Вор – богач
Третий день Назим сидел в темной и зловонной яме и ждал решения своей судьбы. Он был вор и попался на воровстве. На востоке с ворами не церемонятся - могут запросто отрубить руку . Но могут наказать и хуже. Базарным ворам было такое наказание – их поднимали и били ягодицами об камень. Внутри все обрывалось, но человек оставался жив , хотя и не надолго. Назим сидел и гадал, какое наказание ему дадут и перед его глазами пролетала вся его недолгая жизнь .
Он рано потерял отца – тот не вернулся с очередной войны . Тогда воевали много- с кем , за что и зачем простые люди не знали , да и спрашивать было бесполезно. Приказывали только –Собирайся и явись на площадь перед ханским дворцом. И попробуй не явись. Конечно за участие в войне сколько-то платили , но для бедняков и это были деньги. Ну и добыча, для тех кто вернется. Конечно , основная часть добычи доставалась хану и военачальникам , но и простым воинам что-то перепадало. Да и укрыть можно было что-то. Ну, а кому не суждено было вернуться - им ничего и не надо было.
Мать не надолго пережила отца- от горя, болезней и трудностей, в какие она с сыном попала, она умерла через год после мужа.
Маленького Назима приняла в дом родня , у которых было своих трое детей . Отец работал садовником у местного богача. Мать вела домашнее хозяйство - огород , скотина . Семья жила довольно скромно , но не голодно. Детьми особенно никто не занимался , но старшие обязаны были следить за младшими. За это мать спрашивала строго .
Когда пришло время идти в школу , то учиться пошел только старший сын Асад - отец хотел, чтобы он стал со временем муллой и выбился из бедности. Это была его мечта. Остальные дети , подрастая , начинали помогать отцу в саду - им грамота была не очень нужна. Школа была при мечети и учили там в основном молиться и читать - писать . Обучение молитвам было простое – мулла читал нараспев суры из корана , а ученики повторяли за ним. Что означают эти слова ни ученики , ни мулла не знали - это был арабский язык. Для обучения письму и чтению был другой учитель – муалим. Дети сидели на полу , на ковриках , и перед каждым была доска, на которой они карандашем выводили буквы и слова. Асад любил похвастать , приносил эту доску домой, показывая как красиво он пишет. Дети смотрели на него и завидовали его умению и его целому не порваному халату . У них-то одежда была штопана – перештопана. Со временем им надоело хвастовство старшего брата и они перестали смотреть на него. Но не Назим. Его завораживали эти буквы – они были такие красивые и так интересно было из них складывать слова. Когда выпадало свободное время , он садился под деревом и палочкой на земле и что-нибудь писал. Он писал на своем родном языке но арабскими буквами. Отец видел увлечение Назима , но платить за обучение двоих он не мог . Но Назим и не рассчитывал, что его пошлют в школу. Ему было достаточно того , что показывал Асад. Ему это было интересно , поэтому он все запоминал с одного раза. Но уж очень медленно шло обучение в школе . Только к концу года ученики научились красиво писать все буквы алфавита.
Потом все пошло быстрее . В доме было три книги . Откуда они взялись –никто не знал. Но их берегли . Они были завернуты и хранились в сундуке. Возможно это было наследство матери . Одна из этих книг была коран . Назим пробовал читать ее , но вскоре отказался - не понимая содержания , это было не интересно. А вот две другие книги были про путешествия . Одна про мореплавание великого адмирала Пири , а вторая про путешествие какого-то иностранца на верблюдах в Индию . Эти книги он прочел столько раз что помнил содержание почти наизусть . И не один раз Назим рассказывал эти приключения братьям и друзьям на улице .
А друзей на улице было много. В бедных семьях дети растут на улице . Родители, если они есть , заняты работой – надо семью кормить , надо сына женить, надо на приданное дочери собрать , А дети что – сыты, здоровы и ладно. - Мы на улице выросли и они вырастут – так рассуждали многие .
И вот эти товарищи приучили Назима ходить на базар и попрошайничать. Он по малолетству не видел в этом ничего плохого и ходил. И ему давали –кто лепешку, кто горсть сушеного урюка или фиников насыпет . Ребенку кто откажет. Но по мере того , как он становился больше , стали отказывать а потом и вовсе стали гнать. Тогда Назим понял, что базарная подкормка была существенной - без нее дома было голодновато.
Он к тому времени уже работал с отцом в саду, но тому от этого больше не платили. Он пытался найти дополнительную работу - возделывать еще чей-то сад, но из этого ничего не вышло - бедных рабочих рук было много , а садов мало , на всех не хватало. Когда Назим достаточно подрос , он все-таки нашел себе работу – это был сад в другом ауле. Сад был большой, приходилось работать целый день, а платили ему мало – считалось , что он недостаточно взрослый , чтобы платить ему обычную плату. Но Назим и этому был рад - все не на шее у отца сидеть. Но в доме от этого сытнее не стало . Когда голод уж совсем донимал его, он с товарищами ходил на базар и подворовывал там. Сначала воровали только еду. Конечно, и на этом попадались , но за это сильно не наказывали. Все-таки не взрослые люди воровали - дети . Ну накладут по шее или синяков под глазом наставят – ничего страшного.
Но потом кто был постарше начали воровать и деньги – у покупателей , у продавцов. Назим видел , как они это делают , но сам сторонился этого. Но пришло время , когда он и сам украл . Произошло это случайно. Один покупатель у него на глазах положил деньги в мешочек , завязал его и сунул за поясной платок. И сунул невнимательно - мешочек немного высовывался. Рука у Назима сама взяла его и сунула в карман . Только тогда Назим понял, что он сделал и испугался. Ему казалось , что сейчас подымется крик и его схватят. Он готов был немедленно отдать этот кошелек, но побоялся , что будет еще хуже . Он быстро отошел от этого человека и ушел домой. Там, спрятавшись в саду, он посмотрел что в кошельке . Денег там было больше, чем он мог заработать за год . И Назим стал думать, как ему поступить с деньгами . Отдать домой –нельзя, спросят откуда. Что-то купить, но что? Только землю. Он ничего в жизни больше не видел кроме земли и работы на ней. Но опять спросят откуда деньги ,да много и не купишь. И он решил взять сад в аренду. Платить за аренду надо было осенью, после сбора урожая. Но и получать деньги от хозяина он не будет тоже целый год . Отцу он сказал , что не хочет сидеть у него на шее и поэтому будет жить отдельно, у себя в саду.
Договорившись с владельцем сада Низам взялся за работу – построил в углу сада хижину из веток и глины и , чтобы не тратить деньги, он разбил маленький огород , только для себя. Но на одних овощах не проживешь и он купил себе козу. Теперь у него было молоко и он начал делать брынзу. Жизнь у Назима налаживалась. Но работа в саду отнимала много сил и через какое-то время он почувствовал , что нужно хотя бы немного есть мясо. И он вспомнил , как они в детстве ловили птиц, просто так , для забавы . Почему бы не попробовать . Он наделал ловушек и расставил их по саду. Они не требовали внимания – только обходи вечером и проверяй. И ловушки работали - каждый день кто-то попадался. Мелких птиц Назим выпускал, оставляя только голубей. Но голубей было много –их везде много . Так что за весь год он почти ничего не потратил .
Пришла осень и Назим стал собирать урожай. Его труды не пропали напрасно - сад отблагодарил его обилием фруктов и вонограда. Теперь надо было все продавать . И начались проблемы, с которыми он раньше не сталкивался. Фрукты созрели у всех , при каждом доме был сад и в ауле они никому не были нужны. Назим стал расспрашивать владельцев садов, как они сбывают фрукты . Оказалось , что у каждого хозяина имеется свой перекупщик, с которым договариваются в начале года. Больше он не возьмет потому , что у него сбыт ограничен. Тогда Назим обратился к
своему хозяину сада – ведь раньше он сбывал куда-то свой товар. Тот обещал прислать перекупщика , так как побоялся, что Назим не сможет заплатить арендную плату. Перекупщик прибыл и предложил такую цену , что ее хватило бы только на уплату аренды . Назим заподозрил его в сговоре с хозяином и отказал . Как позже он узнал , так оно и было . Хозяин рассчитывал, что Назим отдаст ему за аренду весь урожай и потом он сам его перепродаст .
Нужно было везти урожай в город, Назим договорился с односельчанином арендовать у него лошадь и телегу и начал перевозить фрукты . До города было не близко. Но если выехать в полночь, то к утру можно быть на базаре . Хозяин лошади спросил у него
-Ты один поедешь ?
- Ну да.
- Я тебе помогу – поеду с тобой . А то ты и аренды не заплатишь и лошадь потеряешь. Как загрузишся – заезжай за мной. Если есть какое-нибудь оружие – захвати.
На базар они приехали рано утром и уже на входе к ним подошли перекупщики . Они не покупали товар целиком, но по частям готовы были разобрать все. Назим понимал, что он сам не продаст все и согласился. Все равно после выплаты по арендам ему останется больше , чем если бы он целый год работал на хозяина. А ведь он продал только часть урожая . Ему предстояло сделать еще две ходки. И они их сделали. Но после последней ходки на обратном пути на них напали грабители . Их было столько, что Назим с помощником решили не сопротивляться, а откупиться. Грабители забрали всю вырочку того дня. Когда Назим подсчитал всю вырочку за год, то увидел , что заработал, конечно, больше , чем раньше , чем зарабатывал отец . Но все равно из бедности на выбраться. Он задумывался и раньше, почему бедные всю жизнь бедные, а богатые всю жизнь богатые. Но ответа не находил .
- Наверное кто-то раз и навсегда установил такой порядок. Но вон грабители – они за один день заработали больше , чем я за год . Это тоже такой порядок? Но если это такой порядок, то зачем я гну спину на земле. Надо будет подумать, чем надо заниматься. Вон отец всю жизнь выращивал сад, а семью досыта не накормил.
Зимой в саду работы мало и Назим решил навестить своих приятелей. А те никуда не делись. Все так же на улице , да на базаре. Только повзрослели и начали воровать . Но его это уже не отталкивало . И он решил примкнуть к ним. Но приятели предостерегли его - Ты сам не работай - не умеешь, будешь на подхвате, а то и сам попадешь и нас завалишь.
Так и начал Назим работать с ними - сначала присматривался,
учился, а потом и сам начал по карманам шарить. Деньги появились не то , что раньше. Для себя он решил, что будет воровать только до весны, а потом опять аренда сада. Он понимал, что воровская жизнь ненадежная - вон уже скольких приятелей нет. Но до весны дело не дошло – он попался и вот сидит в вонючей яме и ждет своей судьбы.
И судьба за ним пришла . Сверху спустили лестницу и крикнули , чтоб вылезал. Повели его к начальнику стражи . Тот долго смотрел на него .
- Если бы жив был отец может и не пошел бы по кривому пути .
- А при чем тут отец , он и так жив .
- Да я про твоего отца. Знал я его и должен ему. Вместе воевали. Ранили меня и он отдал мне свою лошадь. Я ускакал а он продолжал драться пешим . Но погиб он не тогда , позже . Но это уже не так важно. Если бы не он, может на твоем месте сейчас сидел бы мой сын . Ты сможешь бросить воровство?
- Смогу. Я с весны опять беру сад в аренду , но как выбраться из бедности .
- А без руки ты из нее выберешься ? Ковыряясь в земле еще никто из бедности не выбрался . Давай так, сейчас зима, а весной пойдут караваны. Пойдешь рабочим и охранником - там больше платят, да и случайностей больше . Увидишь немного больше своего аула. А дальше видно будет . Только не воруй – я не всегда смогу помочь .
Назим вышел на свободу и сразу же пошел на базар –в яме три дня не кормили. Надо было хотя бы лепешку раздобыть. А тут как подарок – сидит с лепешками старик и от старости дремлет . Он подошел к нему, выбрал лепешку и заговорил с ним . Но старик продолжал дремать. Назим повернулся и пошел. Но он не сделал даже пары шагов, как его схватили . И старик проснулся и кричит -Забирайте его .
Опять Назим попал но уже не в яму , а в закрытую комнату . Правда ему не пришлось ждать три дня своей судьбы . Через какое-то время дверь открылась и ему принесли поесть. Не много – лепешку и чайник чая. Но ему и этого было достаточно. Когда унесли поднос с чайником, к нему зашел тот самый старик , что торговал лепешками .
- Разговор короткий , либо ты учишся воровать как следует и работаешь на меня из половины , или отрубаем руку .
Сильно расстроился Назим- ведь он уже видел себя путешествующим с караваном, как тот иностранец из книжки, но руку терять не хотелось . И он , конечно, согласился .
- Я не сомневался. Начинаем прямо сейчас. Ты должен забыть раз и навсегда , как ты воровал. Рано или позже ты попадешся . Да ты в этом уже убедился. Люди по улице не пьяные ходят и не спят на ходу. Невозможно долго воровать безнаказанно. Воровать надо так , чтобы люди сами отдавали тебе , что ты хочешь от них получить и были этим довольны . А еще лучше чтобы они думали , что они обманули тебя. Для этого надо изучить психологию людей , знать что они хотят и вести себя так , чтобы они были расположены к тебе. Чтобы они почувствовали , что они нуждаются в тебе. И тебе нужно будет научиться искусству внушения. Ты согласен учиться.
- Да, конечно.
- Это первый урок. Я предложил тебе то, что ты не знал , но тебе это интересно , ты в это поверил и у тебя в голове даже возникли мысли , как это использовать. И если я скажу, что обучение платное , то согласишся и заплатить. Но я не цыган и обманывать тебя не собираюсь . Хотя у цыган можно многому поучиться . Ты сейчас останешся один и проанализируй , как я с тобой разговаривал, мои интонации голоса, мои движения. Начинай с подноса с едой . Как сложилась бы наша беседа, если бы его не было.
На следующее утро старик пришел опять и стал расспрашивать , что думал Назим , какие выводы сделал. По ходу беседы он поправлял его , переспрашивал , что-то уточнял . А в конце беседы задал Назиму следующий урок .
– Проанализируй, что ты говорил -что планировал сказать и что сказал , и почему. Каким образом я на тебя воздействовал. Завтра продолжим , а сейчас поужинай .
Назим посмотрел за окно - дело то к вечеру , а ему казалось, что они только немного поговорили.
Обучение длилось больше месяца. Старик приучил Назима думать , что и как говорит он и его собеседник. А ему все было интересно . Как когда-то его захватили каракули арабских букв, написанные его братом, так и сейчас анализ произнесенных слов и того, что скрывается за ними, поглотили все его мысли. Но учение было не только в беседах. Они выходили на базар и разговаривали с купцами , продавцами, сборщиками налогов . И потом вместе анализировали кто и что им сообщили и что знали , но не сказали, что говорили без умысла и что с определенной целью. Назим раньше по простоте своей даже не подозревал, как много можно узнать из простой беседы.
После этого началась основная учеба – внушение. Как заставит человека сделать то, что тебе нужно, а ему нет . Он же не сумашедший и не пьяный . И люди разные по умственному развитию , по моральным установкам , по жизненным целям . Одному нужно внушить , что его поступок поднимет его в глазах окружающих и в его собственных , поднимет его самомнение . Другому внушить, что поступок принесет ему выгоду , которую до него никто не получал, и некоторые уже этим пользуются . Если на первом этапе беседы велись с целью определить человека - узнать чего он хочет , то теперь его нужно подвести к тому, чтобы он захотел то, что хочешь ты.
Старик привел Назиму пример .
- Возьмем тебя. Я тебя давно приметил в твоей компании. Сначала я думал , что ты как и твои приятели, просто не хочешь работать а хочешь иметь легкие деньги. Потом узнал , что у тебя цель вырваться из бедности. Говорить с тобой о высокой морали бесполезно - ты от нее уже отказался. И я тебе предложил способ воровства без отрубания рук и более выгодный. И ты согласился даже на половинных условиях . Бедность она не от того, что карман пустой а от того , что голова пустая. Теперь ты выберешся из бедности . Не сразу, но выберешся .
Второй этап обучения длился около месяца. Назим в это время жил уже у себя в хижине, в саду. Однажды он пошел на базар купить лепешку. Выбрав ее он поговорил с продавцом , спросил где он живет, обнаружились общие знакомые. В одном ауле это не удивительно. Потом попрощался и ушел. Отойдя на какое-то расстояние и спохватившись , что не заплатил, он вернулся.
-Я забыл заплатить.
- Нет , ты заплатил -и продавец вытащил монету и показал ее.
Задумался Назим –неужели я неосознано делаю, что мне надо. Ведь я не собирался его обманывать. Надо проверить это еще на ком –нибудь. Он подошел к продавцу плова. Заказал, и разговорился с ним, как он готовит, какую приправу кладет , сколько воды наливает. Сказал, что в его местах готовят иначе . Потом взял плов, поблагодарил и отошел и начал есть . И все время ждал , когда повар его окликнет и попросит деньги. Но тот уже обслуживал других клиентов и , похоже , уже забыл о нем. Ну что же, теперь , как говорил старик, надо только тренироваться. И он тренировался до самой весны , пока его не отыскал начальник охраны и не сказал , что собирается караван на север . Караван- баши о нем уже знает и ему нужно только представиться и узнать , что ему нужно иметь с собой. Назим так и сделал . Караван-баши сказал ему какую одежду он должен иметь и обязательно оружие и коня.
После караван-баши Назим пошел к своему учителю и сообшил, что уезжает с караваном .
- Ну что же. Тебе пора начать зарабатываь деньги и помни наш уговор. Я знаю все твои дела , как ты тренировался – от первой лепешки до одежды , что ты купил вчера и продавец тебе еще приплатил денег. Ты пойми- я вовсе не хочу сделать из тебя честного человека. Ты с моралью расстался , а я ее никогда не имел . Но на правде заработаешь больше, чем на лжи, а неприятностей будешь иметь меньше . И еще. Ты мой самый толковый ученик и я не хочу , чтобы с тобой что-то случилось. А с караванами постоянно что-то случается. Вот возьми этот Коран , носи его в кармане и карман зашей. Его у тебя никто никогда не отнимет. Если попадешь в безвыходное положение прочти суру вот на этой странице . Запомнил ? Я помогу .И еще . Больше не воруй. Если хоть одну ворованную монету положишь в карман, все твое умение пропадет. От учителя Назим пошел в кузницу за оружием. Он попросил кузнеца выбрать самое хорошее оружие и стал расспрашивать, почему оно самое хорошее. И все время высказывал сомнение, а кузнец доказывал и показывал его достоинства, желая продать свои изделия . Наконец Назим вынул из кармана несколько монеток , пожали с кузнецом друг другу руки и ушел . А кузнец довольный положил деньги в карман .
Настала очередь лошади. Там было все то же самое , только разговор шел о достоинствах лошади. Она тоже была куплена за несколько монеток .
На следующий день Назим прибыл в караван сарай на коне с оружием и запасом еды и воды для себя и лошади. Там уже начали навьючивать верблюдов и он стал помогать и учиться , как это делать. Первый день всегда самый хлопотный – чего-то не хватает, что-то порвалось, сломалось, какой-то верблюд не подходит. Но к обеду вышли в путь и переход начался. Караванный переход дело трудное и опасное. Он может длиться три четыре месяца , а то и больше. Его провожают и встречают всем аулом . А по возвращении вообще устраивают праздник . Частенько не все люди возвращаются , а про верблюдов и говорить не приходится - на них основная тяжесть .
Главный человек в караване караван-баши - он определяет, когда идти, когда встать, на какого верблюда что грузить , как расходовать еду для людей и корм для скота и особенно воду . Он полностью отвечает за весь караван. Он рассчитывается с таможнями и бандитами. И , самое главное, он всю дорогу идет пешком и определяет направление, последнее самое трудное –ведь в пустыне нет ориентиров. Караван –баши готовятся с детства и у них вырабатывается инстинктивное чувство направления. Ошибка караван-баши приводит к гибели каравана.
-Надо будет сблизиться с караван-баши – подумал Назим и на первой же стоянке заговорил с ним, проявив заинтересованность к его работе. Людям нравится, когда кто-то интересуется их работой, расспрашивает, внимательно слушает. Тем более, если это молодой парень , да еще и работает шустро. И караван-баши рассказывал ему о своей работе, о том где был, что видел . А Назим осторожно расспрашивал что , где и за какую цену продают. Сколько платят на таможне , сколько платят откупных грабителям .
На следующий день после окончания всех работ Назим опять подсел к караван- баши.
-Ты что , хочешь сам водить караваны? –спросил тот.
- Да нет. Мне уже поздно начинать. Просто интересно. Лишние знания на горбу не висят , а пригодиться могут.
Постепенно отношения наладились и караван-баши уже рассказывал сам , что знал .Караванная дорога длинная и не один раз из-за барханов появлялись всадники. Но, увидев цепочку охранников, исчезали. Может быть передумывали нападать , а может откладывали нападение на ночь . По разному было. В одно из таких ночных нападений Назим был ранен. Грабитель ударил его копьем в живот, но попал в книгу-коран которая была зашита в рубашке. Наконечник соскочил и распорол ему бок . Но Назим успел ударить его саблей по плечу и рана оказалась не глубокая. На эти случаи у караван-баши был специальный мешок с разными снадобьями. Рану смазали , перевязали и на какое-то время Назима освободили от тяжелых работ. Молодой организм оправился быстро и через неделю он уже работал вместе со всеми. Но Назим ехал и по привычке анализировал , почему его ранили . И чем больше думал, тем больше находил ошибок. Ведь о нападении они были извещена реньше –с караваном шли охранные собаки . Они подымали лай и уже становилось ясно откуда будет нападение. И на этом направлении стягивалась вся охрана. А там должна быть только пешая охрана и рабочие , и то спрятанные за тюками А конная охрана должна растягиваться в стороны и выдвигаться вперед , навстречу разбойникам и нападать со страшным криком. Ночью не видно , где сколько нападающих и грабители должны будут разделиться и перестроиться. Но они уже в нападении и на ходу это сложно сделать. Наверняка будет сумятица. Он рассказал это караван-баши. Тот согласился и позвал начальника охраны. Они долго обсуждали , предлогали дополнительные меры и наконец пришли к общему мнению и разделили конных охранников на два отряда и во главе одного поставили Назима. Но его это не устраивало потому, что в этом случае он должен находиться позади своего отряда, чтобы видеть весь отряд грабителей. А он для себя определил , после размышлений , место впереди отряда, что бы напасть в момент наибольшей сумятицы. Тогда
меньшая вероятность получить ранение или что похуже, А его цель разбогатеть , а не стать героем. Но и отказаться он уже не мог , просто решил , что надо больше смотреть, чем рубиться. Ведь его и ранили , когда он в пылу рубки уже ничего не видел .
В первом же бою это построение оправдало себя, хотя нападающих было в полтора раза больше. Никому не дали уйти . Раненых взяли в плен для продажи и переловили лошадей . Но этим дело не ограничилось. Оказалось , что это были даже не обычные разбойники, а кочевое племя , которое стояло недалеко и решило между делом поживиться караваном. Не долго думая, начальник охраны решил пуститься в набег. Племя было большое , поэтому и грабителей оказалось много. Охранники опять разделились и напали посреди ночи. Но оказалось что на стоянке были только старики, женщины и дети. Стариков трогать не стали, но угнали весь скот и табун лошадей, прихватив женщин и детей - они все равно без мужчин не выживут. В ближайшем же городе распродали лошадей, пленных и женщин с детьми. Такие были времена . К тому же они сами пошли на грабеж.
После этого авторитет Назима вырос и его стали приглашать при обсуждении возникающих вопросов . Хотя последнее слово всегда было за караван-баши.
Когда подошли к очередному таможенному посту, караван- баши стал собирать деньги для уплаты сбора. Назим предложил ему-
-Дай мне половину денег- я попробую договориться.
-Как ты договоришься ? Мы здесь всегда столько платим.
-Я попробую . Если не получится ты донесешь остальное.
Назим пошел к таможе ннику. Вообще-то он хотел только убедиться , что его умение действует и лишний раз потренироваться. Он начал торговаться с таможенником , приводил разные причины для снижения платы , но потом изобразил, что сломался и по обычаю пожали руки с деньгами. Деньги перешли к таможеннику , а Назим вышел и сказал - Можно двигаться . Караван пошел дальше. Потом караван-баши и купцы спрашивали , как он смог так заплатить.
-Да просто торговался .
Конечно, ему никто не поверил – они и сами умели торговаться .
-Теперь ты всегда будешь платить.
А таможенник вечером обнаружил недостачу денег и стал вспоминать , с кем он имел дело. Но на Назима не подумал потому ,что помнил , как тот платил деньги. Он не помнил сколько, но что платил помнил. Шума он решил не подымать, чтобы не выплыло, что он удваивает плату .
А Назим так и продолжал платить пошлину и даже один раз откупился от грабителей . Обычно его платеж не превышал нескольких мелких монет. Но были и неудачи. Однажды он не смог договориться . Таможенник не хотел уступать и даже стал кричать. И Назим заметил, что тот очень быстро заводится и чуть не с кулаками готов броситься на него . Тогда он позвал караван-баши и он расплатился . Назим хотел по обычаю пожать руки таможеннику , но тот стал выталкивать его с караван-баши на двор .
Когда достаточно отошли Назим подъехал к караван- баши и передал ему мешочек с деньгами , который он выкрал, когда таможенник толкался.
-Ты что, вор ?–удивился караван-баши.
-Был вор, но теперь я зарабатываю на другом . Только не спрашивай на чем – не смогу сказать . Но не ворую .
- Давай хотя бы поделим деньги.
- Не могу. На меня наложено заклятье.
Караван продолжал путь на север. И , наконец, дошли до широкой реки, другого берега не видать . Она была полноводная и глубокая - вброд не перейдешь. Решили идти вверх по реке. Назим увидел , что и народ пошел другой .Если раньше люди были похожие на них самих, только говорили немного по-другому, но понять можно было. Эти же были светловолосые и голубоглазые и говорили на совсем другом языке. Но купцы –народ бывалый , знали немного на их языке . Как-то разговаривали. Тем более, что язык вообще торговле не помеха . Когда ушли еще дальше, вдруг там пошли люди опять похожие на них и даже язык был похож. Дальше не пошли . Решили там все распродать, тем более, что товару уже оставалось не много. По словам местных жителей , несмотря на лето скоро должны были начаться дожди, а за ними и зима недалеко.
На протяжении всего пути Назим примечал , где чем торгуют по какой цене. Что можно продавать, что покупать . Он заметил , что чем дальше на север от их земель , тем меньше было фруктов . Особенно южных. Конечно свежих не повезешь, но в сухом виде тоже не было . А ведь дома их сколько угодно и перевозить легко . А в караване их не было. Зато везли кожи и шерсть, а ее здесь своей много . Конечно распродали, но какая прибыль . Из этой шерсти надо делать ткань- ее почему-то нет. А из кожи шить сапоги – они здесь дорогие -только богатые их носят . А у нас даже не всю кожу выделывают, часть закапывают – думал Назим. Верблюжья шерсть - ее здесь вообще нет -делай из нее одеяла – с руками оторвут. Странно - неужели купцы этого не знали. Вон сколько ковров навезли. Конечно они дорогие, но они и дома не дешевые - трудоемкая работа. Надо будет поговорить с ними, но неразговорчивые они, как только дело доходит до торговли . Уже пробовал, да отступился. Ну ничего -поднажму, разговорятся. Еще и сами приставать станут. Самому не забыть бы ,что видел, что слышал. Наверное, нужно записывать все.
И с того дня он начал вести записи . Заодно вспоминая, что было до этого. Когда остальные увидели, что Назим каждый день что-то пишет, они были поражены – они-то были неграмотны, могли только считать. Своим умением читать и писать он поставил себя так высоко, что они стали называть его домулло –ученый.
А Назим размышлял уже как сам купец. Так ведь для того и поехал. Уж больно торговля короткая -долго здесь не постоишь. Да и не только мы сюда пришли. Придется остатки товара за полцены отдавать местным купцам –перекупщикам . Вон они уже крутятся. Надо будет подумать об открытии здесь своего магазина. Но об этом надо помалкивать. Вот и я уже стал купцом.
На стоянках Назим времени не терял. Он усердно скупал местные товары - железо , медь , свинец , а также мех, ювелирные украшения, драгоценные камни и оружие . В одной столярной мастерской он увидел красивые изделия из дерева. Это были шкаф и комод. Поверхности их были выпуклые и украшены тонкой резьбой. Но как на верблюда их погрузить ? Но тут сами мастера подсказали - мы их разберем , а дома найди мастеров –они соберут. Эта мебель ему так понравилась, что он уплатил за нее полную стоимость. Это был единственный товар, который он купил не за копейки. С караван-баши Назим договорился , что он ему выделит верблюдов. Тот согласился выделить столько , сколько тот накупит товаров .
С наступлением дождей караван погрузился и пошел обратно. На обратном пути покупали местные товары, а также продовольствие для людей и скота . Желающих пограбить караван и там хватало. Так что охрана не отдыхала ни днем, ни ночью. От грабителей можно было отбиться . Но однажды наткнулись на целую армию. Кто-то шел куда-то воевать , а точнее грабить и им , конечно, караван как подарок . Сопротивляться не имело смысла . Но хотя бы не зверствовали, как бандиты. Просто сказали , куда отвести караван , а людям забрать личные вещи и катиться на все четыре стороны. Спокоен был только караван-баши – он уже был в таком положении. Верблюдов отдадут - они никому не нужны, а за груз он в данном случае не отвечает. Купцы приуныли. Конечно это не последние их деньги, но убыток большой.
Назим вспомнил о своем учителе и решил обратиться , может быть, поможет. Он отошел в сторону и вытащил Коран нашел нужную страницу и начал читать Купцы подумали , что Назим молится и просит помощи у Всевышнего . Но тут к нему подошел человек в форме военачальника и Назим узнал в нем своего учителя.
-Я могу потерять все , что купил и хотел продать –сказал Назим .
- Я сейчас выведу тебе твоих верблюдов.
- Но я же один не дойду до дома. Только большой караван может перейти через пустыню . Тут на каждом шагу бандиты, нужна охрана на лошадях .
-Мне нет дела до твоих попутчиков . Я помогаю тебе, ты мне нужен. Я выведу караван, но весь товар останется как военная добыча .
- Хорошо. Мне тоже нет дела до купцов. Но может, выкупить товар.
Учитель задумался .
- Скажи купцам , третью часть выручки мне. Ответ сейчас.
Назим сообщил купцам условие . Те покряхтели и согласились.
Через какое-то время караван вывели – его даже не успели развьючить. Назим сказал караван-баши, чтобы он гнал как можно быстрее.
- Наверняка он купил караван за гроши, как я все покупал. Но до чего же мешают эти стражники- грабители . Ладно , когда беднота идет в грабители -жить то надо . Но когда хан начинает грабить, это уже от жадности и глупости. Впрочем это одно и тоже. Если бы он вместо войны укоротил грабителей, к нему бы все караваны стали бы заворачивать. И он бы заработал куда больше, чем от войны, которая вообще неизвестно чем кончится.
Оставшийся путь проделали без особых сложностей и вскоре прибыли домой. В ауле , как водится , устроили праздник -все-таки почти полгода люди не были дома , все вернулись целыми, здоровыми , даже из верблюдов ни одного не потеряли. Да и товар привезли интересный . А Назим сразу пошел к учителю -рассказать о путешествии и обговорить будущее. И учителю было интересны все детали и приключения на длинном пути.
- Давай рассказывай , что видел, что слышал и какие мысли появились.
- Много видел и слышал нового для себя и мыслей много. Я вот начал записывать, чтобы ничего не забыть. Как идти отсюда на север, там живут такие же люди как и здесь, только кочевые и говорят немного по-другому , но понять можно . Живут они скотоводством, но поесть фрукты они любят. Впрочем как и на всем пути , но на севере фруктов меньше и спрос на них больше . Это я к тому, что фруктов туда можно возить в любом количестве. В сухом виде, конечно,-абрикосы, персики, фиги , дыни , а также и овощи, которые там не растут – перец , баклажаны, томаты . И особенно приправы. Еда там пресная и безвкусная. Я уверен приправа там пойдет по высокой цене. К тому же все это весит мало и выдержит любую дорогу. А у нас ничего этого не было. Мы везли в основном шерсть и кожу , а там ее своей хватало. Нужна ткань из шерсти и изделия из нее . И шерсть нужна тонкая . Наша шерсть годится только на кошму, на валенки и на грубую верхнюю одежду . Но все это нужно изготавливать здесь. Тогда и продавать легче и люди здесь заработают. Из кожи нужно шить сапоги на твердой подошве – там такие носят и стоят они дорого , только богатые их покупают. Ковры там уходят по хорошей цене, но они и здесь стоят не дешево .
Дальше этих кочевых племен живут светловолосые и голубоглазые люди. Говорят они на другом языке, но торговле это не мешает . Выращивают они хлеб и скотину, держат огороды . Но они не богаты .Богата знать. Все так же как у нас .Только люди в аулах, там их называют деревня, все кому-то принадлежат. У нас тут тоже есть рабы , которых нужно покупать, а там , как я смог понять , все простые люди рабы .
Мы шли вдоль большой реки , перейти ее мы не могли . Дальше тех людей живут опять люди, похожие на нас по обычаю, по одежде и по языку . Дальше мы не пошли потому , что там рано начинается осень и дожди и дороги сильно размокают. Зимой там сильно холодно. Все носят одежду из меха. Тулупы шьют из шкур овец, которые рожают по четыре ягненка . Дома когда спят накрываются такими же шкурами. Но это простые люди. Богатые шьют шубы из драгоценных шкур , которых там много. Но бьют этих зверей зимой , а к нашему приходу этих шкур было мало. Там много золота и драгоценных камней. Ювелирные изделия отличаются от наших , но красивые. Много красивого оружия и вообже, железа , меди и бронзы . Вся страна покрыта лесом и стоит он дешево. Но так далеко не повезешь. А вот мебель делают красивую и в разобранном виде везти можно. Я вам тоже привез – отдал мастерам на сборку. Как будет готова -привезу. И еще один товар там уйдет в любом количестве –шелк . У нас его было мало. А нужно в сто раз больше и еще пять раз по стольку. Здесь нужно резко увеличивать производство коконов, но свободных земель нет. Эту задачу нужно будет рашить непременно .
И еще. Все караваны стоят в городах и торгуют. Мы тоже делали так . Я вот посчитал- мы стояли немногим меньше, чем шли . Это не дело, мы не смогли все распродать -пришлось остатки отдать перекупщикам за полцены. А ведь караван у нас был небольшой и мы там были не одни . Надо договариваться с местными князьями и основывать там магазины с большими каменными складами. Они смогут не только продавать но и закупать товар на обратную дорогу дешевле и вовремя. А посылать туда нужно тысячные караваны – там все уйдет. И вот тут меня беспокоит другое. Ведь этот караван вернется сюда - мы сможем распродать, все что он привезет? Здесь народ беден. Я по дороге заметил , что богатеют только города. Там , где люди живут землей, богатых нет . Земля кормит , но не обогащает. Нужно, чтобы люди на земле еще и занимались каким-нибудь ремеслом.
- А почему тебя беспокоят бедняки . Ты хотел разбогатеть и уже встал на ноги, а дальше будет больше .
-Да какая может быть торговля в бедной стране , где болшинство людей только думают , как прокормить семью.
- Ну хорошо. Какие планы на будущее?
- Я прикинул свои возможности и хочу собрать следующей весной караван на пятьсот верблюдов. Хочу уговорить свою семью на переезд в северные края и там заняться торговлей. А пока есть время надо поездить и уговорить крестьян сушить фрукты, кожевенников – шить сапоги , пока на мягкой подошве, а ткачей ткать ткань из шерсти и шить халаты .
- Хорошо, но я в доле . Собирай караван из тысячи верблюдов .
- Есть еще один вопрос, Безопасность, В любой момент можно потерять все . Грабят везде – у нас, на севере. Не могли бы вы сделать меня колдуном ?
- А зачем ? Я же помог тебе, когда надо было .
- Это было безвыходное положение, а нападения бывают гораздо чаще.
- Тебе не надо становиться колдуном - ты мне нужен в караване. Я тебе дам охранника. Но через три года он должен будет уйти от людей и к тому времени он должен стать богатым . Ты должен будешь дать ему стоимость каравана в сто верблюдов. И имей в виду он сам не может торговать.
Попрощавшись Назим поехал по купцам договариваться о покупке фруктов. Потом поехал по базарам в своем ауле и по соседним - договариваться о том же, чтобы сушили и привозили к нему домой .
Потом настала очередь ткачей. Они в тех местах обрабатывали шерсть, но изготовляли из нее только носки и кошму . Назим стал уговаривать их попробовать ткать полотно и шить халаты , обещая купить все что они сделают . В любом производстве самое сложное –это сбыт . А поскольку он был гарантирован , ткачи тутже взялись за дело и вскоре стали приносить неплохие халаты .
А Назим поехал осматривать земли вокруг аула и в предгорье .Ее вокруг аула было много, но возделывалась только та, что прилегала к реке. Чтобы отводить воду дальше нужно было рыть канал и сооружать дамбу. Это очень дорого и никто из богатеев не брался за это. Затраты окупятся через несколько лет, да и то если не будет войн. Поэтому Назим и поехал, чтобы найти какое-то решение. Он доехал до самого истока реки , где она вытекала из гор на равнину и где заканчивались обработанные земли. И он нашел место , где можно было проложить канал и не особенно длинный- метров сто , а дальше выпустить воду и она сама пробьет дорогу вниз. То есть потечет паралельно реке. Только нужно будет поднять уровень реки. Но тут он рассчитывал на колдуна. Он съездил за ним, показал ему это место и спросил , сможет ли тот помочь ему. Колдун сказал ему, чтобы он вырыл канал до весны. Весной будет паводок и обрыв ниже по реке рухнет и перегородит реку. Конечно , вода найдет себе другую дорогу , но уровень поднимется .
Назим не мешкая отправился к хану с просьбой продать бесплодные земли. Хан удивился такой просьбе - почему кому-то понадобилась эта земля, но продал и очень дешево. А Назим нашел рабочих, благо дело было к зиме и работ не было. Устроили водозабор на уровне воды, оборудовали подъемный шибер и к весне канал был отрыт. Весной, как и предсказал колдун, паводок подмыл высокий берег и обрыв рухнул . Уровень воды стал быстро подниматься, но потом остановился и начал опускаться. Но в канал вода заходила и шибер не пришлось высоко поднимать.
-Как учитель мог предсказать все это или он это и устроил? –подумал Назим -Теперь только найти бы арендаторов .
Но он напрасно беспокоился - к нему пришли те же рабочие -просить землю в аренду . Он раздал землю в аренду на таких условиях –арендаторы роют сами оросительные арыки , засаживают всю землю шелковицей и выращивают ее. Это и будет арендная плата. Что они будут выращивать в междурядьях -это их дело. Через два года они будут выращивать коконы. Согласились все - ухаживать за шелковицей легко – посадил палку и поливай, она очень жизнестойкая .
-Но за вами будет присмотр. Смотреть будет человек , который потом будет забирать коконы. Если он будет не доволен – аренда расторгается в любой момент. И такого человека Назим уже нашел – это был ткач , которому Назим пообещал дать столько коконов, сколько он сможет переработать.
Осталось самое трудное – надо было уговорить семью переехать на север. И Назим начал этот разговор. Братья согласились сразу - они видели как он поднялся. Но отцу трудно было решиться на изменение жизни ,, но ради детей в конце концов , согласился и он.
Пришла пора снаряжать караван. Караван-баши привел верблюдов , а весь груз уже лежал у Назима дома . Рабочие и охрана стали упаковывать его во вьюки и через несколько дней караван вышел, захватив с собой охранника от учителя. Это был молодой парень по имени Ораз. Он выбрал себе путь колдуна и ему нужно было практиковаться .
Через несколько дней вышли на земли кочевников и тут произошло первое нападение. И нападающих было много . Назим вызвал Ораза –Что ты можешь ?
-Могу всех поубивать , могу превратить в кого угодно.
-Преврати всех в лошадей .
Когда нападающие приблизились, они вдруг стали падать с лошадей и превращаться в них . Охрана переловила их всех – настоящих и не настоящих и табуном погнала вперед. Но поскольку корма на них не было запасено , их в первом же городе продали .
Караван продолжал свой путь и вскоре вышли к реке . Это была уже земля светловолосых и бородатых людей . И там были нападения , но где-то отбивались, где-то помогал колдун. По дороге торговали -продавали покупали. А Назим все больше узнавал о чужой земле, о людях -теперь среди них должна была жить его семья .
Наконец пришли в землю , где Назим хотел поставить магазин. Он собрал богатые подарки и пошел к местному князю . Тот , увидев подарки , принял его очень радушно и разрешил основать там и магазин и склады.
-Как все-таки знать любит подарки, совсем как у нас – подумал Назим.
Он подобрал большой дом для семьи и выкупил его. На первом этаже оборудовали магазин и склад , на втором -жилье. В этот раз весь непроданный товар оставили в своем магазине. Верблюдов вывели за пределы города, дали отдохнуть неделю и двинулись обратно , забирая по дороге заказанные товары. В этот раз Назим взял много мебели -она многим понравилась у него дома. Богатые люди даже выделяли отдельную комнату для нее, хотя жить продолжали на полу . Мебель входила в моду .
Взял также по двадцать штук овец тонкошерстных и тех , что рожают по четыре ягненка. А еще сговорился с одним сапожником , что шьет сапоги на твердой подошве , поехать с ним на год . Он заплатил его семье двойной заработок мужа и пообещал привезти его через год с таким же заработком . Когда проходили через землю кочевников забрал большую партию верблюжьей шерсти, которую для него там приготовили.
Домой прибыли без особых приключений и Назим понял, чего стоит охрана . Как бы он ходил без нее – давным давно бы его ограбили, а то и убили . А как же другие ходят? С огромной охраной , или не ходят .
По прибытии Назим , уже по традиции , сразу пошел к учителю. Тот уже ушел от людей и поселился в горах. Там у него был большой дом ,где он жил с семьей и учениками . Отдельно невдалеке располагалась ферма, где жили работники. Все это находилось в живописной долине, окружающие ее горы были сплошь покрыты лесом, а по дну блестела река.
Жаль, что я не колдун – так же поселилися бы. И ни какого богатства не нужно – подумал Назим - Хотя , может быть, я и ошибаюсь - бедному везде плохо.
Учитель встретил его как всегда с интересом -
- Рассказывай , что видел , слышал, что удумал.
Был я в тех же местах, что и в прошлый раз. Оставил там семью с остатками товара. С князем договорился , чтобы не обижали , а при надобности и помогли – очень он любит подарки.
Видел купцов которые привезли шерстяную ткань из-за моря. Ткань тонкая- руку ласкает. И сказывали, что изготавливают ее на станках, которые работают круглый день и вырабатывают ее куда больше наших. Но ее не хватает и цена ее велика – только для богатых .
Привез с собой баранов тонкошерстных и многоплодных. Надо разводить таких. В стране кочевников взял груз верблюжьей шерсти и договорился, чтоб привозили ее сюда -скуплю всю. В тех краях простые люди , когда спят, накрываются тулупами, а богатые одеялами. Которые шьют из ткани и набивают шерстью. Шерсть со временем сбивается, становится как войлок и одеяло уже становится плохим. Что такое верблюжья шерсть , они не знают. Если делать одеяла из этой шерсти , да еще красить , они уйдут по высокой цене.
Привез я мастера, что шьет сапоги на твердой подошве сроком на год - пусть научит наших. В этот раз я опять пожалел, что у нас не было тех сапог.
Видел я много красивой посуды –говорят из Китая -но очень дорогая. Лучше сходить туда а заодно и в Индию. Сказывают там мало лошадей - не приживаются они там .
Но важнее сходить за море за станками . Через год шелкового сырья будет много – наши ткачи не смогут переработать все. Китай продает много шелка, но его все равно не хватает и он дорог . Я хочу прямо сейчас сходить с небольшим караваном на запад по шелковому пути -посмотреть , что там и как . Везти туда можно шелк и прянности -перец, гвоздику, шафран, райхан .
Но меня заботит другой вопрос . Наш хан видит, что я привожу и это не дает ему покоя . Он уже увеличил таможенный сбор и требует за землю, что он продал, платить налог. Ему сообщили, что там высажена шелковица и он понимает, какие там могут быть доходы. Но ведь ткачи платят ему налог за каждый метр ткани . И это только начало . Он сказал, что теперь мы будем платить пошлину и с уходящих караванов. И ладно бы , если бы он что-нибудь делал для страны. Но города и аулы живут сами по себе , а он их только обирает .
- Но так было всегда. Ну уберешь одного хана, придет другой , такой же .
- Ладно не будем спешить, посмотрим, может и появится какое-то решение.
- И еще. Того, что ты привез, мне достаточно -сказал учитель - это был последний платеж. Дальше иди сам.
-А почему вы не хотите участвовать в деле? Я рассчитывал на вашу защиту. Без нее не будет этих результатов - на каждом шагу грабители .
-Мне больше не нужно богатства –я уже набрал, сколько мне надо . Расходов у меня нет , но и бедным колдун быть не может. Богатство нужно для уверенности, для моральной силы . А защита тебе будет как прежде .
С тем Назим уехал собирать караван . Груз был уже у него дома, так что погрузились быстро и , оставив брату , который был муллой, деньги для рассчета с поставщиками, он отбыл в очередное путешествие. Направившись на запад, они вскоре вышли к большой реке Аму и пошли вдоль нее. Караван-баши рассказал, что на другом берегу живут кочевые народы, которые очень любят пограбить , но у них прекрасные кони. Поэтому решили сколько можно не переходить реку и идти по своей стороне. Но наконкец пришлось ее перейти и в тот же день на них напали. В этот раз охраны взяли мало, понадеявшись на Ораза. И он не подвел. Как обычно, нападающие приблизившись к каравану падали и превращались в лошадей. Собрав лошадей двинулись дальше. Лошадей, что похуже распродавали по пути , а породистых гнали дальше, закупив для них корм. Через два месяца подошли к морю, но караван - баши сказал, что это не то море. Обойдя его с юга , пошли дальше и через два месяца пришли к другому морю, где надо было пересаживаться на корабли . Но делать этого не стали , так как Назим не успевал к весеннему каравану. В портовом городе Бейруте распродали весь товар – купцов там было много. Особенно хорошо ушли лошади. И , закупив товар на обратную дорогу,
караван вышел в обратный путь. Прошли города междуречья и Персии, где была хорошая торговля, и вступили на землю кочевников –грабителей. Чтобы не пересекать пустыню повернули на север и дошли до реки Аму. По ней поднялись вверх. Несколько раз появлялись грабители , но не нападали. Перед тем как переходить на свою сторону, Назим решил завязать отношение с местным ханом . Он отогнал лошадей на свой берег, а сам повернул на юг. Вскоре караван-баши привел его в крупный город . Там вышло все население посмотреть на караван . Они уже не помнили, когда к ним приходили караваны. Назим поднес хану богатый подарок и на следующий день тот сам пришел посмотреть на товары. Это были ткани, фаянсовая и стекляная посуда и заморское оружие. Хан многое закупил сам, не особенно торгуясь. А вот знать торговалась , как положено на востоке. Вместе со знатью ходил сын хана, но ничего не покупал, только осматривал .
В обратный путь закупили породистых лошадей и местное оружие. Когда вышли из города, караван-баши сказал-Будет нападение.
-Я тоже так думаю – хан не торговался .
Нападающие даже не стали дожидаться ночи. Назим только сказал Оразу - Сына хана не превращай в лошадь.
-Хорошо. Когда они попадают с лошадей, окружите их.
Все произошло как и предполагалось. Когда нападающие приблизились, они вдруг стали падать с лошадей и тутже были окружены всадниками охраны.
- Кто тут сын хана, выходи, а то всех побьем .
Тот вышел . Оставили еще одного человека , а остальных превратили в лошадей.
- Вот видишь, что наделал твой отец. Я ему предлагал честную торговлю, а он решил взять все силой. Теперь ты останешся у меня в плену , а отец будет в течении десяти лет ежегодно пригонять в мой город тысячу лошадей и столько же комплектов оружия. Потом ты будешь отпущен. Если он не выполнет этого условия, я приду и всю его охрану превращу в лошадей а его самого в осла и будет он до конца своей жизни качать воду на поля. И передай хану –обратился Назим к посланцу -все , что ты здесь увидел. С тем посланец уехал, а караван продолжил свой путь .
По приезде домой Назим нашел пастуха для лошадей со строжайшим запретом держать в табуне чужил лошадей и обещанием отдать ему каждого десятого жеребца. После этого он отправился к учителю.
Назим давно заметил , что общение с учителем стало для него необходимостью. Но по дороге навестил своих овец . Там уже появился приплод и даже сколько-то шерсти в мешках . Потом он заехал на плантацию шелковицы и там был полный порядок -когда люди заинтересованы - их проверять не надо .
Учитель встретил его приветливо и , как всегда, приступил к распросам. Назим привез ему подарки -коня , оружие и заморскую посуду. Ну и конечно рассказы , где был , что видел. О кочевниках, которые не могу не грабить, и о том , какое наказание он наложил на них. О городах Персии и междуречья, о морях ближних и дальних. О далеком городе Бейруте и Дамаске, где много купцов и диковинных вещей. И о своих планах. Сейчас хочу сходить на север, забрать оттуда брата – пусть приучается ходить с караваном . По возвращении я хочу все-таки пойти на запад , за море – привезти станки. На это может уйти год , но это сделать надо. На домашних станках много не наработаешь.
- А тебе надо много? Неужели тебе мало того , что ты имеешь ? Ходи с караванами и будешь все богаче и богаче.
- Конечно я выбрался из бедности и то благодаря вам . Но нужно менять жизнь. Я вот немного поездил и уже увидел, что мы живем в каком-то захолустье , в стороне от жизни. Люди на западе живут по-другому, особенно в городах. Они работают не руками , а на машинах и зарабатывают больше, чем наши люди. Там даже лошади вдвое крупнее наших – я видел. Не интересно жить среди бедных – они думают только о еде. Если им дать возможность немного заработать , они будут думать как заработать еще. И придумают что-нибудь . Только не надо их стричь наголо. Чтобы у них оставался интерес .
В этот момент к ним заглянул прислужник и что-то сказал учителю.
- Когда ты уехал ко мне, ханские стражники угнали твоих лошадей и ранили пастуха .
Назим задумался – Я вижу только один выход.
- Я тебе дам человека на три года -он будет ханом . Платить ему ничего не надо - он сам соберет, сколько ему надо. Но через три года ты сам сядешь на это место.
Он хлопнул в ладоши и в комнату вошел довольно молодой человек -
- Омад, пойдешь с ним. Хана уберешь, сам останешся на три года. Отправляйтесь.
В городе , аул давно вырос до города, Назим с Омадом пошли прямо во дворец . Охранник на входе сразу превратился в лошадь. Во дворце к ним кинулась охрана, но не дойдя , превратилась тоже в лошадей . Из дома вышел хан –Кто такие? Но , увидев Назима, замолк.
Где лошади? Хан не мог произнести ни слова. Где начальник охраны ?
За ним послали. Он явился трясущийся .
-Лошадей вернешь, где взял и останешся при них пастухом, пока я тебя не освобожу.
Хана превратили в осла и отдали крестьянину.
А Назим спросил у Омада –Ты лечить можешь?
-Конечно.
-Тогда поехали к пастуху, он мне нужен .
В доме пастуха колдун осмотрел его , что-то присыпал, приложил, пошептал и сказал – Он завтра выйдет к табуну, и добавил ему -Там сейчас другой пастух , скажи ему , что он свободен.
Действительно на следующий день пастух проснулся таким бодрым , что сразу поехал к лошадям и сказал начальнику охраны -Ты свободен. И тот сразу превратился в лошадь. Пастух даже не удивился – в такой земле жил . Он понял , что это ему подарок за ранение .
А Назим быстро собрал караван и вышел на север, не забыв сапожника. Через земли кочевников прошли быстро, не торгуя. Эти племена были диковаты и признавали только силу и грабеж. Когда вышли к большой реке Итиль в первом же городе Назим основал магазин. У него в охране был бывший купец , по имени Идрис, который разорился при ограблении каравана , но был грамотен и умел торговать. Кроме торговли он должен был закупать верблюжью и тонкую овечью шерсть. И еще он поручил ему разузнать, как весной можно перебраться на другой берег . Оставив ему товару караван двинулся дальше , покупая по дороге товары на обратный путь . Это было как правили железо и оружие. Чтобы не тащить его туда и обратно, его оставляли у купцов . Назим уже убедился, что у северных купцов слово дороже жизни . Хотя остальной народ жуликоватый – бедность .- А у нас все наоборот-подумал он .
Наконец, пришли в город , где жили родители. За прошедший год семья крепко встала на ноги . Закупила много товара. Но самое главное, все стали говорить на местных языках, а братья выучились еще и грамоте. Дети пошли в школу , где учили грамоте на двух языках, а также счету .
Пожив дома неделю и дав верблюдам отдохнуть караван пошел обратно. По дороге собирали оставленный товар. Когда пришли к Идрису, Назим увидел, что не ошибся в нем – он распродал большую часть товара и накупил много верблюжьей и тонкой овечьей шерсти . Кроме того он заготовил сено на обратный путь . -А это весьма существенно - каждый верблюд съедает его в день двадцать килограмм.
В этот раз на земле кочевников нападений почти не было – видимо уже пошла молва, что на зтот караван нападать нельзя. Надолго ли? В городах у купцов скупали всю верблюжью шерсть . Там уже знали об этом и заготовили ее много.
Домой пришли поздней осенью. Назим сразу раздал в работу шерсть и мебель и отправился к учителю, проведав по дороге овец, лошадей и плантацию шелковицы.
Встреча с учителем была, как всегда, интересной. Назим выложил свои подарки - кусок льняной ткани и крупы -гречьку, горох , пшено.
- Вот взял несколько мешков , хочу попробовать продавать. Там это ежедневная еда. Может быть понравится и здесь, а то ведь у нас только рис и маш. На реке Итиль поставил магазин. Надо бы еще поставить, но нет подходящих людей – грамотных и не вороватых. Надо будет поискать здесь. Грамоте можно выучиться -лишь бы были честные. И вообще туда надо побольше наших людей - пусть занимаются торговлей. Польза будет.
Привез с собой брата. Весной он пойдет с караваном. Да и сейчас , как только будет готова мебель, ее надо будет развезти по другим городам - здесь столько не продать. Да и здесь надо будет поставить на базаре магазин . Вот и пусть занимается.
Ткачам отдал шерсть , чтобы обработали, покрасили и изготовили одеяла . То , что мы с собой взяли, даже не смогли довезти до конца – разобрали.
- Ну а какие у тебя планы ?
- Я сам с небольшим караваном пойду на запад за станками. Возьму ковры , шерстяные халаты, шелк, ювелирные изделия. Но основным товаром будут лошади. Подходит срок, когда мне должны пригнать тысячу лошадей и столько же оружия . Думаю, что через год вернусь. И мне понадобится охранник .
- Охранника я дам. Но зачем тебе эти станки? Вон в каждом доме женщины - пусть сидят, ткут .
-Они без дела не останутся. Но если где-то появились станки , значит у них продукция будет дешевле и ее будет больше . И наш товар будет никому не нужен. Будем торговать только сухофруктами. Учитель хлопнул в ладоши . Заглянул прислужник -Позови Агзама . Когда тот вошел , учитель ему сказал -
-Подешь с караваном на три года. Условия я обговорил . Ступайте .
Через неделю караван вышел. Но перед тем Назим познакомил брата с поставщиками, обговорил цены и оставил деньги. А также побывал в нескольких семьях садоводов , которых знал, и договорился об их переезде на север . Те уже знали , как поднялся Назим и его семья и долго не думали. Но Назим поставил условие - все их дети за год должны были освоить грамоту и счет . А поскольку он знал, что отцам оплачивать учебу нечем, то оставил и деньги для этого.
Когда достигли реки Аму остановились , нашли местного жителя и отправили в город к хану со словами -Пришлешь дань или мне прийти за ней ?
Через три дня вдали появилась пыль от табуна. За табуном ехал сам хан с охраной и погонщиками. Назим накричал на хана
- Тебе было велено пригнать лошадей ко мне в город . Еще раз ослушаешься - превращу в ишака. Слезайте с лошадей и отправляйтесь пешком. Погонщики останутся со мной .
Караван продолжил свой путь , а табунщики погнали лошадей следом . Пока шли вдоль реки проблем с кормом не было-лошади паслись по ночам сами. А позже закупили корм у местных жителей. Да и остальной путь особой сложности не представлял - не по пустыне шли. Страны Персии и Междуречья обжитые, городов много и торговля там бойкая. Торговали коврами, ювелирными изделиями, рабами и скотом. Лошади там были замечательные, не хуже чем у кочевников . Но люди жили оседло и нападений было меньше. Наконец пришли в город Бейрут, И там на них напали купцы, когда увидели лошадей. Назиму это было на руку - перевозить тысячу лошадей трудно и долго, а цену давали хорошую. Поэтому оставив себе сотню, он остальных продал, отпустил, хорошо наградив, погонщиков и погрузив товар на корабль отплыл в страну Франков . Но по дороге зашли в Неаполь . Назим был поражен. Он впервые очутился в таком большом и красивом городе. У него глаза разбегались глядя на дома, дворцы и соборы. Но дела не давали долго бездельничать. И поторговав несколько дней , пока на корабле что-то ремонтировали , они тронулись дальше.
Придя в город Марсель и выгрузившись Назим, найдя переводчика. пошел бродить по городу. Из рассказов купцов в этом городе делали те ткани, которые он видел раньше, и он хотел посмотреть на производство и оборудование. Расспрашивая купцов в лавках он нашел нужные ему мастерские и посмотрел, как работают машины. Но сами машины там не делают, а привозят из-за моря. Но кто привозит и откуда он узнать не смог, а может ему не хотели сказать. Тогда он отправился в порт – поговорить с капитанами , уж они-то не станут скрывать. В порту он нашел самый большой корабль и стал расспрашивать капитана. Тот сказал, что он перевозит такие станки , но не знает , где их делают .
-Да вы спросите у купца . Я ведь и сейчас их везу.
Но купец он и есть купец . Он ничего не сказал , но предложил привезти такие же куда угодно.
- Но ты хотя бы покажи их -может быть это совсем не те станки.
Купец показал станки. Это было то , что нужно Назиму. Как выяснилось, тот когда-то сам был ткачом . Но продавать наотрез отказался –это заказ. Но он уже попал в руки Назима . Тот стал с ним разговаривать, расспрашивать о достоинствах станков , сложно ли их ремонтировать, и вообще из каких он мест, и как поживают его дети . Купец оказался персом , а в ауле у Назима жили люди, говорившие на этом языке и в детстве он общался с их детьми и свободно разговаривал с ними .
Дело кончилось тем, что купец уступил все три комплекта оборудования за трех арабских скакунов и считал , что он в выигрыше. Так это или нет, но Назим точно выиграл. Идти куда-то не один месяц с неизвестным результатом и потом обратно-долго и дорого. А скакуны - это кони разбойников и ему они вообще ничего не стоили.
Распродав товар и закупив местный - льняную ткань, мебель и изделия из фарфора, Назим отплыл обратно. В Бейруте, наняв верблюдов, он продолжил путь домой. Во встречных городах хорошо шла торговля мебелью и фарфором . Назим продал ее всю, оставив только подарки учителю. И везде, где мог , покупал верблюжью шерсть . Из опыта он знал, что самое выгодное – покупать сырье. Оно стоит дешево , а изделия из него дорого. И он решил попробовать наладить отношения с кочевниками. Поэтому пошел по их земле, заходя в их города и поселения. Теперь, если были нападения, Назим отбирал у них лошадей , а самих гнал в их селение и предлагал заплатить за них выкуп верблюжьей шерстью. А на будущее обещал выкупить всю шерсть, которую они смогут привезти к нему в город. И так происходило в нескольких селениях – достаточно, чтобы слух пошел по всей земле.
К себе домой Назим вернулся с полным караваном шерсти и сразу отдал его в работу. А у себя длма он установил один комплект оборудования -ткацкий и прядильный станки. Пригласив опытного ткача , он предложил ему освоить его . Тот повозился немного и через два дня показал Назиму его работу. Он работал в десять раз быстрее, нить получалась ровной , а ткань гладкой и красивой. Причем станок мог работать как по шерсти, так и по шелку. В комплекте была еще и машина , которая чесала шерсть.
-Хорошо, что купец запросил только трех скакунов, я бы и тридцать отдал- подумал Назим –Надо срочно строить для мастерской большой дом. Да и под склады. В этом году уже и коконы пойдут. Под них отдельную мастерскую нужно.
Но люди были , аул давно превратился в город, и он рос с тех пор, как ожила торговля . Всем понадобилось расширять дома под какое-то производство и склады. Даже садоводы строили сушилки , чтобы фрукты сушились не под солнцем , а в тени. Сельский народ потянулся в город на заработки. Назим нашел строителей, нарисовал план, что ему нужно и дал денег для материалов . Они сами должны были заказывать кирпич и камышевые маты на крышу .
А пока Назим запустил один станок на полную мощьность. Он работал круглосуточно и ткань росла прямо на глазах. Он подобрал человека, чтобы тот следил за всеми работами и выдавал на дом женщинам ткань для пошива одежды . С условием, что тот получит десятую часть от дохода мастерской . Этим Назим снял с себя заботу за всю шерстяную работу.
К этому станку Назим привел кузнеца, они обычно потолковее бывают , и спросил , сможет ли он сделать по образцу такой же . Тот посмотрел и ответил , что, наверное, сможет, только чтобы не торопили.
Ну, и после этого Назим поехал к учителю. Он рассказал ему все о поездке, обо всех приключениях и в конце сказал-
- Туда надо почаще ходить – там другая жизнь . Она интереснее нашей и надо привозить ее сюда. Может быть , что-то осядет здесь. Конечно, надо чтобы караваны ходили сюда . Они не ходят не потому, что мы далеко от более развитых стран. Вон Китай еще дальше, а туда ходят. У нас народ бедный и продавать нечего. У нас население в основном сельское и производят только продукты питания. А его везде производят каждый сам себе. Его никто не продает и не покупает . Ведь и мы продаем и покупаем только продукцию ремесленников. Вот нам и нужно развивать производство. То, что мы производим , хватает только на один караван.
- Ну и какие же у тебя планы ?
-Кроме обычного каравана на север нужно послать туда караван, но через реку Итиль . Мы освоили только узкую полоску вдоль ее берега, а за рекой огромная страна. Мы даже не знаем ее пределов. С нашим товаром только туда. Конечно, было бы интересно сходить и в Китай , и Индию , но нам туда нечего везти, разве только лошадей . Может быть попозже, а сейчас на север .
Я договорился , несколько семей согласны переехать на север. Надо будет их по дороге расселить. Если они будут запасать корм для верблюдов и лошадей , не нужно будет тащить с собой лишнего, да и подкупать по дороге дорого.
Есть только одна незадача - перебраться через реку Итиль. Только на кораблях, но их мало – на них перебираться месяц будем. Или зимой по льду. Но верблюды по снегу не ходят .
Может, завезти товара побольше и лошадей туда отогнать. И зимой на санях перевезти весь товар через реку и всю зиму торговать санным караваном . Там зима длинная. А летом с телеги, Только нужно будет туда забросить несколько семей.
-Дело новое. Много неизвестного, но не попробовав не узнаешь -заметил учитель. Санный караван- это , наверное, хорошо, но на него у тебя нет людей. Одной двух семей не хватит, а как они сойдутся с местными купцами – неизвестно. А разбойники везде есть. Может, пока следует только расселять людей. Пусть обживаются , научатся говорить на их языке , а там видно будет .
-Возможно, так лучше. Пусть научатся торговать.
С началом весны караван вышел в путь. С караваном пошел брат Назима. А он сам начал собираться в Китай. Основным товаром были лошади. Их уже развелось достаточно много в том числе и породистых . Погрузили также шерстяные ткани и халаты. Караван был небольшой – на сто верблюдов. Поскольку Назим шел там впервые . Идти решили по горам Тянь Шань через Коканд . Первая часть пути пролегала по обильной долине вдоь реки Сыр – дарья. Там почти не тратили свой корм для верблюдов. А воду вообще с собой не взяли - она была везде. Но по горам путь небыстрый. Города были только в долине –Худжан, Шахристан, Кажгар, Ош и другие.
Сами горы населены были мало, но крепости по дороге стояли. Горы тянулись с запада на восток и поэтому большую часть пути шли по долинам . Путь в Китай занал четыре месяца. И по Китаю пришлось походить – где-то делают шелк , где-то бумагу, где-то фарфор, порох . Шелк Назима не интересовал -дома делают не хуже. Но он его взял для торговли на обратном пути. А всего остального он взял сколько смог. И еще , по своему обыкновению, Назим уговорил две семьи мастеров фарфора переехать к нему . У себя дома они работали на хозяина и зарабатывали немного. А Назим предложил им работать на себя , взять себе работников и стать самим хозяевами. А он выкупит у них все, что они сделают. И он считал это главным приобретением . Обратно пошли по северному пути через Тараз и Отрар. Но домой пришли почти через год и ему пришлось сразу окунуться в неотложные дела. Китайцев он разместил на время у себя дома и тут же послал их со своим помошником ездить по стране – искать необходимую глину и песок .
Мастерская для ткачей была готова и надо было устанавливать оставшиеся станки. На плантации шелковицы пора было строить помещение для вывода червей . Сами плантации надо было расширять . Та плантация, что казалась огромной, с новыми станками стала недостаточной. Но ,главное, пришла пора становиться ханом самому . И оказалось , что главное дело -оборона от соседей . Страна зажила благополучно и соседи полетели на нее , как мухи на больную лошадь. Отложив все дела Назим поехал к учителю -
-Ну как дела в стране , как у тебя ?
- Да все неплохо. Сильно выросло производство шелка и шерстяных тканей , причем из тонкой шерсти - из нее даже рубахи можно шить. Увеличилось производство кожи . Ее уже перестали закапывать. Выросло и продолжает расти поголовье тонкорунных овец . Породистых лошадей становится много, вот недавно пригнали дань -тысячу лошадей. Расселяем людей на севере . Одну семью поселили дальше чем мою , на расстоянии десяти дней хода . Там Русы живут. Но вокруг много городов поменьше . Так что сбыт там даже больше , чем у моих родственников. Привез две семьи китайцев - они фарфор делают. Пусть начинают здесь, а там посмотрим , что получится, Я вот привез вам подарок – посуда китайская и вазы. Уж очень они мне понравились.
- А как ты со всем этим управляешься ?
- Да я уже давно не управляюсь . У меня в каждом деле имеется совладелец и их подгонять не нужно. Я только слежу, чтобы все двигалось, куда нужно.
-Ну хорошо, А что тебя беспокоит – я же вижу?
- Да беспокоит . Соседи не могут спокойно смотреть, как мы живем. Пока удается отбиться, да и то с вашей помощью. Но это такой расход , приходится держать армию воинов . И только потому , что кто-то считает, что имеет право на чужое . Но ведь невыгодно воевать. Я смотрю на ханов , воюют, воюют, а все равно бедные. Иной хан наберет себе жен, а даже прокормить их не может. Я вот посчитал, ведь прошло только шесть лет, как я пошел охранником в караван , а сколько изменений . Конечно вы сильно помогли . Ну без вашей помощи пусть будет шестнадцать лет. Но ведь можно подняться. Я ведь не один в караване был охранник. Почему никто не захотел чем- нибудь заняться.
-Ты сам ответил на свой вопрос. Ты ведь не один ученик у меня был. Я учил как разговаривать с людьми, как их понимать и как сделать их полезными тебе. Но только ты понял, что нельзя людей покупать за копейки. Всегда нужно им оставлять их интерес. А остальные думали, что я их учу как обманывать людей и обманывали. Скольких я из ямы повытаскивал и скольких побили до смерти.
У большинства людей интересы дальше личного богатства не идут. Они готовы хапать их не оглядываясь вокруг. А ты понял, что в бедной стране во- первых большого богатства не наживешь, а во-вторых его тратить некуда кроме как есть, пить и наложниц заводить . Тебе это не интересно .
Большинство ханов считают что они должны быть богаты, а народ может пожить и в бедности и стрижет его наголо. А если своих уже остриг тянет руки к соседям, чтобы их стричь .
Тебе надо создавать свою армию, но профессиональную. Это дорого, но я ведь не вечен , да и ты тоже . И воевать придется много, но ты не поступай, как другие. Другие завоеватели, когда завоевывают других, начинают убивать население, грабить его, назначают огромную дань и оставляют прежних ханов . Сказывается сословность .И получают врагов, которые потом начинают бунтовать и которых надо усмирять. А это опять расходы , разорение. Ты не бей людей – это не они развязывают войну . Убери хана и его знать, а их богатство пусти на благо страны. Создавай мастерские, проводи каналы , посади вместо хана своего человека , и потолковее, установи твердый налог и ликвидируй штрафы. Не будет штрафов –не будет чиновников. И эта страна станет твоим другом . Не сразу, но твоя страна станет мощной и богатой. Другие страны будут стараться подружиться с тобой . Любят не сильных, любят богатых.
Когда Назим вернулся домой , к нему пришел кузнец и повел его показать станок. Он значительно упростил его и от этого тот стал легче и производительнее . Назим этого не ожидал . Он вообще не очень верил, что кузнец сможет повторить иноземный станок . Наградив его такой суммой, чтобы тот смог построить большую мастерскую, Назим заказал ему станки, сколько тот сможет сделать.
Послесловие от автора.
Я жил на востоке в большом городе в старом родовом доме. Дому было неизвестно сколько лет . Он много раз достраивался, перестраивался и ремонтировался . Дома у нас строились каркасные. Каркас сооружался из стволов тополя, которые специально для этого выращивались вокруг дома . Из глины делались кирпичи и ими заполнялись проемы в каркасе. Если дом предназначался для зимнего проживания, каркас сооружался двойным. Такой дом стоял долго , лишь бы крыша не протекала. Но климат у нас сухой и дожди редки . Но весной дождь обязательно и как правило сильный. Вот такой и случился однажды, да еще с ураганом . Он снес часть крыши, участок стены намок и кирпичная набивка выпала. Оттуда посыпался всякий хлам, неизвестно как туда попавший и в том числе тетрадь . Она было завернута в плотную ткань. Которая от времени истлела . Но бумага, на удивление, сохранилась неплохо. Это была странная бумага, я такой раньше и не видел. Как позже выяснилось, это была рисовая бумага .
Страницы этой тетради были исписаны арабскими письменами. Родители мои были людьми верующими, могли читать и писать по-арабски и когда-то посчитали нужным обучить этому и меня . Так что почесть содержимое тетради труда не составляло. Он было написано по арабски , но на нашем языке. Я только не понял о какой стране были эти записи и как они попали в мой дом . Пришлось обратиться к моему деду. Он меня выслушал и сказал, что его дед рассказывал ему, ребенку, историю, которая жила в нашем роду. Оказывается какой-то наш предок был ханом этой страны и записи эти , похоже , о нем. При нем наша страна сильно развилась и разбогатела. После него был другой хан и страна продолжала развиваться. Но он передал власть по наследству сыну, тот своему. И так пошло. Страна стала увядать , хиреть. Мастерские приходили в упадок . Станки начали выходить из строя , а новых никто не делал. Продавать стало нечего –караваны перестали приходить, торговля упала . Муллы расплодились, как мухи на падали. Но время не стоит. Произошло много изменений и страна втягивается в новую жизнь, но такого развития , как при нашем предке уже нет.
Правдива эти история или нет -не знаю , но тетрадь передо мной и я решил опубликовать ее. Правда , с некоторыми изменениями , с учетом нашего времени .