Таинственный спутник ал-Хасана ал-Алкадари

Али Албанви
В работе дагестанского энциклопедиста Назира ад-Дургели (ум. 1935) упоминается южнодагестанский богослов ал-Хаджжи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Ад-Дургели отмечает, что «на сегодняшний день нет подробных сведений о его жизни, о дате его смерти», и в тоже время «имя Рамазана из сел. Штула пользуется большим почётом среди верующих Южного Дагестана». В сообщении отмечается также, что ал-Хаджжи-Рамазан аш-Штули имел довольно большую библиотеку, которая в 70-х гг. XX в. находилась у внука владельца Мухаммад-Шафи, жившего в сел. Ашакенте (Ашар) Курахского района Дагестана.

Кроме того, нам ещё известно, что во время посещения мазара (гробница) суфийского шайха Махмуда ал-Алмали (ум. 1877) в г. Астрахань, ал-Хасана ал-Алкадари (ум. 1910) сопровождал его «товарищ и подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули». Будучи в ссылке ал-Хасан ал-Алкадари пишет, что «из переписки с подобными нам сосланными из Дагестана в Россию по обвинению в участии в восстании и по другим причинам мы узнали, что в г. Саратове находился служитель (мечети) хаджи Рамадан из Штула вместе с семьей».

До нас также дошли письма, позже, написанные ал-Хаджжи Рамазаном аш-Штули из ссылки богослову ал-Хаджжи Мир-Мухаммаду ал-Астал ал-Авсат (из сел. Орта-Стал, ныне Сулейман-Стальского p-она) и Хабибуллах-Эфенди (датированные 1298/1881 г.). Кроме того, до нас дошло сочинение «ал-Фарида арба ’а хамсуна фарида» переписанное «14 шавваля 1295/11 октября 1878 г. ал-Хаджжи Рамадан (Рамазан), сын Хайир-бека аш-Штули». Автор упомянутого сочинения к сожалению, не известен. Сочинение содержит 54 предписания (фарида). Вопросы правил поведения, этики отдельные разделы посвящены предписаниям ношения одежды, очищению от нечистот, осквернения, об умеренности, о еде, упованию на Аллаха).

К данному тексту сочинения прилагалось несколько приложений, писем: 1. Письмо ал-Хаджжи Рамазана аш-Штули — к «солнцу областей Дагестана»; 2. Письмо ар-Рамадана Кади ал-Бутри (из сел. Бутри, ныне Акушинского p-она) к ал-Хаджжи Рамадану аш-Штули.

Таким образом, суммируя всю имеющую информацию поведём промежуточные итоги: 1) богослов ал-Хаджжи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани после восстания 1877 года был еще на свободе (в Дагестане), что подтверждается совместной с ал-Хасаном ал-Алкадари поездкой на мазар шайха Махмуда ал-Алмали; 2) до нас также дошло переписанное сочинение ал-Хаджжи Рамазана «ал-Фарида арба ’а хамсуна фарида» датированное 11 октября 1878 года; 3) до нас дошли письма, написанные ал-Хаджжи Рамазаном аш-Штули из ссылки богословам ал-Хаджжи Мир-Мухаммаду ал-Астал ал-Авсат (из сел. Орта-Стал, ныне Сулейман-Стальского p-она) и Хабибуллах-Эфенди, датированные 1881 годом. И так, получается богослов ал-Хаджжи-Рамазан аш-Штули был арестован и мог быть выслан за пределы Дагестана предположительно только в период с 11.10.1878 г. — 1881 год.

Между тем, в «Мавзолее Рамазана из Штула» (см. фото) в сел. Ашакент (входит в сельского поселение Сельсовет «Штульский» Курахского района) находится святыня, куда на поклонение ежегодно приходят сотни верующих. Три надмогильные плиты внутри мавзолея датированы: «шайх паломник обоих храмов мулла Хасан-Эфенди б. Хамзат-бек аш-Штули», 1912 г.; «Фатимат, дочь Махди (?) — бека», 1912–13 г.; «Хаджи-Эфенди б. Хаджи Рамазан-Буба (...) на чужбине», 1390/1970–71.
Нас интересует прежде всего личность богослова ал-Хаджжи-Эфенди б. ал-Хаджжи Рамазан-Буба аш-Штули (ум. 1970/71) «умерший на чужбине». Судя по имени ал-Хаджжи-Эфенди был также богословом, побывавшим в ал-хаджже (паломничество), и он являлся сыном некого «ал-Хаджжи Рамазан-Буба аш-Штули». Возможно здесь речь идёт именно о шайхе ал-Хаджжи Рамазан б. Хайир-бек аш-Штули, находившегося в ссылке, и получившего в связи с этим нисбу «ад-Дагистани» т. е. «из Дагестана», «Дагестанский».

Известно также, что ал-Хаджжи Рамазан б. Хайир-бек имел внука по имени Мухаммад-Шафи (Магомед-Шафи или Магомед-Шапи) из сел. Ашакент и у которого хранилась библиотека деда. Нам также известно, что вместе с казнённым шайхом ал-Хаджжи-Мухаммадом аш-Штули в 1930 году, в ходе антисоветского восстания, был отправлен на десять лет ссылки, его сын Магомед-Шапи. Можно допустить что здесь речь идёт об одних и тех лицах. Следовательно, ал-Хаджжи-Мухаммад аш-Штули (ум. 1930) мог быть одним из сыновей ссыльного богослова ал-Хаджжи Рамазана б. Хайир-бека. В свою очередь существовании у ал-Хаджжи Рамазана аш-Штули нескольких сыновей подтверждает ал-Хасан ал-Алкадари, в частности он посвящает «сыновьям Хаджи Рамазана Штульского» касыду.

В тоже время, в публикации современного дагестанского исследователя И.Х. Сулаева также есть упоминание Хаджи-Рамазана Штульского: «общины муридов шайха Хаджи-Рамазана Штульского после его расстрела в 1930 г. в Курахском и Сулейман-Стальском районах насчитывали 415 человек. Одну из них в Курахском районе возглавлял старший мурид Сейфулла Рамазанов. Другую общину из 45 мюридов-мужчин возглавлял 58-летний старший мурид Хаджи-Курбан Салихов из селения Цнал Хивского района. Согласно сводкам Дагестанского совета воинствующих безбожников, в начале 30-х гг. в Курахском районе объявилось несколько шайхов, влияние которых распространялось на аулы Курах, Штул, Ашакент, Кочхюр Курахского района, Хутхул, Рича Агульского района. Их имена в документах не упоминаются». Возможно здесь автор имел в виду именно шайха ал-Хаджжи-Мухаммада аш-Штули (Рамазанова) расстрелянного в 1930 году.




Автор: ‘Али Албанви



На фото: Мавзолей Рамазана из сел. Штула. Источник: Мавзолей шейха Гаджи Рамазана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9tPbvY, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.06.2019). — Яз. рус.



ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АЛКАДАРИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Алкадар (ныне С.-Стальский р-он, Южный Дагестан).

АЛ-АЛКАДАРИ, МИРЗА АЛ-ХАСАН ИБН ‘АБД АЛЛАХ (1834–1910) — крупнейший учёный-историк, поэт, просветитель дореволюционного Дагестана, исламский правовед. Пользовался псевдонимом «ал-Мамнун» («Облагодетельствованный»). Родился в сел. Алкадар Касумкентского района (ныне С.-Стальский район Дагестана). Энциклопедист Назир ад-Дургели (ум. 1935) пишет, что во время отбывания своей ссылки в г. Астрахани (Хадж-Тархан) ал-Хасан ал-Алкадари посетил мазар шайха Махмуда, и мазар шайха, известного как Шайх (аз-заман, букв. «времени»). С ним был в это время и его товарищ, подвижник Хаджи-Рамазан аш-Штули ад-Дагистани. Знаменитое историческое сочинение ученого ал-Хасана ал-Алкадари «Следы прошлого Дагестана» («Китаб-и Асари Да;ыстан». Баку, 1903 г. 225 с.), написанное автором в 1891–1892 годах на азербайджанском языке, увидело свет в 1-й Бакинской типографии «Ширк;т» [Азербайджанская книга, 1963, с. 43; Историко-литературное, 1988], благодаря спонсорской поддержке азербайджанского миллионера З. Тагиева. Имел дочь по имени Абидат (1877–1923).

АД-ДАГИСТАНИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из Дагестана.

АЛ-АСТАЛИ АЛ-АВСАТ, АЛ-ХАДЖЖИ МИР-МУХАММАД — южнодагестанский богослов, адресат письма ал-Хаджжи Рамазана аш-Штули. Был родом из сел. Орта-Стал (лезг. Кьулан-СтIал), ныне Сулейман-Стальского p-она.

АШ-ШТУЛИ, АШ-ШУ‘А‘И, ШТУЛЬСКИЙ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Штул (ныне Курахский р-он, Южный Дагестан).

АШ-ШТУЛИ, МАЛЛА АЛ-ХАДЖЖИ АЛ-ХАСАН-ЭФЕНДИ Б. ХАМЗАТ-БЕК (ум. 1912) — южнодагестанский богослов из сел. Штул. Похоронен в «Мавзолее Рамазана из Штула» в сел. Ашакент (входит в сельского поселение Сельсовет «Штульский»).

АШ-ШТУЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ МУХАММАД-ЭФЕНДИ (МАГОМЕД РАМАЗАНОВ) Б. АЛ-ХАДЖЖИ РАМАЗАН (1855–1930) — крупный религиозный деятель Южного Дагестана, организатор крупного восстания 1930 года в Южном Дагестане против советской власти. В 1929 году привлекался органами, после двух месяцев содержания под стражей освобождён. Владел собственностью в сёлах Штуле, Касумкенте и Ю. Стале — три дома, сады, пятьдесят голов скота и т. д., семья — три жены, семь детей. Имел высшее религиозное образование, часто бывал в городах Махачкала и Баку. Был схвачен и осуждён. Шайх Штульский постановлением заседания тройки при полномочном представителе ОГПУ СКК И ДАССР от 29 ноября 1930 года за организацию вооружённого восстания с целью свержения советской власти ст. 58/2 приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. В числе приговорённых к расстрелу были также И. Майсумов, А.В. Магомедов, Н. Айдемир-оглы, М. Загир-оглы, А. Кафланов и другие, всего десять человек. Старший сын шайха Штульского Магомед-Шапи был приговорён к десяти годам лишения свободы. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессии, имевших место в период 30-х — 40-х и начала 50-х все участники выступления во главе с шайхом Штульским постановлением Верховного суда ДАССР от 30 мая 1989 года реабилитированы.

АШ-ШТУЛИ, МУХАММАД-ШАФИ Б. АЛ-ХАДЖЖИ МУХАММАД-ЭФЕНДИ — активный участник крупного антисоветского восстания 1930 года в Южном Дагестане. Был репрессирован, отправлен в колонию на 10 лет. Сын казнённого богослова ал-Хаджжи Мухаммад-Эфенди аш-Штули (ум. 1930). Предположительно внук репрессированного богослова ал-Хаджжи Рамадана (Рамазан) б. Хайир-бек аш-Штули ад-Дагистани, у которого до последнего времени хранилась большая библиотека деда.

АШ-ШТУЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ РАМАДАН (РАМАЗАН) Б. ХАЙИР-БЕК АД-ДАГИСТАНИ — южнодагестанский богослов из сел. Штул (ныне Курахский р-он). Предположительно отец репрессированного богослова ал-Хаджжи Мухаммад-Эфенди аш-Штули (ум. 1930). О существовании у ал-Хаджжи Рамазана аш-Штули нескольких сыновей указывает историк ал-Хасан ал-Алкадари, в частности он посвящает «сыновьям Хаджи Рамазана Штульского» касыду.

АШ-ШТУЛИ, АЛ-ХАДЖЖИ-ЭФЕНДИ Б. АЛ-ХАДЖЖИ РАМАЗАН-БУБА (ум. 1970/71) — дагестанский богослов из сел. Штул. В «Мавзолеи Рамазана из Штула» в сел. Ашакент (входит в сельского поселение Сельсовет «Штульский») находится святыня, куда на поклонение приходят сотни верующих. Три надмогильные плиты внутри мавзолея датированы: «шайх паломник обоих храмов мулла Хасан-Эфенди б. Хамзат-бек аш-Штули», 1912 г.; «Фатимат, дочь Махди (?) — бека», 1912–13 г.; «Хаджи-Эфенди б. Хаджи Рамазан-Буба (...) на чужбине», 1390/1970–71. Предположительно второй сын репрессированного богослова ал-Хаджжи Рамадана (Рамазан) б. Хайир-бек аш-Штули ад-Дагистани.



ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


НИСБА (араб. — "отношение", "связь") — часть арабо-мусульманского имени, обозначающая генеалогическую, этническую, религиозную, политическую, социальную принадлежность человека, место его рождения или проживания и т. д. Обычно нисба имеет морфологический показатель — суффикс «и» (араб.) в конце (напр. ал-Бухари, ал-Мисри). Согласно традиционно устоявшемуся порядку, нисба ставится в самом конце имени, после куньи, алама, насаба и лакаба. Из-за воздействия французской системы паспортов и удостоверений личности нисба стала выступать в качестве фамилии. Полное многочленное имя использовалось лицами, занимавшими определённое общественное положение, а большинство обходились формулой имя + насаб, имя + мансаб, имя + нисба, имя + насаб + нисба и т. п.




ЛИТЕРАТУРА


1. Каталог арабских рукописей Научной библиотеки ДГУ. / Сост. А.Р. Шихсаидов (научный редактор и руководитель научно-исследовательской группы), X. А. Омаров, Д. X. Гаджиева, П.М. Алибекова. — Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2004. — 284 с.


2. Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных. Дагестанские учёные Х-ХХ вв. и их сочинения / Пер. с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. — М.: «Марджани», 2012. С. 141.

3.      Шихсаидов А.Р. Дагестанские святыни. Книга 3 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9u5O4C, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2019). — Яз. рус.

4. Омаров Х.А. Отрывок из «Диван ал-Мамнун» (эпизоды из моей жизни в ссылке) Алкадари // Вестник института ИАЭ. 2005. №4. С. 37.