Агрессивность подростков

Михаил Поротников
Есть такое понятие в уголовном процессе как «подследственность». Нормами этого института регулируются отношения, по поводу предварительного расследования уголовных дел.
Один из видов подследственности - персональная - определяется субъектом совершенного преступления (несовершеннолетние, военнослужащие, работники правоохранительных или других государственных органов)
Когда я начал работать в следственных органах внутренних дел, в статью 126 УПРСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми все уголовные дела, совершенные несовершеннолетними, были отнесены к нашей подследственности.
Скажем, если убийство совершено взрослым, это подследственность прокуратуры, а если это же преступление совершено несовершеннолетними, то это уже подследственность следствия органов внутренних дел.
С этим мне пришлось на первых же порах столкнуться. Как-то раз на Амурском бульваре несовершеннолетний возле гастронома в районе ДК Профсоюзов вырвал у деда бутылку водки и стал убегать. Но его быстро задержали и доставили ко мне как дежурному следователю. Я только начинал в то время работать. Выслушал свидетелей и потерпевшего. Бутылка водки как вещественное доказательство у меня.
Состав преступления ясен - разбой, то есть открытое хищение чужого имущества. И я ничего умнее не придумал как в порядке статьи 122 УПК РСФСР задержал его в изолятор временного содержания. На следующий день, когда о моих подвигах стало известно полковнику Власенко Николаю Ивановичу – начальнику Следственного управления УВД края, он устроил разнос начальнику следствия РОВД Люстернику Борису Шоломовичу. Тот по цепочке – мне.
Я сначала воспринял это как несправедливость в отношении меня, но вскоре мне мозги на место поставил сам Власенко на совещании следователей в райкоме партии Центрального района.
- Как ты мог за бутылку водки задержать в ИВС несовершеннолетнего?
- Но я же прав. Это же тяжкое преступление – разбой.
- Формально разбой. Я согласен. Но задерживать за бутылку водки и тем более несовершеннолетнего нельзя. Учи УПК, там все ситуации описаны и даны алгоритмы решений. Есть из чего выбирать.
В этом плане необходимо сказать еще о прокуроре Лалетине Александре Иннокентьевиче.
Когда я ему доложил, что мне по делу нужно ехать в Иркутск и решать вопрос об освобождении из колонии  осужденного несовершеннолетнего Маркелова, но ведь это же удар по следователю и оперу, которые этим делом занимались, задержали подростка.
Александр Иннокентьевич на это  вполне логично ответил: «Мой юный друг, представь, что на месте Маркелова твой родственник, и все станет на свои места».
Кстати, потом мне пришлось обеих фигурантов фотографировать и сравнительную фототаблицу помещать в дело, чтобы было понятно, почему произошла ошибка: два похожих друг на друга дегенерата одного возраста, проживавших поблизости друг от друга и входивших в одну группировку с улицы Кавказской.
Надо сказать, что подростки этого окружения были на первом суде и когда услыхали, что вменили Маркелову, сообщили родственникам, что это преступление совершил другой подросток. При проверке все это подтвердилось.
Когда я служил уже в краевом управлении, то дела по несовершеннолетним мы брали к производству только по наиболее тяжким преступлениям, в частности, по убийствам. Другие преступления несовершеннолетних райотделы расследовали сами.
Надо сказать, что во многих случаях несовершеннолетние ведут себя более агрессивно, чем взрослые. Вот некоторые ситуации, с которыми приходилось сталкиваться.
Примерно в 1995 году в Следственную часть УВД края, которой я в то время командовал, поступило дело по факту незаконного хранения стрелкового карабина Симонова (СКС), изъятого у несовершеннолетнего Николая Шкредова.
Когда карабин отстреляли, то по учетам пуле-гильзотеки  выяснилось, что из него убито 3 человека на дачах в районе «Садовой», в районе «Малого аэропорта» и в районе «Приамурской».
По номеру карабина установили, что он на законных основаниях принадлежал директору  одной организации и был у него похищен.
Так как этот директор довольно часто бывал в различных командировках, оружие хранил в специально изготовленном сейфе в своей квартире. В одну из таких командировок Шкредов с друзьями, отследив, что в квартире длительное время никого нет, проникли в нее. Во время кражи имущества, драгоценностей и денег обнаружили сейф с оружием. Сделан он был довольно примитивно, и ничего не стоило взломать дверь. Забрали карабин и хранящиеся там же несколько пачек патронов.
Понятно, что боевое оружие для подростков – серьезное искушение, но то, как они решили его использовать, свидетельствовало об их психической неполноценности. Мы назначили и провели им судебно-психиатрическую экспертизу, которая установила, что они психически здоровы и подлежат уголовной ответственности.
Вначале они с оружием выехали на дачи в районе «Садовой»,  где выследили и застрелили одного из дачников. Через несколько дней такую же «охоту» устроили на дачах в районе «Малого аэропорта».
Еще спустя некоторое время, решили пострелять на дачах в районе Приамурской. Там уже каждый хотел пострелять и убить кого-либо. Спорили, кто стреляет первым и в кого именно.
Информация об убийствах распространилась. Оперативники были озадачены и шел целенаправленный поиск оружия. Таким образом вышли на Шкредова и его банду.
За небрежное хранение огнестрельного оружия, которое правомерно находилось у виновного (являлся собственником огнестрельного оружия или имел соответствующее разрешение на хранение, ношение огнестрельного оружия) существует уголовная ответственность.
Соответственно директор организации был привлечен к ответственности, хотя санкция в данном случае незначительна, несоразмерна причиненным последствиям.
Второе примечательное по жестокости убийство, это убийство девочки-кореянки в районе строительного объекта между базой КАФ и онкологическим центром. Несовершеннолетние с ближайших домов там, как сейчас говорят, «тусовались».
Лидер по возрасту был несколько старше других членов группы, среди которых были ребята и девчата возраста 14-15 лет. Мотив – стадное чувство и подчинение лидеру, который начал с того, что стал выяснять у этой девочки, почему ты материально лучше нас обеспечена, потом забрал некоторые дорогостоящие вещи (джинсы и прочее.) Потом заставил всех участвовать в ее убийстве. И никто не отказался. Потом сообща выкопали яму и закопали труп.
Были и еще убийства, совершенные подростками, но всех их отличала немотивированность и крайняя жестокость.