О Чернобыле. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
В 1986-м году я работал в НИИ в отделе рентгеноструктурных исследований кристаллов. В нашем НИИ было несколько отделов, связанных с рентгеном, гамма-излучением, радиоактивностью и так далее.

Ежегодный осмотр в стационаре. Ежеквартальные занятия по радиологической безопасности. С нашего института пытались набрать добровольцев в Чернобыль, помню, что поехало немного людей. Тем же летом из института брали сотрудников дежурить на рынках с дозиметрами, благо все знали, как с ними обращаться. В стационаре кроме нас осматривали и "чернобыльцев" - отдельно от всех, в отдельный день.

Я не знаю статистики. Но я знаю уровни радиации на крыше ЧАЭС - ничего хорошего. У нас ежедневные дозы были маленькие, но всё равно до сих пор я неохотно прохожу мимо просвечивающих устройств на вокзалах - там дозы очень большие, интенсивность излучения, необходимая для того, чтобы "просветить" чемоданы, высока.

Фильм "Чернобыль", поставленный по книге Алексиевич, предельно лживый, но вся история с Чернобылем далека от идеала. Аварии быть не должно было, но персонал станции нарушил одновременно несколько предписаний. Техника не подвела - подвели люди - эксплуатационники. То. что они потом героически куда-то полезли, их не оправдывает. Потом быстро был сымпровизирован "Саркофаг" - сейчас достаточно надёжное сооружение, разработанное одним из питерских НИИ.

В принципе, не нужно было никого направлять на крышу - надо было сразу вертолётами всё это заваливать освинцованным грунтом - тогда бы никто не погиб после аварии. Что касается "зон", то 30-ти километровая зона - это минимум, высокий фон наблюдался и в 50-ти, и в 100 км от станции. Мои корни, корни моей семьи - из бывшего местечка, а теперь города Унеча Брянcкой области - это недалеко оттуда ....