От издателя

Александр Коваленко 2
ФОТО 1. Ася Боярская


     Дорогие читатели.
 
     Вам предложена необычная книга. Это не художественная, не документальная и не научная литература. Какая же? Прочитав не торопясь до конца, вы сами сможете дать определение «этой литературе» - кому как захочется.
Автор настаивает на том, что его воспоминания написаны не пером писателя, так как он им не является.

     Работая преподавателем кинорежиссуры, автором-оператором на Западно-Сибирской студии кинохроники, режиссером телевизионных программ и документальных телефильмов, у автора этой книги, по всей видимости, сложился свой собственный жанр повествования. Это очевидно. С первых строк этот неизвестный жанр стал мне интересен. Я испытала удовольствие и наслаждение во время чтения.

     Так случилось, что мы вдвоём с Александром Коваленко обсуждали каждую, только что написанную им главу. Возвращаясь к прочитанному еще и еще, я каждый раз обнаруживала новые интонации, новые смыслы и подтексты. Удивительно, но мне казалось, что это мои личные воспоминания и размышления о нашем Рошале.

     Александра Коваленко я помню с его студенческих времен. Мне довелось в это время заведовать кафедрой кино-фотомастерства в Московском государственном институте культуры и быть помощником Г.Л.Рошаля. Воспоминания нашего выпускника воскрешали в моей памяти картинки счастливого времени. Александр радовался, что доставляет мне истинную радость и это позволяло ему трудиться над книгой вдохновенно.

     Книга написана к 120-летнему юбилею Народного артиста СССР Рошаля Григория Львовича, кинорежиссера и педагога.


     Годы активной культурно-педагогической и творческой жизни Григория Рошаля совпали с годами рождения СССР, его расцвета и его заката.

     После только-что свершившейся социалистической революции в России никто в мире толком не знал, как будет развиваться новая общность людей. Как будет выглядеть моральный облик народа в стране социализма? Каковы будут новые культурные ценности на евро-азиатской части планеты?

     Не знал об этом и Григорий Рошаль, будучи восемнадцатилетним молодым человеком с развитым театральным чувством. Буря нового времени, водоворот истории, вулканическое извержение новых идей и фантастических планов: всё это одномоментно обрушилось на хорошо образованного еврейского юношу. И он радостно вступил в такую жизнь.

     Новая жизнь рождала новые виды и жанры искусства, новые виды народного творчества, новые способы воспитания и обучения. Новой стране нужны были новые люди.
     В одном ряду выдающихся государственных деятелей Рошаль принимал самое непосредственное участие в этих исторических процессах. Он возглавлял важные участки и отрасли молодой советской культуры. Он участвовал в создании того, чего еще не было до него и лишь предстояло создать. По поручению Наркомпроса он создал первый советский Педагогический театр. Он осваивал секреты молодого искусства кино, чтобы затем обучать других. В одной команде советских режиссеров, признанных впоследствии классиками мирового киноискусства, Рошаль создавал отечественное кино.

     За первые пятнадцать-двадцать лет в Советском Союзе были созданы шедевры киноискусства, которыми до сих пор гордится мировая культура. Искусство кино в нашей стране стало важнейшим из искусств. Рошаль снял более двадцати фильмов, многие из которых были высоко оценены и заняли достойное место в ряду шедевров советского кинематографа.

     Г.Л.Рошаль приобрел богатый педагогический опыт. ВГИК – главный киноинститут нашей страны - создавался при его участии. Он неоднократно набирал здесь курсы кинорежиссеров. В разные годы был педагогом и руководителем творческих мастерских. Многие из его учеников стали крупными мастерами кинематографа и замечательными педагогами.

     Григорий Рошаль долгие годы возглавлял в Союзе кинематографистов СССР отдел, который назывался комиссией по работе с кинолюбителями. Рошаля знали и любили все кинолюбители не только в Советском Союзе, но и во многих странах мира. При нем кинолюбительство приобрело важное государственное значение. Во всех городах и районах страны действовали киноклубы и народные студии. Систематически проводились фестивали и конкурсы.

     Кинолюбительство объединило сотни тысяч разных людей. Единой семьей ощущали себя в этом масштабном объединении люди разных национальностей, разных возрастов и профессий. Ни в одной стране мира не было такой массовости, не было такого крепкого и позитивного единения людей вокруг профессионального и любительского кино, как в Советском Союзе.

     На центральном телевидении в 60-е годы Рошаль вел регулярную передачу «Объектив», собирая к экранам миллионы телезрителей. Рошаль принимал участие в разработке государственных программ по поддержке и развитию кинолюбительства. В стране родилась и бурно развивалась индустрия любительского кино. Специально для кинолюбителей заводы выпускали любительские кинокамеры, кинопроекторы, кинопленку, проявочные машины, оборудование для монтажа фильмов.

     В качестве организатора крупных форумов кинолюбителей Рошаль объехал множество городов и союзных республик. Во многих странах он представлял делегации советских кинолюбителей. Работал в жюри фестивалей. Был докладчиком на международных конференциях. Советского кинорежиссера Григория Рошаля любили и уважали как страстного пропагандиста любительского кино. Кинолюбительство сложилось как общечеловеческое явление высокой эстетической и глубокой философской значимости с огромными воспитательными возможностями. Рошаль был душой и сердцем этого феноменального явления.

     Благодаря творческой активности кинолюбителей, развивались позитивные международные связи. Человек с кинокамерой или с фотоаппаратом в руках был не просто увлеченным человеком. Это был человек инициативный. Это был человек любознательный, неравнодушный и творческий. Человек с кинокамерой создавал некоммерческие произведения самого важного из всех искусств. От Москвы до самых до окраин кинолюбители были очень дружной творческой семьей.

    Демонстрируя свои произведения на фестивалях и конкурсах, человек с кинокамерой из одной страны делился радостью с тысячами и миллионами ценителей самодеятельного киноискусства в других странах. Советские и зарубежные кинолюбители были своеобразными скрепами дружбы. Кинолюбительство в нашей стране стало самым массовым современным видом народного творчества. За опытом работы с кинолюбителями в Советский Союз приезжали специалисты со всех континентов. Рошаль внес большую лепту в это всемирное объединение.
    
     В конце своей жизни Рошаль организовал в Московском государственном институте культуры (МГИК) творческую мастерскую. В ней он подготовил первых профессиональных режиссеров-педагогов для работы с кинолюбителями.
По его замыслу в мастерской должны были пройти подготовку специалисты нового типа. Выдающиеся достижения советских мастеров кинематографа и опыт мирового профессионального кино должны были стать базой новой профессии. А изящной и уникальной надстройкой профессии - обаятельная специфика любительского кино.

    Мастерская во МГИКе была его последней творческо-педагогической лабораторией. В эти годы народное кино-творчество достигло наивысшей популярности и массовости. Кинолюбителям оказывали посильную помощь многие известные мастера киноиндустрии. Но их помощи было уже недостаточно. Григорий Львович Рошаль и его соратники убедили руководителей страны, что кинолюбительство остро нуждается в таких специалистах, которые будут системно и на профессиональной основе работать в этой сфере народного творчества.

     В 1972 году Рошаль набрал первый курс будущих кинорежиссеров, педагогов, руководителей для народных кино-фото студий. Одновременно это была первая в стране опытно-экспериментальная режиссерско-педагогическая мастерская, по образу и подобию которой стали создаваться такие же мастерские в других институтах культуры: в Ленинграде, в Кемерово и Улан-Удэ.

      В своей мастерской Рошаль применил собственные методы воспитания и обучения. Эти методы заслуживают изучения и подробного анализа учеными и специалистами. Исследование этих методов может обогатить и украсить современную педагогику.
Что это за методы? Как происходило обучение и воспитание? Кого он обучал и для чего он этим занимался в конце своей жизни? Воспоминания дают в объёмной и замысловатой художественной форме ответы на эти вопросы.

      Подчеркиваю, что книга написана в необычном жанре: это - не вполне роман об Учителе и Мастере, это - не совсем биографическое повествование о яркой личности, это - не сборник документальных рассказов и новелл о жизни выдающегося режиссера и педагога. Это и первое, и второе, и третье.
Эта своеобразная кинолента жизни смонтирована автором из свидетельств, размышлений и ассоциаций некоторых учеников, которых воспитывал в своей последней мастерской Григорий Львович Рошаль.

      Повествование о главном герое книги искусно выписано так, как если бы изобретательно выписывалось генеалогическое древо: лирические и философские отступления от основного сюжета в виде литературных раскадровок, исповедей и свидетельств похожи на крупные ветви. Некоторые небольшие эпизоды можно сравнить с красивыми листьями, украшающими собой крону древа.

      Автор книги называет себя непрофессиональным литератором для того, чтобы у строгих критиков не появился соблазн побить его за неуклюжий слог. На самом деле, книга написана не для того, чтобы оценить способности автора и гениальность его произведения. Книга написана для того, чтобы читатель узнал или вспомнил почти забытое имя выдающейся личности Русского мира.


     В структуре повествования воспоминаний о Рошале параллельно присутствуют две большие сюжетные линии: дед Павел и Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме. Они создают некое дополнительное и очень важное смысловое пространство, в котором автор воссоздает образ Мастера и Учителя. Читателю такой приём, надеюсь, понравится.

      Рошаль, дед Павел и Благодатный Огонь являются триединой основой благодарных воспоминаний. Похоже на Святую Троицу! Источник и суть Веры, Надежды, Любви!

      Все многочисленные личности в книге названы соратниками Рошаля. Сообщество Рошаля представлено своеобразным коллективным помощником в его режиссерском промысле и в деле воспитания учеников. Моя работа рядом с ним и под его творческим руководством была самым счастливым эпизодом моей «киноленты жизни». С умилением и гордостью позволю себе скромно причислить и себя к преданным помощникам Григория Львовича. В моей памяти он навсегда остаётся гениальным, самым лучшим, любимым! Книга воспоминаний воскресила в моём сознании многие важные детали образа великого Мастера и великого Учителя и заставила ещё более утвердиться в своих высоких о нём оценках.

     Эта книга поможет всякому читателю глубже осмыслить свою собственную историю и обнаружить в ней те важные детали в биографии, которым раньше не придавалось особого значения, но которые могут кардинально повлиять на дальнейшее совершенствование вашей личности.

     «Под столом», «театральное чувство», «литературная раскадровка» - всё это интересные «штучки» талантливого и умудренного жизненным опытом автора. «Штучки» помогут внимательному и умному читателю понять секрет возникновения душевной энергии для радостного творческого процесса настоящего режиссера и настоящего педагога.

      Книга Александра Коваленко «Наш Рошаль» написана с любовью ко всем персонажам и с уважением к читателям.
               
Ася БОЯРСКАЯ

Доктор искусствоведения, профессор,
Вице-президент
Международной гуманитарной миссии «Пушкин-институт».

Висбаден, Германия.