Камчатка. Сокращённая версия

Махпрат Мухиддинова
 
«Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше».

«В очередной раз, оказавшись на Дальнем Востоке, я понял, что мне близки эти края - сырые и прохладные. Камчатка, как и Сахалин для меня оказались примечательны именно своей природой. В этих местах сразу чувствуешь Ее мощь, дикость, чувствуешь, что она сильнее тебя, лес, вулканы, океан - это живая стихия, которую в этих местах человек никогда не сможет приручить. Тут оно все живое. Тут легко почувствовать себя маленьким».

Эти свои впечатления написал мой сын Олег, который оказался в тех краях по делам, связанных с его профессиональной деятельностью. Примерно, такие же чувства испытала и я, впервые очутившись на Камчатке. Накопилось слишком много информации, мыслей, эмоций, поэтому следовало успокоиться, всё уложить в голове, проанализировать. Когда, затянувшийся процесс всё же закончился, решила изложить свой рассказ, максимально точно передав весь сонм моих впечатлений. В сокращённой версии, надеюсь, хотя бы частично передать силу своих чувств и эмоций.

       Как и многие люди, я всегда держала в себе мечту съездить когда-нибудь на Камчатку, и вот – эта возможность представилась! Руководитель клуба по скандинавской ходьбе Ирина Терещенко предложила мне поехать вместе с группой на Камчатку. Несмотря на свою мечту, поначалу я отказалась, считая себя не способной и не готовой к такому путешествию. Ирина и друзья из нашего клуба уговорили меня, за что я им очень благодарна. Оставалось только, преодолев свой страх, настроиться на волну путешествия. Для меня само слово - Камчатка - звучало музыкой далёких земель, невообразимых и полных увлекательных познаний! Порой мы сами из-за своих страхов и лени, лишаем себя замечательных, необходимых для нашей души и ума свершений. Ведь только в новых для себя местах, условиях и событиях мы испытываем совершенно иные чувства, открываем неизвестные дотоле возможности в себе, а значит, меняемся и обновляемся.

       10 июля 2017 года с группой ходоков мы вылетели в Петропавловск-Камчатский. При подлёте к Петропавловску, мы прильнули к иллюминаторам, чтобы увидеть во всей красе и мощи целую систему гор с вулканами. Зрелище было грандиозным! Ясным и солнечным утром наш самолёт приземлился на Камчатской земле. Надо сразу отметить, что почти всю нашу поездку по Камчатке нас сопровождала прекрасная погода, хотя она здесь изменчивая – нам просто сильно повезло! Выйдя из самолёта, сразу же увидели величественный вулкан Корякский со снежными склонами и вершиной. Я в изумлении застыла, словно увидела перед собой нечто нереальное – кадр из фантастического фильма! Ощущения были невероятными! Сев в автобус, ожидавший нас на стоянке, проехав минут десять, мы остановились на перекрёстке, который оказался примечателен тем, что там был установлен огромный памятник. На высоком постаменте из сцементированных небольших валунов, красовалась скульптура.  Она изображала медведицу с медвежонком – символом не только Камчатки, но и всей России. Мы с восхищением смотрели на памятник, с которого условно начиналась наша необъятная страна, а также началось наше увлекательное путешествие.

       «Поход и приключения на Камчатке начинаются сразу же за дверью вашего дома». Эти слова были сказаны нашими замечательными гидами, очень точно характеризующие и раскрывающие суть Камчатки. Первый день был посвящён обзорной  экскурсии по Петропавловску и его окрестностям. Город оказался для нас, туристов, особо ничем не примечательным. Людям, живущим на Камчатке, приходится непросто. Продукты питания привозные и недешёвые, а зарплаты невысокие. Полуостров отличается низким плодородием почв, поэтому выращивать что-либо здесь сложно. Регион сейсмически очень активный, часты землетрясения. Климат полуострова суровый и нелёгок для жизни. По рассказам гидов зимой снежный покров достигает 5-6 метров и весь город, и множество автомобилей оказываются погребёнными под снегом до весны. Мне стало ясно, что живёт здесь народ крепкий, стойкий, адаптированный к суровому климату и быту. Людям здесь действительно приходится выживать. Они разительно отличаются от рафинированных жителей больших городов и менее суровых регионов страны. Камчадалы вызвали наше  искреннее уважение. Природа Камчатки тем более не могла не вызвать нашего восхищения!

       К концу дня мы поехали к океану на знаменитый Халактырский пляж, примечательный своими черными титано-магнетитовыми песками. С довольно высокого берега, заросшего жёсткой травой, открывался вид на океан. От всего, что предстало перед глазами: водной мощи, что колыхалась, грохотала, наплывала, а потом вновь отступала, я надолго  замерла. Так было до человека, так будет и после него. От океана веяло силами, неподвластными человеку, но это совсем не давило, а только давало осознание того, насколько мы малы, насколько прекрасна и невероятна Природа, породившая этот океан и нас, кому дана возможность созерцать всю эту красоту. На океан можно смотреть вечность, но у нас не было столько времени, поэтому нам с неохотой пришлось распрощаться с ним и ехать на базу.

       На второй день нам представилась увлекательная и незабываемая прогулка на катере "Касатка" по Авачинской бухте с выходом в Тихий океан. Мы увидели острова «Старичков» и «Бабушкин камень», скалы «Три брата», кекуры Часовой, Караульный, Чёртов палец и многочисленные птичьи базары. Потом заплыли в бухту Тихую, что в Авачинском заливе и там ловили рыбу на спиннинг. Пойманная нами и зажаренная тут же на катере камбала показалась мне вкуснее всех рыб, что ела ранее. Пока мы бороздили воды Авачинской бухты и океана, туман окутал всё пространство вокруг, видимость стала очень низкой. Скалы, вырастая из тумана, надвигались, потом быстро удалялись от нашего катера. Жаль, что не было солнца, но пейзажи, выплывавшие из тумана, были живописными настолько, что захватывало дух! «Бабушкин остров» с гротами, как глазницы, скальные выходы с тюленями, кекуры, облепленные птицами и - всё это было нереально, потрясающе и фантастично!

       Последующие несколько дней были посвящены вулканам, один день сплаву на рафтах, а в самый последний день должны были посетить озеро Толмачёво, чтобы понаблюдать за нерестом рыб. На озеро нам не удалось попасть, но зато ещё раз посетили Халактырский пляж, но не купаться, а за шашлыками, в отдалении понаблюдать за океаном. Первым вулканом  на котором побывали, был древний и уже не действующий, разрушенный и пологий вулкан Вачкажец, заросший лесом и кедровым стлаником. Пейзажи с зелёными сопками, с многочисленными пятнами снега, которые пестрили глаза, напомнили мне Норвегию. Было очень красиво! Правда, нам было тревожно из-за бродивших вокруг медведей – одной из самых больших угроз Камчатки.
 
       Мутновский же вулкан был действующим, поэтому выдыхал газы серы и аммиака через многочисленные фумаролы и грязевые котлы, которые ядовитым туманом окутывали кратер, по дну которого мы шли. Пока мы шли по узким тропинкам вдоль склона, а внизу змеилась в ядовитых парах не менее ядовитая река Вулканка, я вспомнила все молитвы, которые знала. Одним словом - вулкан Мутновский жил своей обычной мутной и активной жизнью. На вулкане Горелый нам не удалось побывать из-за погодных условий. Зато побывали на перевале Велючинский и на горно-спортивной базе «Снежная долина». Перевал со всех сторон окружали великолепные пейзажи, с него можно было увидеть как все «домашние», расположенные близко к городу вулканы, так и отдалённые. Перевал охраняли устрашающего вида три деревянных исполина – Гамулы. Гамулы, в переводе с ительменского - «люди вулканов». Они являются горными духами, по поверью производящими дождь и молнию, перебрасывающими друг другу обгоревшие головешки.  Гамулы казались стражами гор, стоявшими на возвышенности, естественно вписываясь в окружающую божественную красоту. Исполины, чётко выделявшиеся на фоне синего неба, пятнистых сопок, то наплывающего, то уползающего в кедровый стланик вниз по склону  тумана, внушали мысль, что обычные люди приходят и уходят, а они – «люди вулканов», вечно будут пребывать в этих местах.
 
       На комфортабельной, благоустроенной базе отдыха «Снежная долина», расположившейся под склоном лесистой сопки Горячая, первый день переночевали в палатках, а второй – коттеджах. Эти места славятся горячими целебными источниками, чистейшим горным воздухом. По всей территории были установлены термальные ванные-бассейны. Большие и малые бассейны, выложенные по дну и краям камнем, были заполнены тёплой целебной водой, от которых шёл пар. Горячая геотермальная вода по трубам или канавкам перетекала из одного водоёма в другой. Мы попали в райский уголок.

       После посещения вулкана Мутновский, мы поехали в этническую деревню «Кайныран», что в переводе с корякского означает «Медвежий дом». По пути остановились у "Зайкиного Ключа", он же «Серебряный ручей», богатый ионами серебра. Мы также остановились в посёлке Сокоч, вдоль шоссе  которого расположились маленькие магазинчики. На одном красовалась вывеска «Пирожковый рай». Набрав  в магазинчике  знаменитых и вкуснейших огромных жареных пирожков с различной начинкой,  далее путь держали в «Кайныран». Он знакомит туристов культурой и обычаями коренного народа коряков. Комплекс расположен на огромной территории. Жилые дома и хозяйственные постройки отделяли от пастбища перегородки из стволов деревьев. Голубое небо с белоснежными облаками, зелёное поле, залитое солнцем, в белых и желтых цветах, на котором мирно, склонив головы, паслись две лошади и жеребёнок, казались картиной великого мастера, дарившей душе покой и умиротворение. Эту идиллическую картину обрамляла на горизонте вереница сопок со снежными вершинами. После ознакомления с бытом местных народов, послушав песни, посмотрев их танцы, познакомившись с двумя подростками-медведями в клетках, посетив питомник с хасками, и, наконец, отведав корякских оладушек в чуме и традиционную уху из красной рыбы нерки в гостевом доме, мы поехали в уютную турбазу в Малках. Там, сначала помокнув в мелких озёрцах с горячей термальной водой,  на ужин, отведав азербайджанского плова, потом устроив дискотеку, мы наконец уснули крепким сном, чтобы утром отправиться на сплав по реке Малкинской Быстрой.
 
       Этот день считаю для себя одним из самым  чудесных, проведенных на Камчатке. После подъёма на Мутновский вулкан, встречи впервые с мощной, необузданной, поистине дикой стихией Природы, нужно было нечто совершенно иное. Я отдохнула душой,  настолько этот день был наполнен солнцем, покоем, тихой радостью - созерцанием окружающей благодати. В этом нам помог замечательный молодой человек - гид Алексей, студент московского вуза, отец которого был родом из Камчатки. Он ловко управлял рафтом, и настолько увлекательно, интересно рассказывал о Камчатке и о многих других вещах, и порой так глубоко и тонко озвучивал свои мысли, что я не могла не  порадоваться тому, что у нас в стране есть такая замечательная молодёжь, а значит - есть и будущее!

       Предпоследний день был посвящён подъёму на вулкан Авачи. "Авачинская сопка" – действующий вулкан на Камчатке, высота - 2741м, вершина конусообразная. Наша группа шла довольно быстро, хотя  подъём был крутым. Чем выше поднимались, тем жарче становилось. От вулкана шло тепло, но нам повезло, что ветер дул со  стороны Корякского вулкана. Вулкан Авачи действующий, в хорошую погоду видны столбы  дыма от фумарол. Склоны кратера красного цвета видны издалека, и такое впечатление, как будто они раскалены от жара. Над кратером кружилось кольцеобразное облако – редкое явление в этих местах. Подъём оказался нелегким. Вода у нас быстро закончилась, а солнце нещадно палило, но ветер со стороны вулкана Корякского, обдувал живительной прохладой. Никогда не забуду, как ели плотный, крупнозернистый снег, чтобы хоть немного унять изнуряющую, мучительную жажду. Навсегда запомню момент, как я, став лицом к Корякскому вулкану, обдуваемая прохладным горным ветром, глотала этот ветер, настолько он был густой и вкусной субстанцией, что его можно было пить! Мне действительно стало легче, как будто напилась холодной родниковой воды. Невероятные ощущения от невероятных мест!

       Я вкратце изложила события, подарившие мне многочисленные эмоции и мысли, а также бесконечное восхищение красотой Камчатки! Но, по происшествию времени, я могу сказать, что подъём на Авачи оказался в силу определённых причин одним из самых в физическом плане тяжелейших дней в моей жизни, но я не жалею об этом. Наша группа, побывав на краю земли, а может там, где начинается Россия, многое для себя открыла и получила, особенно наша семёрка, покорившая вершину Авачи. Я так и не сумела достичь кратера и увидеть то фантастическое, что можно увидеть только с его вершины, но моим достижением и достижением остальных 12 человек, оказался сам ПУТЬ к вершине, а это уже не мало!