Украшения для христиан. Допустимы ли они?

Виктор Тарасенко
     Сегодня мне захотелось обсудить с вами одну непростую тему: насколько допустимо, или недопустимо для христиан копить, приобретать, иметь и носить различные украшения (в том числе особо ценные – ювелирные из драгоценных металлов и камней).
    Наверное, всё зависит от конкретной культуры местности и времени, в котором мы жили, живём, и будем жить. Достаточно сказать, что в наших российских церквях евангельских христиан-баптистов отношение к этому явлению – демонстрации личных украшений, самое различное. Оно меняется и трансформируется. Правда оценку этим изменениям многие дают диаметрально противоположную: если для одних это – обмирщение, т.е. принятие «мирских ценностей» в свою жизнь, то для других – это «современная тенденция» принятия определённых норм общества, и если тридцать лет назад даже обручальное кольцо считалось не вполне допустимым элементом для проповедника, то теперь пресвитер сочитывая молодых людей, предлагает им в знак любви и верности обменяться обручальными кольцами.
Конечно в столь короткой статье мы не сможем основательно ответить на поставленный вопрос, но обсудить его всё же стоит, и обсудить его во свете Священного Писания, а не просто следуя определённой традиции, которая сложилась в данной конкретной местности или церкви.
      Противники ношения ювелирных украшений, в основном верующие, имеющие духовный стаж более 20 лет, и в особенности братья-проповедники, любят приводить текст апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» - 1Петр.3:3-4. Со словами Петра не стоит спорить – это то, что открыл ему Господь, но как часто бывает, мы порою берём текст Священного Писания не для того, чтобы понять для чего он написан, а для того, чтобы подкрепить свои мысли и умозаключения.
     Если мы внимательно прочтём контекст этого отрывка послания Петра, то обнаружим и цель его написания: наставления сёстрам, как относиться к мужьям неверующим, чтобы их приобрести для вечности. Такое было тогда, такое случается и в наши дни: один из супругов становится верующим и желает, чтобы его половинка тоже разделяла с ним его христианские ценности и наследовала жизнь вечную. И вот для того чтобы муж приближался к пониманию учения Христа, Пётр и советует верующим жёнам обращать больше внимание не на свою внешность, нарядность и украшения, а на взаимоотношения внутри семьи, быть послушными и учтивыми для своих мужей. Однако, вернёмся к украшениям.
     Ювелирные украшения всегда особенно ценились во всякой культуре человеческой цивилизации и многие восторгаются даже теми древними изделиями, которые были созданы столетия, и даже тысячелетия тому назад, и были найдены в ходе археологических раскопок различных культур и народностей. Даже в музеях нашей страны хранятся уникальные ювелирные украшения скифской культуры, выполненные весьма изящно, что уж говорить про раскопки и находки археологов в месте зарождения человеческой цивилизации на ближнем востоке?
     Другими словами, этот вопрос не является необыкновенным, а напротив того, наоборот, как правило обычен для жизни человеческого общества. Вопрос владения или не владения особыми ювелирными украшениями давал и даёт определённый общественный статус, подчёркивает авторитет владельца, а порою указывает на его исключительный статус (например – царский венец).
Пётр, обращаясь к жёнам, и уча их богобоязненному житию, говорит о том, что теперь (после их обращения к Иисусу Христу и в их стремлении вовлечь своих мужей в веру) их приоритеты должны быть смещены от стяжания к служению, от требовательности к покорности, от своеволия к послушанию: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» - 1Петр.3:1-4
Апостол не запрещает верующим сёстрам носить ювелирные украшения (как многие «строгие» братья учат), но говорит о превосходстве христианского образа жизни христианки, особенно, если у неё муж – неверующий. Он показывает, что теперь для них нужны особенные усилия по достижению своих любимых. И если раньше они были требовательны, капризны и своевольны, и непокорны, то теперь им нужно стать послушными, любящими и молчаливыми, исполняющими все требования своих мужей, что поможет им завоевать их сердца для Бога.
     В общем то говоря, подобное поведение должны иметь и сёстры, мужья которых уже в Господе. К сожалению, снять серёжки, кольца и цепочки, намного проще того, о чём реально говорит нам в этом отрывке апостол Пётр- об изменении своего характера и отказа от эгоцентризма.
    Сколько много христианских семей, в которых жёны не носят ювелирных украшений, но при этом они остаются очень далеки от того образа жизни «кроткого и молчаливого духа»? Наверное, это происходит в следствии того, что они чувствуют себя уже «святыми», потому что смогли отказаться от ювелирных украшений. Такому иногда учат в церквях. И такое однобокое научение часто приводит даже к конфузам, когда к пришедшей женщине в церковь в первый раз, подходит такая «ретивая святая» (достигшая «святости отсутствия ювелирных украшений») и требует снять ювелирные украшения. Что в результате? Разочарование пришедшей, которая вряд ли сможет переступить порог церковного двора во второй раз. Вместо любви и сострадания она встретила требовательность и правила, вместо реального интереса к её личности, она встретила строгие запреты. Всё это, увы реальность…
Так допустимы ли ювелирные украшения для народа Божьего? Что об этом говорит Писание? Давайте попробуем разобраться.
     Авраам – названный отцом веры, не считал зазорным иметь богатства и сокровища различного вида, в том числе, серебро и золото, а также ювелирные украшения. Это видно из нескольких мест книги Бытие: «И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом.» -Быт. 13:2, «Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов;» - Быт. 24:35.
Если мы внимательно будем читать всю 24 главу книги Бытия, то увидим, что в качестве свадебного подарка для невесты своего сына Исаака, Авраам даёт своему верному слуге многие подарки, в том числе и ювелирные украшения: серьги и браслеты.
     Бог благословил далёкий путь слуги для поиска невесты и ответил на его молитву по вопросу избрания суженной для Исаака: «Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет. Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять [сиклей] золота» - Быт.24:21-22.
    Мы видим, что Ревекка с радостью приняла эти украшения и сразу их надела: «Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей. У Ревекки был брат, именем Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику. И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника» - Быт.24:28-30. Другими словами, такой обычай дарить ювелирные украшения в особенных случаях, таких как сватовство, было нормой, и не вызывало преткновений и в благочестивых семьях.
Но, однако, не всё так просто с украшениями!
Если мы будем внимательно читать дальше книгу Бытие, то увидим также и такую картину: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего.  И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема.» - Быт.35:1-4
      Жизнь неверующего окружения, как правило, развращённого народа, со своими правилами и порядками, условными традициями и свободными нормами, оказывает своё негативное влияние и на благочестивых людей. Языческие обычаи, внешне очень привлекательные, в том числе, формы поклонения, хороводы, пляски, игрища, иногда и сексуального порядка, посвященные поклонению богам, природе, космосу и т.д. втягивали в сферу своего влияния многих людей в древности. Да и в настоящее время, неоязычество, вполне ощутимо заявляет о себе.
Казалось бы, это древность, но откуда тогда сегодня такое повальное увлечение гороскопами, языческими календарями, таинственными откровениями и сокровенными пониманиями особых «святых» мест силы, влияния и т.д.?
А как насчёт того, что многие наши современники носят заговоренные шаманами амулеты, а также особые ювелирные украшения (в форме почитаемых божеств, или знаков зодиака). Вот такие, казалось бы, безобидные ювелирные украшения и являются порою сетью для избранных Богом людей. В этом вопросе молодое поколение более подвержено влиянию чуждой привлекательной культуры, и в этом есть большая опасность!
      Посмотрите, третье поколение, от Авраама, уже подвержено иному поклонению хананеев и ферезеев – народностей, не поклоняющихся истинному Богу, и виной тому являются в том числе и ювелирные украшения, выполненные особенным образом, иначе откуда такое требование Иакова? Почему вместе с чужими божками (идолами) он требует от своего потомства отдать ему для уничтожения и ювелирные украшения в том числе?
    Почему он их закопал?
    На мой взгляд это произошло не потому что он был против украшений как таковых, но, видимо те украшения, о которых повествуется в этом месте были выполнены в той форме иных божеств, против которых и выступает Иаков. Он видит, что его дети стали заложниками культуры хананеев и ферезеев, и ювелирные украшения были тем незаметным ключом, который смог приоткрыть путь уклонения от истинного поклонения живому Богу к идольским божкам.
Другими словами, ювелирное украшения (в том числе и серьги) были и есть допустимыми для ношения как простое украшение – нарядность (если выполнены в нейтральном виде), но абсолютно недопустимы, если несут в своём изображении некий сакральный смысл божеств, оберегов, амулетов, знаков зодиака и т.д.
Из приведенного примера (требования Иакова) можно сделать ложный вывод, что благочестивый человек должен быть против украшений как таковых. Но так ли это?
Давайте дальше будем читать Священное Писание. Мы видим, что уклонение от веры отцов привело всё общество Израиля в печальное состояние – они стали рабами египтян в продолжении нескольких поколений. Однако, в назначенное время Бог повелевает Моисею вывести народ свой из египетского рабства (книга Исход), и что же мы видим? Несомненно, нас поражают и ужасают удивительные десять казней «египетских», особенно последняя, где мы очень отчётливо видим в закланном агнце - прообраз вечного Агнца. Но возвращаясь к предмету нашего обсуждения, мне хотелось бы обратить ваше внимание и на такие слова: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.  Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян.» - Исх.12:35-36
     Посмотрите, Моисей, самый кротчайший из всех людей, был не против ювелирных украшений, драгоценных одежд, серебра и золота. Из приведённого отрывка видно и то, что Бог благоволил к такому желанию своего народа, и расположил сердца египтян отдавать евреям свои драгоценности и наряды.
     Казалось бы, полная благодать, однако, как мы и раньше рассматривали, приобретённые столь лёгким путём ювелирные украшения, через короткое время послужат тем инструментом идолопоклонства, который введёт Израиль в грех, и послужит первому массовому истреблению с лица земли, уже свободного от египетского рабства еврейского народа.
«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.  И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.  И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.  Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!  Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.  На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.  И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» - Исх.32:1-8
    «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.  И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.» - Исх.32:26-28
Что я хочу сказать? Пока серьги и другие украшения были на руках и в ушах евреев, и они ожидали откровений Божьих от Моисея, который беседовал с Богом на святой горе Синай, они не были сами по себе греховны или недопустимы. Но как только они стали предметом поклонения (из них Аарон сделал литого тельца) они стали недопустимыми, порочными и грешными, подлежащими полному уничтожению, и послужившие к тому же смертью для тех, кто чрезмерно увлёкся этим поклонением золотому тельцу.
      Давайте теперь попробуем образно перенести эту ситуацию в наши дни. Что мы видим? Если у вас в ушах нет серёг, а на руках браслетов, то как вам кажется, вы уже вполне свободны от «золотого тельца»? Или всё же такое понятие, как «золотой телец» мы можем толковать гораздо шире? На мой взгляд это так! Всё, что отвлекает меня ото истинного поклонения живому Богу, служит для меня сетью и является капканом. И если я вполне себе свободен от ювелирных украшений (я ношу только обручальное кольцо), то являюсь ли я вполне свободным от «золотого тельца»? Увы нет!
      Может вы не согласитесь со мной, но большинство из нас уже давно заражены неким «золотым тельцом», касается ли это наших жилищ, одежд, автомобилей, отдыха и т.д. Многие из нас постоянно недовольны и не удовлетворены настоящем, касается ли это нас самих, нашего общества или правителей. Наши меры потребления многократно превзошли все нормы скромной христианской жизни о которой писал апостол Павел: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.» - 1 Тим.6:6-8
Я хочу очень ясно выразить свою мысль: на мой взгляд Бог не против украшений как таковых, и, если человек может себе свободно позволить хорошо одеваться и носить украшения, в том числе и ювелирные, это вполне допустимо. Но, когда человек придаёт своим украшениям некий сакральный смысл, будь это простая верёвочка или драгоценное золотое украшение с бриллиантами, или он вожделенно много усилий тратит для того, чтобы приобрести столь желаемый предмет, он согрешает и становится почитателем «золотого тельца».
     Сегодня молодёжь готова брать многотысячное кредиты только для того, чтобы стать обладателем столь вожделенного нового айфона, но они абсолютно не готовы, да и не хотят взять кредит для того, чтобы совершить миссионерское путешествие или иное служение.
     Некоторые могут сказать мне, что все места, которые были приведены из Ветхого Завета. Для меня всё Писание боговдохновенно, что же касается Нового Завета, то и в нём я вижу нормальное отношение Бога к украшениям.
Вспомните Марию и Иосифа, которые, прежде, нежели сочетались были обручены. Как по-вашему это происходило? На мой взгляд, как и сегодня – молодые обмениваются кольцами, и эти кольца являются символом их решения быть вместе всю оставшуюся жизнь.
     А как вам притча Христа о блудном сыне? Что там ему дал отец на руку?
О, это невозможно! Этот блудный, негодный сын получил драгоценный перстень (возможно даже фамильную ценность, переходящую из поколения в поколение)! «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» - Лук.15:22
     В этой притче, рассказанной Иисусом Христом, я вижу явную Его симпатию к поступку любящего отца и Его легкое недоумение по отношению к старшему брату.
     К сожалению, в вопросе допустимости украшений, многие из верующих становятся на сторону старшего брата.
    На какой стороне вы дорогой читатель?
    Да благословит всех нас Господь быть на Его стороне!

ТВГ, г. Барнаул, июнь 2019 г.