Мой путь. Заложники моря

Леонард Позолотин
Так меня видела Китти Подольская в 1979 году


„Мне хотелось воздать должное морю, его кораблям и его людям, без которых я не стал бы тем, чем стал. “ —  Джозеф Конрад

For what is a man? What has he got?
If not himself — Then he has naught.
To say the things he truly feels
And not the words of one who kneels.
The record shows I took the blows
And did it my way.
Yes, it was my way.
Paul Anka – «My way»

У нас, мужчин, один удел,
Собою быть, или ничем,
Дерзать и правду говорить,
Не гнуть колени, не скулить.
Я в жизни снёс немало гроз
И был собою

    Мне уже за восемьдесят. Старости свойственно вспоминать прошлое. Все чаще появляется желание «остановиться, оглянуться», как прожита жизнь. Было разное, и хорошее, и плохое. В памяти удерживаются события, люди. Несмотря на все то, что случалось, на моем пути, я считаю, что жизнь удалась, благодаря людям, с которыми я встречался на этом пути. Многим из них я благодарен за помощь, поддержку, за сочувствие, понимание моих помыслов в достижении целей и просто за радость общения с ними.

  С самого осмысленного детства я шёл к одной цели — стать моряком, стать — капитаном. Все, о чём думалось, мечталось, — исполнилось, но дорога к этому была неровной. Всю жизнь я старался не изменять своей мечте, но порой дорога очень круто изгибалась, и не всегда на этих крутых поворотах можно было удержать равновесие. Были падения, но я поднимался и шёл дальше, к заветным четырём нашивкам капитана, пройдя путь от мальчишки из вятского захолустья до капитана океанского судна.

   Что бы стать капитаном нужно пройти нелёгкий путь по ступеням морской карьеры. Это получить соответствующее образование и морской опыт (стаж) необходимый для получения первого диплома штурмана (вахтенного помощника капитана),работая матросом или практикантом на судне. А затем работая в должности 3-го, 2-го, старшего помощника капитана, приобретать соответствующий опыт и знания для получения диплома капитана, дающего право командовать судном. Такой путь занимает несколько лет и определён специальным морским законом – Международной Конвенцией о подготовке и дипломированию моряков.
Специфика морской деятельности состоит в том, что капитаны вынуждены работать в таких экстремальных условиях, когда от их опыта и знаний в значительной степени зависит и жизнь других людей, и сохранность поручаемых им грузов. И система морского образования должна подготовить их к этому.
Никакая другая профессия не нуждается в наличии такой совокупности профессиональных качеств, как у капитанов, от которых, кроме высокоорганизованных профессиональных умений и навыков, требуется хладнокровие, выдержка, терпеливость, требовательность к себе и другим. Все это делает исключительной роль капитана на судне независимо от научно-технического прогресса в судоходстве, судостроении или коммерческой практике.
Ответы Николая Ивановича Плявина капитана танкера "Иосиф Сталин", на вопросы корреспондента газеты "Моряк", я  запомнил на всю жизнь:
Что необходимо капитану?
—"Интеллигентность, широкий кругозор и, конечно, человечность.
Не приемлемые качества?.
— Некомпетентность, нерешительность, хамство, угодливость".

   В числе профессиональных особенностей капитана характерны переработка большого количества одновременно и последовательно поступающей информации, обработка ее при дефиците времени, умение брать ответственность на себя, принимать вовремя необходимые решения и отдавать своевременные и чёткие распоряжения, умение контролировать как себя, так и подчинённых, сосредотачивать своё внимание па фактах действительности, а не на собственных переживаниях.
Для капитана важно научиться умению сохранять спокойствие в любой сложной обстановке, проявлять настойчивость, требовательность без повышения голоса, умению взглядом и интонацией заставить выполнить указание.
Принятие решений капитаном в сложных ситуациях, в море или в иностранном порту невозможно сравнить с необходимостью принятия решений руководителем любого берегового предприятия. В таких случаях капитан полагается только на свой опыт, знания, не рассчитывая на чью – либо помощь со стороны.
   Стать капитаном — это значить доказать себе (и другим), что ты сможешь принять трудное решение в сложной ситуации и взять ответственность на себя за это решение. Капитан несёт ответственность за судно, за груз, за экипаж. Он отвечает не только за свои действия, но и за действия экипажа, за его ошибки, недобросовестность.

    Никто из моряков, начинающих свою карьеру на морской службе, не думает, насколько высока будет цена этого решения.  Постоянные риски — ураганы, штормы, туманы, опасные течения, опасные грузы, все это является привычным атрибутом морской профессии. Но не только это становится опасным для моряков.
Опасности, которым моряки подвергаются со стороны стихии, опасность нападения пиратов — это не самое страшное. Страшно, когда из-за непредумышленной ошибки или непредвиденных обстоятельств капитан лишается чести, работы и зачастую свободы.  Капитан может стать жертвой ошибки, недобросовестности или излишней требовательности судовладельца, фрахтователя, грузополучателя, портовых властей и многого другого, от чего зависит работа и жизнь моряков. Капитаны порой расплачиваются за чужие ошибки, действия экипажа, не только здоровьем, но иногда и тюрьмой. И не удивительно, что иногда капитаны предпочитали уйти из жизни вместе с судном.
Английские моряки говорят: «Four stripes of the captain — it is very difficult to reach them and it is very hard to keep them». (Четыре нашивки капитана - очень трудно достичь их, и очень трудно удержать их»).
Постоянное ощущение ответственности за экипаж, груз, судно, психологические и физические нагрузки, которым подвергаются капитаны, являются причиной, по которой сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, неврозы уже можно считать профессиональным заболеванием капитанов. Эта цена за профессию чрезвычайно высока.
Мореплавание является занятием, которое предъявляет к морякам определенные требования, которых нет при работе на суше. Морякам часто приходится проводить как рабочие часы, так и часы отдыха в замкнутом пространстве судна с одними и теми же людьми.
   Провести аналогию между любой береговой профессией и профессией моряка невозможно, учитывая его длительное нахождение на «транспортном средстве» — судне, в отрыве от берегов, вдали от Родины, семьи. 
Капитаны только около трети своей жизни проводят с женой и семьёй, остальная же часть принадлежит судну и его владельцу.
Стать капитаном, значит стать «заложником моря». И несмотря на все это, многие выбирают этот сложный путь.

   На протяжении всей работы в должности капитана мне пришлось сталкиваться с различными людьми в экипаже, с различными ситуациями. Приходилось искать какие-то пути для создания атмосферы доверия в экипаже, для создания единого сплочённого коллектива, которому можно верить. Начинать приходилось в первую очередь с себя.

   В 1967 году, в одном из рейсов на танкере "Чебоксары", я составил «Свод правил поведения для капитана судна» и пытался по мере возможности придерживаться этих правил.

1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Будь справедлив.
2. Не суетись, будь последователен в своих решениях.
3. Если твоё распоряжение оказалось ошибочным, признай свою ошибку.
4. Имей бесконечное терпение.
5. Не делай замечаний подчинённым в присутствии третьего лица.
6. Хвали в присутствии других, замечания наедине.
7. Всегда благодари подчинённых за работу. Всякое положительное деяние должно повлечь за собой похвалу (хотя бы словесную), равно как и всякое отрицательное — наказание.
8. Кнут и пряник — древняя политика, пряников должно быть больше.
9. Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они ничего не дают непосредственно.
10. Ничего не делай сам из того, что могут сделать подчинённые, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.
11. Выбор и обучение подчинённого — всегда более благородная задача, чем выполнение дела самим.
12. Не бойся, если подчинённые способнее тебя, гордись ими.
13. Никогда не испытывай своей власти до тех пор, пока все остальные средства не были использованы, но и в этом случае не применяй ее в максимальной степени.
14. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу действий, это повышает ответственность.
15. Не спорь по мелочам, мелочи затрудняют работу, отвлекают от главного.
16. Во избежание недоразумений, при необходимости давай распоряжение в письменном виде.
17. Будь всегда точен и пунктуален, всегда имей опрятный вид — с тебя берут пример, подражают подчинённые. Лучший метод воспитания — личный пример.
18. Лучший принцип работы — «Сказано — сделано».
19. Помни, что твоё плохое настроение может передаваться другим и отрицательно скажется на работе.
20. Хамство должно быть наказуемо с максимальной строгостью.
21. Искусство руководителя состоит не в том, чтобы отдавать распоряжения и приказания, а в том, чтобы помогать подчинённым развивать свою инициативу.
22. Руководить — это значит заранее предвидеть.
23. Никогда не осуждай предшественника — можешь оказаться в его положении.
24. Не торопись с окончательным решением, если оно не требует крайней срочности (напиши распоряжение, приказ, РДО (радиограмму), покажи СТПК, СТМ, отложи до утра, утром проверь написанное).
25. Помни пословицу — «Нельзя быть таким сладким, чтобы тебя проглотили, но нельзя быть таким горьким, чтобы тебя выплюнули» (Китай).
26. Старайся запомнить имена подчинённых (и семьи), знать их заботы, дни рождения. При случае — спроси, поздравь.
27. В спорных ситуациях поставь себя на место подчинённого, представь твою возможную реакцию, поведение.
28. Помни — Улыбайся, и мир будет улыбаться тебе. (Д. Карнеги)
29. Помни: злость, раздражение — плохой советчик, не принимай решение сразу.
30. Помни: если не выметать сор из избы, в избе будет вонять.
31. Помни: если не можешь управлять собой — не сможешь руководить другими.

Памятка эта была у меня на письменном столе под стеклом, и я был очень рад, что капитаны, подменявшие меня на «Чебоксарах», копировали ее для себя. 
Перейдя на береговую работу, я оставался с морем и также старался следовать этим правилам.
     В одном из интервью, легендарный капитан Иван Александрович Ман
  «Я никогда никому не завидовал, ставил перед собой свои цели и старался идти к ним своим путём. По-моему, в этом и есть наибольшее счастье - оставаться самим собой».
С детства у меня была цель, и я шёл к этой цели своим путём. И это был мой путь.

"Пишем, что наблюдаем, а чего не наблюдаем, того не пишем».".
Этому старому штурманскому правилу я всегда следовал в своей книге "Мой путь"


 Мой путь:
ЮНГА
МАТРОС
ШТУРМАН
КАПИТАН

Мой путь Глава 1 Детство
http://proza.ru/2019/06/07/1172     
Мой путь Глава 2 Школа юнг, матрос     
Мой путь Глава 3 Мореходка, УПС Товарищ     
Мой путь Глава 4 Штурман
Мой пкть Глава 4 ч.2 Старпом     
Мой путь Глава 5 Капитан     
Мой путь Глава 6 Гибель Нефтегорска     
Мой путь Глава 7 Опять штурман, Япония     
Мой путь Глава 8.1 Пожар в Туапсе. танкер Лиски
Мой путь Глава 8.2 Дом.   
Мой путь Глава 9. Снова капитан.   
Мой путь Глава 10 Индийский океан. Военные моряки
Мой путь Глава 11 Кубинский каботаж.     
Мой путь Глава 12 Северный морской путь     
Мой путь Глава 13 Китобои, рыбаки, Исландия     
Мой путь Глава 14 Танкер Дружба. Снова старпом.     
Мой путь Глава 15 Одесская мореходная школа- ОМШ     
Мой путь Глава 16 ЧМП, ГСК УКРШИП, ГДМРТУ     
Мой путь Глава 17 ОНМА     
Мой путь Глава 18 Встречи, люди
Мой путь Глава 18-1 Встречи, люди. Израиль
Мой путь Глава 18-2 Встречи, люди. Грузия
Мой путь Глава 19 Эпилог     
Мой путь Глава 20 CV-Резюме

См.http://proza.ru/2022/04/15/1649