Глава 24. Принятие того, что свыше меры

Мария Лашкунова
 
«Прими и то, что свыше меры, как благодать на благодать, как дождь, как снег, как тайну веры, как все, с чем нам не совладать…» Людмила Улицкая

Неиссякаемым потоком идут к Марии новые знания, которые она применяет в своей жизни. Результат не замедлил сказаться. На работе иссякли многие проблемы. Жить и работать стало проще и легче. Мария с матерью и дочкой отметили приход 2006 года. Празднование Нового года удалось на славу! Танцевали, веселились. Даже бабушка танцевала. Ранее она в это время, соблюдая рождественский пост, не одобряла этот праздник.

Последующие же  дни и годы были безрадостны и печальны. Обострилась болезнь матери Марии. Смерть младшего сына, по-видимому, стала исходной точкой ее. Не знали и не сразу распознали они все, что главная причина неадекватного поведения матери была в этой болезни. По ночам Мария  просыпалась, услышав плач матери. Она ее успокаивала и укладывала в постель. Самой же уже было не до сна. Всем своим видом мать выражала недовольство всем и всеми. В семье чувствовалось напряжение. Мария по-всякому пыталась говорить с мамой. Объясняла ей, как всем в семье  очень плохо, тяжело от такого проявления ее характера.

С каждым днем все острее становилась проблема с матерью. Уходит из дому, потом ее трудно отыскать. В общем, беда, да и только! И чем тут поможешь? Необходимо было позаботиться о маме, устроить ее жизнь наилучшим образом. Мария решила приложить к этому все свои старания и силы. Нельзя было больше мать оставлять одну без присмотра. Дочь познакомила ее со своей соседкой. Они друг другу понравились. Договорилась Мария с этой женщиной насчет мамы, пока она будет на работе. Та с радостью согласилась побыть с матерью, так как почти все время была одна, и ей не хватало общения. А там и пенсия у Марии не за горами. Только бы мамочка все это осознала и не старалась все, налаженное таким трудом, испортить.
- Господи, помоги ей обрести благоразумие. Пусть она будет здорова, миролюбива и обретет душевное равновесие!

Несмотря ни на что, Мария решила в отпуск, в июле 2007 года, поехать с мамой в Крым, так та рвалась к сыну. Пожить с ней месяц, а там сама жизнь все устроит должным образом.  За этот месяц дочери хотелось как можно больше своего внимания, нежности и любви уделить своей дорогой мамочке, сделать радостным каждый ее день. Вместе с Крымским солнышком она надеялась согреть ее израненную душу. Дочь верила в то, что все у нее с мамой получится наилучшим образом. Совместный отдых, походы на море внесут в ее душу покой и  умиротворение. Ведь любовь – это могучая сила! Для нее нет никаких преград.

Жизнь, однако, Марию не очень баловала, а порой, ее уроки казались несправедливыми и жестокими. С первого и до последнего дня все в Крыму вроде было настроено против присутствия женщины там. Ради мамы дочь поехала к морю на целый месяц, который с огромными душевными переживаниями провела. Так тяжело было не столько в физическом плане (жили без воды и света на даче), сколько в моральном. Было ощущение такое, что тебе вроде назначали срок, и ты его отбываешь. Можно сказать, что они не жили, а существовали. Никому не пожелала бы она такого отдыха. Вот так были оценены ее благие намерения. Очень и очень тяжело сознавать, что самый родной и дорогой для тебя человек теряет благоразумие и относится к тебе очень жестко, можно сказать даже жестоко. Обидно было до слез, горечь заполняла все естество женщины.

 Мария пыталась понять болезненное состояние матери и оправдать те, или иные неадекватные ее действия. Надеялась, что нежность и безграничная любовь дочери к матери смогут  наладить их взаимоотношения. Увы, болезнь прогрессировала и осложняла их существование в Крыму. Нервы и психика женщины были все время в напряженном состоянии.  Удивлялась тому Мария, как она все это выдержала. Спасало море, куда женщина устремлялась по два раза на день для размышлений и успокоения себя. Погода в Крыму была замечательная, а о море можно было говорить без конца. Любовь Марии к нему не проходящая. Много она плавала, наслаждалась шумом прибоя, который нес успокоение и восполнял ее жизненные силы. Мать на море не хотела ходить, все возилась на огороде.  За счет дочери восполняла нехватку своей жизненной энергии плохим настроением, обидой на Марию по любому поводу и без повода. 

В дальнейшем случилось так, что мать не пожелала с дочерью возвращаться в Гомель, осталась жить в Крыму. Брату пришлось сдать билет, купленный для матери, и теперь самому заботиться о ней. Нелегкую ношу он взвалил на себя, которую нес в течение полутора лет. Что бы это понять, надо пройти через подобное… Не хотела  мать возвращаться в Гомель, объясняя это тем, что в Крыму ей лучше, хорошо дышится. Дочь в слезах вернулась домой одна.  Еле пришла в себя женщина после такого «замечательного» отдыха. Да и внешне ее образ изменился не в лучшую сторону, переживания всего случившегося давали о себе знать.

Мать сделала свой выбор, больше настаивать Мария не стала. Дочь простила свою дорогую мамочку за все, принимая ее такой, какая она есть в данный момент. Болезнь есть болезнь и ничего здесь не поделаешь. Ни к чему не привели попытки Марии к устройству наилучшим образом в данный момент жизнь матери. Пришло понимание того, что каждый проживает свою жизнь согласно своему сознанию и разумению этой жизни в целом. Никто не в силах изменить сознание другого, если тот этому противится, а также никто не может прожить жизнь за другого человека.

Брат  Григорий предложил, чтобы сестра бросила работу, осталась в Крыму и заботилась о матери. Мария, несмотря ни на что, взяла бы на себя эту заботу о своей горячо любимой мамочке. Однако до выхода женщины на пенсию оставалось совсем немного.  Только тогда  может  уже она, имея хоть какие-то средства,  не работать. Пока мать получает пенсию, жить еще можно было как-то на нее.
- А если с мамой еще до моей пенсии что-то случится?! Как мне жить весь этот промежуток времени, не имея денег? - Ни сестра, ни брат на это ничего не ответили. 

У каждого свои семьи и на них рассчитывать не приходится. А ведь надо платить за квартиру, питаться и все прочее. Пришел момент, когда женщина должна была позаботиться о себе, о своей дочери и их существовании. Трудна наука, тем более от близких людей. Достаточно было обвинений в адрес Марии насчет мамы. Интересно то, что все за нее решают, как, где и с кем, ей жить. Пришло время отстаивать себя и права на свою жизнь по своему усмотрению. Существовать за счет милости кого бы то ни было, женщина не желала. Тем более, если ее уже не раз попрекнули тем, что когда-то оказали помощь. Помогли и забыли! Все должно быть сделано с любовью и бескорыстно. Пусть она не могла отблагодарить за оказанную ей помощь материально. Зато в мыслях, словах, в потоке посылаемой к человеку энергии, Мария все это выразила в полной мере. Именно такой ответ духовного плана наиболее ценен для каждого. Жаль, что это все не понимается многими, тем более близкими людьми. Каждый видит в другом человеке то, до чего выросло его сознание, другого он не приемлет, а может быть не хочет понимать и принимать.
 
Только по выходу на  пенсию Мария сможет сразу же забрать мать жить к себе и будет заботиться о ней. Конечно, боль непреходящая будет в душе по маме, пока она находится с братом. Это же ведь мама - самый близкий и дорогой человек.   Но во благо себе, Мария, в полной мере познав все перипетии жизни, вынуждена поступить именно так. От этого выбора она не стала меньше любить свою мать. В то же время Марии очень хочется быть рядом с мамой, обласкать и обогреть ее, вселить в нее жизненную энергию. Хочется, чтобы ее безграничная любовь к маме смогла внести в каждый прожитый ее день радость, мир и покой.  Ждет с нетерпением Мария приезда матери. Звонит ей по выходным дням. Мать так радуется звонкам дочери.

В мае 2009 года Григорий привез мать из Крыма. Поведение матери было неадекватным и улучшения не наблюдалось. Пришлось обратиться к врачам. В поликлинике психотерапевт даже не стала смотреть её, сразу же направила в больницу. Там сказали:
- Улучшения не ждите, смотрите, чтобы не было хуже. - Так оно и случилось, таблетки не помогли исправить положение дел. Опять обратились к врачам, те поставили диагноз: Атеросклеротический кардиосклероз. Дали матери первую группу инвалидности, чего, честно говоря, даже ее дети и не ожидали. Сестра начала оформлять опеку над мамой.

Мать жила по месту прописки у сестры, муж у которой не работал, дочь с малышом находилась в декретном отпуске. Было кому присмотреть за матерью. На выходные Мария забирала мать к себе, чтобы семья сестры немного отдыхала от напряженной обстановки. Проведя с матерью 2-3 дня, Мария была измотана и лишена жизненных сил. Женщину разила в самое сердце мамина жестокость, агрессивное поведение, основанные на пустом месте. Очень тяжело Марии было принять всё это. Дочери хотелось видеть мать прежней. Она наивно полагала, что любовь и забота этому поспособствуют. Чем больше любви и заботы ей уделяла дочь, тем более эгоистичной мать становилась. Не слушала она никаких доводов и уговоров, не понимала то хорошее, что для неё делали.

В один из дней нервы женщины были так измотаны, что она не выдержала и накричала на мать. Высказала ей, что она сама не живёт и другим не дает жить. После этого Мария долго рыдала  от своего бессилия. В то же время сердце ее было  наполнено любовью к ее дорогой мамочке. Вот это, наверное, и есть безусловная любовь, когда несмотря ни на что и вопреки всему любишь. Как же всё это непросто и очень тяжело именно в эмоциональном плане.

Интересно то, что мать чувствует, что что-то не так, а поделать ничего не может. Вот и кричи на неё, всё без толку! Очень болезненно Мария переносила такое беспомощное состояние матери. Сердце ее сжималось от вида всего этого. Одно хорошо, хоть ещё мать на своих ногах ходит. Ванну мама принимала только с Марией. Непростое это было дело. Еле усаживала дочь мать в ванну, с огромным трудом после мытья вытаскивала её оттуда. У женщины  не было достаточно сил.  Мать была слаба,  да и к тому же  не понимала, что от неё хотят. В тоже время она  чувствовала теплое отношение к ней. После ванны как-то обхватила Марию за ноги, а в глазах благодарность и нежность. Называет ее дочушкой. Сердце дочери переполняется в такие моменты нежностью и любовью в адрес мамочки.

В свой отпуск Мария забрала мать к себе. Сестра с мужем поехали к родственникам на Урал. Женщина понимала, как никогда, что ей нужно смириться с действительностью, принимать спокойно всё как есть. Иначе всё это ни к чему хорошему не приведёт.  Но одно дело понимать и совсем другое принимать все проявления жизни, какими бы они не были.
- Всё будет хорошо, мы с моей мамочкой замечательно проведём время вместе. Да поможет мне в этом Бог, не оставит в милости и поддержке своей. Я всё сумею и смогу выдержать это испытание. Да и как же иначе, ведь это моя дорогая и любимая мамочка. Я верю, что обоюдная любовь поможет в отношениях между нами. Вот так и не иначе!

Три недели Мария пробыла с мамой. Первый день она с ней провела замечательно. Даже днём таблетку ей не давала. Дочь наивно полагала, что ее любовь исцелит мать. Однако все не так было просто.  Оказывается, эта болезнь не подлежала исцелению. Жизнь для Марии превратилась в пытку, не хватало ни нервов, ни  эмоций. Вроде мать беспомощна, а проявления ее болезни таковы, что будто она всю душу вынимает из тебя. Спасали прогулки возле дома, да чтение книг, когда мама на недолгое время засыпала.  Мария  выбилась из сил и сна, так как мать совсем не спала днём, да и ночью приходилось часто вставать с ней. Хорошо было то, что женщина заранее купила продукты, и не было проблем с приготовлением пищи. Жизнь Марии на это время как бы остановилась. Она не принадлежала себе, была и жила как бы в прострации, заточенной в неволе. Терпение её иссякало, нервы были напряжены до предела. Не хотелось такой участи и такой жизни. Описать всё невозможно, через это нужно пройти, чтобы понять предел человеческих возможностей.

Женщина просила помощи и поддержки у Бога.… Не могла спать по ночам, готова была содрать с себя кожу – такова реакция была ее организма на нервные перегрузки. Дочь Марии, видя её состояние, решила отправить мать отдыхать на море. За пару дней она организовала путёвку, пришлось брать неделю за свой счет, так как отпуск у Марии заканчивался. Для нее это было несбыточной мечтой, которая оказалась явью. Мать так благодарна была своей дочурке за прекрасный отдых! Всё женщине там понравилось. Погода и море благоприятствовали. Наплавалась вдоволь, загорела, прекрасно отдохнула, успокоила нервы (уже могла спать). В замечательном расположении духа вернулась домой. Дорогу конечно туда и назад неважно переносила, сердечко давало о себе знать, но всё обошлось. Дочь ее встретила.

Каждый раз Мария, чего-то ждала, какого-то чуда. Ей казалось, что вот придёт день и ее мамочка обретет здравомыслие, станет прежней. После работы она  ездила к сестре. Водила мать на прогулки около дома.  Обратила свое внимание на то, что мама стала тише и спокойнее, замечает цветы у дома, ранее она на это не обращала внимания. При встрече с матерью, дочь, всякий раз, проявляла  свою любовь к ней. Та в ответ говорила дочери, чтобы она берегла себя. Часто мать вспоминала Бога. Из молитв помнила она только ОТЧЕ… Мария иногда читала эту молитву с ней. Дочери показалось, что  у матери устанавливается душевное равновесие. Не было ни на кого у нее претензий и обид. Это радовало.
В один из дней  мать сказала дочери:
- Не горюй, наше нам будет! - Поражалась Мария вот таким высказываниям матери и тому, что она тонко чувствует другого, его отношение к ней.

1 ноября 2009 год - День рождения мамы. Ей исполнилось 78 лет. Не так уже и много. Всё зависит не от количества лет, а от состояния разума и души. Если с  этим проблема, то и жизнь не в жизнь.  Больной человек живет в своём мире, не сознавая своего состояния,  того, что с ним что-то не так. Нелёгкая для всех ноша, особенно для тех, кто изо дня в день находится с больным человеком.
- Может, таким образом, родные люди  проходят испытание на выносливость и прочность их душ?!! Кто знает? Пути Господни неисповедимы. В любом случае раз Бог посылает такое, значит нам всем это для чего-то нужно? Неважно наказание это или испытание.

В этот день Мария решила разрядить как-нибудь обстановку в доме сестры.  Испекла вафельные трубочки. Все вместе попили чаю. Однако на душе у женщины всё же остался осадок. Так  хотелось Марии для мамы иной жизни в старости. Но ничего не поделаешь, все случилось, как случилось.  Она пошла в церковь,  поставила свечи за маму и детей. Прошлась по свежему воздуху, немного успокоилась. Не знали еще они все о том, что это был последний день рождения их матери!

 Как-то Марии приснился сон, в котором она видела мать в больнице, лежащей в палате, коротко постриженной. Думая, что маме не нравится причёска, она пыталась её успокоить тем, что короткие волосы не мешают, что ей так лучше. Затем Мария обратилась к пожилой женщине-врачу, насчёт состояния матери. На что, та ей ответила:
- А что вы хотите, всё идет к тому, что женщина готовится к уходу и все её части постепенно отмирают. - Мария заплакала. Затем подумала:
- Что ты плачешь? Ведь сама неосознанно желала маминой смерти. Во сне ужаснулась самой этой мысли. Затем пришло то, что чем такая жизнь, то для неё уход из неё был бы благом, и для всех освобождением от вынужденного нелегкого положения. -  Вот такой сон. Проснулась со слезами на глазах. Как же всё это было нелегко для женщины.

Мать уже совсем слаба, нет прежней возможности гулять с ней в здешнем парке, ходить в церковь. Ходит она с трудом, плохо ест, похудела очень. Порой, когда мама спит и её не слышно, Мария подходит и слушает её дыхание. Конечности у матери холодные, черты заострились, и кажется дочери, что она неживая… Страх от всего этого у женщины, видно, идёт после недавней смерти ее соседки по площадке. Все время у Марии такое чувство, что мамочка долго не протянет, что дни её сочтены. Эти дни жизни, как ей кажется, их матери  даются именно для них, детей, чтобы они что-то поняли и осознали. Нам всем смертным, с нашим разумом тяжело уразуметь, зачем и для чего нужно то или иное. В этом случае, как ей думается, всем необходимо смирение, терпение и крепость духа.

- Как же понять и принять такое существование?! Больно и тяжело, когда это определено самому дорогому и любимому тобой человеку.
Мать как-то сказала дочери:
- Что Бог даст! -  Именно так, ему виднее там, что всем нужно, и не нам судить о его промысле. Однако как не просто это осознать и принять всем сердцем и душой.

Запас жизненных сил Марии от всего пережитого истощался, накатывала жуткая депрессия, от чего она, заболев, очень долго не могла поправиться. Вся ее жизнь завязана была на матери. Работает, затем выходные с мамой, отпуск также с матерью. Отдыха, как такового, нет. Но, несмотря ни на что, Мария очень рада, что мама находится с ней. Сколько  матери там не определено, она будет стараться, хотя это и непросто, а порой невыносимо тяжело, дни  для мамочки устроить наилучшим образом. Ведь это ее мама!

У жизни свои планы на каждого. Все и всех она расставит по своим местам. Остается только довериться ей и принять все, как есть. Жизнь мудра, нам надо только прислушиваться к ее зову и знакам. Однако к этому осознанию всего Марии еще предстоит прийти. Позднее женщина поймет, что сама жизнь устраивала все так, чтобы все для нее сложилось наилучшим и более благоприятным образом.