Прощание с Хейной

Олег Жиганков
(окончание серии исторических заметок о князе Хейна)

Путь домой

После того, как разъехались братья, пришла пора Хейне прощаться и со своим отцом.
 
- Ты не забыл своего народа, я вижу, я теперь ясно вижу это, - говорил Хольге, обнимая и благословляя своего сына. – Одного тебе не хватает – это твоей земли. Конечно, вся земля перед нами, и я никого не могу удержать. Вот и братья твои – кто куда направились. Но я открою тебе секрет силы Белого царя, сынок. Его сила – она произрастает из родной земли. И где бы ты ни был – помни об этом. Помни, и вернись однажды туда, откуда ушел. Наша земля нам Богом дана. Защищай людей. Но защищай и свою землю.

- Я приду, я вернусь на свою землю, - обещал ему Хейне. – Я сделаю это в очень скором времени. Меня ничто не удерживает тут. Теперь, когда наши братья и сестры получили свободу по всей Империи, я смогу тоже вскоре вернуться домой.

Перед тем, как распрощаться с отцом, Хейне спросил его.

- Отец, а о каком знамении головы говорил ты братьям.

И возрыдал отец, и обнял сына, и ничего не сказал ему.

Когда уехал отец, Хейне стало одиноко и грустно. Он видел теперь, что его гордость, которая и настояла на проведении Совета в Царьграде, будет дорого стоить его скифским братьям. Она была подхвачена ими, и разделила их – ведь гордость всегда разделяет. И произошло это в то самое время, когда почувствовал свою миссию на Западе выполненной, и когда он намерился возвращаться домой. Ему внезапно стали безразличны все его достижения на Западе и на Востоке, вся власть, которую он собрал в своих руках. Теперь, когда Совет братьев закончился и братья разъехались в свои земли, власть ему будет не нужна. И он выпустит ее из рук.

Хейне сдержал свое слово – он распустил большую часть своей армии, и с небольшим конным отрядом покинул Царьград. Он планировал еще раз проехать по южным скифским землям и проверить, как соблюдается свобода славянских братьев. Чтобы быть максимально быстрым и мобильным, Хейне отправился в путь с небольшой дружиной – с самыми верными товарищами, которые воевали с ним плечо к плечу многие годы. Часть своего многочисленного славянского войска он тогда распустил, даровав людям щедрую оплату, которая позволяла им комфортно устроиться в любом месте. Часть войска оставил в Царьграде. И направился в путешествие по Фригии.

Император же не сдержал своего слова. Как только Хейна оказался на достаточно далеком расстоянии от города, усилиями византийских националистов в городе поднимается восстание. Местные жители вместе с воинами императора вырезают воинов Хейны, расквартированных в Царьграде для защиты славянской общины. Досталось и другим славянам – это была настоящая Варфоломеевская ночь, только не против гугенотов, а против славян. Более семи тысяч воинов Гайны нашли убежище, спрятавшись в христианской церкви около дворца. По приказу императора делается что-то неслыханное. Язычники, которые вновь обрели силу в столице, поспешили это исполнить. Крышу церкви над алтарём разбирают, а затем сверху на людей кидают горящие головешки, в результате чего их всех сжигают.

Когда Хейна со своей небольшой дружиной по дороге во Фракию узнал, что произошло, он хотел немедленно вернуться в Царьград и наказать виновных. Но к тому времени он был уже далеко. Он немедленно повернул назад, но обнаружил, что повсюду к его приходу приготовились: города охранялись воинами императора и местными жителями, и Хейну просто отрезали от провизии. За стенами города ничего не осталось, кроме травы, всё продовольствие, животные и снаряжение были перемещены жителями за стены городов.

В то же самое время Сенат и император выбрали язычника Фравитту полководцем в войне против Хейны. Они не могли доверить эту войну никому из христианских полководцев – поскольку даже самые надежные из них могли переметнуться на сторону Хейне, известного как христианского генерала. И хотя император и сенаторы считали себя христианами, они предпочли нанести христианству в Империи серьезный удар, и даже поставить его под угрозу передав всю армию в руки язычника.

Прощание с Хейной

Языческий генерал Фравитта, преследовавший Хейне, начал чинить препятствия его отряду и предотвратил его переход через Геллеспонт в Азию. Потом Фравитта начал свою атаку против Хейне. Но имея колоссальное преимущество перед небольшим отрядом скифов он не мог добиться никакого успеха.

Чтобы сохранить своих людей, Хейне немного отклонился от своего курса в Херсонес Фракийский, и двинулся во внутреннюю Фракию, где он мог легко собрать себе новую армию. Фравитта понял это, испугался, и не стал преследовать Хейну: он знал, что Фракия по сути контролировалась в ту пору скифами. И Фравитта вернулся в Царьград по сути он ничего не сделав, но во главе армии, как фактически новый диктатор.  Император вынужден будет отныне плясать под дудку Фравитты, который сделался консулом и верховным главнокомандующим. В Византии начало возраждаться язычество. Но, кажется, ненависть Византийской и Римской верхушки к славянам была так ирроциональна и велика, что никакая цена не казалась им слишком высокой – вплоть до полного разрушения как Западной, так и Восточной империй.

В том, что мы наблюдаем сегодня в отношении к России со стороны Западных стран, выросших на могиле Римской империи из скифских племен нет по сути ничего нового. Ненависть к славянам, кажется, и направляла внешнюю политику обоих Римов, ведя их к саморазрушению. Ведь даже приход в Европу гуннов, которые и сожгут, и уничтожат до основания Римскую цивилизацию, был не случаен – гуннов пригласили сами римляне и византийцы, в прямом смысле слова пригласили. Пригласили для того, чтобы уничтожить защищавших Империю и ее христиан скифов. Скифов гуннам уничтожить не удалось, а вот обе части Империи будут ими выжжены. И все началось, по сути, именно в ту пору, о которой мы здесь пишем, в пору князя Хейне.

Так вот, слушайте, что произошло дальше. Хейна вернулся с оставшимися воинами к Дунаю. Здесь, среди славян, он был в безопасности. Но он не задержался там. Князь Хейна, как мы видели, давно уже мечтал о возвращении домой – в леса Руси, в которых он родился. Поэтому в 401-ом году Хейна с небольшим отрядом пересёк Дунай, намереваясь попасть и свою страну и провести там остаток жизни.
Но Хейна не подозревал, как далеко может зайти в своей мести и ненависти император Аркадий. А тот принял тогда роковое для всей Европы решение – пригласить на преследование и уничтожение отряда Хейны не кого-то, а заклятого врага Империи, Удьдиса, свирепого вождя гуннов. И Ульдис, конечно, пришел. Сметая и сжигая все на своем пути с огромной армией и догоняющем ее не менее страшным и разорительным обозом, Ульдис пустился в погоню.

Когда доходит дело до грустных моментов истории, мне как-то нелегко становится об этом писать. Поэтому я буду предельно краток в своем описании случившейся тогда трагедии. Армии славян и гуннов много раз вступали в бой. Армия гуннов, вероятно в десятки раз большая, чем маленький отряд Хейны, несла огромные потери, но Ульдис беспощадно гнал новые и новые волны отрядов против горстки всадников Хейне. В конце концов Ульдис сосредоточил всю свою атаку на одном – убить вождя скифов, Хейну, который каким-то удивительным образом служил вдохновением для своих воинов. И Хейна был убит в той неравной битве. Ульдис приказал отрубить голову мёртвому Хейне, засолил её, и послал голову императору в Константинополь, за что был щедро награждён. Так сбылось знамение головы, о котором пророчествовал Белый царь.

Мир скифов

Империя заплатит страшную цену за эту голову. Ульдис и его люди уже поняли: великая некогда Империя осталась по сути без армии и без защиты. Если раньше Хейне и его отряды, патрулиовавшие, по приглашению императоров, обширные территории Империи не допускали никаких беспорядков и держали гуннов под контролем, то теперь этого делать было некому. И гунны начали свой опустошительный поход.

Забегая немного вперед хочу сказать, что даже через это, казалось бы, поражение скифо-славянских племен и торжество гуннов скифы и славяне не были постыжены. После того, как Хейна был убит, империя начала рушиться – как домино, или как карточный домик. Для борьбы с другим славянином, Радагайсом императору пришлось отзывать войска с Рейна. Воспользовавшись этим племена вандал, аланов и свевов переправились через Рейн и вторглись в Галлию. Римские войска в Британии одного за другим провозгласили императорами нескольких узурпаторов. В Империи воцарялась анархия.

С 401 года начинается ряд вторжений вестготов в Италию. Когда Аларих в ноябре этого года двинулся на запад, Стилихон спас Рим, укрепив стены города, вызвав легионы из Британии и Рейнскую армию. Аларих подошёл к Медиолану, но подоспевший Стилихон сразился с ним при Полленции (6 апреля 402 года) в день Пасхи. Христианские писатели сообщают, что Стилихон воспользовался праздником для нападения на христиан-готов.

Справка: Фла;вий Стилихо;н (лат. Flavius Stilich;; греч. ;;;;;;; ;;;;;;;;; около 358 — 22 августа 408[2]) — римский полководец вандальского (по отцу) происхождения, фактический правитель Западной Римской империи при Гонории.
После этого вестготы Алариха были на время отброшены, а Италия — освобождена; Стилихон с императором торжественно вступили в Рим. Когда после смерти Аркадия на престол вступил Феодосий II (408 год), Стилихон надеялся захватить управление Восточной империей и заключил с Аларихом договор, желая сделать его союзником Италии. В конце концов, этот союз погубил и Стилихона, и Рим.

Во главе придворной интриги, прикрывавшейся патриотическим негодованием, встал Олимпий. Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом и желании возвести на престол своего сына, Евхерия. Бежав в Равенну, Стилихон скрылся в церкви, но его коварно выманили оттуда и убили 22 августа 408 года. Солдаты также без всякого приказа свыше напали на проживающие в Риме семьи скифов, убивая женщин и детей и грабя их имущество. 30 тысяч родственников погибших отправились к Алариху с желанием побудить его выступить против римлян. Лишившись опасного противника, Аларих повёл войска на Рим и взял его.

Итак, когда уйдут с исторической сцены, вместе с Империей и императорами, язычники гунны, когда рассеется дым пожаров, то окажется, что земля все же не осталась пуста – на ней теперь жил и правил народ Хейне, народ Белого царя. Вот только оторвавшись от своей Родины и от своего царя они, естественно, утратили и всякую историческую память – конечно, не без некоторой помощи извне.

Некоторые итоги

Подведу некоторый итог прежде уже сказанному, и дам немножечко проекции на будущие события истории – конечно же, как продолжение нашей притчи, или Легенды.
Итак, скифские, славянские племена находились в постоянном взаимодействии друг с другом и с окружающими народами. И столетиями позднее Русь поддерживала прямые или опосредованные торговые связи с Англией, Германией, Францией, Италией, Испанией и Скандинавскими странами. Факты говорят о том, что Русь активно участвовала в жизни Европы на протяжении всего обозримого периода. Но все же это были уже осколки прежних отношений.

Разделение между прежними братскими народами начало возникать по мере их продвижения на Запад, и по мере принятия западной формы христианства, которое в ту пору заявило о себе в лице Папства. Я уже говорил, кажется, о некоторой неразборчивости европейских королей как в моральных, так и в доктринальных вопросах. С развалом Рима, с овладением римским наследием и культурой, племена пришедших сюда скифов – а именно скифами, по признанию историков и археологов и были готские племена – столкнулись с той формой христианства, которая вместила в себя все амбиции, связи и мечты прежнего Рима. Хотя и под именем Христа. Такому искушению мало кто мог противиться.

Разве только тот, кто не покинул своей земли и не отправился на поиск счастья в богатую Римскую Империю, пусть и загнивающую, и разлагающуюся – как труп. Братья-орлы прилетели. Князь же русов, и некоторые другие, остался на своей земле.
Более того, князю росов, потомку Ефрема, теперь перешли, по обетованию, все обширные восточно-европейские и азиатские владения покинутые их братьями. Ефрема нетрудно найти уже в силу его размера – среди земных царств по обетованию он должен быть самым большим. Об этом, и о многом другом, что касается пророчеств Библии о Ефреме вы можете почитать в моей книге «Россия – цари с Востока», особенно во второй ее части, называющейся «Свидетель Ефрем». Так мне эти вопросы видятся, по крайней мере.

Итак, с великим переселением народов братья ушли на поиски лучшей земли, на поиски богатства, тепла и счастья. И Господь, Который милостив, и Который обещал сынам Иакова, что сделает из них великие народы, царства и королевства, выполнил Свое обещание. Он привил эти пришедшие кочевые племена к тихой и радостной виноградной ветке Средиземноморья. Они взяли во владение – как некогда их предки, вышедшие из Египта – землю, текущую молоком и медом, с домами, которые они не строили – и прекрасными садами, и виноградниками, которых они не сажали – и прекрасным вином.

И братья наелись, напились, и хорошо устроились, в общем. Не за что Бога гневить ропотом. Только вот пастырь им достался не простой. Римский Папа знал, как разделять и властвовать между братьями. Да, к тому времени, когда «варварские» племена готов и славян начали устраиваться на прекрасной, как сад Эдемский, земле Средиземноморья, текущей молоком и медом, к тому самому времени, когда они думали, что сделались хозяивами этой благодатной земли, у этой земли объявился другой хозяин – Папа Римский. И прежде, чем братья это поняли, пока они сытно ели и сладко пили и спали, к власти над ними пришел новый господин. Он называл себя Папой, и им нужен был теперь Папа. Это – история. Это – факт.

А вымыслом в моей истории является Скифская идиллия. Да, признаюсь честно, мне хочется верить, что прежде люди жили иначе. Что в степях Скифии, где славяне жили не так богато, но вольно, и где все они, братья-скифы, почитали друг друга равными, они все же выделяли одного, Белого князя, которому они доверяли, и который заботился о них. Я бы хотел себе такого царя. Может его и не было. А может и был. Но точно – будет.

Так или иначе, но многие скифы ушли из дому, из степей и лесов их родной Скифии. Они оставили за хребтом Карпатских гор, за тремя великими реками и двумя морями, и своего доброго старого Белого царя, который был мудр, и который заботился о них. Оставили они и своих родственников, своих отцов и матерей. И им, если честно, не хватало доброго царя Ефрема, им не хватало их родителей, их отцов и матерей.

Но они были рады узнать, что теперь у них нашелся новый Папа! Епископ самого Рима! Царь Ефрем, как и все цари, пришедшие с Востока, являлся христианином. Кланялись Богу в наивной простоте, не задаваясь многими из тех вопросов, о которые ломали себе головы, а друг другу ребра греческие философы и богословы. Их версия христианства была проста: поклоняйся Богу и служи Сыну Его Иисусу творя дела справедливости, защищая угнетенных и выручая ослабевших. А также вставать на помощь братьям-христианам в тех странах, где их жестоко преследовали и убивали. И так они все время и поступали.

И вот теперь у них был Папа. Но этот царь был не Ефрем, не добрый царь-слуга, которого я тут изобразил, надеясь, что образ этот послужит кому-то вдохновляющим примером. Ушедшие на Запад скифы еще не знали, и не понимали, что над ними восстал господин наглый и коварный. Он утверждал, что представлял Христа на земле, но который действовал по принципу – разделяй и властвуй. И он разделил братьев, и стал царствовать над ними, их Черный господин, а они стали ему служить. Слишком поздно они спохватились – все они были окутаны сотнями невидимых веревок их нового господина, которого они должны были почтительно называть их святейшим Папой.

Более того, братья должны будут принести в жертву Папе тех из своих братьев, которые не угодили ему, которые отказались принимать его бремя. Согласно историкам, три из десяти племен, пришедших в Западную Европу, были истреблены или рассеяны. Вот список десяти племен, представленных в книге Даниила (2 глава) в виде 10 пальцев на ногах огромного истукана, или же десять рогов на голове зверя из книги Откровение:

1. Алеманны - Германия. 2. Франки - Франция. 3. Бургунды - Швейцария. 4. Свевы - Португалия. 5. Вестготы - Испания. 6. Англосаксы - Англия. 7. Ломбарды - Италия. 8. Остготы - рассеяны, населяли Аппенинский полуостров. 9. Герулы – истреблены или рассеяны. 10. Вандалы – истреблены или рассеяны, населяли север Африки.

Книга пророка Даниила помогает нам разобраться в истории, лучше ее увидеть. В главе 7 прочитаем стихи 7 и 8, говорящие о страшном звере Римской империи и ее десяти рогах. Это означает, что Римская империя управляла какое-то время своими десятью «рогами», то есть десятью сильными скифскими народами, которые поставили Империю в зависимость от себя. Но потом, как и в последние времена (о, да, эти десять рогов, появившиеся в начале христианской истории – остаются в ней уже до конца) этим десяти рогам, согласно Откровения 17:12-18 суждено растерзать блудницу. Есть для этих рогов работа и в самое последнее время.

И только Ефрем остался в стороне ото всего этого все-Европейского сыр-бора с Папой Римским. «Ефрему» было теперь не до роскоши, не до неги, и не до вина. С уходом союзных скифских племен на Запад на его попечении остались не только бескрайние территории, оставленные его братьями – территории, на которые теперь жадно зарились соседи, почуяв слабинку. На попечении Ефрема остались еще и миллионы оставленных на этой территории жителей, народов. Ведь на Запад ушли только молодые и здоровые, и в основном мужчины – воины. Жен они себе находили в пути, меняли и бросали иногда с каждым передвижением. Но большая часть людей со всех этих колен осталась на месте – брошенные своими же. Самолеты в ту пору не летали, и поезда не ездили. И даже весточку послать было невозможно.

Но брошенные были брошены на Ефрема. А он своих не бросает. Уже тогда Ефрем проявил отчасти особенности своего мессианского характера – он взял на себя попечение о всех этих слабых и оставленных братских народах. Он остался со всеми, можно сказать, бедными, слабыми, немощными земли. Они были брошены на его попечение, попечение Белого царя. И он их не оставил.

Даже если это означало войны сразу на нескольких фронтах – и с аварами, и с печенегами, и с хазарами, и со множеством других народов, которые, как орлы, слетались на брошенных сыновей и дочерей Израиля. Только Ефрем мог их отгонять. Но и ему все тяжелее было с этим справляться.

Второе дыхание открылось на Руси тогда, когда она официально приняла христианство в 988-ом году. Дитя родилось. Царство было соткано, рождено и помазано. И это было именно царство – иначе и быть не могло. И, казалось, теперь все будет хорошо. Теперь Русь сможет защитить все свои просторы, всех своих подопечных – притом защитить не только от разграбления и смерти насильственной, но и смерти духовной. Ведь нападавшие соседи отнюдь не были христианами, и войну вели еще и из религиозных мотивов.

И действительно, с официальным принятием христианства Русь окрепла на всех своих фронтах и была способна многое восстановить из утерянного было. И вот тут и произошло неизбежное и роковое.

Видя укрепление Руси, черный господин десяти братьев был крайне недоволен: ведь Ефрем не был под его властью. Пока он, черный господин, заправлял делами на Западе, до Востока у него руки не доходили. А теперь было уже поздно – Русь не слушала Папу Римского. На Руси его называли антихристом и сыном погибели. И он решил извести Русь – по крайней мере сломать ее силу, подчинить ее своей воле.
И кого он для этого будет использовать, как вы думаете? Конечно, своих европейских царьков. И вот тогда и начал Запад переть на Русь. Пошли на Русь крестоносцы – с крестовым походом. И много раз ходили. И Русь, понятное дело, разбивала их. Ведь на Руси невидимыми буквами написано – Ефрем, бык (таков был библейский символ Ерема). А Ефрема, как известно, победить нельзя. Разве что пьянкой и гордостью – эти два уязвимые места Ефрема Библия выделяет особо.

Я вот думаю, что такое долгое сотворение русского христианства в утробе истории, в утробе Скифии, такое интимное, многими пеленами укрытое ото всех действо – ведь у него есть своя причина. А смотрите, как интересно – Израиль провел в Египте 430 лет прежде чем вышел оттуда и стал избранным народом. Типологически соответствующий новозаветний период (см. мои или другие статьи и книги о типологии) будет в два раза больше. И действительно, примерно столько времени потребовалось Руси, чтобы разродиться Христианским Царством.Ребенок долго вынашивался. А когда ребенок родился, то он родился богатырем.