Покаянные годы иеромонаха Никона. Сцена четвёртая

Дмитрий Немельштейн
Непогода. На берегу небольшой бухты, окружённой лесом, вытащенная на берег лодка.Неподалёку от неё – три человека: Никон, Софроний и помор Сысой – духовное чадо Никона.

С ы с о й
Поторопиться надобно нам, отче.
Неровен час, игумен, спохватясь,
Желанье заточить тя не отсрочит.

Н и к о н
То грех, уйти, со братьей не простясь?

С о ф р о н и й
Оставь об этом помышленье, Никон.
Тотчас повяжут, только объявись.
Елеазар разгневан, поелику
Он без тебя не чаял обойтись,
А ты ему пророчишь развенчанье:
Нарёк прилюдно скрягою, притом.
Размысли сам: уместно ли прощанье,
Грозящее неправедным судом?

Н и к о н
Воистину я был послушным сыном
Елеазару вплоть до той поры,
Когда он в самообольщенье мнимом,
Прибрав себе московские дары,
Переменил в единый миг нежданно
Обет – на те дары построить храм.
Скрыл серебро, уверив нас, что рано,
Не в пору ход давати тем дарам.

С о ф р о н и й
Да грех ли то? Он чует умягченье
Анахоретских правил, коль взведён
Здесь будет камен храм. Его раченье
О бдениях пустынных.

Н и к о н
Плачет он
О подвигах монашеских напрасно.
Любых пустынных подвигов венец –
Храм камен, возведённый своечасно…
Иначе пустынь нашу ждёт конец.

С о ф р о н и й
И всё же, Никон, ты бы повинился,
Гляди, как непогода занялась.
Покаялся пред аввой, замирился…
И столковались бы. А то вчерась…
Не знаю, как игумен непокорство
Твоё стерпел.

Н и к о н
Да полно, полно, брат!

С о ф р о н и й
К несчастию ведёт твоё упорство.

Н и к о н
Пред Богом я ни в чём не виноват.
Елеазар же, дав пред Богом слово,
Его нарушил. И меня грозит
Безвинно взять в тяжёлые оковы.

С о ф р о н и й
Коль повинишься, он тебя простит.

Н и к о н
Об этом помышлять, Софроний, поздно.
Но, думаю, что ты едва ли прав.
И даже, если б умолял я слёзно,
Поступит он, как требует устав.

С о ф р о н и й
Неровен час, перевернётся лодка…
Потопнете по этакой волне.

Н и к о н
К большой земле путь, знамо, не короткий…
Он и решит – лежит ли грех на мне.

Слышится треск валежника

С ы с о й (настороженно)
Шаги. Сюда идут… Не за тобой ли?

Н и к о н
Иди, Софроний. Ты, брат, нужен здесь.

С о ф р о н и й
Благослови. Мне нет сильнее боли,
Чем потерять тебя. Пришли мне весть…
А то, когда увижу, отче святый?

Н и к о н  (обнимает Софрония)
Прости, коль чем обидел.

С о ф р о н и й
И меня
Прости, и дай тебя расцеловати. (троекратно целуются)

Н и к о н (прочувствовано)
Пеня на мне!

С о ф р о н и й
Нет, то на мне пеня! (скрывается в чаще)

Из леса, тяжело дыша, выходит Елеазар. С ним один из монахов пу;стыни

Е л е а з а р (увидев Никона, взывает)
Окстись, окстись! Ты что умыслил, Никон?
Оставь свою затею. Не беги.
Гнев Божий чрез тебя на скит накликан.
Смири гордыню. Мы же не враги.

Н и к о н
Не мной тот гнев накликан, а тобою.
Не я пред Богом не сдержал обет.

Е л и а з а р
Глаза твои покрыты пеленою…
Смирись, покайся, мой тебе совет.

Сысой поспешно отвязывает лодку

Е л е а з а р (взволнованно)
Узнай же, в чём случилась перемена,
Почто обетованье не могу
Исполнить я. Страшусь я, брате, тлена
Души своей, и ныне берегу
Себя во имя давнего обета
Пустынной жизни до скончанья лет
Моих. Когда ж уйду со света,
Ты храм поставишь, сей свершив обет.

Н и к о н
О здравии твоём молюсь я отче,
И на тебя обиды не таю.
Другой поставит храм, коли захочет,
А я пойду искать стезю свою.
Анзерский скит давно в народе славен,
Паломников он полон и сует.
Кто в подвиге отшельническом равен
Тебе, Елеазар? Ты – людям свет!
Они к тебе идут. А храм Господень
Анахорету разве повредит?
И славы той не избежать в народе.
Грех пред людьми, коль серебро лежит
И ждёт татьбы, и ждёт греховной траты.

Е л е а з а р (насупившись)
Доколе жив я – будет, как решил.
Господь мя вразумил на это Свя;тый…
А значит, Он ту правду уложил.
(строго)
Софроний не с тобой ли в сей измене?

Н и к о н
Пред Богом я ни в чём не виноват.
Софроний же в молитве на коленах
О здравии твоих взыскует чад.
О здравии твоём, Елеазаре
Он дал обетование пещись.

Е л е а з а р
В Анзерский скит пришли, вы в крепкой паре…

Н и к о н
Пути, выходит, наши разошлись?
Мне враждовать с тобою не пристало.
Господь рассудит, отче, чей здесь грех.
Коль суждено мне новое начало,
То облекусь и я в иной доспех.

Е л е а з а р (примирительно)
Не буду проклинать я, блудный сыне,
Тебя. Уж больно лёгок твой челнок…

Н и к о н
Ты был отца мне ближе. Я и ныне
Тебя ценю за каждый твой урок.

Е л е а з а р
…Да и волна по морю разгулялась.
Без покаянья сгинешь. Воротись!
Покайся, брат!

Н и к о н
На мне твоя опала
Неправая. Прости мя и не злись.

Никон и Сысой сталкивают лодку на воду и садятся в неё

Е л е а з а р
Гнев Божий на тебя падёт немалый!

Н и к о н
На всё Господня воля. А волна
Допустит до искомого причала…
Молитва правых искони сильна.

Из леса на берег выбегают несколько монахов. Лодка удаляется от берега. Елеазар, бессильно махнув рукой, поворачивается и уходит в лес. За ним удаляются все остальные. Когда шум их шагов стихает, из чащи выходит Софроний и долго глядит вслед удаляющейся лодке. Затем осеняет почти невидимых беглецов крёстным знамением и, опустив голову, уходит в лес.