Гибель Челябинска - гибель России

Лев Ольшанский
На фото: катастрофические последствия возможного прорыва дамбы шламоотстойника близ г. Челябинска. Только это будет отнюдь не вода, а ядовитая жидкая грязь




Челябинск — крупный областной город на Южном Урале, город с населением 1,2 миллиона жителей и с отвратительной экологией.
Спецпредставитель Президента РФ Сергей Иванов заявил, что Челябинск является неблагоприятным для проживания городом из-за загрязнения атмосферы. Член Совета по правам человека при Президенте РФ Иван Засурский заявил, что «в Челябинске вообще нельзя жить».

В экологическом рейтинге общественной организации «Зелёный патруль» Челябинская область в 2016—2019 годах постоянно занимает предпоследнее или последнее место среди регионов России.

В воздухе над Челябинском наблюдается систематическое превышение норм по бензпирену. Периодически фиксируется превышение норм диоксида азота, оксида углерода, формальдегида, фенола, фторида водорода, сероводорода, аммиака и взвешенных веществ.

В черте города расположены несколько озёр и Шершнёвское водохранилище. Последнее служит источником питьевой воды для челябинцев и является, согласно отчёту Росприроднадзора, «очень загрязнённым», а качество исходной воды не соответствует нормам ни в одной взятой пробе. Пробы воды, взятые на всех водоёмах Челябинска, не соответствуют нормативам, а купание на всех водоёмах Челябинска является опасным.

Однако этой информацией сегодня уже никого не удивишь — по всей России одно и то же. У нас ведь в стране как? Есть экология в городе, зато нет работы; есть работа — нет экологии.

Но это — только присказка, сказка будет впереди.

Группа Русская медная компания (РМК), руководителем которой является миллиардер Игорь Алтушкин, гражданин России (и Великобритании), приступила к строительству Томинского горно-металлургического комбината (ГОКа), в состав которого входят карьер по добыче медной руды и обогатительная фабрика для получения медного концентра. ГОК расположен в 10 км к югу от г. Челябинска.

Содержание меди в руде составляет около 0,3%, что является крайне низким показателем. Ввиду бедности руды и близкого расположения Челябинска — города-миллионника — в советское время разработка месторождения считалась нецелесообразной.

Жидкие отходы обогащения (шламы) РМК планирует складировать в хвостохранилище, образованном в результате заполнения огромной площади земли, ограниченной по окружности насыпным валом из глины и земляного грунта (даже без каменной засыпки).

С самого начала этот проект вызвал бурные протесты экологов ввиду своей недоработанности, бросающегося в глаза авантюризма, а также неприкрытым, циничным пренебрежением к здоровью как ныне живущих челябинцев, так и к здоровью многих последующих поколений жителей города и области. Ведь отравление воды и почвы — это навсегда, на века, если не на тысячелетия.

Хвосты, содержащие в себе все мыслимые ядовитые вещества, неминуемо будут просачиваться сквозь почву и отравлять собой и так уже опасную для здоровья воду Шершнёвского водохранилища, отрицательно влиять на загазованную, ядовитую атмосферу города. Более того, насыпной земляной вал не может служить надёжной защитой от прорыва плотины и растекания шламов по огромной территории, включающей в себя и столицу Южного Урала.

Комбинат строится в перспективе на 28 лет работы, после чего рудник будет выработан, а отходы производства продолжат своё чёрное дело по отравлению земли, воздуха и воды.

И ведь цветной металл в России никому не нужен — от двух третей до 97% произведённого в стране металла экспортируется за границу по самым низким, демпинговым ценам! Усиленный выброс меди и прочих цветных металлов на мировой рынок будет способствовать дальнейшему падению цены на цветные металлы.

Казалось бы, самое время придержать месторождение в консервации, выждать, когда цена на медь повысится.
Но нет, власти всех уровней, несмотря на все разумные доводы, дают отмашку на строительство опасного промышленного объекта (сродни Чернобыльской АЭС), и только небольшая группа энтузиастов, входящая в протестную группу "СТОП ГОК", ведёт отважную, хотя и неравную, борьбу с мощнейшей организацией, в которую входят и богатейший в России олигарх, и власти всех уровней, и некоторые СМИ, которые готовы верно служить любому, кто бросит им кость с барского стола.

Менее тысячи протестующих — против гигантского, безжалостного катка...

О подобной ситуации в своём романе "Мёртвый космонавт" написал активный участник челябинского протестного движения, российский писатель Александр Кожейкин: http://www.proza.ru/2018/10/13/463

В романе читатель может более глубоко ознакомиться с экологическими проблемами жителей г. Челябинска, о том, как формировалось протестное движение и какие нечистоплотные методы используют сторонники строительства ГОКа в борьбе с патриотами города и области. Рассказывается также об ужасных, катастрофических последствиях, которые ожидают г. Челябинск и прилегающие к нему территории в случае запуска в работу Томинского ГОКа.

Не только Томинский ГОК является сегодня болячкой на теле России: это и станция Шиес в Архангельской области, близ которой строится масштабный полигон для захоронения твёрдых коммунальных отходов из Москвы и Московской области площадью 5 тыс. га (50 кв.км); это и голубая жемчужина планеты озеро Байкал, которому вследствие бесконтрольной, хищнической вырубки леса грозит неизбежное уничтожение; это и Воронежская область, куда тянутся загребущие руки олигархов, хладнокровно планирующих уничтожение огромных площадей ценнейшего чернозёма ради добычи никеля; и пересыхающая артерия европейской части России река Волга, и многие другие объекты нашей страны.

Но Томинский ГОК - по своему масштабу выделяется, и я считаю, что именно здесь будет решаться судьба России.