Наркотик для Мани Окончание

Аида Олегова
                18   
               
     Хотелось бы на этом закончить.
     Но в жизни редко бывает, как мы хотим…
     Этот случай был только предвестником перемен.
     Маня  не сразу сдала позиции.  У нее были то периоды спада, и тогда она становилась мягкой и немного рассеянной. То вдруг на нее опять накатывало. Возвращалась скандальная, желающая конфликта стерва. Однако это случалось все реже. Жена менялась: то опоздает к депутату, то в магазине все пройдет спокойно и мирно… 
     Маня продолжала работать в интернате, там на лето устроили лагерь.  Работала, судя по всему, добросовестно. Во всяком случае, жалоб не было.   
 
     Когда мы навестили  Пашу в лагере, у него на коленке была засохшая корочка от ушиба со следами зеленки. Я видел, что Паша  боится реакции матери, но все прошло спокойно.
     Маня лишь как-то с недоумением рассматривала его коленку, словно пыталась вспомнить что-то.
     Я конечно, замечал, что наряду  со стервозностью, исчезает  в ней прежний задор, огонек.  Жена  жила теперь как-то отстраненно, безучастно. Механически, как правило, молча, хозяйничала, укладывала спать Соню, прочитав на ночь  сказку. И сама часто засыпала рядом с ней. Со мной почти не разговаривала. Телевизор ее тоже не интересовал. Она похудела.
    Про Пашу, который еще находился в лагере,  Маня даже не вспоминала.
    Когда случались выходные, мы отправлялись в наш деревянный дом, где прежде так счастливо жили. Я надеялся, что там, на природе, среди цветов и зелени, Маня оттает, повеселеет.
    Но  жена продолжала пребывать в апатии.
  -  Как-то не по себе мне, Миша, будто бы со мной  что-то случилось…  будто исчезло что-то такое, что раньше было. Как-то не хочется ничего… -  так  она объясняла свое теперешнее состояние.

                19

    Наверное, надо было  насторожиться, принять какие-то меры.
    Но я так рад был присутствию этой тихости, незлобливости в жене, словно теплому дню после грозы и молний. По сравнению с этим – все казалось пустяками.
    Мне нравилось теперь просто сидеть на солнышке,  слушать пение птичек, глядеть  в  синее чистое небо и думать о том, что я вот, наконец-таки, отдыхаю душой.
    А все помаленьку утрясется.
    Надо только потерпеть немного.
    В один прекрасный день жена придет в себя.
    Станет улыбчивой и жизнерадостной.
    
    Но однажды ранним утром, еще до работы, когда я только-только приоткрыл глаза, ко мне вбежала Соня:
     - Папа, папа! А мама там …сидит…
     - Где сидит? – испугался я.
     -  На кроватке сидит, - ответила дочь.
     -  Сидит – ну и что? – спросил я.
     - Она все время сидит… Я заснула – она сидит…проснулась – она опять сидит, не в ночнушке, а в платье сидит…Я с ней разговариваю, а она не отвечает, просто смотрит и все…
    Я перепугался и побежал в спальню.
    Маня молча сидела, уставившись в одну точку.
    На мое появление она не отреагировала.
     - Маня, Маня, дорогая моя, любимая, что с тобой…это я, Миша, твой муж…
    Но жена смотрела сквозь меня пустым равнодушным взглядом.

                20

     С некоторых пор дни мои проходили по отлаженной схеме.
     В  первую половину дня я был на работе.
     Павлуше я поручал  позавтракать и покормить Соню, а потом смотреть мультики и дожидаться меня.
     После  смены я шел домой, кормил детей. Потом мы  навещали Маню,а потом шли в кино или  парк.
     Уже месяц, как жена находилась в клинике для душевнобольных.
     Я мало что понимал во всех этих словах докторов о теперешнем состоянии жены. Кататонический ступор, мутизм, психомоторное расстройство и прочее.
     Я знал только, что надо примириться с этим и просто выполнять свой долг. И пусть все идет своим чередом.
     Маня и в больнице  привычно  сидела в одной и той же  позе, сжавшись и обхватив руками плечи. Практически не ела и очень исхудала. Не реагировала даже, когда ее мыли. И хоть она была совсем безучастна ко мне, врач посоветовал почаще приходить к ней, пусть и ненадолго. Просто сидеть рядом, рассказывать о чем-нибудь, называть по имени. Детей поначалу не приводить, чтобы не пугать их состоянием матери.
     На вопрос, сколько это может продлиться, психиатр отвечал уклончиво.
     Мол, это может длиться неделями.
     Может, месяцами.
     А может и годами…
     Конечно, я рассказал ему про все и  спросил,  зависит ли   состояние жены от того тренинга и последующих событий. Врач ответил, что пока не может сказать, в чем конкретная причина болезни, но все это – следствие душевных потрясений.
     Про свои душевные потрясения я никому не рассказывал.
     Я не мог себе позволить распускаться.
     Свое теперешнее состояние я оценивал как –« хроническая жизненная болезнь». Стадия обострения, когда я был на грани от «бешенства» Мани,  прошла.

                21

     Шло время, и  жена  слегка оживилась.
     Она уже могла  иногда  выходить в коридор, отвечала на несложные вопросы,  пила понемногу свой любимый морс.
     Когда  я впервые привел в больницу детей, Маня встретила нас приветливо, но ничего не спрашивала, все больше молчала. Отнеслась, как к каким-то милым знакомым людям, славненьким детишкам, но вот – кто мы конкретно, она не понимала.
     Детям я просто объяснил, что мама заболела и ничего не помнит, но это иногда бывает у взрослых. Так что, они не испугались.
     Настал день, когда  врач позволил нам взять мать на прогулку по больничному  саду.
     Сад был здесь очень красив: дубки, липовые аллеи, цветочки.
     Дети шли, держа молчащую маму за руки. Чувствовалось, что Мане нравится эта прогулка,  ее радует, что кругом красиво, солнечно, что  ее ведут с двух сторон две маленькие теплые руки.
     По выходным, после визита к Мане, мы отправлялись в свою избушку, купались в  озере, ходили в лес. Соня вела себя хорошо, не капризничала,  чувствуя серьезность сложившийся ситуации.
     Павлуша  воспринимал такую вот заболевшую маму с сочувствием и пониманием. Он знал, что от нее теперь не будет зла и опасности.
     Тамаре я больше не звонил, понимая, что она помочь ничем не сможет, просто сильно расстроится.
     Однажды я увидел, как человек, сильно похожий на Георгия, одетый в дорогой костюм и при галстуке, садится в иномарку.
     Сон, который я увидел ночью после этой встречи, наверное, смог бы объяснить психотерапевт. Ну, там – скрытые мотивы, потаенные желания, глубины души – всякое такое.
     В этом сне – Маня была в расцвете своей красоты и своего буйства. Она сцепилась в схватке с Георгием и собиралась подвести его под статью о  мошенничестве в крупных размерах. Георгий же был  успешным и холеным, он  сражался с Маней на равных.  Мы с Тамарой кротко наблюдали за этой схваткой, много общались,  между нами  возникала робкая симпатия.  Но и у Мани с Георгием  вражда перешла в сильное влечение. Георгию нравилось, как горят у Мани глаза, Мане нравилась  уверенность и деловая хватка Георгия.  В результате образовывались две новые семьи. Маня поселилась с Соней и Георгием в его особняке. Мы с Тамарой  и Пашей приютились в нашей избушке. Обе семьи были гармоничны и счастливы. Маня с Георгием, взявшись за руки, летали по мирам и пространствам, добывая себе материальные блага.  Мы с Тамарой  дружно копались в своем огороде, беседуя на  возвышенные философские темы. Я нежно обнимал Тамару за сутулые плечи и любовался  потрясающими ногами в коротких шортах, гордясь, что это теперь – мое…
     Вот такой сон.
     К чему это приснилось мне – я не знал точно,  но догадывался без всякого  психолога. У меня слишком долго не было женщины…
     Я мог бы позвонить Тамаре еще раз, предложить встретиться.
     Ее вины в нашем несчастье я не видел.
     Откровенно, она мне  нравилась.
     Но я знал, что Маня никогда мне не изменяла, и я сам не хотел сближаться с другими женщинами, даже в помыслах.
     Мы ведь венчались в церкви, дали клятву верности.
     Я дорожил этим, не смотря ни на что.

                22

     Как-то осенью я отдыхал после работы, лежал на диване  и вспоминал мое знакомство с Маней,  нашу любовь, ее зрелую красоту, душистые волосы…
     В тоске по жене, я решил найти наши фотографии того счастливого времени. Среди альбомов с фото, увидел небольшой  Манин ежедневник в розовой обложке. В нем, кроме деловых пометок, каких-то цитат и прочего, были и личные записи, правда, совсем немного.
     Вот что писала Маня в разное время:
     «Вчера выиграла-таки суд! Но слишком долго это тянулось…Эйфория! Понимаю теперь значение этого слова. Эту победу хочется смаковать! Я зашла в кафе, заказала какой-то легкий салатик и бокал шампанского, чтобы отметить это событие… Ведь кому расскажешь? Мишка не поймет, какое это счастье… Он все бубнит… »
     «Из 10 писем – 7 – в мою пользу!..  Еще в одном – позволили оплату в рассрочку, но я буду еще бороться! Бороться до конца!»
     «Евгеха -  стала-таки ставить Паше пятерки! Он ныл, я чувствовала его протест, но я добилась своего…»
     «Ощущение какой-то невыразимой, тяжелой потери, которая  нависла над головой… Столько интересных дел  впереди, столько реальных  препятствий надо преодолеть, а  мне – все равно… Никакой радости …Что со мной?»
    
      Вот так и бывает, даже в семье, подумал я. Если одному хорошо, то  другому плохо. Жена была счастлива, а мы – страдали… Теперь страдает Маня, а я спокоен и деловит.
     Но мне некогда  было погружаться в эти мысли. Надо было готовить обед, потом – постирушка, привести детей домой – дел хватало.

                23

     В середине декабря были заморозки, у Павлуши  случился насморк, так что к Мане отправились только мы с Соней.
     Маня  немного поправилась за это время, у нее теперь иногда появлялся аппетит. Я знал, что она любит жареную рыбу и старался ее побаловать.
     Она уже  редко сидела, сжавшись в ступоре. Полюбила ходить по коридору,  проявляла любопытство к пришедшим, оглядывала их – к кому пришли, во что одеты.
     Кроме нас, Маню в тот день навестила приятельница, она что-то рассказывала и заливисто смеялась. Жена внимательно заглядывала ей в рот и тоже пыталась смеяться. Но видно было, что она не помнит эту,  знакомую ей еще со школы Наташку. Просто знает, что эта женщина приходит именно к ней.
     Маня ни разу не назвала ее по имени.
     Как и меня. Как и детей…
     Так вот, когда мы с Соней пришли к жене,  Наташка довольно быстро попрощалась и ушла.
     И вдруг Маня  спросила, вполне осмысленно: « А где Паша?».
     Я ушам своим не поверил, спросил: «Маня, что ты сказала?».
     Она показала на меня пальцем и произнесла: « Миша есть», показала на  дочь: « Соня есть, а Паши – нет. А где Паша?».
     Ух ты!  Как, оказывается,  приятно слышать свое имя из уст  жены, впервые, за полгода… И детей вспомнила, как зовут.
     Я не стал говорить про Пашину простуду, а просто сказал, что он в школе. И что следующий раз сын обязательно придет.
     И пока мы с Соней  были с ней, Маня еще несколько раз повторила: « Соня – есть, Миша – есть, Паши нет. Паша – в школе».
     Вообще-то, я уже запрещаю себе сильно радоваться, как и сильно огорчаться. А то обрадуешься, как тогда, с этими каплями с потолка, а потом получишь сюрприз в тройном размере. Нет уж…
     Я просто отметил про себя, что Маня сделала шаг вперед от своего состояния. Небольшой, но уверенный такой шажок, причем самостоятельно, без подсказки.
     Вспомнила имена родных людей…

                24

     Конечно, история наша  - грустная.
     Я был счастлив в  браке десять лет.
     Потом два года  были несчастливыми для меня. 
     Второй из этих двух лет был самым ужасным в моей жизни. Я был в панике и растерянности, боялся жены, боялся за детей, только  они удерживали меня от последнего шага.
     С Маней произошло несчастье, я надеялся на другой исход, но сейчас мне легче, чем тогда.
     Я обрел уверенность в себе, я уже ничего не боюсь  и не жалею себя.
     Мне ведь еще детей растить надо в одиночку, неизвестно как долго.  Две зависимые от меня души.
     И навещать Маню -  еще одного ребенка. Самого сложного, больного.
     И ждать.
     Так что – не до истерик тут.
     Когда мы с Соней шли обратно, у меня меня ждала еще одна маленькая радость - я заметил, что Маня смотрит на нас из своего окна.