Легендарное Кунцево. Общественный транспорт

Ой-Ей
Я очень не люблю общественный транспорт, хотя этим, сознаюсь, нелестно высказываюсь о могучей политике Сергея Семеновича, при котором он несказанно похорошел, как и вся Москва, да и вообще раскачиваю основы конституционного строя Российской Федерации. Нет, конечно, с утречка или вечером, в час пик потереться о славных соотечественников и представителей иных миров, пардон, стран, бывает очень соблазнительно, особенно с наступлением летней поры. Допустим, сегодня в славном автобусе, в котором я стоял, размазанный огромной теткой на окно, было 32 градуса в салоне с утра, и 40 минут, что я ехал полтора километра, преодолевая пробку, вызванную строительством очередной дурацкой хорды или развязки, я ощущал прямо единение с народом, душевное ликование, истинное наслаждение и гордость за градостроительную политику столицы, во-первых, а во-вторых, за смекалку водителя, который никогда не включит кондей в автобусе, так как он (кондей, не водитель) жрет дополнительную горючку. Которая стоит денег, да и вообще, постоите 40 минут, ничего с вами не случится.
В начале 1990-х годов мне пришлось волею судеб пару лет ездить в школу на Ярцевской улице из Строгино. От моего Дедушки, у которого я жил. И я хочу сегодня немного повспоминать хрупкую и куцую сеть общественного транспорта в Кунцево в 1990-е годы. Дополняйте, я его тогда и невзлюбил, поэтому многого могу не знать и не помнить. Так вот, класс 5-6, 1991-1993 годы. Дом моего Дедушки стоял на улице Катукова в Строгино. Каждое утро он будил меня, на столе всегда в привезенной из Потсдама подставочке стояло яйцо всмятку, на деревянной доске лежали бутерброды с сыром, редко с колбасой, а чаще с салом, которое всегда привозили уроженцу Кубани родственники. Помню страшные темные зимние утра, когда, закутавшись в дурацкое пальто, идиотскую шапку с помпоном, я в полнейшей темноте брел на остановку 626 автобуса, что на соседней улице Кулакова, ждал и гадал, что же приедет: дикий страшный ломающийся ЛИАЗ с одеялом впереди на радиаторе, в который получится забиться, как клоп в угол, или роскошный венгерский Икарус, где можно пробраться в «гармошку» в центре и покрутиться на лихих ухабах и поворотах? Конечная остановка 626 автобуса была прямо у станции метро Молодежная, а оттуда через детскую поликлинику и выломанный проем в ограде в школу. После уроков – обратно.
Если помните, аппараты оплаты проезда, куда нужно было кидать 5 копеек, потом больше, исчезли в 1990-х. Появились прикрученные где попало «компостеры». Каждый компостер обладал уникальной системой конфигурации дырок, по которой строгий похмельный редкий контролёр мог определить, кто перед ним: честный человек или прощелыга. Частенько выделяемые на школьный проездной деньги я тратил совсем не на проездной, поэтому у меня всегда было 2 выхода: либо трястись в ожидании контролёра, который обычно входил в районе Крылатского, либо предъявлять на дурака пробитый «компостером» талон из другого автобуса. Бережно сохраненный. Талоны были из плотной бумаги, размером с кредитку. Честно говоря, я не помню, когда же сняли эти компостеры, что было дальше, до того, как установили все эти нелепые заводские проходные около передних дверей. Подскажите, люди добрые.
Сколько сотен или тысяч раз я ездил на 626 из Кунцево в Строгино и обратно – не сосчитать. Загородная больница, Черепково, двурядный МКАД, Промбаза – навечно в памяти. Ни о каком метро тогда и речи не шло.
Еще одним автобусом, который мы использовали уже позже, в 1995-1997 годах для выезда из Кунцево в «люди», был автобус №73. Он шел от метро Молодежная до метро Филевский парк, минуя все злачные места и главные улицы. Мой друг Кузьма жил на Пионерской, поэтому, если после школы мы ехали к нему на метро, то обратно, после долгих философических разговоров, курения в овраге на Пионерской, предпочитали ехать обратно на 73 автобусе, остановка которого была на улице Кастанаевская. Уникальной особенностью этого маршрута было то, что под него так и не выделили в мой школьный период ни одного Икаруса, курсировали одни буханистые ЛИАЗы. И в кайф было войти в переднюю дверь этого обычно пустого автобуса, сесть на стоящую параллельно движению справа скамейку около водителя и смотреть на дорогу, сидящего слева водителя, накрытый бордовым клетчатым дерматином двигатель справа. На дерматине иногда лежал микрофон с крученым проводом, в которой водитель, преодолевая проклятья, хрип, кашель и любовь ко всем пассажирам мира, объявлял остановки.
Третьей возможностью выбраться из Кунцево был автобус №236, конечная которого была в Очаково-Матвеевское. Его непреходящей прелестью была четкая система организации маршрута: остановка на улице Молодогвардейская строго напротив магазина «А-Маркет», о котором я уже упоминал, далее через метро Кунцевская к платформе Матвеевская, откуда электричкой на станцию Кокошкино. А там – пешочком километра три-четыре до деревни моего славного одноклассника Графа, о чем я еще расскажу обязательно, хотя вроде бы это к Кунцево не имеет никакого отношения.
Четвертый исход был возможен от метро Молодежная на автобусе №691 через Крылатский мост, Гребной канал, Мневники, Октябрьское поле до Сокола. Вот тут я должен отметить, что в противовес маршруту №73, о котором сказано выше, здесь не было ни одного ЛИАЗа, только Икарусы.
На автобусе №127 мы ездили на Рублевский пляж.
Моя Матушка на автобусе №660, который курсировал от Кардиологического центра на Рублёвском шоссе, после работы выходила из последнего вагона из центра из метро, и ехала до остановки на Молодогвардейской улице, где ей приходилось в спринтерском режиме пробежаться по всем магазинам вокруг, чтобы на невыданную несколько месяцев зарплату купить что-нибудь к ужину.
В нашем прекрасном районе были и автобусы-призраки. Да-да, вы не поверите! Я до сих пор вздрагиваю, когда вижу автобусы номер 135 или 58. Я не знаю, откуда, куда, а, главное, зачем они едут. Постоянно полупустые. Тогда, в проклятые 1990-е это были, в основном, старенькие желтые ЛИАЗы. Надеюсь, что тайну я когда-нибудь познаю.
Насколько я знаю, единственный маршрут, который курсировал только в пределах Кунцево (оставим за скобками прекрасное Рублево, которое «…тоже является частью Вселенной»), был автобус №757. Это был новый маршрут. Каюсь, не озаботился поиском информации в Интернете, когда он был запущен, но это ранняя середина 1990-х. Он стартовал от метро Молодежная и, описав почетный круг по большому Кунцево, там же и заканчивал свой маршрут. Для 757 маршрута были выделены новенькие ЛИАЗы, которые даже отливали оранжевым цветом первые пару дней и имели какие-то красивые коричневые линии на корпусе. Вот уж где никогда не нужно было платить за проезд! Я не хочу, конечно, сказать, что внутри Кунцево контролером работать было западло, но мы, бывало, загружались с бухлом в 757-й, делали круг почета по Кунцево. Водителям обычно было до лампочки, что творится в салоне (за исключением поздних 1990-х, когда, поправьте меня, если ошибаюсь, им было дано право не только продавать билеты на проезд через окошко, но и выполнять некую норму).
Я не люблю общественный транспорт. Часто, оказываясь на станции метро Молодежная, я мечтаю о том, чтобы дальше поезд не шел, чтобы там, в западном направлении туннеля, был тупик. Когда я вижу вживую или кино старые ЛИАЗы и Икарусы, меня охватывает нега и грусть.
Не знаю, друзья, насколько получилось у меня в этом очерке рассказать об автобусной сети в Кунцево в 1990-х, скорее, появилось больше вопросов. Буду вам благодарен за комментарии, уточнения. Но первая остановка на улице Кунцевская, где я прожил многие годы, появилась именно с учреждения маршрута №757 в середине 1990-х. Мы растем, город растет. Единственное, чего я бы очень не хотел, - это восьмое пересадочное кольцо в метро из Нью-Душанбе на Нурсултановскую, через Площадь имени Аркадага на Зимбабвийскую, где охрану на узловых точках несут «отряды П.», «пехота П.», неизвестно чьей национальности национальная гвардия и танцуют лезгинку. Извините. Вот.

P.S. Фотографии района взяты сайта Retro View of Mankind's Habitat -https://pastvu.com/