счастливые минуты паломничества

Галина Иосифовна Правдина
 Не устаю советовать родным и знакомым: пока молоды – езжайте по святым местам, это великая радость! Город на Неве (не хочу писать его советское название) я в молодости знала по театрам. А сейчас – по святыням. В Александро-Невскую Лавру ноги сами несут. Только выходишь из метро, еще площадь не пересек, уже волна счастья в душе. Громада собора всегда гостеприимна. У раки с мощами благоверного князя акафист читают. При жизни Александр был глубоко уважаем русским народом, как воин, а сейчас – когда он в сонме избранников Божиих – не просто уважаем, а почитаем. И не только в исторических его заслугах причина. Святость! Молишься и чувствуешь, что князь за тебя пред Богом ходатайствует.

На Карповке, в монастыре, основанном праведным Иоанном Кронштадтским, всегда чувствую робость. Батюшка Иоанн видел человека насквозь, так, наверное, и мои грехи видит? Робею, но люблю его, много читала о нем. Его записки «Моя жизнь во Христе» всем советую. Строг он был прежде всего к себе. У батюшки Иоанна прошу помощи в борьбе с собой. Еще стараюсь хорошую книжку купить в киоске. Словно по благословению самого батюшки. Так пришли ко мне «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, Записки игумении Таисии, да и другие умные книги.

На Смоленском кладбище в часовне блаженной Ксении всегда подбирается добрый, простой народ – правда, правда. Словно среди родных стоишь в очереди, чтобы приложиться к могильной плите и прошептать: «Ксеньюшка, помоги». Потом еще возле часовни на скамейке посидишь, познакомишься, поговоришь с кем-нибудь – своими братом-паломником, сестрой-паломницей. И хорошо-хорошо на душе станет и почувствуешь, что Церковь наша, действительно, живет любовью, надеждой и верой. И снова идешь записки писать: новые имена ближних на память пришли.

У кого-то возникает вопрос: зачем ездить по святым местам? Объяснять словами? Лучше расскажу один случай.

Жила я паломницей в Меркушино, в месте подвигов Симеона Верхотурского. Сестры попросили помочь – подежурить несколько часов в храме. В будний вечер народу немного, но все же иногда подъезжают. Сижу одна в огромном Михаило-Архангельском соборе.

И вот вошли двое. Женщина, в светлом платочке, с озабоченным лицом, и мужчина — хмурый и усталый. Он сел на лавку у входа и ждал, пока жена поставит свечи и помолится. В Симеоновский храм идти не соглашался. До меня донесся его сердитый голос:

— Я тебя привез, и отстань, пожалуйста.

Жена с кротостью продолжала уговаривать. Пошел с неохотой, плелся, будто на ногах утюги. Поскольку я вела только их двоих, ему, видимо, неудобно было не принять мое приглашение спуститься в крипту, к могиле Симеона. Встал вместе с нами на колени. Я прочитала молитву, написанную на свитке Симеона: «Молю вас, братия, имейте чистоту душевную и страх Божий»… Попросила мужчину помочь сдвинуть крышку, зачерпнула воды святого источника. Женщина выпила воды, протянула кружку мужу. Он взял без уговоров. Отпил глоток, второй, третий…с облегчением выдохнул, словно у него гора с плеч свалилась, и вдруг сказал жене:

— Спасибо, что привезла меня сюда.

Мне было неудобно смотреть в этот момент на её лицо. Я знала, что оно счастливое