- Я буду отличницей, - говорит моя младшая внучка, которая перешла уже в четвертый класс.
А про себя я думаю, что намерения прекрасные, и цели великие у моей Даши, но путь к ним - долгий и тернистый. Не наделила природа девочку прекрасной памятью и логическим мышлением. Но упорства и желания достичь высоких результатов у неё хоть отбавляй.
Я первый раз в жизни сталкиваюсь с абсолютно нестандартным мышлением, которое досталось ей в наследство от моей мамы. Особенно ярко оно проявляется при решении задач. Я сама виновата в том, что она не вникает в смысл задачи. Когда мы решали задачу в первом классе про то, как вода пролилась из бака, и из 47 литров осталось 40 и нужно было узнать, сколько литров пролилось, она сказала, что такую задачу решать не нужно, а просто взять чистую тряпочку и промокнуть пролитую воду, а потом отжать в тазик или ведро. И все. И я долго говорила ей, что нужно ответить на вопрос задачи, а не придумывать сказки. И все. Теперь она перешла в четвертый, а задачи решать так и не научилась. Поскольку действий в математике всего четыре, то Даша решает задачи с помощью старшего брата.
- Умножить?
- Нет.
- Тогда разделить?
- Нет.
- Тогда отнять?
- Нет.
- Тогда ничего не остается другого, как все сложить.
На контрольных по математике погадать не с кем. Поэтому чаще всего Даша задачи решает неправильно. Это беспокоит её учительницу. Свое беспокойство она выразила родителям. Родители приговорили свою любимую доченьку к ежедневным занятиям с бабушкой. А бабушка, как вы уже догадались, это я. На все случаи неполадок в обучении. Палочка-выручалочка.
Выбрала я задачи в интернете, расписала на страницах условия. Теперь мы решаем в день по одной задачке.
Она безропотно приходит в положенное время. Потом долго перебирает листочки и сама выбирает задачу.
- Сегодня будем решать задачу про папу! - торжественно говорит она.
Даша - папина дочка. Она его любит очень сильно. Только папе работы в большом городе не нашлось. Он работает вахтовым методом на приисках золотых. Месяц отец живет на приисках, а месяц - дома. Когда он дома, то Даша хвостиком ходит за ним повсюду и подает гвозди и молоток, если отец плотничает, ключи по номерам, если отец чинит машину, рыхлит землю на грядках маленькой мотыгой, если отец работает в огороде, поливает растения из пластиковой детской лейки, если нужно это делать. Только быть рядом и знать, что папа - вот он. А когда он уезжает на вахту, ребенок сильно скучает и считает дни до его возвращения. Радостно объявляет всем, что до приезда отца осталось три дня. А в день приезда встает ни свет, ни заря и сидит на крыльце сонная, поджидая, когда же стукнет калитка, и по тропинке к дому пойдет папа. Подхватит её подрастающую на руки, подбросит сильными руками вверх, потом поставит осторожно на ноги.
- Доча, какая ты уже большая стала.
И тогда она сияет и светится.
До возвращения сына еще много времени. Он уехал на работу неделю назад. А вот видно уже, что ребенок соскучился.
- Ну, про папу, так про папу. Читай условие задачи.
- Отцу 36 лет, а сыну - 6. Во сколько раз отец старше сына? На сколько лет отец старше сына?
Она пытается угадать действия, но я не делаю ни одной подсказки.
- Что же? Будем решать логически. Во сколько раз отец старше сына. Во сколько - значит нужно делить. Интересно, что на что? 6 на 36 делить глупо. Мы еще так мелко не делим. Значит нужно 36 разделить на 6 и получится 6. Ответ. Отец старше сына в шесть раз. Правильно?
- П-п-правильно, - робко говорю я. Если честно, то такое логическое мышление меня вогнало в ступор.
- Теперь, - говорит жизнерадостно Даша, нужно узнать ответ на второй вопрос задачи. Если мы уже делили, то тут нужно складывать или отнимать. Почему-то мне хочется отнимать. Из двух чисел всегда можно найти третье. От шести тридцать шесть не отнимется ровно. Значит я отниму от тридцати шести шесть. Получится тридцать. На тридцать лет отец старше сына. Правильно?
- Правильно, - грустно говорю я.
Даша кладет в папку листочки с правильным решением задачи.
- Благодарю тебя за науку, - говорит она мне вежливо.
- А я тебя за безупречное логическое мышление.
Она ушла, а я смотрела в окно тоскливо. За окном даже дождь мелкий брызнул. Из сострадания. А старая черемуха под окном качнула вершиной со скрипом. Как будто подбадривала меня. Мол, держись, старушка. Мы всякое повидали и везде устояли, устоим и здесь.
Мы продолжаем заниматься математикой. Теперь она сама, Даша, составляет условия задачи по готовому решению. А к логическим размышлениям мы вернемся. Только чуть-чуть попозже.