Как наказало нас божественное правосудие

Сергей Пономаренко 3
Против пелагиан.

Из "Послание патриархов восточно-кафолическия церкви. О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ". 1723 г.: "А бременем и следствием падения мы называем не самый грех, как то: нечестие, богохульство, убийство, ненависть и все прочее, что происходит от злого человеческого сердца, в противность воле Божией, а не от природы;(ибо многие Праотцы, Пророки и другие бесчисленные, как в Ветхом, так и в Новом Завете, мужи, также божественный Предтеча и преимущественно Матерь Бога Слова и Приснодева Мария, были непричастны как сим, так и другим подобным грехам), но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть. <что от природы>"

В этом отрывке говорится, что весь род человеческий несет наказание за преслушание Адама, хотя мы и неповинны в его личном грехе. Здесь, кто-то возмутится и скажет, что почему Господь Бог наказывает нас без вины богоудаленностью, болезненностью природы от самого зачатия, а впоследствии изнурительными трудами, скорбями, телесными немощами, болезнями рождения (это к женскому полу относится), странствованиями (зачастую и отсутствием своего гнезда, дома) и напоследок естественной смертью (бывает, что и с мучениями)?  Почему все мы от зачатия относительно (по наказанию) присвоили грех Адама? А после рождения все, вообще, "чада гнева", т.е. уже присвоили первородный грех (как избыток страстей) лично, согрешив по неразумию? И наказание за последнее с возрастанием зла еще хуже - смерть не естественная, а духовная.

Все евангельские высказывания, такие как "Господь был по нас клятва, или грехом" по преп. Иоанну Дамаскину необходимо понимать именно в смысле относительного усвоения греха: "Он говорил это, усвояя Себе наше лицо и поставляя Себя наряду вместе с нами. Ибо мы были подпавшими греху и проклятию, как непокорные и непослушные <в лице Адама>, и по этой причине покинутые <богооставлены>." ("ТИПВ", преп. Иоанн Дамаскин). Т.е. опять-таки, здесь говорится, что мы в лице Адама несём его наказание. Господь совсем чужд греха, хотя несет наказание за него, а мы с рождения с избытком страстей и богопротивны. Хотя и после Крещения человек становимся богоугодным сыном, но страсти в душе сразу не исчезают и возрожденный человек по преп. Марку Подвижнику грешит в основном невольно. С этой точки зрения высказывание: "Господь терпел и нам велел" - как повеление Бога, при выполнении которого будет награда, может быть всегда неким стимулом для претерпевания скорбей.
 
Св. Василий Великий: "А из прочих зол <в несобственном смысле слова> иные как подвиги бывают нужны к показанию мужества, например, Иову - лишение детей,  истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду..."

Т.е. человек родился в богоудалении для заглаживания грехов вольных и невольных, которые быть может от юности, проявления своего мужества и совершения своего подвига.

Но как человек может понести свой крест?

У современного неверующего разум направлен в сторону ИЗБЕЖАНИЯ СТРАДАНИЙ и все мысли как правило о благоустройстве. Человек постоянно находится в состоянии предвосхищения от новых удовольствий. Он малодушен, немужественен и разнежен. Слова "потерпи немного" у детей вызывают усмешку. Хочется все сейчас и сразу. Он не может по существу служить добродетели: "и в мыслях превратны, часто не хотят добра". Все жизненные превратности всегда будут казаться несправедливыми, слишком тяжелыми. Или от "злого" Бога, если человек имеет понятие о Нем. Или "Так все устроено. Мир жесток", - скажет он. Если добродетель и была у человека, то она рассеялась как туман, оказалась бессильной.
 
От одного немолодого уже человека я слышал возмущение: "Почему православные даже на маленькие дела призывают Бога, когда можно справиться самому?" или другими словами: "Почему вы так не надеятесь на свои силы, как мы?"
Ответ очевиден, дабы наша добродетель не была немощной.

Можно заметить, что человек очень самонадеян, по жизни уповает на свои силы (как правило умственные и телесные) или на других людей.

Св. пророк Давид восклицает: "Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека" (Пс. 117:8)
Блж. Феодорит Кирский так объясняет это место: "Он <Господь> благ, человеколюбив, хощет добра, может сделать все, что хощет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией."

или "Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его" (Пс. 146:10)
"Не телесною силою, говорит Пророк, не искуством ездить на конях, не быстротою ног, благоугождается Бог, но добрыми делами, которыя творятся с богобоязненностью. Но не о боящихся только с особенною попечительностию промышляет Бог, но и о тех, которые впали в грехи, но прибегли к покаянию, и подкрепились надеждою на человеколюбие." (Блж. Феодорит Кирский)

С представленной точки зрения вопрос о "несправедливом наказании" решается сам собой с мыслями об уповании и с помощью Божьей. Наказание могло быть несправедливым, если бы Господь оставил уповающего и не являл бы свою помощь и не защищал бы его. "Буди мне в Бога Защитителя и Помощника" (св. пророк Давид).
Для неуповающих это естественное наказание навсегда останется несправедливостью существующего мироустройства.

P.S. Как сказал на днях Папа Римский Франциск: "если тело красивое, то это добродетель"...

"Не телесною силою, говорит Пророк, ... благоугождается Бог"