О четвёртом начале термодинамики и жизни

Сергей Горский Москва
                В начале было Слово…   <…>
             В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.

                Евангелие от Иоанна



Часть I. СССР

В Советском Союзе поборником идеи четвёртого начала термодинамики, противодействующего второму её началу, был выдающийся учёный-астроном, профессор Пулковской обсерватории Николай Александрович Козырев (1908-1983). Если второе начало термодинамики говорит о неизбежности нарастания хаоса, беспорядка, энтропии, дезорганизации и в конечном итоге смерти любых высокоорганизованных структур, то четвёртое начало термодинамики – его полная противоположность.

Как писал А.Н.Дадаев в биографическом очерке, посвящённом Николаю Александровичу  Козыреву:

«“Теория времени” Козырева замечательна. Она затрагивает сложные философские вопросы и фактически по-новому, вполне конкретно, ставит проблему «четвёртого начала» термодинамики — организующего, противодействующего второму началу —  также повсеместно и постоянно проявляющегося» [1].

Сам профессор Козырев в своей причинной механике пояснял эту мысль следующим образом:

«Механика Ньютона-Эйнштейна и атомная механика приводят к первому и второму началам термодинамики. Поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возможны только процессы, при которых происходит возрастание энтропий, ведущее к тепловой смерти. Реальный же Мир, благодаря конечности хода времени с2, имеет своеобразные свойства. Этот Мир может бороться со смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [2]. 

Жизненное начало Вселенной, по мнению профессора Козырева, связано с физическим временем, имеющим активные свойства:

«Таким образом, время благодаря своим физическим свойствам может вносить в Мир жизненное начало, препятствовать наступлению его тепловой смерти и обеспечивать существующую в нём гармонию жизни и смерти» [3].
 
В советской публицистике это физическое время было названо «Временем с большой буквы» [4], в отличие от времени с маленькой буквы как пассивного измерителя длительности процессов и событий.  Это Время можно назвать потоком «жизненной силы Вселенной»: 

«Скорее всего, это слабые признаки, позволяющие подозревать существование могучего потока возможностей ещё не открытых свойств Природы. Это поток творческих возможностей — жизненной силы Вселенной. Он должен существовать, чтобы обеспечивать гармонию Мира, в котором есть смерть и разрушение, но должны быть и жизнь, и созидание. Этого-то жизненного начала и нет в наших научных знаниях» [5].
 

Часть II. США

В настоящее время поборником идеи четвёртого начала термодинамики является американский  биолог, профессор Института сложности в Санта-Фе, Нью-Мексико, США, автор 350 статей и 6 книг Стюарт Кауффман.

Вот что он пишет о четвёртом начале термодинамики в сборнике «Во что мы верим, но не можем доказать»:

«Существует ли где-то в космосе четвёртый закон термодинамики или нечто подобное, связанное с самоорганизованными неравновесными системами, такими как биосфера? Мне хочется думать, что такой закон существует.

Давайте посчитаем: количество возможных белков, состоящих из цепочки в 200 аминокислот, составляет 20 в 200-й степени, то есть 10^260. В известной нам Вселенной элементарных частиц насчитывается около 10^80. Предположим, что на уровне микросекунд Вселенная занята исключительно производством белков, состоящих из 200 аминокислот. Оказывается, что понадобилось бы огромное количество повторений истории Вселенной, чтобы создать все возможные белки, состоящие из цепочки такой длины».

В оригинале: "Is there a fourth law of thermodynamics, or some cousin of it, concerning self-constructing nonequilibrium systems, such as biospheres, anywhere in the cosmos? I like to think there may be such a law.

Consider this: The number of possible proteins 200 amino acids long is 20 raised to the 200th power, or about 10^260. The number of particles in the known universe is about 10^80. Suppose that on a microsecond time scale the universe were doing nothing but producing proteins 200 amino acids long. It turns out that it would take vastly many repeats of the history of the universe to create all the possible proteins of that length."

************************

Примечание: в русском переводе книги, доступном в Сети,  искажён смысл. Написано  буквально следующее:

«Давайте посчитаем: количество возможных протеинов, из которых состоят все 200 аминокислот, составляет 20200, то есть 10260. В известной нам Вселенной элементарных частиц около 1080. Предположим, что на уровне микросекунд Вселенная занята исключительно производством протеинов для 200 аминокислот. Оказывается, что понадобилось бы огромное количество повторений истории Вселенной, чтобы создать все возможные протеины».

Это грубейшая ошибка переводчика! Искажение смысла!

АМИНОКИСЛОТЫ НЕ СОСТОЯТ ИЗ ПРОТЕИНОВ! НАОБОРОТ, БЕЛКИ (ПРОТЕИНЫ) СОСТОЯТ ИЗ 20 ОСНОВНЫХ АМИНОКИСЛОТ!!!

************************

Вот что пишет об идеях Кауффмана известный американский журналист и прозаик Джон Хорган:

               СТРАСТЬ КАУФФМАНА К ПОРЯДКУ

«Возможно, самым амбициозным и радикальным современным ученым, бросившим вызов Дарвину, является Стюарт Кауффман  (Stuart Kauffman), биохимик из Института Сайта-Фе, центра ультрасверхсовременной области сложности (см. главу 8). В шестидесятые годы, когда Кауффман еще учился в аспирантуре, он начал подозревать, что теория эволюции Дарвина имеет серьезные недостатки: она не может объяснить кажущуюся удивительной способность жизни появляться, а затем увековечивать себя такими поразительными способами. В конце концов, второй закон термодинамики утверждает, что все во Вселенной неумолимо движется к «тепловой смерти» или вселенскому успокоению.

Кауффман протестировал эти идеи, имитируя на компьютере взаимодействие различных абстрактных реагентов — предположительно, химических и биологических веществ. Он пришел к нескольким выводам. Во-первых, когда система простых химикатов достигает определенного уровня сложности, она подвергается радикальному изменению, сходному с той фазой изменения, которая происходит, когда вода замерзает. Молекулы начинают самопроизвольно соединяться, чтобы создать большие молекулы увеличивающейся сложности и каталитической способности. Кауффман доказывал, что именно этот процесс самоорганизации, или автокатализ, а не случайное формирование молекулы со способностью копировать себя и развиваться привел к жизни.

Другая гипотеза Кауффмана была гораздо более радикальной, ибо она бросила вызов, возможно, центральному принципу биологии — естественному отбору. В соответствии с Кауффманом, комплексные множества взаимодействующих генов, подверженных случайным мутациям, не развиваются случайно. Наоборот, они имеют тенденцию соединяться в относительно малом разнообразии комбинаций, или аттракторов, если использовать термин, столь любимый теоретиками хаоса. В своей книге «Происхождение порядка: самоорганизация и отбор в эволюции» (The Origins of Order: Self-Organization and Selection in Evolution, 1993) объемом 709 страниц Кауффман утверждает, что этот принцип порядка, который он сам иногда называет антихаосом, мог сыграть бо'льшую роль, чем естественный отбор, в направлении эволюции жизни, в особенности когда жизнь становилась более сложной» [6].


Часть III. Россия, Проза.ру

Скромный прозаик из Москвы считает, что вместо «четвёртого начала термодинамики» более корректно говорить об ином, животворящем начале Мироздания, которое «обладает абсолютной, бесконечной отрицательной энтропией или,  что  то  же  самое, — бесконечным количеством информации» [7].

По-видимому, это противоположное смерти начало существует в иномире, в иной, негэнтропийной реальности. Время – Творец  и Вседержитель Мира – создаёт в самом начале начал некий иномир, который в мифе и религии именуется животворящим «небом». Это обитель бессмертных «ангелов» и «духов» в противоположность смертоносной, энтропийной «земле», людской обители, где все живые существа неизбежно обречены на смерть.

Вспомним Бытие – «В начале сотворил Бог небо и землю» – и Евангелие от Иоанна:               

                В начале было Слово… <…>
                В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Если на смертоносной «земле» неизбежно нарастание хаоса, энтропии, «омертвения» энергии в силу действия второго начала термодинамики, то на животворящих «небесах» идут диаметрально противоположные процессы. Они приводят к нарастанию негэнтропии, к созиданию потока некой трансцендентной организации как внутренней сущности Вечной Жизни. В этом случае животворящее, организующее, негэнтропийное начало, исполненное бесконечного количества информации, порождает в потоке физического времени Вечную Жизнь просто в силу своей природы, неведомой современной науке.

Взаимодействие между собой двух диаметрально противоположных миров – духовного и материального, животворящего и смертоносного – и приводит к зарождению и эволюции жизни на «земле», в «земной» части единой Системы, единого Космоса, и на планете Земля  внутри  «земной» подсистемы единого Целого.

Очень наглядно это видно в китайском символе Инь и Ян, где  вечные единство и борьба противоположностей графически символизируются белым и чёрным полукругами единой Монады, в каждом из которых таится точка противоположного цвета. Это значит, что в «земном» мире неизбежной смерти возникает чудо жизни благодаря «небесному» контакту с иномиром, пышущему нетленной и нематериальной Вечной Жизнью.  А сам этот «небесный» иномир подвержен «грехопадению» с «небес» на «землю». Неисчерпаемый, вечный  и бесконечный переход одного в другое составляет суть Канона перемен (И цзин).

В христианстве же «жизненная сила Вселенной» Козырева или «антихаос» Кауффмана  именуется знакомым метафизическим названием – «Святой Дух», или «Дух животворящий»:

          «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа,
           Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1-е Кор. 6:19).

Либо –  «вода жизни», которой напоит званых и избранных Спаситель, воскресив их в таинстве «Священного брака» к «вечной жизни» в «царстве небесном».

           «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром»   (Откровение  22:17).   

Приходите! Берите!


Примечания:

1. Н.А. Козырев Избранные труды, Л., 1991, стр. 37
2. Н.А. Козырев «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении»
3. Н.А. Козырев «О воздействии времени на вещество»
4. Мариэтта Шагинян «Время с большой буквы», 1959
5. Н.А. Козырев «Человек и Природа»
6. Джон Хорган «Конец науки: Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки»
7.  Александр Мень КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, приложение № 7 к первому тому семитомника «ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ»