Спор

Борис Николаевич Шаров
Пылали сферы громкой новью:

Столкнулись как-то Смерть с Любовью

И стали спор вести про то,

Чья больше власть, сильнее кто.

За словом—слово, и решили:

Кто превзойдет другого в силе

И победит в прямой борьбе,

Всецело мир берет себе.

Вещала первой Смерть с насмешкой:

«Была всегда ты только пешкой

В моей игре, а как решу—

Короны короля лишу;

Народы целые накрою,

Как белым саваном, чумою,

И в запустеньи города

Мой пир отпразднуют тогда.»

Любовь пропела тихой речью:

«Коль захочу, так обессмерчу

Любого короля, и впредь

Любви страшна не будет Смерть.

А за бессмертие в награду

Возьму с царя любую плату,

И будет мой играть король

Предписанную мною роль,

Столкнет народы в страшной бойне,

Утопит мир в слезах и крови

И будет, одержимый мной,

Свою Любовь питать войной.

Не раз уж у моих сандалий

Цивилизации лежали.

Не Смерть—Любовь лишала их

Величия времен былых.»

Скривилась Смерть: «Господ почтенных

Во славе их деяний бренных,

Завоевавших власть и честь,

Высокий чин, людскую лесть,

Земною силой облеченных,

Умом народа нареченных,

Я превращаю в серый прах,

И пыль скучает на крестах.

Все их деяния, порывы

В конце—лишь мерзлый мрак могилы.»

Любовь с улыбкою в ответ:

«Великой мудрости в том нет—

И гробовщик обычный в силах

Свой мир отстроить на могилах.

Я ж их ума могу лишить

И сердца жаждою лишь жить

Заставлю. В бездну самодурства

Их брошу. Жгучее безумство

Моею станет шуткой злой,

Где муж солидный—шут лишь мой.»

Взбесилась Смерть: «Так шут с тобою!

Вельможи, короли—пустое!

Вот он, смотри: простой чудак.

Ему в отмеренных годах—

Моя лишь власть, моя десница.

Велю летам остановиться;

Кого хочу, когда хочу,

Я в белый саван облачу!»

«Тут ты сильна, к чему сомненья:

Людишки—смертные творенья.

Но жар в груди, любовный пыл—

И он о Смерти позабыл;

Он над опасностью смеется;

Ты ж не страшна, покуда бьется

В несчастном сердце сладкий яд;

И самый черт ему не брат!

Сквозь тернии к своей любимой

Пройдет, моей хранимый силой,

Не замечая раны, боль,

Смеясь над глупою тобой.

Ему и зори крови цвета—

Не что как только чудо света.

Но посмотри ж, что станет с ним,

Когда поймет, что не любим.

Метаньем пламенным сжигаем,

Он душу рвет. Неузнаваем

Отныне мир ему, и ад

Внутри него. И жить не рад.

Из рваных вен струя сочится;

Как крылья раненая птица,

Упавши в пыль, в пыли хранит,

Разверзши руки, он лежит.

Его чело белее снега,

И члены сковывает нега…

Уж боль от сердца отлегла.

Не ты, а я его взяла!»—

Любовь закончила, умолкла.

Ей Смерть ответила негромко,

Ссутулившись и пряча взгляд:

«Закончим спор. Страшнее яд

Твоих сетей. Я признаю.

И во владенье отдаю

Тебе весь мир—бери и царствуй

Хозяйкою единовластной!»

И мир покинуть собралась.

Вдруг вслед ей просьба раздалась;

Любовь просила: «Я молю:

Останься. Я тебя люблю.»