Ползун ясный

Валерий Павлович Гаврилов
      Занесло меня, ненароком, в пору студенческой молодости  к озеру под названием Долгое, что недалече от Опочки.  То самое Долгое, близ которого недавно Марина Яковлева, неутомимый путешественник по родным краям  обнаружила цветок из  Красной книги Псковской области.  Солнцецвет яйцевидный называется. Он не просто из Книги, а вид, признанный исчезнувшим в псковском крае. 

     Однако, продолжим мою историю.  День был солнечный, и к обеду стало хорошо припекать.
       Слепней,  беспринципных летучих шакалов, почему-то не было. Я остановился и стянул футболку, оставшись в коротких шортах и замечательных китайских кроссовках. Их недавно купил. Очередь терпеливо отстоял. По весне в “Ракете” “выбросили”. Был тогда в Пскове такой магазин спорттоваров. Там все для советского спортивного человека продавалось. Ну, или почти все. Во всяком случае, добротные  “вибрамы” (горные ботинки) и надежный ледоруб, я там свободно в свое время купил.
        Рюкзак станковый, правда, тогда не достался.
А кроссовки очень хорошие оказались. В советское время, если что-то китайское случалось в продаже – оно было отличного качества. Правда, мало чего тогда китайского было. Нижнее теплое мужское белье (ночной комплект), да термосы. Ну, вот, еще кроссовки прибавились.

       Денек выдался великолепный. Как говорится - ни пылинки, ни ветринки!  Сосны стояли  молчаливые – наверное, дремали. Сиеста! Слепни, кусачие заразы, наверное, тоже закимарили.
       Ведя велосипед рядом, я неспешно подошел к озеру. Красиво! В ровной глади воды отражалось  небо  с редкими  пучками  миниатюрных облачков. Все разомлело от жары и дремлет. Тихая лесная сиеста.  Меня и самого в сон потянуло.
       Прислонив велик к дереву, я двинулся по тропинке, идущей прямо по краю берега. Шел медленно, любуюсь озером. Вдруг как будто что-то легонько тюкнуло меня, заставив  оторваться от созерцания и взглянуть под ноги, на тропинку. В тот же момент по телу прокатилась холодная волна и нога, занесенная для следующего шага, застыла в воздухе. В жаркий день стало холодно.

     Прямо передо мною  на тропинке, свернувшись, лежала приличных размеров гадюка. Рептилия видно очень крепко дремала, если не почувствовала моего приближения. Обычно змеи предупреждают о своем присутствии громким шипением. Если находятся на открытом пространстве и чувствуют угрозу.
   
      Я осторожно, чтобы не потревожить соню, отступил назад.
Было холодно, стало снова очень жарко. Медленно приходило осознание того, что только что стороной прошли очень большие неприятности. Китайские кроссовки не спасли бы. В распоряжении рассерженной твари оказались бы мои совершенно голые ноги. Я поблагодарил всех, кого только мог – Господа Бога, Ангела-Хранителя, Предков далеких и близких за пинок из тонкой вселенной.  Помогли избежать беды. Партию и правительство не поблагодарил – не вспомнил почему-то.

       - ПОЛЗУН ЯСНЫЙ! – пришло на ум  самое грозное ругательство бабушки.

       - Бабуля, а  кто такой “Ползун Ясный”? –  спросил я как-то раз.

       -  Это гадюк, змяя, гад лясной!– ответила бабушка.

       -  Так в нас в дяревне старики бранилися! Гадюков тада  пуще волков страшились! В лес-то все босиком хаживали! - добавила она. Бабушка была родом из деревни Секачи.

      И такой вот ясный ползун лежал сейчас прямо передо мной. Не полз, но ясным светом отблескивал на солнце. Потому, наверное, и ясный! Почти черного цвета, с ярким волнистым узором.  Я уже пришел в себя и теперь, подойдя ближе, принялся восторженно рассматривать гадюку. Опасная, но красивая до совершенства тварь! Вот она лежит, как сжатая спиральная пружина, готовая в любой момент распрямиться и совершить стремительный прыжок.

      Выплыла из арсеналов памяти деревенская история. Отец был родом из поселка Глубокое – края озерного и лесного.  Местные жители ходили в лес по ягоды-грибы  и часто натыкались на таких вот красоток. Бывало,   больших  размеров. Тогда считалось, если  встретился с гадом – или уйди, если боишься, или застегай.  Именно так это называлось. Змей  водилось несметное множество.  Много людей страдало от них. Вот и старались по возможности сократить популяцию. А если кому “посчастливилось” оказаться в лесу в период змеиных свадеб – на Воздвижение, возвращался домой с массой жутких эмоций!  И хотя в этот день  змеям не до людей, впечатление  шевелящиеся клубки гадов производят такое, что и поседеть не мудрено.

      В общем, один малец деревенский решил, что он смел, силен и решителен. Наткнувшись в лесу на шипящего гада, выбрал подходящий прут, палку,  и начал действовать. Как учили старики. Удачно прижав гадюку палкой к земле, он стал по всем дедовским правилам стегать рептилию по голове. Все бы хорошо, только вот палка подломилась. Толи палка слабая была, толи экземпляр ползуна сильный попался.
      Гад мгновенно обвился вокруг прута, который уже поднимался для следующего замаха. В мгновение ока зубы змеи оказалась у головы человека, а гибкое сильное туловище стальным канатом обвилось вокруг шеи и руки. Каким-то чудом парень успел схватить тварь чуть ниже головы.
 
       Не ужалила!

      Но что дальше делать?  Так и пришел человек в деревню со змеей вокруг тела. Мужики подбежали и общими усилиями, осторожно, с применением подходящего инструмента,  освободили змеиного пленника. Вот ведь как бывает!
       У меня, конечно и в мыслях не было повторять тот подвиг. Да и зачем же обижать животину, которая не успела меня обидеть?  Но что делать? Мне ведь хотелось пройти дальше по тропинке! А всю ее ширину змеюка заняла. Лезть в обход по кустам не хотелось – может там медведь?!

      А перешагивать через спящего ползуна!?  Увольте!  Тут мне в голову пришла мысль. Конечно дурная.  Молодой был. Глупый. Лучше бы махнул рукой да пошел  в другую сторону. Ведь так просто шлялся по лесу. Без дела!  Но как же! Принцип важнее! Я же, блин, царь природы. А эта разлеглась тут!

      Я взял крепкую длинную палку. Она, как рояль в кустах, оказалась здесь же, рядом с тропинкой. Помня о деревенской  истории, тщательно проверил прочность палки.   Тихонько подошел поближе, но не слишком, метра на полтора, и стал медленно подводить палку к змее. Удивительно, но гадюка никак  не реагировала. Я уж грешным делом подумал – а жива ли? Но мертвые змеи выглядят совсем по-другому.
     Когда от конца палки до тела змеи осталось сантиметра три, не больше, я быстрым и коротким движением  столкнул спящую красавицу в воду озера. Тропинка прямо у берега была.
     Змея, наверное, была застигнута, врасплох, как это бывает, когда на спящего человека опрокидывают ведерко холодной воды. Боже, но как красиво и грациозно она заскользила по воде!  Я впервые воочию видел, как плавает гадюка!  Да еще не успевшая понять, что произошло! Черная гибкая молния! Она зачем-то пошла в направлении центра озера. Не разобралась еще в ситуации. Или наоборот, сразу сообразила – от дурака подальше надо! 
     Потом пришла мысль – все-таки опасный был эксперимент. Гадюка не плюхнулась в воду сброшенным клубком. Она успела распрямить упругое тело и воды коснулась уже этаким быстроходным глиссером. А если бы она распрямилась не в сторону озера, а ближе ко мне. А ноги мои голые были!

    Не прав я был, конечно! Эксперимент не повторять! Было выполнено дураком – профессионалом! Но все хорошо, что хорошо кончается.  И поумнел я после.

      Мне пока везет с ползунами  – не был укушен ни разу. Надежные резиновые сапоги с высоким голенищем – и проблемы нет. Кстати, именно по причине отсутствия нужной  обуви  в старые времена страдали в деревнях люди. В лес ходили, чаще всего босиком!
      Ну, или в лаптях! Позже сапоги появились, но ведь тяжело в них! А босичком – прелесть. А тут – ползают всякие, кусаются!
      Но самое плохое то, когда гады прямо по деревне ползали. Дитенок бегает, резвится, а тут змеюка! Случалось, несмышленыши руками красивую змейку хватали. Так что  была причина недолюбливать этих тварей божьих. Хотя их вины здесь нет.
    
       Был случай со мной, когда сапоги могли и не помочь. Произошло это на болоте. Клюквы зашел поесть! Издалека увидел кочку, увешанную крупными спелыми ягодами. Подошел, и уже потянул руку. Не ушами – серединой мозга услышал резкое и злобное:
- Ш-ш-ш-ш-ш!!!!

Мгновенно включились глаза! На кочке, слившись с серым мхом, свернулась готовая к броску змея. Моя рука с точностью до миллиметра двигалась к змеиной пасти! Голова гадюки была высоко поднята и все решали мгновения. Я отдернул руку. Змея продолжала неистово шипеть, а ее голова точно отслеживала мои перемещения.
       Суть басни такова – сначала палочкой проверь , а потом уж руку тяни. Глаза не всегда увидят. Маскировка бывает хорошая!

     Я тогда уже был  взрослее и умнее. Оставил в покое ягоды, которые сторожил Ползун Ясный.  Может он их берег для кого-то?

                5 июня 2019 г. записано.
                А было где-то в середине 80-х.