Вместо предисловия

Александр Бернацкий
 
  (окончание "Усадьба Анашка")

 ...однако связь Поленовых с Левицкими по понятным причинам была утрачена. В последний раз Н.К. Поленова-Левицкая в переписке Поленовых упоминалась в июне 1918 года. В это время она жила в Петрограде. Члены семьи Левицких эмигрировали заграницу. Видимо (?) вместе с ними уехала и единственная дочь Константина Дмитриевича Поленова. На этом заканчивается история усадьбы Анашка и его владельца. 

 
  (продолжение "НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ")


       ВМЕСТО  ПРЕДИСЛОВИЯ

 
  В 1941 году моя бабушка, дочь Константина Дмитриевича Поленова*, Наталья Константиновна Поленова-Левицкая и ее дети от второго брака с Александром Адольфовичем Бернацким - Ольга, Елена, Мария (моя мама) и Михаил, находились в оккупированном немцами Сталинграде.


 * - Константин Дмитриевич Поленов - родился 2 июня 1848г. (под созвездием   "Близнецы"). Родной брат великого русского художника Василия Дмитриевича   
  Поленова.
  Скончался в 1917 году.


 К этому времени старший сын Натальи Константиновны от первого брака с мичманом Сергеем Львовичем Левицким*, Лев Сергеевич Левицкий был призван
в Красную Армию.


* - Сергей Львович Левицкий - родился 2 июня 1886г. (под созвездием "Близнецы"). Родственник А.И. Герцена. Мичман. Произведен  в лейтенанты
25 марта 1912 года. К лету 1921года находился в Югославии.
 Эмигрировал во Францию 19 января 1937 г.               
 Скончался в Париже.

 Наш Левушка погиб на Ладожском озере за рулем своей полуторки с несколькими звездочками на борту*, когда перевозил продукты по дороге жизни в блокадный Ленинград.


 * - количество звезд  на борту полуторки соответствовало количеству рейсов  в блокадный Ленинград.


               
  После войны, мама много лет писала письма в различные инстанции, чтобы узнать, где похоронен Лев Сергеевич, ее родной брат и мой дядя.
  Тщетно!
  Я с малых лет знал о ее поисках и когда стал постарше, наверное, мог ей помочь.

 Мой родной дедушка, Александр Адольфович Бернацкий, был Инженером союзного значения и "кочевал" со всей семьей по стране в поисках мест для строительства железнодорожных мостов*, многие из которых функционируют до сих пор.


 * Отрывок из книги Федора Дмитриевича Поленова «Хранители родников»:
 «Дед (Федора Дмитриевича, мой двоюродный прадед!)строил железные дороги. Как ни странно, по мостам, которые он наводил через бурные горные реки, дальневосточные пади и распадки, до сих пор грохочут поезда. Мне в жизни пришлось пройти и проехать по многим местам, где бывал мой дед».


 Как правило, семья Бернацких задерживалась в городе на время строительства, а затем переезжала в другой город, где строительство нового моста только начиналось. По этой причине дети рождались в разных городах нашей необъятной страны. Так моя мама родилась в 1927 году в городе Балахна, что на реке Волге.
Если бы моего мобильного и любвеобильного деда преждевременно не стало в 1936 году, думаю, серия из моих будущих тетей и дядей непременно продолжилась.


 Однажды Александру Адольфовичу случилось побывать в небольшом украинском городке Черкассы. Город ему очень понравился. На улице Гостромогильная, которую я помню как Фестивальную, дед купил дом для своей матери, которая дожила в нем до глубокой старости.
 

 Я, будучи еще совсем ребенком, отчетливо помню, как выглядела моя прабабушка Прасковья Михайловна Бернацкая, когда она сидела у камина в огромном старинном кресле и непременно что-то читала. Через много лет когда я впервые сказал об этом вслух, мои близкие родственники посмеялись надо мной.
 Что может помнить трехлетний ребенок?
 Когда я назвал номер и марку машины, на которой мою прабабушку провожали в последний путь, и сколько кефира мне удалось выпить в кабине водителя, сомнения сразу отпали.
 Младший брат моего дедушки, Михаил Адольфович, тоже дожил до весьма почтенных лет. Я, юнцом приезжавший в Черкассы, помню его сухощавую фигуру, постоянную озабоченность и сердитую немногословность.
 У моего деда Александра Адольфовича в Киеве был еще один родной брат - Петр Адольфович Бернацкий, но о нем несколько позже.
После освобождения Сталинграда в 1943 году, Наталью Константиновну  арестовали* и поместили в лагерь НКВД* на окраине города.

 * - бабушка в совершенстве владела немецким языком;
 * - Народный Комиссариат Внутренних Дел.

 Дети носили матери еду, которую часто добывали с риском для жизни. Мой родной дядя Миша даже получил осколочное ранение от разорвавшегося немецкого снаряда.  Когда через несколько дней дети пришли навестить свою маму, лагерь попросту исчез.
 Испарился!

 С тех пор о моей бабушке, Наталье Константиновне Поленовой - Левицкой -   Бернацкой, ничего неизвестно!


                (продолжение следует)