Правда о душе

Евгений Френкель
Душа нужна для того, чтобы жить сегодня и сейчас. Она каждое мгновение должна давать нам верное представление о реальности. В наш просвещённый век душу изучает психология – наука о душе.

У нас пять органов чувств, которые дают нам тактильные (осязательные), зрительные, слуховые, вкусовые и обонятельные ощущения. Кроме того источником наших ощущений являются наши внутренние органы, дающие нам интероцептивные ощущения, сигнализирующие нам о состоянии внутренних органов, и проприоцептивные ощущения, сигнализирующие нам о положении в пространстве нашего тела и его частей. В связи с этим психологи выделяют каналы восприятия, каждый  из которых начинается рецептором – чувствительной клеткой, воспринимающей раздражитель. Возникший при этом сигнал приходит в мозг. Таким путём происходит презентация (представление) действительности мозгу. О том, что возникает там в результате презентации мы не в состоянии даже догадаться, потому что не ощущаем этого.

Дело в том, что воспринятая нашим мозгом информация немедленно перерабатывается вторично в репрезентативной системе на основе памяти: памяти всеобщего биологического, социального, познавательного и индивидуального (физические и психические обстоятельства) нашего опыта. Происходит репрезентация – повторная презентация или повторное восприятие. Только в результате репрезентации мы получаем образ реальности. При этом может меняться качественная определённость (модальность) сигналов.

Складывающаяся в нашем сознании картина действительности и соответственно наше поведение в ней не есть простое отражение действительности, а результат деятельности мозга, формирующего образ действительности в себе на основании общего биологического, общечеловеческого социального, познавательного и нашего индивидуального жизненного опыта, психологических особенностей и обстоятнльств формирования личности

Вследствие такого репрезентативного способа  восприятия действительности людьми образ действительности и соответственно поведение в ней людей зависят от их внутренних, душевных установок, от эмоциональных (радость, грусть, страх, удивление, отвращение) и от многих различных душевных внутренних состояний, делящихся на две группы.


Первая группа внутренних душевных состояний, проявляется:
 
в трудовой и жизненной активности, в целеустремлённости, в интересе к жизни, в любви, любовности, радости, весёлости, покое, долготерпении, в доброте, доброжелательности, благости, милосердии, уверенности, смирённости, кротости, сдержанности, психологической устойчивости в трудных ситуациях, в самообладании, собранности, сосредоточенности;


Вторая группа внутренних душевных состояний, проявляется:

в лени, апатии, в отсутствии цели и смысла жизни, интереса к жизни, в ненависти, в нелюбовности, в унынии, в дисфории – угрюмом, ворчливо-раздражительном настроении, сопровождающемся повышенным беспокойством в ответ на любой внешний раздражитель, в страхах и тревогах, в раздражительности, в нетерпеливости, в озлобленности, недоброжелательности, в отсутствии милосердия, в подавленности; растерянности; смятении, панике, в фрустрации, то есть дезорганизации сознания и деятельности вследствие препятствий и противодействий, в несмирении, в сварливости, в склонности к спорам и разногласиям, в непримиримости, вероломстве, жадности, скупости, в неспособности владеть собой, в несдержанности, несобранности, невнимательности, несосредоточенности.
   
Бог создал нас (Быт.2;7) вдохновением в нас дыхания жизни от Него, что сделало нас способными жить, водиться и существовать (Деян.17;28) из Бога. Быт.2;7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Дыхание жизни, вдунутое в нас Богом, как дыхание от Бога, было святым и было духом, но оно не было Святым Духом в новозаветном понимании. Иудейские комментаторы называют «дыхание жизни» - нишмат хаим человеческим духом, подобным тому, который охватывает человека при чтении Торы. Этот дух делает нас способными водиться Богом, чтобы мы ходили, жили, существовали Им. Вдунув в нас нишмат хаим Бог сделал нас живыми душами – ленефэш хая. Согласно Священному Писанию, живая человеческая душа, и в этом её существенное отличие от душ животных, - производное от вдунутого в нас Богом дыхания жизни - человеческого духа, и Апостол Иаков дерзновенно изрекает (Иак.2;26): «Тело без духа мертво».

Вследствие этого, согласно Священному Писанию, Божия любовь, Божия мудрость и Божия воля из сердца человека должны активно вмешиваться в происходящее в его мозге формирование его картины действительности и соответственно поведение человека. Флп.2;13: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Деян.17;28: «Мы Им живём и движемся и существуем». Пр.4;23: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Бог из сердца человека должен был сообщать ему в его душу – в его чувства, мысли, волю - Свою любовь, Свою мудрость и Свою Божественную волю. Таким был человек до грехопадения. Грехопадение и дальнейшая история человечества была историей его сердечных состояний. История отдельного человека – это тоже история его сердечных состояний. Память всеобщего биологического, социального, познавательного и индивидуального (физические и психические обстоятельства) нашего опыта оставляют яркие следы и глубокие раны в наших сердцах. В результате наши сердца становятся лукавыми более всего и крайне испорченными (Иер.17;9). Из них (Мтф.15;19) «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Состояние наших сердец играет существенную роль в процессе репрезентативного восприятия нами действительности. Первую группу сердечных состояний Священное Писание определяет как плод духа (Гал.5;22,23), вторую как дела нашей греховной плоти, плод земной, душевной, бесовской мудрости (Иак.3;15).  Для того, чтобы спастись из духовного рабства греху, миру и сатане, нам надлежит вникать в свои состояния и в учение (1Тим.4;16). Поэтому нам чрезвычайно полезно знание истории сердечных состояний.