Ученик с феноменальной памятью

Владимир Юденко
   Майя Павловна была строгой и справедливой учительницей, а потому ей было доверено и классное руководство нашим десятым А. Преподавала она английский язык настолько хорошо, что некоторые её ученицы пошли по её стопам, поступив на факультеты иностранных вузов. Она была к тому же молода и красива.
   Но мне она запомнилась несколько с иной стороны. Я был щуплым учеником совсем небольшого роста (самым меньшим в классе - ростом всего 155 см.). Но это не мешало мне хорошо успевать по всем предметам кроме английского. Не спасала и хорошая память, поскольку её уроки - сплошная импровизация, а не повторение пройденного.

   И вот подошло время выпускных экзаменов. Нам всем повезло отучиться десять лет,
а следующие за нами - будут сидеть за партами уже одиннадцать! Сейчас принято обучаться уже по двенадцать лет!! Подскажу Министерству Образования адекватную идею: увеличить срок обучения в школах ещё всего на один годик, и проблема демографии будет решена - рожать начнут даже под партами...

   В свои шестнадцать - я был полон оптимизма и светлых надежд.
   Поскольку считал себя очень начитанным подростком, то и подход к экзаменам организовал строго по научной методике. Прежде чем сдавать следующий предмет - полностью разгружал свой мозг от предыдущего. И делал это весьма оригинально: после сдачи очередного экзамена отправлялся на следующий день на спортивную рыбалку со спиннингом. Благо - была своя лодка и речка Десна. Таким образом на подготовку к сдаче экзамена по следующей дисциплине у меня оставалось всегда не три, а всего два дня. И тут сделал интересное открытие: что делал в школе целых десять лет, если хватало всего двух дней выучить любой предмет? Английский язык при этом не стал исключением. Однажды меня поздравил с успехом мой одноклассник Юрий Мелехов, но не с очередной отличной оценкой (как я думал), а с тем, что я выловил за это время четырнадцать щук. Ничего удивительного, тысячелетний город насчитывал в то время всего десять тысяч жителей. Практически все знали друг друга в лицо.

   Произошло описываемое событие в Трубчевской средней школе №1 имени Владимира Ильича Ленина в 1963 году при сдаче устного экзамена по английскому языку. Требовалось: прочитать и перевести отрывок текста, а затем пересказать информацию на заданную тему. На свой билет я ответил так, что преподавательница автоматически ответила: "Отлично". Но тут же в её прекрасных глазах забегали разноцветные искорки, а грудь в глубоком декольте захотела выпрыгнуть за пределы дозволенного. "Тяните второй билет" - произнесла она странным голосом, не предвещающим ничего хорошего. Наверное подумала, что я воспользовался шпаргалкой.
На следующий билет ответ прозвучал тут же, без всякой подготовки и не менее убедительно.
   Дальнейшее повергло меня в шок. Майья Павловна, забыв где она находится и с какой благой целью, схватила меня, как паршивого котёнка за воротник, и поволокла по длинному школьному коридору второго этажа в кабинет директора. В её руке (гнев придаёт человеку огромную силу) было столько энергии, что мои ноги не доставали до пола, хотя женщина была ростом даже чуть менее среднего.
   Её цепкие пальцы с трудом разжались только перед невозмутимым, но одновременно и вопрошающим взглядом директора. "Вот издевался надо мной целый год!" - Выдохнула преподавательница. Сидящий за массивным столом человек маленького роста был весьма прагматичен. "Какая у него годовая оценка?" - Спросил он - "Вот и ставьте среднюю отметку ЧЕТЫРЕ". Я был просто счастлив, единственная "четвёрка" на фоне "пятёрок" меня вполне устраивала. Хотя какой-то внутренний голос подсказывал: две пятёрки - это десять, плюс три получается тринадцать, а средняя - чуть  даже выше четвёрки.

   На фото: перед деловой встречей в МФТИ в должности президента Клуба интеллектуалов.
                К этому времени мой рост увеличился на целых семнадцать сантиметров.
                Не Майя ли Павловна дала толчок моему позвоночнику в нужном направлении?