Мой путь Глава 3 Мореходка, УПС Товарищ

Леонард Позолотин
Фото: 1-й курс БМУ. во втором ряду в центре Николай Николаевич Иванов, в верхнем ряду 3-й слева это я.
На баке "Товарища" уже 2-й курс ХМУ-внизу первый слева-я, надомной Олег Худына, еще выше Володя Полозов-будущий капитан "Товарища"

Мой путь: Глава 3 Мореходка. УПС «Товарищ».
Батумское МУ,перевод в Херсонское мореходное училище,УПС Товарищ, стажировка в ВМФ Севастополь.

В 1950 году меня приняли на 1-й курс судоводительского отделения Батумского мореходного училища (БМУ). Нас зачислили с 1 сентября, и перед началом занятий мы должны были пройти «курс молодого бойца», который продолжался около месяца. Нас отдали в подчинение старшему лейтенанту, который проводил с нами строевую подготовку, защиту от отравляющих веществ. Огневая подготовка начиналась с изучения оружия и выхода на стрельбище. Хуже всего были марш-броски со скаткой шинели через плечо, которая страшно натирала шею. Вечером валились от усталости.
После этого, начавшиеся учебные занятия, показались отдыхом.
В училище многие преподаватели были опытными моряками, некоторые преподавали ещё в довоенном морском техникуме. Целью их лекций было не только дать знания, но и привить нам любовь к будущей профессии.
На первом курсе у нас преподавал Николай Николаевич Иванов-Новиков, бывший капитан 2-го ранга царского флота. Николай Николаевич окончил Морской корпус в 1904 году вместе с будущим адмиралом Хлюстиным Б. П. (автором знаменитого учебника по мореходной астрономии). В отношении выправки, аккуратности, поведения он был для нас образцом морского офицера. Всегда в форме, выглаженной рубашке с галстуком бабочкой. К курсантам обращался только на «Вы».
   Лекции его касались не только профессиональных дисциплин, но и вопросов поведения, этики и запомнились на всю жизнь. Он говорил: «Вы приобретаете новую профессию штурмана дальнего плавания. Даже в Одессе, в морском городе, если вы бросите палкой на улице, вы можете попасть в инженера, но не в штурмана. Эта профессия редкая, интеллигентная и творческая». Жил Николай Николаевич на территории училища. В ясную погоду он приходил поздним вечером в экипаж и выводил нас на улицу, знакомил со звёздным небом. Он говорил, что «каждый уважающий себя штурман должен «на зубок» знать, где какое созвездие, для того чтобы он мог определить место судна по звёздам».

Посреди первого учебного года появился новый курсант, зачисленный по большому «блату». Это был Рома (Рауль) Рамишвили, москвич, или как мы его называли «грузин московского разлива». Мы подружились, и дружба с ним продолжалась много лет.  В 1953 году, после смерти Сталина, Рома пригласил меня на каникулы поехать с ним в Москву. У них была на Арбате двухкомнатная квартира, напротив Вахтанговского театра. Там жили мать Ромы и его младшая сестра. В квартире шёл ремонт, и поэтому нас разместили у друзей на улице Горького, в самом центре. Там была громадная пятикомнатная квартира, где жила только хозяйка квартиры с дочерью. Нас Ромкой разместили в отдельной комнате. Хозяин квартиры находился в длительной командировке. Во время нашего нахождения в Москве он приехал на три дня домой. У них с Ромой состоялся очень длинный разговор, затянувшийся за полночь. Ромка пришёл расстроенный, ничего не хотел рассказывать. И только потом я узнал, что хозяин квартиры — генерал внешней разведки КГБ, ещё довоенный друг отца Ромы. В ту ночь он рассказал Роме о судьбе его отца и вручил подарок отца швейцарские часы «Омега». Оказывается, отец Ромы был разведчиком, ещё в 20-х годах был заброшен за границу, осел в Германии. Перед войной он дважды с делегацией немецких военных был в Москве. В Германии он дослужился до звания полковника Генерального штаба и был казнён в 1944 году вместе с группой офицеров за участие в покушении на Гитлера. Это генерал привозил Рому в Батуми устраивать в училище в память об отце. Но такие связи в дальнейшем Роме не помогли. После окончания училища он плавал на рефрижераторных судах, с рейсами из Южной Америки на порты Европы. В Швеции он познакомился с девушкой, которая через год обратилась в советское консульство в Стокгольме с просьбой передать chief officer Raul Ramishvily, что у него родился очаровательный мальчик, очень похожий на отца. Она не имеет никаких претензий, просто хотела обрадовать Рауля. И в 1960 году Рома расстался с загранплаванием и перешёл на береговую работу, в министерстве морского флота в Москве. Он женился, у него родилось два сына, которые ничего не знают о судьбе своего шведского брата. 

В 1951 году, после окончания учебного года, наш курс на пассажирском суде «Россия» отправили в Одессу на практику на учебное судно «Иван Сусанин». Это был трёхпалубный бывший пассажирский пароход, переоборудованный под учебное судно. "Иван Сусанин" имел две большие трубы, что тут же наш москвич Олег Черкизов назвал его  "полу-Титаник". Командовал судном известный капитан Денис Францевич Каминский. 
 
Фото д/э «Россия» из Батуми в Одессу на практику

 Одесса, встреча с братом
 В Одессе, во время  практики в 1951-м году, я снова встретился с братом. Он в это время после окончания курсов механиков, готовился к следующему рейсу уже 3-им механиком на одном из китобойных судов (охотников) китобойной флотилии «Слава». Семья брата жила на Молдаванке на улице Болгарской. Он только женился и познакомил меня с семьёй — женой Луизой (Люся) и ее восьмилетней дочкой от первого брака — Нонкой, она же Елена, в будущем Елена-Нона Завадскене — известная в Литве талантливая художница, профессор Литовской государственной академии музыки и театра. 
На практике каждый заход в Одессу я шел на Болгарскую, где мне всегда были рады. В дальнейшем я приводил туда моих друзей, и Люся-жена брата принимала их как близких людей. Иногда при нашем загуле, даже оставляла нас на ночевку, постелив нам на кухне. Так Люся приютила молодоженов Володю Полозова с его женой Риммой на две недели, пока они нашли квартиру.

На учебном судне «И. Сусанин» вместе курсантами Одесской и Ростовской мореходок мы совершили несколько рейсов по Чёрному морю, с заходами в Евпаторию, Феодосию, Батуми, Севастополь, Сочи.
   В конце 1951 года  судоводительское отделение из Батуми перевели в Херсон, в Херсонское мореходное училище Министерства морского флота СССР. 

Херсонское мореходное училище
 В сентябре 1951 года после начала занятий на 2-м курсе, наш курс уже Херсонской мореходки направили на учебно-парусное судно (УПС) «Товарищ» вместе с группой преподавателей, что бы выполнить учебную программу года совмещая с практикой.
 
Херсонская мореходка это старейшее морское училище Российской империи.
Училище торгового мореплавания в Херсоне было основано ещё в 1834 году. Курс обучения был рассчитан на 4 года, по окончании которого, воспитанники поступали на 3 года во флот. В программу училища кроме общеобразовательных и специальных предметов входили иностранные языки: греческий, турецкий, итальянский, позднее - немецкий и французский. Училище выпускало штурманов, помощников штурманов, а также корабельных мастеров и находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. В 1904 году училище было преобразовано в «Херсонское мореходное училище дальнего плавания имени Императора Александра II». В августе 1920 года, по постановлению Херсонского райкомвода училище ликвидировано и на его базе был создан Техникум водного транспорта.  27 декабря 1922 года, согласно постановлению Совнаркома УССР и указа Херсонского исполкома, было определено его полное и укороченное название: Херсонский рабочий техникум водного транспорта (Раб техникум Водтранса).
После освобождения Херсона от оккупации, 5 марта 1944 года вышло постановление Государственного комитета обороны «О мерах по подготовке командных кадров морского флота» и Херсонский морской техникум был реорганизован в Мореходное училище ММФ СССР.
Херсонское мореходное училище (ХМУ),Учебный корпус училища временно разместилось в здании школы № 20 на углу проспекта Ушакова и улицы Ленина. Училище готовило судоводителей, судомехаников и судостроителей. Практику курсанты проходили на учебном судне «Иван Сусанин». Утром, после завтрака, из экипажа, курсанты строем направлялись на занятия. После занятий возвращались в экипаж.  В экипаже были только умывальники, туалеты, но душевых там не было и поэтому каждую субботу, нас строем водили в городскую баню.
В 1950 году начали восстанавливать старинное здание бывшего техникума водного транспорта по проспекту Ушакова дом № 14, куда з переехало училище в 1953 году. Рядом с училищем находился учебный корпус пединститута, где в основном учились девушки.
На третьем курсе меня избрали комсоргом курса, и потребовали организовывать встречи, вечера со студентками пединститута.
Мы приглашали их на наши вечера, они приглашали курсантов на вечера в институте. Если приходилось провожать девушек в районы города- «Военка» и «Забалка», то это как правило грозило неприятностями. Курсанты мореходки там были чужаками, и если приходилось провожать девушку в тот район, это зачастую кончалось дракой с местными.

Нам очень повезло с преподавателями в Херсоне. Как правило, это были опытные моряки из числа капитанов, старших помощников, старших механиков. Начальник судоводительского отделения был капитан дальнего плавания Анатолий Николаевич Киреев, который преподавал нам навигацию и мореходную астрономию. Капитан дальнего плавания Михаил Фёдорович Дворовенко преподавал морскую практику. Дворовенко М.Ф. представитель знаменитой плеяды збурьевских мореходов, был 2 ПКМ довоенного парусника "Товарищ-I" (Лауристон),и самым опытным «парусником» на Черном море.
В Херсонской мореходке традиционно был очень сильный преподавательский состав по всем дисциплинам, так английский язык преподавала Ольга Арсеньевна Латунова, работавшая ранее переводчиком в посольстве СССР в Канаде. Капитан-лейтенант Лезгин Л. Е. читал нам девиацию магнитных компасов. Лезгин был действующим девиатором Херсонского порта и часто брал с собой группу курсантов для помощи и практической отработки занятий по уничтожению девиации на судне.
Фразу преподавателя электротехники Борко- "В электротехнике и радиотехнике бывает только два вида неисправностей "Отсутствие контакта-когда он нужен, и наличие контакта-когда он не нужен" я запомнил на всю жизнь.
На 2-м и 3-м курсах нам читался курс «Судовой медицины и гигиены» по программе подготовки медсестёр. Занятия проводили врачи городской поликлиники. Практические занятия проводились в травмопункте. Нас научили приёмам первой медицинской помощи, как делать перевязки, как делать внутримышечные и внутривенные инъекции. Все это очень пригодилось в последующей жизни.

В училище существовала школьная поурочная система занятий. Ежедневный урок в школе обычно складывается так — это и получение новых знаний, закрепление их, и проверка пройдённого. Преподаватель даёт задание на дом и на следующем уроке проверяет его исполнение. Сегодня задали — завтра могут вызвать к доске. Эта система заставляла учиться, поэтому самоподготовка была настоящей, все готовились к следующему уроку. Двойка — это лишний наряд, лишение увольнения.

В училище была водная станция, которая располагалась на левом берегу Днепра, в затоне. На станции было несколько 6-ти весельных шлюпок (ялов), несколько швертботов, одна килевая яхта. У меня была возможность продолжит заниматься парусным спортом. Команда училища принимала участие в парусных регатах на Днепре. Наш курс на трёх ялах на вёслах и под парусом совершал шлюпочные походы вверх по Днепру до Новой Каховки.
  Перед военной стажировкой, в городской водноспортивной станции (яхтклубе) я сдал экзамены на яхтенного капитана.

 УПС Товарищ
Среди учебных судов известны два парусных судна под именем «Товарищ». Первый из них четырёхмачтовый барк «Товарищ», бывший «Лауристон» переделанный под учебное судно, был передан СССР в 1922 году.
 «Лауристон». клипер классических пропорций был торжественно спущен на воду 17 октября 1898 г. в городе Белфаст на верфи «Уормен и Кларк. У судна был стальной корпус и частично рангоут, водоизмещение 4750 т, длина 101 м. В разгар первой мировой войны, в 1916 г., «Лауристон» был приобретён уже русским правительством, чтобы использовать его в качестве буксируемого лихтера (баржи) для доставки из Анг_лии материалов для строящейся Мурманской железной дороги. В годы интервенции Мурманска «Лауристон» угнали в Англию, хотя законно он принадлежал России. Три года велась дипломатическая борьба, прежде чем в 1921 г. «Лауристон» вернулся из «плена». В 1922 г. было принято решение переоборудовать парусник в учебное судно, выбор пал на «Лауристон».

В 1924 г., под новым названием «Товарищ» под командованием капитана Дмитрия Афанасьевича Лухманова, парусник совершил свой первый рейс в английский порт Талбот, в 1926–1927 посетил порты Южной Америки — Монтевидео, Росарио и Буэнос-Айрес. Следующий дальний рейс начался неудачно.  В ночь на 24 февраля в Английском канале у мыса Данжнесс произошло столкновение с итальянским грузовым судном «Алькантара», который, сделав неожиданный поворот, попал под форштевень «Товарища» и мгновенно затонул. Парусник арестовали и поставили в порт Саутгемптон, но не нашли никаких нарушений. «Товарищ» был отпущен в Гамбург для ремонта. Про плавания «Товарища», Д. А. Лухманов, написал книгу «20 000 миль под парусами».

Великая Отечественная война застала барк в городе Мариуполе. Захватив город осенью 1941 г., гитлеровцы взорвали и затопили барк, перекрыв вход в порт.
Наследником 1-го «Товарища» стал другой парусник, названный так в память о нем — барк «Товарищ». Преемник первого «Товарища», построенный в 1933 году в Гамбурге, был столь же привлекателен, и любим, как и его предшественник, хотя и несколько меньше по размерам. Это классический барк, длина стального корпуса 74 метра, площадь парусов 1812 квадратных метров.
 
Бывшее учебное судно германского военно-морского флота барк «Горх Фок», названное по имени известного немецкого писателя-мариниста, погибшего в морском сражении во время 1-й мировой войны, было затоплено немцами в районе балтийского порта Штральзунд в 1945 году, в конце Второй мировой войны.  Два года позже, СССР поднял судно со дна моря и принял его как часть платежей в рамках компенсационных выплат по репарации. В Германии парусник носил имя «Горх Фок-1», в Советском союзе он получил новое наименование —учебно-парусное судно (УПС) «Товарищ».
 
После ремонта в Висмаре и Лиепае, «Товарищ» перешел в Ленинград, для пополнения экипажа и его подготовки. «Товарищ» должен был следовать вокруг Европы в Одессу, с заходами в порты Плимут — Гибралтар — Стамбул. К этому переходу судно тщательно готовили. Дважды «Товарищ» выходил в Балтийское море, чтобы команда научилась ходить под парусами
В состав экипажа включили наиболее подготовленных курсантов Одесского высшего мореходного училища — ОВИМУ. Как стало известно позже, идея о создании ядра будущего экипажа парусника родилась у руководства ММФ СССР и в Одесском высшем инженерном морском училище (ОВИМУ). От ОВИМУ — ориентировочно 10 человек. Кандидаты должны были отвечать следующим критериям:
— 4-й курс судоводительского факультета
— отличник учебы (курсант-перворазрядник по спорту)
— член КПСС или ВЛКСМ
— приличное знание английского языка
— свобода в общении с друзьями и окружающими (коммуникабельность)
Таких парней набралось 10. После рейса, их часто называли «великолепной десяткой». Ниже они перечислены поимённо (по алфавиту) с указанием «пиков», которых они достигли в жизненном пути, который для них начался с «Товарища».
1. Водопьянов Виктор — комсорг на «Товарище», капитан на судах ЧМП, капитан Одесского порта, начальник Черноморско-Азовского агентства «Инфлот».
2. Волошин Александр — капитан на судах ЧМП, начальник Одесского агентства «Инфлот».
3. Гаврилов Анатолий — капитан на судах ЧМП, представитель ЧМП в АРЕ (Египет), начальник коммерческого отдела ЧМП, морской бизнесмен.
4. Герасимов Анатолий — капитан на судах Дальневосточного пароходства, работа в ЧМП.
5. Забусов Юрий — капитан на судах ЧМП, руководитель ряда подразделений ЧМП, представитель ЧМП за границей.
6. Пирогов Анатолий — капитан на судах ЧМП, начальник судоводительского отделения ОМУ, капитан Севастопольского порта. В училище Сталинский стипендиат, уникум в истории ОВИМУ — за 5,5 лет обучения в ОВИМУ не получил ни одной оценки ниже 5 баллов.
7. Платицын Василий — капитан судов Дальневосточного, а затем Новороссийского пароходств.
8. Поварич Виктор — капитан, капитан-наставник ЧМП.
9. Раховецкий Анатолий—капитан, д.т.н., зам. директора по науке  «Совморниипроект»,
создатель и руководитель «АСУ-Морфлот».
10. Репкин Борис — капитан, к. т. н., нач-к отдела безопасности мореплавания ИМКО, затем начальник департамента судоходства ИМКО (ныне ИМО), начальник Управления пассажирским флотом ЧМП, зам. директора по научной работе «Черноморниипроект», главный эксперт по проблемам транспорта южного научного центра АН Украины.
К сожалению, из этой «великолепной десятки» курсантов, многие уже ушли из жизни.
Задачей этой «десятки» было помощь экипажу в обучении молодых моряков работе с парусами. В Ленинграде экипаж пополнился курсантами Ленинградского высшего мореходного училища.

После подготовки в июле 1951г. УПС «Товарищ» вышел из Ленинграда под командованием капитана И. В. Трескина и, пройдя вокруг Европы с заходом по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул, 28 августа прибыл в Одессу. А уже в сентябре 1951 г. с новой группой практикантов судно снялось в очередной рейс — по Черному морю. В этом же году «Товарищ» был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта и стал базой для прохождения практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона.
В память об этих днях родились, а позже неоднократно исполнялись на судовых вечерах самодеятельности курсантов («Товаришниках») песенные куплеты.
Вот некоторые из них:

Шквальная
(на мотив Гоп со смыком)

На Балтике застал жестокий шквал,
и объявлен срочно был аврал,
лихо травим мы ниралы,
выбираем бом-брам-фалы,
фок и грот на гитовы берем.
С мостика команда «к повороту».
Слышится — «Раздернуть кливер-шкоты».
Руль на борт! Бизань на ветер!
шевелись проворней, дети,
брассы веселее выбирай
и т. д., к сожалению, остальные куплеты не сохранились.

Моряцкая-лирическая или курсантская-астрономическая
(на мотив песни из к/ф «Свадьба с приданым)
Всю дорогу ветер в зубы,
Мы как молния идём,
Ни на шаг не подаемся,
«Зиг за загом» мы кладём.

На тебе наш барк Товарищ
по счислению идти
Жаль, никто милиционеров
не расставил на пути

Для того и навигатор,
чтобы место судна знать
чтоб легко и безопасно
гладь морскую рассекать

Делать нечего, придётся
с неба звёздочку достать,
И хоть сердце в койку рвётся
Место судна рассчитать

Хвастать братцы я не стану
Знаю сам, что говорю
С неба звездочку достану
«Точку» судна нанесу

Очи милой из Одессы
ярче всяких звёзд горят
Но ведь небо не Пересыпь
Здесь их трудно отыскать

Поразило изобилье
звёзд на небе в поздний час
Где «Медведица», где «Дева»,
Где «Орёл», а где «Пегас»

Все смешалось от незнанья
Как же нужную найти
С чем сравнить бы очертанья
Может к Цурбану пойти

Цурбан пёс уже не Малый
Но до Большого не дорос
Хвост и лапы совпадают
Не подходит только нос.

Позабыв про все созвездья
«Ориона» и «Стрельца»
Он содрал задачу смело
от начала до конца.

Чтоб не стала «Дева» «Раком»,
Чтоб не стал «Телец» «Китом»
изучайте звёздный глобус
чтоб не каяться потом.

(Цурбан-судовой пес, любимец экипажа)

На «Товарищниках» звучали и другие куплеты, оценки друг друга и офицеров.
Например, посвящённые командованию судна:

Капитану — Ивану Васильевичу Трескину:
Дядя Ваня — моряк лихой бывалый
с ним не страшны нам
ни штормы и ни шквалы
Дядя Ваня — добрейший наш чудак
Без капитана — мы ни на шаг

Старпому — Павлу Павловичу Шевчуку
А есть у нас на корабле
Пал Палыч — наш старпом
Когда я вахту с ним стоял
Забыл про отчий дом
И небо мне с овчину
Забыл свою дивчину
Казалось мне, что сросся с голяком
Дядя Паша матросов не жалеет
Дядя Паша за палубу болеет
Сачков не надо
Беритесь за голяк
Песок под ноги
И шире шаг

Эти рождённые в море «опусы» звучали в училищных вечерах самодеятельности и были весьма популярны в курсантской среде.

В Одессе на борт «Товарища» прибыло пополнение — наш 2-й курс судоводителей Херсонского мореходного училища и курсанты ОВИМУ, однокурсники «десятки». «Великолепная десятка» щедро делилась опытом и знаниями с вновь прибывшими.
Со стороны курсантов «вышки» не было никакого высокомерия, паруса быстро сдружили всех. Курсанты были расписаны по мачтам и по вахтам. Основными учителями были боцмана мачт. На каждую мачту был свой боцман, они подчинялись Главному боцману, который был грозой для всех курсантов. К сожалению имена их запамятовал.
Утром, вместо зарядки, по команде «пошёл наверх», курсанты поднимались на мачты по вантам левого борта, первые пару дней до марса (первой площадки мачты), а затем выше до салинга, и с салинга противоположного борта спускались вниз. Так было до конца практики.

Через неделю интенсивных занятий пришлось сдавать зачёт по знанию вооружения парусника. Все снасти для постановки и уборки парусов, места их крепления нужно было знать наизусть. Все это помогло быстро освоиться, и вскоре мы работали на палубе и на реях наравне с опытными моряками.

На «Товарище» не было никакой механизации. Вручную поднимался якорь — 16 курсантов с трудом вращали якорный шпиль, упираясь ногами в палубу, а грудью в ясеневые вымбовки.  (вымбовка (аншпуг, гандшпуг) — деревянный рычаг, от голл. windboom, от winden — вертеть, кружить, и boom — дерево).

Без электричества, без лебёдок работали со всеми снастями при уборке и постановке парусов. Штурвал был сдвоенный «диаметром в человеческий рост», удержать который при шторме и ударах волн в перо руля порой не хватало силы одного человека и поэтому вахту на руле несли двое.

Особо почётно было получить работу на бом-брам-рее, для постановки и уборки самого верхнего паруса — бом-брамселя. Для работы на верхних реях подбирали курсантов небольшого роста, так как при уборке паруса нужно было стоять ногами на стальном тросе (перте), который крепился к рее на расстоянии около метра. Диаметр рея уменьшался с высотой, и соответственно расстояние между реем и пертом. Верхние реи были самыми тонкими. Высоким ребятам было очень неудобно работать, их колени были выше рея. С моим ростом я идеально подходил для этой работы — правый ноковый на грот-бом-брам-рее.
С помощью пертов, становясь на них ногами и ложась на рей (со стороны кормы), матросы крепят и убирают паруса или берут на них рифы (подворачивают, уменьшая площадь паруса). Для удержания пертов на нужном расстоянии от рея и устранения чрезмерного провисания они поддерживаются обнесёнными вокруг рея короткими стропами — подпертками, отстоящими один от другого. Чтобы ноги матросов не скользили по пертам, на них вязали узлы — кнопы.
  И когда при усилении ветра подавалась команда «убрать бом-брамсель», при небольшом крене парусника ты зависал над водой на высоте 50 метров. Паруса были из жёсткой парусины, намокшие тяжёлые, их нужно было подбирать, скатывать в скатку и крепить схватками на рее, порой обдирая ногти до крови. Работали мы на реях без страховых поясов, только пользовались специальными верёвочными кольцами, закреплёнными на рее, в эти кольца мы продевали руки до локтя.
       Во многом своими знаниями мы были обязаны прекрасному педагогу, опытному моряку капитану дальнего плавания Михаилу Фёдоровичу Дворовенко. М. Ф. Дворовенко участвовал в первых рейсах старого «Товарища» в должности помощника капитана. На новом «Товарище» он был учебным помощником.
 
Фото ХМУ 2-й курс УПС «Товарищ»
В центре Михаил Фёдорович Дворовенко

 фото На баке «Товарища»

 «Десятка» создала традицию — закончившие практику в день списания с судна на клотик грот-мачты надевали старую фуражку, которую должны были снять новые практиканты. Эту традицию херсонцы передавали последующим потокам практикантов.
Несколько человек с нашего курса в течение последующих лет трёх проходили практику на «Товарище», но уже зачислялись в штат, обучая новичков. Многие из них, пройдя хорошую школу плавания под парусами, стали капитанами.

После прихода на Чёрное море первое дальнее плавание парусника (24 тысячи миль) состоялось в 1957 году под командованием опытнейшего парусного капитана В. Васильева. Рейс "Товарища" длился семь месяцев  через Средиземное море, вокруг Африки мимо Доброй надежды, пересек Индийский океан, посетил ряд портов Индонезии и Индии и вернулся обратно в Одессу.
 В составе экипажа были и бывшие курсанты ХМУ, проходившие на нем практику в 1951–53 годах. Это 2-й пом. капитана Владимир Полозов, в будущем капитан «Товарища» в 1985–92 гг. Третьим помощником капитана тогда был Олег Ванденко, в будущем, в течение многих лет, капитан «Товарища».
 
на УПС «Товарищ». Слева капитан УПС «Товарищ» Владимир Полозов,
в центре Л. Позолотин.  Володя Полозов ушёл из жизни в июле 2016 года.

 С отделением Украины от СССР в 1992 г. «Товарищ» обрёл украинский флаг, сохранив прежние функции учебного судна. В мае 1995 г. «Товарищ» встал на ремонт в сухом доке Ньюкасла в надежде найти британских спонсоров для осуществления реставрационной программы. При освидетельствовании были выявлены значительные повреждения, а общая стоимость реставрации оценили в 2 млн фунтов стерлингов (около 3 млн долларов), что намного превышало возможности украинских владельцев и их западных спонсоров.
Барк чудом уберегли от полного уничтожения, и отбуксировали в близлежащий Норт-Шилдс. Там ему надлежало дожидаться своей дальнейшей участи. Корабль томился здесь до мая 1997 г., когда был отбуксирован в Мидлсбро для ремонта, который предложил Национальный центр «высоких» судов. Однако из этого ничего не вышло, и паруснику угрожала конфискация за неуплату долгов.
В результате переговоров между Великобританией и Украиной в 1997 году смогли договориться с англичанами о том, что они будут финансировать «выжидаемую» стоянку. В начале 1999 года срок договорённости закончился. Но на помощь пришла немецкая Ассоциация содействия «высоким» судам ("высокие суда"- парусные суда), в результате чего судно надлежало переправить (на плавдоке) на свободный причал Вильгельмсхафена для починки за счет собранных в Германии средств. Там парусник и появился в сентябре 1999 г.  Судно продолжало ржаветь, пока группа фанатиков парусных судов не решила привлечь к этому город Штральзунд. В сентябре 2003 г. судно продали общественному объединению Tall-Ship Friends (Друзьям высоких судов) и перевели в Штральзунд. Барк был переименован в “Gorch Fock I” и по плану новых владельцев должен был быть приведен в мореходное состояние в 2008 году. Они собрали полмиллиона евро для ремонта корпуса судна, чтобы открыть музей на повторно крещёном «Gorch FockI».
 Амбициозный план состоял в полной реставрации судна к его 75-летнему юбилею в 2008 году. В Штральзундском городском управлении чиновники были в восторге от нового пути привлечения туристов.
В настоящее время «Gorch Fock I» размещен в качестве плавучего музея, места проведения торжественных мероприятий в Штральзунде, который и был его первоначальным портом приписки.
    
На Черном море УПС «Товарищ» совершал рейсы с курсантами мореходных училищ, заходя в порты Одесса, Сочи, Ялта, Херсон. На борту вместе с курсантами были преподаватели, которые вели теоретические занятия с тем, чтобы не отстать от учебного процесса в училище.
В первых рейсах «Товарища» по Черному морю в 1952 году в Ялте стоянка была сравнительно длительной, так как проходила съемка фильмов «Корабли штурмуют бастионы», «Максимка». В съёмках участвовали практиканты и экипаж барка. Была организована экскурсия в Артек. Курсанты ОВИМУ и вместе с ними часть херсонцев были распределены по отрядам пионерлагеря и рассказывали о «Товарище», о море. В отряд третьеклассников (9-10 лет) я попал вместе с курсантом ОВИМУ Олегом Кондрашихиным. Экскурсия по Артеку длилась целый день, и после вечернего костра встреча продолжалась уже с пионервожатыми. Через несколько дней артековцы посетили «Товарищ», где им дали возможность полностью ознакомиться с парусником, накормили обедом.

После практики на «Товарище» в 1952-м году мы расстались с группой однокурсников. В Одесском мореходном училище было создано военно-морское отделение, куда перевели всех желающих стать военными моряками. Из Херсона в Одессу уехали друзья Володя Рева, Вахрушев Володя и еще несколько человек. Взамен из Одесской и Рижской мореходок в Херсон перевели тех, кто мечтал о дальних плаваниях, о созвездии Южного креста. В новом коллективе нашей группы меня избрали комсоргом.
В Одессе, переведенным из Херсона и Риги, курсантам не суждено было стать военморами. После окончания училища им присвоили звание лейтенантов ВМФ и предложили доучиваться еще 6 месяцев для получения гражданского диплома и диплома штурмана малого плавания. Из тех друзей кто остался были самый близкий это Виля Павлов, Ромка Рамишвили, Володя Полозов, Володя Синельников, Витя Хомуха. Два москвича Володя Соколов и Олег Черкизов отчислились из училищу и вернулись в Москву. Володя Соколов в 1968 году приезжал в Одессу, рассказал, что он окончил юрфак МГУ, а Олег Черкизов факультет журналистики.

На «Товарище», на второй практике в 1952 голу я был зачислен в штат матросом 1-го класса, поскольку у меня уже было морское образование (школа юнг) и опыт первой практики под парусами. Впоследствии, в период практики на УПС «Товарищ». я работал в штате экипажа матросом 1-го класса.
После окончания занятий на 2-м курсе судоводителей направили на военную практику на транспорт «Нева». Практика заключалась в дублировании состава штурманской службы корабля (БЧ-1) и длилась 1 месяц. После военной практики нам было присвоено звание старшин 1-й статьи и нас опять отправили на УПС «Товарищ».

Пока я учился в мореходке, моя старшая сестра окончила педучилище и по распределению была направлена на работу в Молдавию в село Калараш преподавателем младших классов школы. Очарованная природой Молдавии, она уговорила родителей переехать к ней. Отец через министерство договорился о переводе, и в 1953 году вся семья из Кировской области перебралась в Молдавию.
 
Севастополь,Стажировка на кораблях ВМФ
После сдачи госэкзаменов в училище и присвоения звания «мичман», в августе 1954 года, нас распределили на корабли Черноморского ВМФ, на стажировку для получения первого командирского (офицерского) звания. Стажировку мы проходили на новых сторожевых кораблях (СКР), которые носили названия хищных зверей («Пума» «Тигр», «Пантера» и т.д.). Корабли базировались в Севастополе, но большую часть времени они находились в море, отрабатывая задачи флота. На флоте эти корабли еще называли «кораблями плохой погоды», так как почти все выходы в море, с отработкой задач совпадали со штормовой погодой. Наша группа из 4-х человек была направлена на СКР «Пума». Курсанты-стажёры дублировали должность командира БЧ-1 (штурмана), без всяких скидок, иногда назначая дежурными по кораблю. Во время выхода в море, порой подменяли штатных штурманов. Так, например, штурманское обеспечение перехода Севастополь — Николаев, включая план перехода (прокладку на карте), командир корабля полностью доверил стажёрам — выпускникам Херсонской мореходки.

При стоянке у причала, если не было выходов в море, мы использовали эту возможность полностью, знакомясь с Севастополем. По сравнению с воспоминаниями 1948 года, Севастополь был неузнаваем, красивые здания, широкие улицы, город был отстроен заново. В этом знакомстве  с городом  помогала моя знакомая по Ялте Белла Барсукова. В письмах она написала, что работает в городской библиотеке Севастополя. Почти каждое увольнение  мы с ней встречались. После окончания стажировки обмен письмами продолжался.

Панорама "Оборона Севастополя"
Во время стажировки нам удалось посмотреть панораму «Оборона Севастополя». В основу автор панорамы, Франц Алексеевич Рубо положил самый яркий эпизод севастопольской эпопеи — бой на Малаховом кургане в июне 1855 года.    Главным героем сражения, Рубо считал народ, и прославление его подвига он отразил в панораме. Работу над панорамой художник начал в 1901 году, и уже в 1904 году это произведение доставили в Севастополь. Панорама была размещена в специально построенном для нее здании на Историческом бульваре. В мае 1905 года панорама была открыта для всеобщего обозрения. 
В период Великой Отечественной войны во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Была спасена только часть картины. Сразу же после окончания Великой отечественной войны было принято постановление правительства о восстановление панорамы. Специальная комиссия в составе ведущих художников и реставраторов Советского Союза после изучения фрагментов Панорамы пришла к выводу, что полотно не удастся восстановить. Было принято решение заново написать холст Панорамы по реставрированным фрагментам. Эту работу выполнил коллектив художников- реставраторов.
К 100-летию первой героической обороны Севастополя, в октябре 1954 года, после реставрации панорама вновь была открыта. Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружности 115 м, высота 14 м). Картина дополнена предметным планом, расположенном на специальном помосте. По замыслу художника, зритель, поднявшись на специальную смотровую площадку, как бы оказывается на вершине Малахова кургана в день штурма 6 июня 1855 г. На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат. Панорамная форма картины показывает поле боя на несколько десятков километров вдаль, множество эпизодов, происходящих одновременно на большом пространстве грандиозного сражения за город.

Стажировка длилась 6 месяцев, после чего нам присваивалось звание младших лейтенантов ВМФ СССР.
Из Севастополя наш корабль отправили на ремонт в Николаев. Там мы закончили стажировку и вернулись в Херсон для получения диплома об окончании училища и ожидании распределения. Несколько человек получили назначение в пароходства Дальнего Востока. В Дунайское пароходство были направлены Горбунов П.А., Данильченко В.Н., Даютов В.Н, Мищенко В.Ф, Чаленко А.Г.. Все они стали капитанами УДП. Основная группа, в которую попал я, была направлена в Одессу, в Черноморское государственное морское пароходство (ЧГМП).

далее: http://proza.ru/2019/06/07/1315

P.S.
УПС «Товарищ» (Gorch Fock)
«Gorch Fock» послужил образцом и названием для целой серии («Gorch-Fock-Klasse») из шести немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне — «Eagle» береговой охраны США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне «Sagres» ВМС Португалии), «Mircea» (1938, ныне ВМС Румынии), «Herbert Norkus» (незакончен, затоплен союзниками в 1947 в Скагерраке).
 «Горх Фок I» (Gorch Fock, с 1949 «Товарищ») — трёхмачтовый барк, построен в учебных целях по заказу ВМС Германии .Спущен на воду-3 мая 1933 года
Длина судна 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра. Высота главной мачты — 41,3 метра. Постоянная команда — 60 человек, плюс 180 кадетов.

СПИСОК ВЫПУСКНИКОВ ХМУ судоводителей 1954 г.
Алексеев С.М.
Аникеев В.С.
Барков А.М.-капитан ЧМП,НМП
Веснин Н.С.
Горбунов П.А.-капитан СДП
Данильченко З.Н.-капитан СДП
Даютов В.Н.-капитан СДП
Копылов Н.К.
Крамник В.
Мищенко В.Ф.-капитан СДП
Павлов В.А.-капитан ЧМП, НМП
Питкевич Л.П.-капитан БМП, ЛатМП
Полозов В.Н.-капитан ЧМП, капитан УПС «Товарищ» в 1985–92 гг
Позолотин Л.А.-капитан ЧМП, НМП
Рамишвили Р.А. - старпом, методист в учебном кабинете ММФ СССР
Синельников В.В.-капитан ЧМП, НМП
Степанов А.Е. берег- ММФ СССР
Филаретов В.
Хомуха В.М.-капитан ЧМП, лоцман Ильиевского морского порта.
Худына О.Н.
Чаленко А.Г.-капитан СДП
Чудновцев Г.-капитан ЧМП

НМП- Новороссийское морское пароходство, г. Новороссийск.
ЧМП- Черноморское морское пароходство, г. Одесса.
СДП- Советское Дунайское пароходство, г. Измаил.
ЛатМП -Латвийское морское пароходство, г. Рига.

В СССР было 19 морских пароходств (государственных судоходных компаний):
Балтийское (Ленинград), Латвийское (Рига), Литовское (Клайпеда), Эстонское (Таллин), Черноморское (Одесса), Новороссийское (Новороссийск), Грузинское (Батуми), Азовское (Мариуполь), Советское Дунайское (Измаил), Мурманское (Мурманск), Северное (Архангельск), Дальневосточное (Владивосток), Приморское (Находка), Сахалинское (Холмск), Камчатское (Петропавловск-Камчатский), Каспийское (Баку), Астраханское управление морского флота (Астрахань), Среднеазиатское (Чарджоу), Северо-Восточное управление морского флота (Тикси),