощенный Богочеловек, Иисус Христос, Сын Человеческий, пришедший во плоти, чтобы принять на Себя Божие возмездие против греха и "закончить дело, которое Бог дал Ему совершить" (Иоан.17.4 KJV), а затем умереть на кресте, чтобы воскреснуть, и воссесть по правую руку  Бога, чтобы восстановить такого негодяя как я, перед Своим Богом во славе! Знаем ли мы, что такое защитник в простом земном смысле? Знаете ли вы, каково это в любом важном процессе, в любом значимом уголовном деле для подследственного найти самого талантливого адвоката, которого он может нанять, чтобы представить свое дело перед судом присяжных? Мои слушатели, такое сравнение не помогает мне. Вполне естественно, что человек, обвиняемый в каком-то вопиющем преступлении, чья жизнь уже висит на волоске, должен попытаться избежать смертной казни, обратившись за помощью к самому талантливому защитнику. У вас и у меня есть Советник, Проситель, Тот, Кто никогда не прекращает Своего заступничества за Свою Церковь и Кто умоляет сейчас, когда я проповедую вам (если мой Учитель хочет сделать меня инструментом для любого из вас), чтобы я мог быть сделан посланниклм к вашим душам,  чтобы Бог мог через меня послать вам послание любви и милосердия, чтобы Он мог привести вас в Свой дом пира, и Его знамя над вами будет любовью (Песнь 2.4)! Мы знаем, что Он пришел и пришел с особой целью, и мы знаем, что Он ушел после той замечательной и поразительной сделки, записанной в Евангелии, когда Он взял Свою младенческую Церковь на Свою любимую гору и благословил Своих учеников, чтобы отделиться от них и унестись на небеса, где Он теперь воссел по правую руку  Бога-Отца, чтобы просить за вас и меня, если мы Его люди, ходатайствовать о нашем деле перед Отцом Своим.
Но еще одно слово в тексте передо мной, которое я хочу подчеркнуть перед вами, чтобы быть всегда готовым, когда бы я ни занимал кафедру, атаковать арминианство! «Он пришел не для того, чтобы Ему служили». То есть Он не хочет никакой вашей помощи; все ваши дела здесь отсутствуют, вы ничего не можете сделать! В наши дни есть очень много спасения делами, очень много арминианства и свободной воли. Есть много тех - скажу со страхом Божиим - кто пытается сделать Христа лжецом. Но Он пришел не для того, чтобы Ему служили. Вы ничего не можете сделать для Него. Но что текст говорит дальше? "Но чтобы послужить". Зачем я пришел сюда сегодня вечером? Для чего мой брат, пекушийся о столах, время от времени попадает на эту кафедру? Разве это не служение Евангелия? Вы не должны служить мне, но я должен служить вам как инструмент!
Итак, Христос пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить. И это то, что имеет в виду апостол, когда говорит: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф.2.8). Мои слушатели, исповедующие люди наших дней, самые деловые, самые занятые в нашем 1859 году,  могут быть очень активными, очень ревностными, и все же все это гордость. Они ничего не могут сделать, они ничто, у них ничего нет, и вы не можете зависеть от этого. Ни одному человеку не может быть поручено занимать кафедру, если он не лишится сам себя. ибо старый добрый Берридж* говорит: «Человек ничего не знает о Христе, пока он не был там, где с него будут сняты все лохмотья", и до этого мы не сможем вместе с Топлэди**, другим верным служителем нашей Церкви, воспеть: "Ничего нет в моих руках, я просто цепляюсь за Твой крест".
Вы ничего не можете сделать для Бога, и каждый из вас будет проклят, если Он не сделает все для вас. «Благодатью вы спасены через веру, и это не от вас самих; это дар Божий». Знаете ли вы, что значит обрести благодать и чтить Бога, и верить во имя Отца, Сына и Святого Духа? Спрошу еще раз: вы верите в Троицу? Чувствуете ли вы силу того, что я искренне, хотя и слабо, стараюсь объяснить вам: сняты ли с вас лохмотья? Вы были очищены от самих себя? Знаете ли вы, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили? О, гордость многих исповедующих Евангелие людей! Они рады делать, как они полагают, что-то для Бога. Но вопрос в том, сделал ли Бог что-то для вас. В этом различие между протестантской церковью и папской. Если бы кардинал Уайзман*** стоял за этой кафедрой (будь это возможно), он бы заставил вас что-то делать. Я как протестантский служитель говорю вам, что вы ничего не можете сделать. Я говорю вам, что Бог будет выполнять Свою работу в вас, без какой-либо вашей помощи. «Все, что Отец дает Мне, придет ко Мне - говорит Христос, - и того, кто приходит ко Мне, Я  не изгоню вон». Различие между протестантизмом и папством заключается в том, что папье говорит, что грешник приходит к Богу, а протестантизм говорит, что Бог приходит ко грешнику. Папист говорит, что грешник приходит к Богу за жизнью; протестант заявляет, что Бог пришел к нему с жизнью. Обратимся к 1 Цар.14: И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду". Вы уловили, о чем я? Настало ли у вас просветление в глазах? Вы когда-нибудь пробовали мед, который попробовал Ионатан, и он открыл вам глаза? Позвольте мне убедить вас перечитать две проповеди, которые были у нас у стола, по 1 Цар.14 и Евр.7, прежде чем вы пойдете спать. Вы сможете также прочитать мою проповедь потом. Но я должен спешить.
"Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Он послужил", чтобы совершить спасение и заслужить его для достойных только ада грешников. Кто может послать служителя проповедовать Евангелие? Я твердо придерживаюсь устава Церкви Англии, я ценю ее устройство, но сила и власть поставить служителя - от Бога. Только Он, Творец мира, может заставить человека проповедовать Евангелие. Я читаю в письменном слове «Святой Дух сказал: отделите Мне Варнаву и Савла, на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13.2). И если Святой Дух не посылает человека проповедовать Евангелие, он может проповедовать до тех пор, пока его язык не отвалится, но он никогда не станет благословением для своих братьев. Благодать побуждает человека проповедовать, и благодать заставляет человека слышать. Благодать ставит нас за кафедру, и та же благодать открывает ваши уши в этих скамьях, чтобы вы получили послание любви и милости, которое мы провозглашаем. Август Топлэди, проповедуя в своей церкви в Бродхембери, где у него было так мало людей, готовых слушать его, когда его сердце упало в отчаянии при виде пустых скамей, сказал (по крайней мере, так передают): "Мне не следует отчаиваться, потому что никогда не было случая, чтобы служитель, посланный Святым Духом, проповедовал Евангелие, будь пред ним многолюдная церковь или только полдюжины людей в какой-то уединенной деревушке, чтобы его не слушали ангелы, а также святая и вечная Троица, Отец, Сын и Дух, говорящий устами смертного человека". И я так же твердо уверен, что если я стою за этой кафедрой,  если я проповедую вам правду и о если Бог хочет благословить хотя бы одного мужчину или женщину в этом доме молитвы, то Дух Святой говорит от меня вам, по этому тексту, о котором я говорю вам сегодня, моим языком сегодня вечером; и что Он сейчас служит вам словом, которое я проповедую.
3. Теперь я перехожу к последней части текста передо мной. Что Он дал Своей церкви? Свою жизнь. Слышите ли вы меня? Никто не забирал у Него жизнь. Помните ли вы потрясающий стих в Деяниях: "По явному совету и предвидению Божию вы взяли, руками нечестивых распяли и убили" (Деян.2.23 KJV). Было предвидение Богом смерти Его собственного Сына. Он отдал «Свою жизнь», как я цитировал ранее: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Арминиане и все еретики нашего времени, и все племя волюнтаристов призывают своих слушателей покаяться, молиться и верить, делать то, делать другое, но у нас нет возможностей делать все это.  Как сказал д-р Хокер****, "Божий закон несоблюдаем". Когда Бог призывает человека покаяться, Он Сам делает его готовым. Но арминианам это не нравится. Мне как англиканину радостно осозн авать, что одна из наших статей подрывает доктрину свободной воли. Мои слушатели, разве это не поразительный факт, что Христос пришёл, чтобы Он Сам мог послужить? Он "принял образ раба" и стал послушным до смерти, даже до смерти на кресте (Фил.2.7-8), и также стал прибежищем, убежищем и оплотом Его Церкви. Он отдал Свою жизнь как выкуп за многих. За что Он отдал Свою жизнь?  За спасение от смерти! Как Харт***** в одном из своих гимнов поет: «Искуплен кровью Иисуса, искуплен». Какой великий аргумент использовал апостол Павел в церкви в Коринфе? «Вы куплены дорогой ценой, поэтому прославляйте Бога в вашем теле и в вашем духе, которые являются Божьими" (1 Кор.6.20 KJV). Я не сомневаюсь, что многие говорят о моем брате у стола, как и обо мне, что он антиномист. Именно это обвинение выдвинуто против меня в моем собственном приходе в Уинчелси. Но мои слушатели, хотя я настаиваю на том, что человек ничего не может сделать, чтобы спасти свою душу; хотя я настаиваю на этом, что спасение - это целиком благодать без каких-либо дел, но я должен увещевать народ Божий быть ревностным к добрым делам, хотя и не зависеть от них. Нет заслуг в творении, нет заслуг ни в каких делах, и тем не менее, всякий раз, когда Христос овладевает человеческим сердцем, возникает желание повиноваться Богу, и это будет проверкой ученичества, что всякий раз, когда мы терпим неудачу в моральном поведении, наши сердца охватывает стыд за себя, как пишет Кент: "Хотя он чувствует себя испорченным, и все же он во Христе спасенный грешник. Это признак жизни внутри - стонать под силой греха".
"Он отдал Свою жизнь за выкуп за многих!" - но не для всех. Вы цените меня как верного проповедника? Тогда слушайте слово, не мое, но Божье. Как Кент говорит в одном из своих гимнов: "Есть время, известное Богу, когда все овцы, искупленные Его Кровью, оставят ненавистные пути греха и обратятся к Нему". Некоторые люди не могут доверять Богу! Некоторые люди настолько заражены арминианством, что не могут доверять Ему. Но что говорит это слово? «Мои овцы слышат Мой голос, и Я знаю их, и они следуют за Мной, и Я даю им вечную жизнь, и они никогда не погибнут, и никто не вырвет их из руки Моей» (Иоан.10.27-28 KJV). Мой Отец, Который дал им Меня, больше всех, и никто не может вырвать их из руки моего Отца; Я и мой Отец - одно» (Иоан.10.29-30 KJV). Теперь отметьте слова: «Он отдал Свою жизнь как выкуп за многих!». Отдал Свою жизнь! "И когда буду вознесен, всех привлеку к Себе" (Иоан.12.32). Не вообще всех людей: эту фразу по-гречески так не говорят. "Привлеку всех" - значит всю Мою церковь, всех Моих избранных, всех Моих искупленных людей, всех мужчин и женщин, за которых Я умер на кресте, всех, ради которых Я отдал Свою жизнь. Вспомните эту любовь! Я помню, несколько лет назад, когда я проповедовал в этой церкви св. Августина, (когда это было у мистера Шутта) мы пели этот сладкий гимн: "Каждый человек может погубить себя". Муж любит свою жену; жена любит своего мужа; мать любит своего ребенка, ребенок инстинктивно цепляется за грудь своей матери, и тем не менее эта любовь может охладеть; но ничто не может разрушить любовь Божию. "Многие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее". "Бездна любви непостижима, и серафимы не достигают ее. Преклоняясь у Твоих ног, мы чтим Твою любовь к людям" (Кент). 
«Он отдал Свою жизнь в выкуп за многих». Мои слушатели, только один раз в месяц я проповедую перед вами в Лондоне. Я полагаю, что я обращаюсь ко всякого рода людям. Я обращаюсь к богатым и бедным, ко людям всех занятий и профессий, к тем, кто буквально одержим своим делом. И позвольте мне спросить: среди спешки и беспокойства о бизнесе и торговле, среди суеты лондонской жизни и лондонских профессий, размышляете ли вы когда-нибудь (в этом нет арминианства), отводите ли хотя бы несколько торжественных минут тому, чтобы осмыслить за своим прилавком или в счетной конторе тот удивительный факт, что Богочеловек "отдал Свою жизнь как выкуп за многих", и вы когда-нибудь спрашивали, отдал ли Он эту жизнь за вас? Это то, что я давно хочу знать. В большинстве случаев это вызывает тревожную мысль: люблю я Господа или нет? Я принадлежу Ему или нет? Если вы способны осмыслить  это всерьез, вы в безопасности навсегда. Как говорит Топлэди: "Прославленные духи на небесах более счастливы, но не более безопасны".
"Он отдал Свою жизнь как выкуп за многих".«Я спасу их от могилы и спасу от смерти". О, мои слушатели, позвольте мне поговорить со старыми солдатами Креста. Знаете ли вы, что это такое, чтобы немного насладиться любовью Евангелия? Выйти на зеленые пастбища, где Бог проявляет Свое присутствие и Свою любовь к вам? И чувствуете ли вы ощутимо страдания, и неприятности, и беспокойство, и изнуряющее желание снова попасть в Египет? Помните, очень легко иметь евангельскую голову, но есть ли у вас сокрушенное сердце? Обладать законническим духом очень легко, но изобразился ли в вас Христос как надежда славы (Кол.1.27)? Один мой дорогой друг говорит об опытной проповеди: «Вы находите, что в опыте церковь движется очень медленно?". Но позвольте мне спросить: «Вы растете в благодати? Растет ли ваше знание Бога? Чувствуете ли вы, что знаете обетование Евангелия: Я жив, и вы будете жить?" (Иоан.14.19). Это был упрек Господа всем людям в Евангелии: «Марфа, Марфа, ты заботлива и обеспокоена многими вещами, но только одно необходимо, и Мария выбрала тот благой удел, который не может быть отнят у нее" (Лк.10.41-42 KJV).
 Посмотрим теперь на этот текст в целом. "Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Он послужил и отдал жизнь Свою за искупление многих". Это, на мой взгляд, уничтожает все арминианство! Это разрушает все силы твари и все ее заслуги  и говорит слушающей, ожидающей церкви Божьей, что она не должна сама служить, что она не может помочь себе ни чем. "Слабая, она боится ужасного шума битвы, и все же она более чем победительница сатаны, ада и греха".
Дорогие деловые люди, послушайте меня и поймите то, что я говорю честно: есть только одно, что действительно нужно! На днях мы читали в газете о благородном маркизе в Ирландии, который с крепким здоровьем с утра выехал из своей конюшни, чтобы отправиться на охоту на лисиц (этот факт можно использовать в качестве иллюстрации с кафедры), и его любимые охотники отправились за ним. Его любимая лошадь просто споткнулась и упала. Это была не смелая езда; это был не отчаянный прыжок; его лошадь просто споткнулась о камень и упала, сбросив всадника, и он умер. Его привезли обратно домой к маркизе холодным трупом. И я спрашиваю вас: вы готовы умереть? Этот благородный лорд ушел. Он ушел, но мы с вами по-прежнему избавлены. Разве один из величайших государственных деятелей Англии покойный сэр Роберт Пил не встретил свою смерть точно так же, сброшенный споткнувшейся лошадью? Теперь я говорю многим людям, собравшимся на скамьях, в проходах и галереях, если кто-нибудь из вас упадет замертво, когда вы вернетесь домой сегодня вечером, вы готовы умереть? Пусть каждый задаст себе этот вопрос. "Пусть совесть не позволит вам медлить. Все, что от вас требуется - это почувствовать нужду в Нем".
Пусть Он подаст вам Своего Духа.  Это высойчайший стандарт. Вы теперь «уже не чужие и не пришельцы, а сограждане со святыми и домом Божиим?» Вы сейчас члены Божьей семьи? Стали ли вы на опыте одним из граждан Божьих? Поставлены ли вы на основании апостолов и пророков, где «Сам Иисус Христос является главным краеугольным камнем» (Еф.2.19-20)?  О, тот славный Богочеловек, о котором я сейчас проповедую, Тот, Кто "отдал Свою жизнь за выкуп за многих"; Тот, кто пришел служить своему народу и спасти и искупить их всех и каждого из него от греха, смерти и ада, пусть Он теперь благословит этот текст, раскроет его на опыте для ваших душ более могущественно, чем могу сделать я, и пусть он назидает и утешает, и укрепляет ваши души до самой сокровенной глубины, и пусть Ему будет вся слава. "Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Он послужил и отдал жизнь Свою за искупление многих".
Да благословит Бог Евангелие, ради Иисуса Христа. Аминь.

* Джон Берридж (1716-1793) - англиканский богослов, близкий к раннему ривайвелизму (Лесли Стивен неверно называл его вместе с Топлэди "полуметодистом": Stephen L. History of English Thought in the Eighteenth Century. Cambridge,2011. P.432). Оказал заметное влияние на викторианскую духовность, включая гиперкальвинизм. Источник цитаты, основанной на Ис.64.6, неясен (нам не удалось найти ее в базовом лондонском издании 1838 г.), тем не менее в другом месте Берридж говорит о "нашей грязной душе, которая обнажена пред Иисусом" (Works. L.,1838. Р.219)   
** Огастас Монтэгю Топлэди (1740-1778) - выдающийся английский богослов и поэт, священник Церкви Англии, радикальный кальвинист, непримиримый противник уэслианства. Приведенная цитата, относящаяся к последним годам служения Топлэди викарием в селе Бродхембери в Девоншире, при всей ее красоте, видимо, все же апокрифична.
***  Николас Уайзман (1802-1865) - лидер английских католиков ранневикторианской эпохи, кардинал (с 1850).
**** Роберт Хокер (1753-1827) - выдающийся англиканский богослов, близкий к гиперкальвинизму. Источник выражения не вполне  ясен, хотя оно вполне укладывается в мышление Хокера ; оно часто используется у реформатов XIX - XX вв. (см., напр.: Murray J. Waiting of God. N.Y.,1905. P.30)
*****Джозеф Харт (1712-1768) - крупнейший английский гимнограф, чье творчество пользовалось особой популярностью у строгих баптистов и  гиперкальвинистов.
****** Джон Кент (1766-1843) - видный английский поэт и гимнограф. Родом из Девоншира, был корабельным плотником без систематического образования. Автор 264 гимнов, простых по языку и строго кальвинистских по содержанию. Публиковался с 1799 г., посмертно получил значительную популярность, особенно с 1860-х гг. благодаря включению части его текстов в песенники в общине Сперджена и в широко известный сборник Снеппа "Песни благодати и славы" (1872)

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn