Евангелие от протоиерея

Владимир Микин
Когда живешь долго, то обстоятельства жизни, явления и события прошлого, - допустим полувековой давности - ты представляешь отчетливее, чем молодые, скажем, двадцатилетние люди и можешь сравнивать все это с тем, что происходит сейчас.

Это естественно: ты при этих обстоятельствах жил, а двадцатилетние - знают о них из рассказов старших, из книг и кинофильмов.

Простой пример: двадцатилетние воспринимают Интернет или нынешнюю систему образования как данность, и потому не очень представляют жизнь без этого замечательного изобретения Билла Гейтса или сдачу экзаменов не по системе ЕГЭ.

Когда я, разменявший уже девятый десяток, думаю обо всем этом, то, как ни странно, благодарю Бога (и Билла Гейтса, конечно), за то, что во времена моего детства и юности Интернета не было, и одновременно - говорю им огромное спасибо за то, что в двухтысячном году я смог освоить компьютер и активно пользоваться Интернетом.

Парадокс? Вовсе нет: в сороковые и пятидесятые годы прошлого века отсутствие Интернета позволило мне и моим сверстникам не сидеть часами за клавиатурой, а гармонично развиваться, увлеченно занимаясь спортом, читая классиков, проводя время в туристских походах в Подмосковье, в горах Урала и Кавказа.

 Что касается системы образования, то для мыслящих людей моего поколения непонятно, почему система воспитания и образования Антона Семеновича Макаренко не нашла никакого применения в современной России, зато его наследие активно используется и пропагандируется в Японии.

 А у нас высшим достижением стало ЕГЭ с его крестиками-ноликами в тестовых заданиях при полном забвении и отрицании всех достижений лучшей в мире системы образования, действовавшей во времена СССР.

На днях я прочел замечательную, полную недоумения и горечи статью на эту тему протоиерея Игоря Рябко, имеющего три диплома о высшем педагогическом образовании. Вот что он в ней пишет:

"Я уверен, что сегодня главная забота родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.

Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки.

Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.

Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков».

Честное слово, будь я премьер-министром нашей страны, я бы все силы приложил на то, чтобы место министра просвещения Васильевой, не способной за деревьями увидеть леса, поставить протоиерея Игоря Рябко.