Столица советского кино Алма-Ата. Про Вайсфельда

Александр Коваленко 2
Глава 49.

     Хочется представить вам подробный портрет нашего Рошаля, но сделать это невозможно. Многогранная личность Мастера и Учителя, его биография, богатая на друзей и на огромное количество важных событий позволит нам создать из наших воспоминаний лишь образ замечательного человека. Штрихи, наброски к портрету, некоторые подробности – лишь это возможно в нашем случае. Поэтому вспоминаем о том, что нам наиболее известно о нем и его сообществе.

     Эффект Кулешова изучают во всех киношколах мира. В нашей мастерской я впервые узнал об этом эффекте на примере монтажа кадров, где в одном кадре бородатый Лев Толстой рубит березовые дрова, в другом кадре благоухает красивая березовая роща. Когда последовательность просмотра этих кадров менялась, менялся смысл. Изменение смысла от перестановки кадров я почувствовал настолько явно, что до сих пор помню ощущение того восторга. Произошло открытие тайны! В такие моменты ясно понимаешь «что такое режиссура».

     Кулешов Лев Владимирович, друг нашего Рошаля и товарищ по цеху, написал об этом эффекте множество статей. Еще в 1917 году он сообщил всему миру в русской «Кино-газете» свои, чрезвычайно важные, соображения о монтаже.
     «Для того, чтобы сделать картину, режиссёр должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».

     Через десять лет наблюдений, экспериментов и исследований вышла в свет его историческая книга о монтаже.
     Жорж Садуль, автор книг по истории киноискусства, написал, что в двадцатые-тридцатые годы «русские стали лидерами мирового кинематографа».

     Когда Рошаль заводил с нами речь о творчестве, он был похож, скорее, на артиста, нежели на профессора.
     «У Родена спросили, как у него из глыбы гранита получается шедевр. Отсекаю ненужное – отвечал скульптор».
     Григорий Львович торжествовал после таких слов и своими позитивными эмоциями заражал присутствующих.
     Возможно, именно в эти моменты начиналось наше осмысление профессии, ради которой мы были приняты в мастерскую Рошаля.

     Илья Вениаминович Вайсфельд – эту крупную фигуру отечественного мира кино специалисты выделяют особо.
     Российский и советский критик, киновед, киносценарист, редактор. Один из основателей движения кинообразования в России. В пятидесятые-восьмидесятые годы Вайсфельд и Рошаль вместе разрабатывали и осуществляли творческо-педагогические планы развития советского кинообразования.

     В те годы, когда Рошаль снимал свою немую черно-белую кино-драму «Его превосходительство» с великими русскими актерами Леонидом Леонидовым и Николаем Черкасовым, Вайсфельд был студентом Московского университета. Получал знания на отделении теории и истории изобразительных искусств. Потом занялся наукой.
Судьба распорядилась так, что Рошаль и Вайсфельд вскоре станут соратниками на долгие годы. До конца своих дней они будут заниматься одним общим делом.
     До войны Вайсфельд успел поработать редактором на Мосфильме. И даже блестяще освоил профессию директора картины на фильме Ефима Дзигана «Мы из Кронштадта». На Мосфильме Вайсфельд более тесно познакомился с Рошалем. Они стали друзьями.

     Когда началась Великая Отечественная война, Рошаль был направлен в Алма-Ату для работы на ЦОКС.
Вайсфельд стал военным корреспондентом газеты Карельского фронта и армейским инструктором-литератором политотдела 26-й и 32-й действующих армий.
     Работая армейскими корреспондентами, Илья Вайсфельд, Константин Симонов, Иосиф Прут, Евгений Габрилович и многие другие привозили с фронта материалы, по которым тут же писались сценарии. На ЦОКСе по этим сценариям снимались короткометражные фильмы и художественные картины.

     Григорий Львович увлеченно рассказывал нам о том периоде, когда работал в Алма-Ате на ЦОКСе. Это было время, спрессованное войной. За три года там произошло столько событий в жизни «Мосфильма», «Ленфильма», других эвакуированных кинопредприятий, что об этом можно было бы написать множество книг и создать из них огромную библиотеку.

     На ЦОКСе причудливо переплелись творческие биографии выдающихся деятелей отечественной культуры. Собирая материалы о Рошале, я нашел в общероссийской газете «Собеседник» статью Александра Иванова «Как в Казахстане спасли советское кино».

    «Такого огромного и отборного скопления творческих кадров соцреалистического кинематографа не собирал до Алма-Аты ни один из городов СССР ни по какому поводу. Алма-Ата на время войны превратилась в кинематографическую столицу страны и одну из подобных столиц мира. Четыре из пяти советских фильмов снимались здесь.
     В широких студийных коридорах, что именовались Большими бульварами, можно было встретить Пырьева и Пудовкина, Трауберга и Эрмлера, Райзмана и Рошаля, Шкловского и Блеймана, Каплера и Козинцева, братьев Васильевых, Вертова, Ромма и, конечно, Сергея Эйзенштейна».

     В Киноэнциклопедии Казахстана мне удалось найти многое из того, что не успел рассказать нам Григорий Львович. Тем не менее, он дал повод узнать о славных страницах советского кино, о людях Русского мира, о неизвестных мне деталях биографии Рошаля.

     В ноябре 1941 года, когда по Красной площади маршевым порядком прошли на фронт сибирские дивизии, полки и батальоны, сформированные за Уралом, из столицы в обратном направлении отправились поезда с творческой интеллигенцией. Они не бежали от войны. Наоборот, они ехали трудиться для фронта и для победы.

     Комитет по делам киноискусства СССР принял одно из самых необычных постановлений в своей истории: создать боевые порядки воинов-кинематографистов.
В начале в столицу Казахской советской республики эвакуировалась Всесоюзная сценарная студия. Писатели, поэты и драматурги должны были обеспечить сценарии работникам столичных киностудий.

     В одном месте, ставшим для советского кино историческим, собрались Михаил Зощенко, Виктор Шкловский, Константин Паустовский, Сергей Михалков, Константин Симонов, Леонид Леонов, Евгений Петров, Михаил Блейман, Алексей Каплер, Иосиф Прут, Семен Полоцкий, Лина Войтоловская и другие. К работе над сценариями были привлечены и казахские литераторы - Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, Ахмет Хусаинов, Абдильда Тажибаев, Кабыш Сиранов. Все они были бойцами армии Русского мира. Им предстояло выступить против фашизма со своими художественными произведениями и победить всемирное зло силой духа.

     Рошаль прибыл в Алма-Ату вместе с женой Верой Павловной Строевой.
Незадолго до войны, в Казахской столице открыли первую национальную киноактерскую школу. Министерство культуры подыскивало достойных мастеров-педагогов. Разрабатывались учебные программы. Это была очень ответственная работа.
     Прибывшего Рошаля, как говорится – «с колес» назначили руководителем. В эвакуированном сюда из Москвы ВГИКе, заведующим кафедрой режиссуры стал Сергей Эйзенштейн. Свой курс Рошаль вел параллельно с ним. Сценарное мастерство преподавал Леонид Трауберг, операторское — Эдуард Тиссе и Анатолий Головня. Вместе с Рошалем актеров учил также Борис Бабочкин, создавший образ легендарного комдива Чапаева.

     С января 1942 года приступили к работе другие мастера: руководитель мастерской мультипликации Иван Иванов-Вано, оператор Борис Волчек, ленинградский режиссер Григорий Козинцев. Преподавали режиссеры Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич и другие.
     Через год Сергей Герасимов набрал в свою мастерскую студентов знаменитого «молодогвардейского» курса. Среди них были никому еще не известные Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Людмила Шагалова и другие.

     ЦОКС в Алма-Ате была уникальной киностудией. Это была армия кинематографистов со своим штабом, дивизиями и батальонами. Работали четко, быстро и результативно. Это было сообщество единомышленников. Все помогали друг другу бескорыстно. Были преданы профессии. Не жалели времени и сил. Работали по ночам. Днем вся электроэнергия в городе расходовалась на заводах и фабриках. Выходных никто не требовал. Всех объединяла мечта о победе над врагом.

    «Помимо художественных фильмов в спешном порядке, по горячим следам реальных событий создавались «Боевые киносборники». Это были игровые короткометражные ленты. Уже в первые месяцы пребывания в Алма-Ате были сняты сборники № 10 и № 12. Причем, последний завершался новеллой «Сын бойца» по сюжету, подсказанному режиссеру Вере Павловне Строевой только что приехавшим с фронта Сергеем Михалковым.

    «Сын бойца» вызвал на фронте острую реакцию. Там решили, что это кинохроника. А в 1943 году новелла эта попала в США, была включена в полнометражную ленту «Песнь о России», смонтированную американцами из разных советских фильмов, и имела исключительную прессу».

     Вера Павловна помогала мужу Григорию Львовичу. Он помогал жене. Снимали кино для фронта. Обучали студентов. Помогали другим съемочным группам.
Роль главного героя в новелле Строевой сыграл казахский актер драматического театра Капан Бадыров.

     Еще не закончив предыдущий фильм «Сын бойца», Рошаль и Строева уже готовили Капана Батырова к очередным съемкам.
     Короткометражный фильм «Батыры степей» снимали на казахстанском материале. Григорий Рошаль совместно с Ефимом Ароном экранизировали подвиг казахского летчика Тулегена Тохтарова, совершенный недавно на фронте.

     Привлеченный к созданию сценария замечательный казахский поэт Абдильда Тажибаев предложил взять романтической параллелью к сюжету о военном подвиге народную легенду о высокой горе Толагай и батыре Толагае. Не пожалев собственной жизни, батыр раздвинул эту гору и открыл погибающим людям доступ к живой воде. Реальное событие и фольклорный материал, смонтированный параллельно, придал киноповествованию возвышенное, эпическое звучание.
     Ни днем, ни ночью не прекращалась жизнь на ЦОКСе. В павильоне и на натуре шли съемки. Рабочие и многочисленные добровольцы строили из фанеры бутафорские танки и самолеты. В свободные минуты актеры и режиссеры устраивали концерты для раненых в госпиталях. Нередко Григорию Рошалю и Вере Строевой помогал Сергей Эйзенштейн.

     В Алма-Ате в годы войны в сообществе Рошаля происходили удивительные и порой непредсказуемые события. Например, знаменитый режиссер и сценарист Александр Птушко был кинооператором у Рошаля на фильме «Батыры степей». А когда-то, еще в 1935 году Рошаль был сценаристом у режиссера Птушко. На киностудии «Ленфильм» они вместе сняли выдающуюся киноленту «Новый Гуливер». Это был экспериментальный художественный фильм. Сделан, впервые в мировой кинематографии, средствами объемной мультипликации в сочетании с игрой актеров. Картина получила Премию на Втором Международном Кинофестивале в Венеции.

     В восьмидесятые годы мне довелось увидеть в музее «Ленфильма» исторический раритет: куклы лилипутов из «Нового Гуливера». Мне даже разрешили подержать их в руках, узнав, что я учился у Рошаля. Кстати, в Кемеровском институте культуры мои студенты в обязательном порядке осваивали на третьем курсе технику мультипликации, в том числе – объемной. Мы много экспериментировали и получали очень интересные результаты. Естественно, они хорошо знали исторический фильм Рошаля и Птушко «Новый Гуливер».

     Напряженная работа на ЦОКСе продолжалась. Рошаль приступил к работе над полнометражной художественной кинолентой «Песни Абая».

     Весь цвет советского кино собрался в Алма-Ате на Центральной Объединенной киностудии. Но чуть раньше, за два года до начала войны в Казахстане была создана киностудия художественных фильмов. Предстояла неторопливая и долгая работа по развитию кинематографа в республике. Война ускорила этот процесс. За три неполных года на ЦОКСе всеобщими усилия было снято около трех десятков полнометражных кинолент.

     Фильм Рошаля «Песни Абая» был особым фильмом для национального киноискусства. Режиссер собрал вокруг себя казахстанских писателей, артистов драматических театров, художников, музыкантов.
     Опыт Рошаля позволил творческому коллективу создать постановочно сложную картину. Национальный эпос, иконография, исторические факты, местный колорит добавили фильму убедительную выразительность.
     Над сценарием работал автор собственного романа Мухтар Ауэзов. Этот казахский писатель был признанным классиком казахской литературы. С Рошалем они познакомились в Ленинграде еще до войны. Мухтар Ауэзов в эти годы пробовал себя в кино. Он написал сценарий для фильма «Райхан», который был снят на киностудии «Ленфильм» в 1940 году.

     Картина Рошаля «Песни Абая» была очень успешной экранизацией романа М.Ауэзова «Абай» о казахском писателе XIX века Абае Кунанбаеве.
     В мире кино известно, что экранизация литературного романа особенно ответственный жанр. Рошаль считался мастером экранизации крупных литературных произведений.
     Фильм был снят в Казахстане и принес казахскому кинематографу известную славу.

     Вспоминая учебу в мастерской Рошаля, я вижу всегда рядом с Мастером Асю Боярскую, первого завкафедрой кино-фото мастерства.
В аспирантуре ВГИКа Ася Михайловна Боярская занималась наукой у Сергея Герасимова, Ефима Дзигана, у Ильи Вайсфельда.

     Когда набирали команду специалистов для преподавательской работы в мастерской Рошаля, Вайсфельд порекомендовал сотрудника своей кафедры и товарища, прекрасного педагога Николая Крючечникова. Он с удовольствием пришел к Рошалю и первым на кафедре стал преподавать сценарное мастерство.
     Потом Ася привела к Рошалю других известных и очень мастеровитых преподавателей.

     Мы любили Крючечникова, этого скромного и необыкновенно эрудированного преподавателя. Он истово учил нас основам сценарного мастерства. Мы писали ему многочисленные этюды, по которым разрабатывали раскадровки для Рошаля. Крючечников, как и Вайсфельд, был фронтовиком. У студентов нашего поколения такие преподаватели пользовались особым авторитетом. Мы уважали их безгранично.

     Многие книги Вайсфельда до сих пор являются учебниками для студентов кинематографических институтов, факультетов и школ. Таких книг он написал не один десяток. Одна лучше другой. «Мастерство кинодраматурга» и «Теория кинодраматургии» изданы огромными тиражами. Тысячи кинолюбителей имели в своих личных библиотечках эти книги. Доктор искусствоведения, профессор Вайсфельд, сыграл огромную роль в подготовке кадров для киноиндустрии.
     После Великой Отечественной войны последующие поколения кинематографистов в СССР получили профессиональное образование, благодаря, в том числе, Илье Вениаминовичу Вайсфельду. Теоретики и практики кинематографа, как говорится, все прошли через его руки.

     Еще в период работы на ЦОКСе Вайсфельд принимал участие в подготовке казахстанских кадров. В актерской мастерской Рошаля он читал студентам лекции по теории и истории кино. Вместе с Рошалем они обсуждали планы по изданию специальной литературы для всех, кто любит кино.
     После Великой Отечественной войны Вайсфельд - председатель Совета Союза кинематографистов по кинообразованию.