Страна, которая смеётся

Геннадий Гаврилов
Свойство смеха облегчать душевные боли известно издавна.
Смех иногда бывает пиром во время чумы или празднованием Пирровой победы.
Если вспомнить, что творилось во времена первых советских кинокомедий, то, кажется, и нет таких бед,  во время  которых смеяться было бы кощунством.
Советский «голливуд»  выполнял социальный заказ  на создание страны грёз.
Люди искренне смеялись, не только потому, что  в  жизни должно быть место  анекдотам  и сказкам.
Комедии делали трагедии жизни оптимистическими. 
Обычно, улыбка делает лицо человека лучше. 
Но из  литературы  известен человек, который, казалось, всегда смеялся, потому что лицо его было  обезображено шрамом.
В самые трагические годы страны, даже в условиях жёсткой власти  всегда был спрос на сатириков  и комиков.
              Прежде, чем засмеётся вся страна, кто-то должен засмеяться очень заразительно.
Направление сатирических  ударов и рамки дозволенного, конечно, задавали политики.
 Несомненным пятном на репутации  Советской власти может служить тот факт, что она из соображений дипломатии запретила смеяться в предвоенные годы над  «Великим  диктатором»  Чарли Чаплина, где в главном герое  легко угадывался А.Гитлер.
Из тех же соображений запретили у себя показ фильма и будущие союзники  в войне, Англия и США.
 Ч.Чаплина там называли прихвостнем коммунистов и требовали сослать в Россию.
        В другом  его фильме, «Огни большого города», показано, как  слепой  женщине, задолжавшей  за квартиру 22 доллара, вручили предупреждение о том, что в случае неуплаты «до завтра», её имущество будет описано и взято под залог. 
Такой  Ч.Чаплин  Советской власти был нужен: изображение гримас капитализма ей льстило:  в СССР за квартиру можно было не платить без всякого страха перед арестом имущества и выселением.
                Наступили новые времена.
Россияне сподобились приобщиться к мировым стандартам справедливости:  выселения из квартир,  отключения электричества и аресты имущества стали обычным житейским делом, не говоря, уж, о вышибании долгов «коллекторами».
Не вынося приговора перестройке, нельзя не замечать, что с ней пришло в жизнь много несправедливого, трагического, уродливого.
А над чем же шутят и смеются наши современные комики?
Помогают ли они, как песня, нам строить и жить? С кем они?

В советское время артисты Штепсель и Торопунька шутили о том, как они подставляли сумку под радио, чтобы наполнить её продуктами.
 А.Райкин  показывал, как  дефицит товаров рождает систему «блатных» отношений. 
И вот, свершилось: нет больше дефицита!
Некоторое время после перестройки артисты лёгкого жанра  по инерции продолжали высмеивать  «парк Советского периода».
Новые реальности новых поводов для сатиры будто и не давали, поэтому  артисты  смеялись над советской властью, не забывая классические  шутки про тёщу или мужа, уехавшего в командировку . 
Хотя, многим тогда было совсем  не  до шуток.
 
   В наше время наш президент стал шутить так много, как не шутил  никто до него на его посту.
Послушать анекдоты любили и Хрущёв, и Брежнев.
Но чтобы самому их рассказывать публично…
Возможно, Путин свои шутки придумывает сам,  в любом случае, впервые искусство комиков стало таким востребованным на самом верху власти.
Политик В.Жириновский не комик, хотя за ним и  закрепилась репутация политического клоуна.
Комик М.Евдокимов стал губернатором, но жизнь закончил трагически.
             М.Задорнов был соседом Б.Ельцина, и удостоился чести обратиться к стране с новогодним поздравлением, но дальше этого дело не пошло.
М.Жванецкий своим творчеством, можно сказать, окормлял главного Советского комика А.Райкина.
Но дальше «дежурного по стране» и он не пошёл.
А, уж, они-то могли бы веселить Госдуму и население страны не хуже Жириновского.
Самые успешные высмеиватели недостатков страны ничем  не могли  ей помочь «материально».
Наоборот, создаётся впечатление, что они кормятся  недостатками, которых высмеивают.
              От подозрений власти в беспомощности или злом умысле на душе у населения время от времени  скребут кошки.
Вот их-то, как бы, и отлавливают комики, заявляя о себе, что им на язык не попадайся.
В результате,  обычно всё кончается тем, что и  комики сыты, и политики целы.
Поднимают на смех одних, а  бросают или кидают совершенно других.
В том числе, и тех, кто смеялся.
А.Твардовский в поэме  «Василий Тёркин» подметил, что «пушки к бою едут задом».
Большинство комиков  разворачивать свои «орудия смеха»  никогда и не собирались: они  «стреляют» в прошлое,  по  воробьям  или  смеются над людьми, с которых сняли штаны.            
              А власть, будто, и не даёт никаких поводов для смеха над ней кроме законов о сезонных переводах стрелок часов, знаках «Шипы» на автомобилях и запрещении называть молоком то, что им не является.
 В фильме «Золотая лихорадка»   герой Ч.Чаплина  нашёл золото и стал богатым.
Если кто-то из россиян найдёт золото даже у себя в огороде, он обязан отдать его по закону государству.
Если государство находит что-то ценное в земле, то не отдаёт это людям; разве что, самую малую часть…
В прежние времена  народ и юмористы, смеясь,  показывали власти зубы, иногда чуть прикрывая их неполный комплект или кариес.
А сейчас власть  так смешит народ,  что он не сразу понимает шутки, и, как бы, спрашивает: вы  смеётесь что ли?
Если раньше власть старалась улыбаться населению  обворожительно, то теперь она просто смеётся, например,  то назначая  на полном серьёзе К.Собчак кандидатом в президенты, то выделяя на  борьбу с бедностью огромные деньги, о которых совсем недавно  говорила, что их нет.
И у населения сложилось  стойкое ощущение, что его водят за нос.
Оно начинает вглядываться в первые лица и прислушиваться к ним. 
А ему,  улыбаясь в лицо, говорят и показывают  с переводом на язык глухонемых что-то многообещающее.
Например, социальные проекты.
Народ, соскучившись по поддержке починов,  недоумевает: куда   и за кем бежать, задрав штаны?
- Призывов на ударные стройки нет,  планов, которые надо перевыполнять нет, нет даже даты, которой надо идти навстречу и приносить подарки. 
Желание россиян делать подарки вождям и партийным съездам  так велико, что его понемногу стравливают на ведущего программы «Поле чудес»,  несмотря на то, что поле с таким названием было в стране дураков.
Никто не призывает подростков,  стариков и женщин работать ради победы над бедностью.
Даже облигации государственного займа не предлагают купить.
Проявить патриотизм в мирное   время становится, практически,  негде.
Но первые лица при каждом удобном случае демонстрируют улыбчивость.
И только когда речь идёт о тех, кто когда-то хотел сослать Ч.Чаплина в Россию, лица принимают суровое выражение   преданности идеалам.
                Нет уверенности, что Чаплину дали бы сегодня гражданство по упрощённой процедуре:
кто знает, куда бы его занесло  с его проницательностью и симпатиями к коммунистам.
Правда, такие политики, как Г.Зюганов и без юмора говорят много правды.
Всего 5 лет назад он обращался к депутатам и народу с предложением требовать отставки правительства. Уронить авторитет власти он пытался не осмеянием её, а фактами и цифрами деградации страны.
А  разве этим её  уронишь…
Правда, сложилось впечатление, что обращался он только для того, чтобы потом, при случае, народ пенял на себя: мол, я же говорил вам, а вы не слушали…
Факты и цифры можно приобщать только к делу. А оно пока не заведено.
              Призыв улыбаться по заразительности уступает только праздничным салютам и предновогоднему ажиотажу.
Люди мнительные уже замечают, что желание что-то непременно праздновать   нам навязывают не менее настойчиво, чем торговую рекламу.
                Непосредственно от смеха ещё никто не погибал.
 «Улыбайтесь, господа!» - советовал людям барон из  пьесы комика Г.Горина.
«Не смешите людей» - говорят тем, чьи дела ниже всякой критики.
И можно сказать, что  страна улыбается всегда во время, свободное от траура и торжественных праздников.
В аэропорте Москвы терпит бедствие при посадке новейший пассажирский самолёт, погибают более 40 человек.
Это, конечно, не повод для траура всей страны.
Но ещё цветы в память о погибших не завяли, а на параде Победы через несколько дней группа высшего пилотажа демонстрирует стране мощь её авиации…
Они напоминают культуристов или исполнителей мужского стриптиза, которые, намазавшись маслом, демонстрируют свои уродливо крупные мускулы. 
Это вам не физкультурники в трусах, и не  грузовик, замаскированный фанерой и украшенный цветами и шариками…
         А всего через неделю после пышного парада Победы телевидение сообщает, что в городе-герое Волгограде по причине отсутствия денег и ответственности местных властей практически разрушаются десятки монументов и памятников Сталинградской битве…