Джек Уэзерфорд. Чингис-хан и рождение современного

Михаил Кречмар
Ну, начав читать про величайших человекоубивцев истории, я не мог не ткнуться в Чингис-хана.

С одной стороны - Чингис-хан нам, детям конца 1960-х - как родной. Родители на сданную макулатуру покупали трилогию Владимира Яна "Чингис-хан", "Батый", "К последнему морю". Уже тогда я обращал внимание на странный диссонанс наших настроений - татары вызывали яростное негодование, когда воевали с русскими; и бурное одобрение когда мочили всех остальных. Видимо, это общечеловеческое, ага.

Но факт оставался фактом - Маркс и Энгельс в средней питерской рабочей квартире на полках не стояли. А  Ян с его "Чингисханом" - вполне.

И казалось мне, что про этого Чингис-хана я знаю довольно до фига. Ибо и Гумилёв (массового заражения которым я не избежал в конце восьмидесятых), и Всемирная история, и много-много-много чего.

Но то ли позабылось со временем, то ли я реально особо ничего не знал, но почитать Уэзерфорда было куда как полезно.

Что из ключевого отметилось. Чингис, как и большинство мировых азиатских завоевателей, за глобальные дела принялся в довольно-таки преклонном возрасте. Я вот начал подумывать, а откуда у меня этот стереотип "завоеватель как юный полубог"?

Конечно же, Искандер Двурогий, и пара-тройка великих римлян. И Ганнибал до кучи.

В случае с Чингис-ханом  я, видимо, как-то неправильно понял посыл Гумилёва, что всё началось с похищения Бортэ. Ррраз - и вокруг будущего кагана встали десять тысяч людей "длинной воли". Но перечитывать я не буду, уж точно.

Воевал Чингис-хан со всей Степью долго, не всегда успешно, вдумчиво, но всегда не забывал сказать побеждённому "добро пожаловать в семью". Видимо, был до окуения обучаем. Попёрло-то ему не просто когда он собрал неищислимые полчища (и, кстати, в книге размеры этих полчищ отнюдь не неищислимые - два тумена здесь, три тумена там, марш разными дорогами и схождение у цели нападения). А когда он, падла, научился у китайцев машинам.

Это ведь Герцен сказал - "Чингис-хан с телеграфом хуже Чингис-хана без телеграфа"? Так вот так оно у Чингис-хана и случилось. Только был он без стенобитных и метательных машин, а стал - с ними.

А в управление он, видимо, всегда умел. В управление и логистику, да.

И, здесь вернусь к Сибирской истории и сегодняшней лекции - занятно, что спустя 400 лет эти полимеры потомки Чингис-хана успешно и наглухо про@бали. Остроги русских на юге Сибири практически не брались (как они практически не брались и по всей территории завоевания). Так что и у нас ещё всё впереди с квантовой физикой, генетикой и космонавтикой.

Надо сказать, что помер он, сука, исключительно вовремя - только-только монголы вышли за пределы местного оперативного простора Монголии и прилегающих территорий. Иначе б он вообще хрен знает чего наворотил. У его потомков, похоже, не было и сотой доли этой его обучаемости, которая стоила всех полководческих талантов всех чингизидов вместе взятых.

Из недостатков книги отмечу только некоторую панегиричность - ну, специалисту по сабжу это вполне простительно. И да, тоже лапками автор везде ходил-ездил, смотрел-думал - видимо, всё-таки, необходимейшее для историка.