Творческий тупик

Валерий Волченко
Возможно, Вам приходилось попадать в творческий тупик, когда время уходит день за днём, Вы не можете написать ни строчки, хотя до этого писалось легко и просто. В литературе по писательскому ремеслу можно встретить разные советы для выхода из творческого тупика. Одни советуют отдохнуть, другие "ни дня без строчки", писать что угодно, даже сплошную галиматью, пока не придёт вдохновение. Кто-то предложил в шутку, а некоторые восприняли всерьёз: сидеть и смотреть на чистый лист (дисплей, экран монитора)... пока не выступят капли крови на лбу. Так Вы можете и не дождаться своего вдохновения.

Предлагаю разобраться в причинах тупика (ступора), некоторые из них просты и легко преодолимы. Работа над историей может сопровождаться, принимаемыми за творческий кризис:

- Банальная лень: не хочется рано вставать, не хочется сесть за компьютер или взять в руки планшет. А если взял, то понесло чёрт знает куда по интернету, ведь там столько соблазнов.
Лечится это простым усилием воли. Не получается, значит кнут и пряник: придумайте себе задание, поощрение и наказание, в зависимости от выполнения задания.

- "Перетренировка", явление противоположное лени. Если сравнить писательский труд со спортом, - автор бегун на длинные дистанции, стайер. От замысла до окончания романа проходят месяцы и, даже годы. Писатель должен обладать огромным упорством, дьявольским терпением, он работает над историей очень много, трудится "аки пчела", на износ. Это может вызвать явление, которое у спортсменов именуется "перетренировкой", а у писателей - творческим тупиком, кризисом, ступором.
Появляется апатия, нежелание, страх, депрессия, даже ненависть к работе.
Лечится сменой обстановки, вида деятельности, отдыхом.
Подобные тупики я называю детской болезнью.

Настоящий же творческий кризис заключается в следующем:
Писалось потому, что Вам было что сказать, теперь Вы иссякли. Не талант кончился, кончилось его горючее (подпитка): знания о событиях и фактах, о которых Вы хотите поведать читателям в соответствии с Вашими темой, замыслом, идеей.

Начинающие писатели, как правило, переоценивают значение своего личного опыта и пишут, полагаясь исключительно на него. Использование личного жизненного опыта необходимо. Он уникален и без него автору не достигнуть уникальности. Но пережитого личного опыта недостаточно. Если опираться только на него, можно упереться в творческий тупик. Поэтому, пережитый личный опыт следует дополнять изучением чужого опыта.

Знания полученные, благодаря постижению из разных источников чужого опыта, равнозначны пережитому лично и, даже, значительнее его. Если Вы действительно в тупике, изучайте, исследуйте всё, что найдёте по вашим замыслу, теме и идее. Держите путь в интернет, в библиотеку, в кинотеатр. Читайте, смотрите фильмы, беседуйте со знающими людьми, с очевидцами и участниками событий. Когда напитаетесь необходимыми знаниями, вдохновение придёт, и Вы начнёте писать легко, сцену за сценой, главу за главой.

Творческих Вам успехов!