Логические рассуждения

Валентина Телухова
- Я буду отличницей, - говорит моя младшая внучка, которая перешла уже в четвертый класс.

А про себя я думаю, что намерения прекрасные, и цели великие у моей Даши, но путь к ним - долгий и тернистый. Не наделила природа девочку прекрасной памятью и логическим мышлением. Но упорства и желания достичь высоких результатов у неё хоть отбавляй.

Я первый раз в жизни сталкиваюсь с абсолютно нестандартным мышлением, которое досталось ей в наследство от моей мамы. Особенно ярко оно проявляется при решении задач. Я сама виновата в том, что она не вникает в смысл задачи. Когда мы решали задачу в первом классе про то, как вода пролилась из бака, и из 47 литров осталось 40 и нужно было узнать, сколько литров пролилось, она сказала, что такую задачу решать не нужно, а просто взять чистую тряпочку и промокнуть пролитую воду, а потом отжать в тазик или ведро. И все. И я долго говорила ей, что нужно ответить на вопрос задачи, а не придумывать сказки. И все. Теперь она перешла в четвертый, а задачи решать так и не научилась. Поскольку действий в математике всего четыре, то Даша решает задачи с помощью старшего брата.

- Умножить?

- Нет.

- Тогда разделить?

- Нет.

- Тогда отнять?

- Нет.

- Тогда ничего не остается другого, как все сложить.

На контрольных по математике погадать не с кем. Поэтому чаще всего Даша задачи решает неправильно. Это беспокоит её учительницу. Свое беспокойство она выразила родителям. Родители приговорили свою любимую доченьку к ежедневным занятиям с бабушкой. А бабушка, как вы уже догадались, это я.  На все случаи неполадок в обучении. Палочка-выручалочка.

Выбрала я задачи в интернете, расписала на страницах условия. Теперь мы решаем в день по одной задачке.

Она безропотно приходит в положенное время. Потом долго перебирает листочки и сама выбирает задачу.

- Сегодня будем решать задачу про папу! - торжественно говорит она.
Даша - папина дочка. Она его любит очень сильно. Только папе работы в большом городе не нашлось. Он работает вахтовым методом на приисках золотых. Месяц отец живет на приисках, а месяц - дома. Когда он дома, то Даша хвостиком ходит за ним повсюду и подает гвозди и молоток, если отец плотничает, ключи по номерам, если отец чинит машину, рыхлит землю на грядках маленькой мотыгой, если отец работает в огороде, поливает растения из пластиковой детской лейки, если нужно это делать. Только быть рядом и знать, что папа - вот он. А когда он уезжает на вахту, ребенок сильно скучает и считает дни до его возвращения. Радостно объявляет всем, что до приезда отца осталось три дня. А в день приезда встает ни свет, ни заря и сидит на крыльце сонная, поджидая, когда же стукнет калитка, и по тропинке к дому пойдет папа. Подхватит её подрастающую на руки, подбросит сильными руками вверх, потом поставит осторожно на ноги.

- Доча, какая ты уже большая стала.

И тогда она сияет и светится.

До возвращения сына еще много времени. Он уехал на работу неделю назад. А вот видно уже, что ребенок соскучился.

- Ну, про папу, так про папу. Читай условие задачи.

- Отцу 36 лет, а сыну - 6.  Во сколько раз отец старше сына? На сколько лет отец старше сына?

Она пытается угадать действия, но я не делаю ни одной подсказки.

- Что же? Будем решать логически. Во сколько раз отец старше сына. Во сколько - значит нужно делить. Интересно, что на что? 6 на 36 делить глупо. Мы еще так мелко не делим. Значит нужно 36 разделить на 6 и получится 6. Ответ. Отец старше сына в шесть раз. Правильно?

- П-п-правильно, - робко говорю я. Если честно, то такое логическое мышление меня вогнало в ступор.

- Теперь, - говорит жизнерадостно Даша, нужно узнать ответ на второй вопрос задачи. Если мы уже делили, то тут нужно складывать или отнимать. Почему-то мне хочется отнимать. Из двух чисел всегда можно найти третье. От шести тридцать шесть не отнимется ровно. Значит я отниму от тридцати шести шесть. Получится тридцать. На тридцать лет отец старше сына. Правильно?

- Правильно, - грустно говорю я.

Даша кладет в папку листочки с правильным решением задачи.

- Благодарю тебя за науку, - говорит она мне вежливо.

- А я тебя за безупречное логическое мышление.

Она ушла, а я смотрела в окно тоскливо. За окном даже дождь мелкий брызнул. Из сострадания. А старая черемуха под окном качнула вершиной со скрипом. Как будто подбадривала меня. Мол, держись, старушка. Мы всякое повидали и везде устояли, устоим и здесь.

Мы продолжаем заниматься математикой. Теперь она сама, Даша, составляет условия задачи по готовому решению. А к логическим размышлениям мы вернемся. Только чуть-чуть попозже.