Зуева, Фурцева и Рошаль. Семья Дзигана

Александр Коваленко 2
Глава 48.

    Зуева Татьяна Михайловна – имя женщины, о которой сейчас никто из культурных деятелей, пожалуй, не вспомнит. Вместе с тем, в книге воспоминаний о Рошале это имя должно быть упомянуто. В апреле 1953 года Татьяна Зуева была назначена министром культуры РСФСР. Впервые появилось республиканское министерство культуры. Зуевой было поручено подобрать авторитетных специалистов и уважаемых людей для государственного управления в сфере культуры.

    Период послевоенного восстановления разрушенного хозяйства заканчивался. Мы уже упоминали, что Сталин после войны оставил в списках действующих режиссеров несколько человек. В стране не было прежних средств для киноиндустрии. В истории советского кино этот период назвали «малокартинье».

    Татьяне Зуевой поручили сформулировать задачи новой политики в сфере культуры, искусства и кинематографии.

    Месяц тому назад умер Сталин.
    Мой дед Павел Васильевич Филиппов в тот день, услышав из репродуктора скорбную весть, скупо проронил горестную мужскую слезу. Об этом сказывала моя бабушка Пелагея Даниловна, из рода томских казаков Черновых. В доме Филипповых был траур. Траур был и в большой семье Черновых. Для моей сибирской родни смерть вождя была невосполнимой утратой. Весь Русский мир замер в тревожном ожидании. «Что же теперь нас ждет! Как же мы дальше-то будем»!

     Дед Павел велел завесить белой простыней трюмо в большой комнате. Попросил не разговаривать в доме громко. Надел темно-синие галифе. Застегнул под горло все пуговицы на серой косоворотке. Прицепил на груди несколько своих воинских наград. Смазал льняным маслом хромовые сапоги (чтобы праздно не скрипели). Навел на них блеск бархоткой. Накинул на плечи белый овчинный полушубок. Поверх затянулся кожаным офицерским ремнем. Причесал расческой усы. Подул на неё. Перекрестился и вышел из дома в холодную темноту наступающего утра. В доме сделалось сиротливо и страшно.

    Пишу примерно так, как если бы это была раскадровка для Рошаля. Я приехал к нему в обучение со своей предысторией. Григорию Львовичу было важно знать предысторию каждого из нас.

    Дед Павел в послевоенные годы с утра до ночи трудился на конном дворе. Тысяча его лошадей обслуживала нужды небольшой Анжерки - шахтерского городка на Транссибе, в середине Русского Паровозного Пути между Москвой и Владивостоком. Для лошадей дед Павел мастерил упряжь, заготавливал корм. На лошадях развозил продукты в магазины: зимой на санях, летом на большой телеге. Готовил лошадей для подземных работ в угольных шахтах. В детстве я узнал о таких лошадях. Когда их через пару лет работы под землей выводили на поверхность, они теряли зрение и умирали.

   «Вот о чем должно быть твое кино», говорил каждый раз Григорий Львович, когда мы ему что-то рассказывали.

    Два человека решительно повлияли на мою судьбу. Дед Павел окрестил меня в Православной церкви, а Рошаль открыл мне тайны профессии. Говоря об одном из них, я обязательно благодарно поминаю другого. Я знаю, что они душевным взором наблюдают за мной и радуются, если у меня что-то получается. Ответственность перед ними часто помогает удерживать себя от неразумных деяний.

    Интересно, чем был занят в эти дни Рошаль, узнав о смерти вождя Русского мира? Совсем недавно он получил за фильм «Мусоргский» Сталинскую премию. Об этих днях Григорий Львович нам не рассказывал. Но мы знаем, что он не сидел без работы. Снял свой очередной фильм о великом русском композиторе «Римский-Корсаков».
    Фильм получил большой успех у зрителей и широкий отклик в печати. Однако, по оценке Министерства кинематографии СССР, «лента содержала ряд идеологических недостатков».
    Такие оценки получили многие фильмы того времени. Для Рошаля, как и для Довженко с фильмом «Мичурин», для Пудовкина с его «Адмиралом Нахимовым», для Раппопорта и Эйсымонта с фильмом «Александр Попов» и для других режиссеров периода «малокартинья» наступили трудные времена. Работать приходилось под идеологическим давлением вождя всех народов. Историко-биографический жанр, самый сложный в кино, переживал жестокий кризис, связанный с острым проявлением культа личности Сталина. Кинематограф, театр, литература пострадали от партийной цензуры. Это наложило отпечаток на содержание произведений. Не смотря на эти обстоятельства, крупные мастера продолжали работать талантливо и мастерски.
    Рошаль в этих условиях снял великолепный фильм «Академик Иван Павлов». Особо ярко в этом фильме проявили себя кинооператоры Вячеслав Горданов и Моисей Магид, получившие Сталинскую премию. В этой картине композитор Дмитрий Кабалевский продолжил сочинять для фильмов Рошаля прекрасную музыку. Фильмы мастеров продолжали достойно представлять нашу страну на Международных фестивалях.

    Рошалю пришлось всю свою жизнь находиться в центре пристального внимания партийного руководства страны и при этом, оставаться беспартийным художником.

    Глядя на Григория Львовича и общаясь с ним, мы всегда восхищались масштабами его интеллекта и обаяния. Он был крупной фигурой в среде советской творческой интеллигенции. Он был достойной личностью в нашем отечестве, в безбрежном пространстве Русского мира.

    Зуевой Татьяне Михайловне нужны были опытные профессионалы. Министр набирала в свою команду новых энергичных и самых достойных людей. В свои пятьдесят пять лет Григорий Рошаль оказался и «новым», и самым энергичным, и самым достойным.
Новое министерство объединило бывшее Министерство кинематографии, Комитета по делам культурно-просветительных учреждений и Комитета по делам искусств.
    Григорий Рошаль возглавил в новых правительственных структурах Комиссию по работе с кинолюбителями. Перед ним была поставлена, в очередной раз, важная государственная задача.

    Для нашего Рошаля одинаково важны были всякие задачи. «Для того они и задачи, чтобы их решать», - радостно воскликнул бы он. Если есть театральное чувство, то решение всякой задачи можно превратить в интересный процесс. Рошаль одинаково увлеченно занимался, например, личными проблемами своих учеников и проблемами кинообразования в стране, в Европе, во всем мире.

  - Мы не можем дать комнату в студенческом общежитии тебе, твоей жене и ребенку, - извиняющимся тоном объяснял мне милый человек, декан факультета Гусев Дмитрий Иванович.

  - Я и не прошу.

  - Ваш Рошаль приходил просить.
Григорий Львович был искренним и добрым. На него невозможно было смотреть с недоверием.

    Министр культуры РСФСР Татьяна Зуева и министр культуры СССР Екатерина Фурцева хорошо знали, что Рошаль, как никто другой, имеет большой авторитет в среде профессиональных кинематографистов и в среде организаторов кинолюбительства. Они знали, что он не только сам отдаст все свои силы миллионам кинолюбителей, но и вовлечет в это всенародное движение других деятелей искусства. Об этих двух женщинах-министрах надо было вспомнить лишний раз добрым словом, потому что они вместе с Рошалем понимали значение народного кинотворчества и были для кинолюбителей настоящими защитниками и вдохновителями.

    Григорий Рошаль обладал большим человеческим обаянием. Он всегда источал позитивную энергию. Сотрудничать с ним согласились самые выдающиеся мастера и деятели советского искусства.

    Комиссия по работе с кинолюбителями на долгие годы вперед выработала очень результативную стратегию развития и расцвета самого современного вида художественной самодеятельности. Миллионы советских людей увлеклись любительским кино. Рошаль и его друзья-соратники вдохновенно посвятили себя кинолюбителям.
    Шли годы. Кинолюбительское движение бурно развивалось. Это была империя радостного и увлекательного народного творчества. Вся страна была съемочной площадкой. Человек с фотоаппаратом и кинокамерой стал одним из символов времени.
    Рошаль и его друзья из мира профессионального искусства не успевали принимать участие в многочисленных фестивалях, конкурсах, лекториях.
    Востребованность в наставниках у кинолюбителей возрастала. Нужны были специально обученные кадры.

    Пришло время и Ася Михайловна Боярская тоже стала ближайшим соратником Рошаля. О ней я должен рассказать чуть подробнее, потому что в воспоминаниях о Рошале она всегда присутствует рядом. Более того, она сама собиралась написать книгу о Рошале, но когда мы снова нашли друг друга через много лет и стали общаться, Ася решила помочь мне. Она стала вдохновителем и редактором моих воспоминаний. Без неё у меня не хватило бы духа и энергии. Поэтому книга воспоминаний о Рошале это наша совместная затея.
    Ася Боярская пришла к Рошалю из ВГИКа, где занималась подготовкой профессиональных кинематографистов на курсе профессора Дзигана Ефима Львовича.

    Григорий Львович Рошаль жил на Большой Полянке в Москве в одном доме с Дзиганом. Дружили семьями и с удовольствием бывали друг у друга в гостях. Так совпало, что их квартиры располагались друг над другом. Ася Боярская часто бывала по институтским делам у Ефима Дзигана и Раисы Есиповой. Там и познакомилась с Рошалем.
    Григорий Львович в это время бурно обсуждал с государственными чиновниками и со своими близкими друзьями дела кинолюбителей. Затевалось открытие кафедры для подготовки режиссеров-педагогов. Ожидалось важное событие для страны: впервые государство начнет подготовку специалистов высшей квалификации для кинолюбителей.

    Я могу лишь представить в своем воображении, что могло происходить в один из солнечных апрельских дней в квартире у Дзигана. Раиса Давыдовна Есипова угощала гостей вкусным чаем. Вера Павловна Строева, жена Рошаля, восседала во главе стола, откусывала кусочек конфетки и пригубляла чашку с чаем. При этом она незаметно придвигала угощения поближе к Асе Боярской, стройной и красивой ассистентки Ефима Львовича. Ася принесла с собой, как обычно, кучу бумаг с учебными планами, с программами и письменными заданиями для вгиковских студентов. Но в этот день было не до них.

    Дзиган в белой рубашке, откинувшись в кресле, проникновенно слушал азартного Рошаля. Лишь изредка ему удавалось вставлять слово или коротко задать вопрос. Григорий Львович «в лицах» читал повесть о будущей кафедре, о будущей истории кинолюбительства и всего мирового любительского кинематографа. Он доказывал, объяснял. Для пущей выразительности вскакивал из-за стола. Вскидывал руки. Трубно провозглашал вердикты. Строго и четко перечислял убедительные аргументы. Важно формулировал итоговые мысли.

    Ася, в окружении Веры Павловны и Раисы Давыдовны, мирно угощалась вкусняшками и лишь иногда незаметно косила глаз в сторону Григория Львовича. Вдруг, в какой-то момент, она почувствовала в его монологе романтику нового и неведомого ей до селе крупного проекта. Рассказчик тем временем вышел из-за стола, снял свой черный пиджак, перекинул его через руку и стал важно расхаживать по просторной комнате. Увлекательная повесть продолжалась.
    Женщины за столом позволяли себе перешептываться лишь в те моменты, когда Григорий Львович включал громкость на полную. Когда же Рошаль, присев на стул и пригнувшись, как заговорщик стал осматривать пространство по сторонам, над столом повисла гробовая тишина. Сделав паузу, Рошаль сжал плотно губы и прямо в стекла очков Дзигана свистящим шепотом сообщил, что скоро в мире наступит конец профессионального кинематографа, настанет божественная пора кинематографа любительского!

    К тому времени за чайным столом оставались лишь физические тела хозяев и гостей. Их души были уже «под столом» и перемещались по неведомым мирам, которые рисовал своим воображением Рошаль.

    Быть «под столом» у Аси получилось легко. С «театральным чувством» у неё тоже было все в порядке. И вот её уже заинтересовал проект Рошаля. Она, как молодой ученый, кандидат искусствоведения, увидела масштабную перспективу для интересных экспериментов. Как тележурналист и режиссер, Ася Михайловна уже представила себя в большом и важном деле рядом с Рошалем. Она ощутила энергию вулкана.
    К концу чаепития на Большой Полянке было решено, что Асе Боярской надо переходить на серьезную работу к Рошалю. Дзиган покорно согласился и не сопротивлялся. Ася много сделала для его кафедры. Он проверил в деле её способности и дал ей высокую оценку. Настал час, когда Рошалю потребовалась от Дзигана товарищеская помощь. Ефим Львович Дзиган был из когорты верных друзей и умел жертвовать. Он согласился «отдать» другу свою верную помощницу с условием, что будет тоже помогать кинолюбителям.

    Асе в этот же вечер поручили немедленно заняться разработкой учебных программ, планов и методичек. Рошалю нужен был надежный помощник с опытом такой работы. Предстояло интересно изложить концепцию новой специализации, привлекательно сформулировать стратегию и тактику, грамотно представить министру культуры полный комплект документов. Ася Михайловна в кратчайший срок справилась с этой задачей. Министерство дало «добро» и у Григория Львовича Рошаля в 1972 году начался новый этап биографии. Он приступил к реализации своей, возможно, главной мечты.

    Я рассказал Асе Михайловне о придуманной сценке в квартире у Дзигана. Это была очередная раскадровка в память о Рошале. Ася весело отреагировала, и при этом сказала, что все было именно так.

    Моя фантазия и раскадровка придуманной сценки в квартире у Дзигана, хоть как-то позволяет представить этих людей. Теперь появился мотив рассказать о них подробнее. Это добавит ярких красок и важных деталей в наши воспоминания о Рошале и о его сообществе.

    Ефим Львович Дзиган и Раиса Давыдовна Есипова жили душа в душу и трудились во славу нашей Родины на кинематографическом поприще рядом с Рошалем. Эти люди были частью большого Русского мира. Они посвятили себя советскому искусству. Они были достойными представителями многонационального советского народа. С удовольствием пишу об этом существительными и глаголами того времени.
В начале двадцатых годов Ефим и Раиса поступили к Чайковскому. Борис Витальевич Чайковский: что мы сегодня знаем о нем? Для книги о Рошале он не представляет первоочередного значения. Но в одной из наших сюжетных линий упоминание о нем дополнит картину событий в сообществе Рошаля.

    Сто лет тому назад, будучи молодым и успешным предпринимателем, Борис Чайковский учредил школу-студию киноактёров. Сразу после свершившейся революции школа Чайковского стала первой государственной киношколой и ей было присвоено имя учредителя. Это учебное заведение для киношников оказалось самым востребованным в молодой советской республике. Конкурс среди желающих обучиться модной творческой профессии был невероятно высоким. Выпускники немедленно вливались в армию кинематографистов. Многие быстро становились звездами экрана.

    Григорий Рошаль не мог поступить в школу Чайковского, потому что его в качестве инструктора Наркомпроса направили на Украину и в Крым для организации культурно просветительской работы.

    Поступив учиться к Борису Чайковскому, Ефим Дзиган и Раиса Есипова не откладывая в долгий ящик, решили стать мужем и женой. Их объединила любовь к волшебному искусству. Вскоре они займут достойное место рядах советских кинематографистов и в галерее друзей-соратников нашего Рошаля.
    Своим талантом они до почтенного возраста будут вместе прославлять отечественный кинематограф, по их мнению, - самый выдающийся в мире.