Кем и как быть. Ч. 3

Елена Ахмедова
Продолжение. Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2019/06/03/1230


  Каким я была врачом, не мне судить. Диплом-то мой при мне, как и знания, но я давно уже на пенсии. Клятву Гиппократа я не давала, ну забыли наш выпуск к ней привести, но старалась всю жизнь поступать  согласно ей, по совести. Описывать этого не буду, но тот, кто жил в советское время, знает, что это такое. Но были у нашего времени и преимущества: пациенты не отдавали нас под суд из-за того, что у них возникли какие-то осложнения, да и не всегда это было ошибкой врача, иногда и ошибкой природы, нетипичной анатомии и проч.

  Наблюдая сейчас работу немецких врачей, я поражаюсь их мужеству, в условиях, когда пациент может подать на них в суд за то, например, что вовремя операции чувствовал боль.  Не только чувство ответственности, но и мужество.
   К счастью, у меня нет «своего кладбища»,  больные  у меня не умирали, просто повезло, я думаю. Но были такие пациентки, которыми занималось все отделение, все возможные специалисты, но спасти их не удалось. Переживали мы все.
    Муж моей подруги и коллеги, а был он военным медиком, анестезиологом и реаниматором, причем это было в тот момент, когда  СССР ввел свои войска в Афганистан, нас «афганские товарищи»  о помощи попросили. Естественно первыми под удар попали военные и медики Туркестанского военного округа, у нас даже мужчин-гинекологов забрали несколько человек. Было очень тяжело. Увидев наши страдания, Александр Иванович сказал:

   - Девчонки, верьте мне, я знаю, что говорю, после смерти пациента надо пойти на вскрытие, сделать выводы, проанализировать свои и чужие ошибки и... забыть.
   - ?!
   - Если мы будем умирать с каждым больным, работать будет некому.

   И, хотя моей непосредственной вины ни в чьей смерти нет, я этого не смогла.
 Я не могу сделать выводы и забыть. Пусть и не мою, но каждую пациентку и глаза ее родственников, я помню по фамилии.

 Забыть я не могу! Понимаете?  Не отпускает.