История жизни монстеры

Надежда Диас
(политическое повествование)
Это было несколько веков назад. Путешественники двигались по амазонской сельве. Гигантская стена деревьев возвышалась перед нами, окружала их со всех сторон.
Был полдень, но в бразильском лесу как всегда царил полумрак, стволы деревьев с огромными кронами лишили солнца всё живое.
Люди медленно пробирались сквозь чащу. Они были очень осторожны. И было от чего! Сельва таила в себе столько опасностей! Где-то вдалеке раздался истошный крик – это, наверно, удав задушил обезьяну. Стало ещё страшнее. И вдруг один из путешественников увидел чудовище с раскрытой пастью. «Ой», - крикнул он  и попятился назад. «Что такое?» - всполошились остальные. «Там чудовище», - ответил кричавший. «Где, где?» - зашептали остальные. «Да вон там, - ответил испуганный путешественник. Его друзья взглянули в сторону и тоже увидели чудовище. На несколько минут все замерли, но и чудовище не двигалось. Тогда один из путешественников рискнул и двинулся вперёд. Через некоторое время все услышали его радостный возглас: «Это растение, не бойтесь, это растение». И действительно, взору людей предстало растение с большими-большими рассечёнными листьями, похожими на раскрытую пасть.
«Ах, ты какое чудовище!» - с восхищением сказал один. «Да уж, настоящий монстр!» - ответил другой.
Так это было, или не совсем так, но европейцы назвали растение монстерой, и привезли его в Европу. И чудовище стало комнатным домашним растением. И очень экзотическим подарком.
И вот однажды , где-то в начале девяностых годов ХХ века в одном из спальных районов Москвы у хозяйки квартиры был день рождения. Ей исполнялось тридцать лет. И один из гостей подарил ей монстеру. Хозяйка не была любителем-цветоводом. Но кого не восхитит это растение! Пожалуй, только истинный сухарь останется к нему равнодушен. Хозяйка поставила его у окна. А маленькая дочка весь вечер не отходила от растения, таким удивительным оно ей казалось.
Закончился день рождения. И потекли дни счастливые и не очень. Время настало тревожное. Хозяйка видела горящий Дом Советов, разъярённых омоновцев, смотрела в их жестокие злые глаза.
Но в самом доме, в доме всё было спокойно. Хозяйка ходила на любимую работу (она была инженером), а её любимая дочка – в школу.
Вечером мать с дочкой, обнявшись, сидели перед телевизором, а по воскресеньям ходили гулять на пруд. Монстера же росла себе и росла. Изредка её поливали, по особому никак за ней не ухаживая. Тем не менее выглядела она хорошо, впрочем, как и другие растения в доме.
«Поразительно, - говорила часто хозяйка своим подругам-, я совсем не ухаживаю за цветами, только поливаю иногда, а они вырастают такие большие, такие красивые!»
Однажды в ответ на такие слова она услышала: «Я где-то читала, что если в доме дружелюбная атмосфера, никто не ругается, всё тихо и мирно, то и растения чувствуют себя хорошо». «Может быть, ведь у нас всё тихои мирно», - сказала хозяйка.
Вечером она полила монстеру, нежно провела рукой по её листу, и подумала: «Как хорошо, когда в доме мир». На кроватке, свернувшись калачиком, и положив ладошку под голову, спала её маленькая дочка.
Когда это началось?
Когда хозяйка со счастливыми глазами перестала сидеть до полуночи за чертежами? Да, уж пожалуй, лет 5-6 будет.
Когда приходили в дом друзья, хозяйка жаловалась, что самолётов больше не строит. Ждёт только, может перемениться что-то к лучшему. Потом перестали платить зарплату, и она стала учить детишек математике и черчению. Потом у детишек не стало денег ей платить и домашние уроки кончились. Да тут и дочь подросла…
Однажды хозяйкины грустные газа просветлели и она сказала дочери: «Какие замечательные самолёты я строила раньше!».А дочь вдруг со злостью ей ответила: «Я по горло сыта твоими достижениями, мне надоело быть нищей. Ты что не можешь найти себе другую работу? Такую, где платят».
Хозяйка ответила: «Но я этому училась, я столько лет это делала, и я хорошо это умею. Да и потом я с детства мечтала быть инженером».
«А Ирина мама работает на рынке, хотя тоже раньше была инженером», - ответила дочка, та, которая. когда-то  была маленькой и обнимала маму, сидя у телевизора.
«Но там работа без выходных, и без отпуска, а у меня, ты знаешь, ты же знаешь, у меня плохое здоровье», - ответила девочкина мама.
«Тогда иди и займись бизнесом!» - прокричала дочка. (Монстера при этом аж вся съёжилась. Она не была приучена к крикам).
Хозяйка вытерла набежавшую слезу и ответила: «Я не умею обманывать, я не авантюристка, если я займусь бизнесом, то скоро мы останемся совсем без гроша ». В ответ на это девочка, уже девушка, хлопнула дверью и ушла.
И с тех пор так пошло изо дня в день. Мирная квартира превратилась в военный полигон. Часто монстера ощущала, как вместе с водой из кувшина ей в кадку падают и солёные слёзы хозяйки.
Однажды хозяйка напечатала объявление о том, что ищет работу. Она долго ждала звонка с предложением. И наконец он раздался. Кадка с монстерой стояла рядом с телефоном, и монстера слышала весь разговор. Слышала она, как хозяйка спросила: «Какую работу Вы мне предлагаете?» .
И как тот самодовольный нахал на другом конце провода ответил: «Я предлагаю Вам стать моей любовницей, а уж платить Вам я буду очень хорошо. Сами убедитесь».
Хозяйка ответила: «Нет, спасибо, это мне не подходит». Она ведь была гордой, и была воспитана при Советской власти, когда из женщин рабынь не готовили.
Повесив трубку, хозяйка разрыдалась, потом подошла к окну, посмотрела на монстеру и подумала: «И это- монстр, чудовище? Какое же это чудовище?  Это милое прекрасное растение. Оно здесь со мной уже много лет. И от него одни радости. И я даже не заметила, как с улиц, с проспектов с неоновыми огнями и иностранными надписями в мой дом прокралось другое настоящее чудовище.
И это чудовище – капитализм. Этот монстр пожирает всё на своём пути, уничтожает все лучшие чувства, разрушает семьи, оставляет за собой горы разбитых жизней, судеб, мечтаний. Для этого чудовища не существует «человек», как понятие. Оно, это чудовище, признаёт только послушных роботов. А людей оно давит, давит и давит. При капитализме всем плохо. Даже буржуи и те боятся, что другие буржуи их пристрелят. Плохо даже животным и птицам. Часто ли теперь увидишь малышей, кидающих хлебушек птичкам? Плохо и растениям. Не до них людям. Даже полить нету сил».
Но в тот день хозяйка всё же полила монстеру.
А на следующий день женщина-инженер пошла на рынок и устроилась в лавку к одному полуграмотному грузину  - продавать джинсы. Она работала каждый день. Всё было скучно и нудно. Она очень уставала, её постоянно мучила мысль о том, что она не приносит реальной пользы.
А монстера вдруг стала увядать. В доме уже никто не кричал, и растению вроде бы нечего было бояться. Но монстера всё вяла и вяла. Она словно понимала, что в доме больше нет счастья. А потом настал день, когда и сама хозяйка перестала её поливать.
Она приходила с работы, уставшая и измученная, часто продрогшая до самой маленькой косточки, входила в комнату и поднимала глаза на некогда прекрасное растение, и ей уже было всё равно. Всё всё равно.
       1999-2000