Бабушка

Евдокия Бандеровская
01.12.2005 года не стало моей бабушки Евдокии. Она прожила долгую и хорошую жизнь, родила 11, но вырастила 6 детей. Такое было время. Бог дал - Бог взял, на Бога обижаться никому в голову не приходило. Трое малышей умерли в раннем младенчестве, один в два годика, и трагически погибла девочка трёх лет, кажется во время землетрясения, которых в Турции было без числа. Количество внуков и правнуков я посчитать не смогла, но их (нас) больше 30 - это точно. Семья потомственных Некрасовских казаков (их (нас) ещё называют Игнат-казаки), переселились из Турции в 1962 году. До этого больше  двухсот лет обитали по ту сторону Чёрного моря, жили своей Православной Старообрядческой общиной в деревне Коджагёль на берегу озера Куш (его потом назвали озером Надежды) провинции Балыкесир, это длинная и интересная история, как нибудь расскажу....
   13 лет нет тебя с нами, скажу по секрету, я всегда считала себя самой любимой твоей внучкой, это потом я узнала, что все внучки и внуки так тоже думали. С полной уверенностью могу сказать, что с бабушкой мне повезло. У меня была самая настоящая бабушка - с пирожками, пельменями, сказками и молитвой на ночь, с нагоняями и хворостиной по пятой точке за всякие недоразумения, с воспитанием - какой должна быть настоящая казачка, а иначе замуж никто не возьмёт. Борщ, кстати, я ездила именно у Дусечки учиться варить. Бабуля могла вокруг себя всех собирать, хлебосольство - это наша семейная черта. С ней было тепло, вкусно и уютно. Я вспоминаю дом бабушки и дедушки с особой любовью и по сей день люблю приезжать туда снова и снова. Есть одно воспоминание у меня, почему то именно оно впечаталось  в память с чрезвычайной отчётливостью, этим воспоминанием я и хочу поделиться....
  Тогда мне лет 6 было и я временно - то ли в период  учебной сессии моих родитителей, то ли по другой не менее уважительной причине - жила у бабушки с дедушкой. Кажется была зима, за окном был  не характерный даже в это время года для наших южных широт снег. У бабушки так же в это время жила моя двоюродная сестра Елена того же  возраста что и я, так что скуки не было вообще, если не считать время проведённое по углам, куда нас с сестрой периодически выставляли за разные проделки. Пугали нас тоже своеобразно - каждый раз бабушка или дедушка показывали на иконы, которые находились в каждой комнате и висели в углу под потолком, обрамлённые белыми вышитыми шторками и перед которыми висели лампадки. При этом нам говорили - смотри, мол, Бог всё видит, будешь баловать -  накажет - язык отнимется или что то в этом роде. Помогало, но не надолго. Развлечений особо не было, иногда дед приносил нам дворового кота, серого полосатого, но после того как его несколько раз заворачивали  в платок и укладывали спать, коту всё же удавалось сбежать, исцарапав того, кто пытался препятствовать побегу. Я уже не вспомню  где и как, но мне однажды крупно повезло - я  нашла цветные нитки-мулине. Сказать, что они мне понравились - ничего не  сказать. Небольшой тряпочный мешочек внутри которого лежали совершенно великолепные моточки ниток невероятных цветов привёл меня в неописуемый восторг и трепетание.  Я до этого видела в других домах разные картины-вышиванки и салфетки. Очень мне эти рукодельные работы нравились и мне прям мечталось научиться что то красивое вышивать, а тут такое богатство - целый мешок с нитками самых распрекрасных цветов. Признаюсь честно - сама себе завидовала тогда. Одна проблема - вышивать то я не умела, да и не на чем было. Вот и стала я просить у бабушки красивую белую тряпочку и иголку, чтобы мне тут же начать вышивать, очень уж хотелось побыстрее. Но бабушка Дуся не любила лёгких путей и поэтому не спешила. Например, сначала нужно было дела переделать, а потом за развлечения приниматься. Весь день я и моя сестра Елена старательно помогали бабушке - что то приносили, что то убирали, вытирали и были послушными. Я - в ожидании обещанного, а Лена для того, чтобы ее хвалили побольше и почаще, на нитки ей было наплевать, кропотливая и связанная с мелкой моторикой деятельность ее раздражала.
   И вот вечер - все дела переделаны, ужин состоялся, посуда перемыта и высушена. бабушка наконец вытирает руки о фартук и садится на стул. В комнате тепло, в печке весело горит и потрескивает огонь. Я осторожно подхожу, сажусь на пол и кладу голову бабушке на колени, бабушка гладит меня по голове своей натруженной и немного шершавой рукой. Осторожно говорю:
- Ну, ба!
- Щаво жа?(что значит чего же тебе надо?)
- Иголочку и тряпочку....беленькую.
Бабушка усмехается и встает, я за ней, за нами Ленка. Мои надежды не напрасны - бабушка идет на веранду прямо к своему большому темно-зеленому кованому с множеством заклепок сундуку. Сундук был большой и деревянный весь  пробитый  гвоздями с большими шляпками -  иметь такой сундук для меня тогда было вершиной женского счастья. Меня и сестру можно было запросто туда уложить и места бы ещё после этого осталось много. По-моему на том сундучке ещё зеркальце было маленькое такое, располагалось на внутренней стороне крышки. Итак, мы около сундука, далее было приятное глазу и всему моему существу действие: бабушка достает откуда то из под фартука связку ключей и открывает сундук. Чего там только не было!коробочка с бисером, мотки шерсти, новые полотенца, несколько отрезов ткани, купленной летом у цыганки, такой расцветки, что кружилась голова от восторга!несколько брусочков мыла, шерстяная кофта и какая то еще красивая хрень. Бабушка из под всего этого богатства достает белейшую наволочку и я получаю часть желаемого в виде этой наволочки, потом сундук закрывается на висячий замок, ключ скрывается обратно под фартук и мы все возвращаемся в теплую комнату. В комнате я терпеливо жду иголку, бабушка взбирается на стул и вытаскивает одну из иголок из подушечки-игольницы, которая висела на гвоздике как раз над вышитым огурцами, перцами и цветами на черном фоне ковром. Этот ковёр мне очень нравился и казался вершиной мастерства для вышивальщицы. Баба Дуся вручает мне иголку и строго говорит - не потеряй!я киваю, что согласна и приступаю к тому, о чем мечтала и что предвкушала весь день. Подробности моего первого опыта вышивания намеренно опускаю - это другая история. Скажу лишь, что я исколола себе все пальцы, потеряла на полу три иголки (хорошо, что я знала где можно взять другие взамен потерянных) и измучила мою тетю Симу - она вдевала мне нитки в иголку.  Прилично устав и вышив всего два неизвестных доселе живой природе цветка, я решила отложить до завтра начатое. Была пора ложиться спать. Посмотрев еще раз взглядом придирчивого художника на своё рукоделие с большим количеством затяжек и узлов, я осталась довольна. Отложив свое рукотворчество на стол около кровати, я отдалась во власть взрослых - меня,  и сестру раздели и уложили спать. Перед сном бабушкой была рассказана сказка, в которой присутствовали Херувимы и Серафимы (они побеждали лукавых бесов) и Пророк Илия на огненной колеснице. После тушили свет, зажигали лампадку и бабушка молилась долго и тщательно, она молитвы наизусть все читала, свет лампады таинственно освещал образ Святителя Христова Николушку (так бабушка Николая Угодника любовно называла, это был её любимый Святой), часто я и сестра засыпали под её молитву, разглядывая разноцветные  цветы, огурцы и перцы на черном фоне ковра, который мне так нравился. Кстати Господню молитву (Отче наш)я знаю именно с тех пор, просто всегда засыпала, когда бабушка творила молитву.....
 Спала хорошо и крепко,  однако утром проснулась от крика на незнакомом мне языке (когда дед и бабушка ругались, они переходили на турецкий язык, чтобы дети не понимали, что они говорят), потом крик стих, была возня в коридоре и в комнату, где мы спали, дверь притворили. Я уже смеживала веки, собираясь заснуть вторым сном, как ко мне подошла бабушка и шепотом сказала:
- Гутарила я тибе, иголку не потеряй, щаво жа пораскидала иголки по полу?
Я сажусь на кровати и  таращу глаза. Ленка спит рядом. Бабушка продолжает:
- Давеча дед наступил на одну, она впилася ему в пятку, так он вдарить тебе хотел прям на кровати  но я не дала, поперёк стала, гутарю - не тронь Галыщку (Галочку - меня значит) она боле не будет шить.
Я собираюсь реветь - как это не будет шить? Но бабушка хитро так прищурилась, пальчиком грозит и показывает на угол, где икона Николая Угодника висит.