Переправа

Игорь Ходаков
Впервые опубликовано на сайте: http://anhen.ru/skazki-deti-2/pereprava
Одна из тайн нашей жизни кроется в вопросе, что ждет нас за порогом смерти, после завершения земного нашего пути. Но почти каждый сызмальства слышал – из сказок, например – о реке, через которую переправляются души умерших. Иными словами – каждый слышал о переправе. Вот о ней-то – переправе – я и расскажу.
Помните историю про Тридевятое царство? Мы там про реку говорили, по которой, значит, души умерших людей в мир иной перевозят. И вот захотелось мне про переправу, что на границе миров лежит, побольше рассказать. Тем более что много чего с ней интересного да таинственного связано.
Где бы вы ни были, какую страну не посетили б, и сказку какого бы народа не выслушали – почти везде речь про переправу идет. Никуда без нее. Ведь в любой сказке есть славный и храбрый герой, есть и злодей.
И каждый герой красавицу спасает, злодеем украденную-похищенную. А куда злодей-то этот бежит. В какое-нибудь царство тьмы, в иной мир. К нежити, ему служащей. Словом, каждый злодей бежит в свой Мордор. Герой, конечно – за ним, движимый одной только мыслью: злодея догнать, изрубить, красавицу освободить, добру дать возможность восторжествовать. Но в мир-то иной попасть иначе как через переправу и невозможно вовсе.
Про Змея, мост стерегущего да огнем пышущего, мы уже знаем. А чего не знаем?
Не всегда герой переправляется на лодке, бывает, он превращается в птицу, что неудивительно –в стародавние времена душа изображалась в подобном образе. А иной раз не душа в образе птицы переправляется через реку, а птица служит для героя средством переправы. Не простая птица, конечно – волшебная.
А еще вот герой, чтобы через реку перебраться, зверем оборачивался. В кого превращался? В бобра, например. Или в оленя. В оленя чаще.
Ведь в стародавние времена, когда лесами дремучими земля наша была покрыта, а люди не пахали ее, а жили охотой, вот тогда олень был и главным ездовым животным и источником пропитания. Конечно, предки наши обожествляли его – он же и кормил и одевал; так что, когда нужно было в мир иной попасть – на оленя и садились.
Спустя время, как вы догадались, оленя заменил конь. На коне и стали переправляться, а, порю, герой наш в него оборачивался. А случалось и проще – герой не оборачивался зверем быстроногим, а зашивал себя в его шкуру.
«И дальше как?» – спросите. А дальше по-разному. К примеру, подлетала птица, когтями хватала героя, в шкуру зашитого, и, аккурат, в Тридевятое царство переправляла.
Шкура, в которую забирался герой, могла быть разной: и того же коня, и быка, а то и коровы. Вообще шкура в сказках, где про переправу сказывается, упоминается неспроста. Помните про волшебный дом повествование наше? И помните ведь, что собирались в нем прошедшие посвящение мужчины – воины и охотники отныне.
Так вот, во время магических своих плясок и танцев, они облачались в шкуры зверей, на которых охотились, и еще облачались в шкуру того зверя, который считался предком рода. В славянских землях все больше предком своим медведя считали — не зря косолапый на гербах старинных городов изображен.
И пляски эти были не просто там развлечением. Нет. Воины как бы оборачивались в зверей, становились ими. Отголосок этой традиции воплотилась в образе берсерков. О них как-нибудь тоже расскажу.
А пока давайте еще немного о переправе поговорим. В сказках ведь она не только символизировала границу между нашим миро зайдет-спрячется да вечер ветерком укутает и сумерками накроет – ждите продолжение!