Вдохновление и творчество

Алексей Игоревич Васильев
Эссе
И создал Господь Бог человека
 из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
 жизни, и стал человек душою живою
(Быт 2:7)

Для того что рассуждать свято ли вдохновение, необходимо дать определение вдохновению и разобраться с его происхождением. Точно описать вдохновение мы не можем, но производной вдохновения является творчество поэтому, считаю, нельзя рассуждать о вдохновении в отрыве от творчества. Чтобы сказать свято ли вдохновение, нужно понять свято ли его производная – творчество.
Зачастую рождается “вдохновение” из восторга от уже полученных результатов долговременной работы. “Вдохновение” может родиться во тьме корыстных целей и помыслов, к сожалению. И то и другое плохо. Человек творческий, также, как и все люди окружены теми же страстями и грехами, как любой другой человек.
Из вдохновения может родиться творчество или как минимум зародиться его начало, но будет ли оно обязательно нести свет? И не всегда мы можем увидеть в творчестве только один свет...Наверно, не все вдохновение свято, так как зарождение самого вдохновения, мать вдохновения не всегда свет. А настоящее ли это вдохновение (вышедшее из тьмы)? Родится ли после такого вдохновения настоящее творчество?
Русский философ Бердяев Николай Александрович в своей книге “Смысл творчества” пишет о творчестве, как об одном способе аскетизма. Бердяев пишет и рассуждает о том, что творчество, также как аскетизм, отрицает мир. Мир обычный, мир падший, мир со страстями, которые приковывают человека к миру. Бердяев в своих рассуждениях ставит творческий путь на уровень духовный и религиозный, на уровень стяжания святого духа.
Через подлинное творчество действительно преодолевается мир обычный. Но как же быть с авторами, которые уходят в демонизм в своих произведениях. Свято ли их творчество? Взять то же произведение Лермонтова. На самом деле, весь демонизм умирает сам по себе, когда выясняется, что в творении, есть покаяние и борьба со страстями, стремление вырваться из оков страстей.

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
***
Он [демон] сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему

Для художественных целей может использоваться и образ дьявола, это неважно, главное смысл, который хочет донести автор своим произведением. Автор, творческий человек, гений, тот что “не от мира сего” жертвует себя, вступает на путь праведничества, иногда даже на путь юродства, открывая через свое произведение истину и грехи человеческие, о которых “мирской” человек может не задумываться. Истинное творчество невозможно без покаяния. Творчество – это зеркало мира вещей, мира падшего. Автор создает новый мир, мир не мирской, мир новый, мир истинного космоса, мир духовный. Дает вектор человеку.
Но ведь наши гении, они ведь не святые, они не стяжали святой дух, не вели аскетический образ жизни, так где же в творчестве может быть святость? Творческий человек сталкивается с огромными трудностями, жизнь гения трагична, гении зачастую отвергаются миром при жизни, подвергаюсь атакам с самого мира. Человек не выдерживает этих атак, глаголя истину. Гений объявляет войну самому дьяволу, скрывающегося под маской “мира”. Если аскет, как правило, борется с миром, не в миру, то гений пытается бороться с врагом, находясь уже его в стане.
Истинное творчество есть праведность, говорящая истину, открывающее глаза. В истинном творчестве есть жертвенность ради спасения души человека.
“Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи” или “стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся” говорил святой Серафим Саровский. Подлинно творческий человек вступает в жесткую борьба бесом, только если святой стяжает святой дух и пытается исправиться сам и тем сам исправить тысячи, то гений в первую очередь пытается открыть истину людям вокруг в надежде, что люди спасутся, но за это он жертвует своей душой.
Святой познает мир через созерцание Божественной энергии, созидая самого себя. Автор же пытается созидать себя и общество, ковыряться в страстях, пытается умом постигнуть тайну логоса, он не любит мир и пытается его изменить, глаголя то что он видит. Гений ведь в таком случае соблюдает заповедь: Не любить “мира”. И не любить “мира сего”. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:15-17).
Мне кажется ни один человек, не будет в творчестве врать, лицемерить, ибо тогда его творчество не имеет никакого смысла. Творчество созерцательно, рефлексивно. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Матф 5:6). Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матф 5:10).
Автор-творец несет именно ту правду, ту борьбу с миром, что нес в себе Христос. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Матф 10, 34).

Говоря о творчестве и борьбе с миром, вспоминаются «андеграундные» рок движения в 80-90-ые годы в СССР. Это и Башлачев и, зарождавшийся в 80-ые годы, сибирский рок (Е. Летов, Я. Дягилева), А. Непомнящий и множество других исполнителей.
Можно вспомнить биографию Летова… В 80-ые записывался в своей домашней студии, создавая достаточное непотребные для общества в то время записи. Он выступал против лицемерия застоявшегося строя, за что через несколько лет подвергся гонениям со стороны властей, находился под преследованием КГБ, затем отправлен в психбольницу на принудительное лечение. В последующие годы записал множество альбомов, альбомы распространялись за счет переписывания кассет, друг у друга, концерты разгонялись милицией. К 2000-ым полностью отступился от всей политической деятельности.
Позже крестился. На вопрос о крещении, сам Летов отвечал так:
“да, захотелось покреститься. Но тут вышла закавыка: это стоит 200 долларов. На этот факт я ужасно осерчал и сердит до сих пор. Денег не жалко, сам факт противен, это кощунство. Нельзя брать деньги за крещение, это убивает всю красоту сего момента! Тогда мы взяли и поехали на Территории, добрались до Иордана, и там я окунулся и считаю себя с тех пор «официальным» христианином, причем всех религий скопом, и потому и ношу именно вселенский крест. Хотя если бы я это и не совершал, все равно таковым бы и являлся.”
Сразу на ум приходят строчки из Библии. И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:12-13).
Жил и умер достаточно скромно. Живя в маленькой квартире в Омске, продолжая творить, заниматься творчеством в своей маленькой комнатной студии.
Чем не юродство?
Вспоминаются строчки Е. Летова:
Пластмассовый мир победил
Макет оказался сильней
И на данный существует момент множество авторов, находящихся в подвалах андеграунда, подземного мира, скрытые за толпой пластмассового мира.
И многие современные авторы пишут, так или иначе, о абсурдности мира. Вспоминается тот же Пелевин, кстати избегающий полностью какой-либо публичности.
Конечно, истина каждого автора личная, субъективная, но как бы то ни было человек пытается докопаться до истины
Получается, как говорилось ранее, творец отвергает мир, и, если святые, аскеты встают на путь борьбы со своим естеством, бесом. То творец встает на путь борьбы с бесом более масштабным, бесом всечеловеческим, общественным. Зачастую эта война проигрывается. Многие подвержены страстям, как алкоголизм, наркомания и т.д. (Булгаков, Высоцкий, выше упомянутый Летов и др. современные творцы). Творцы религиозные (Достоевский, Гоголь, Ахматова, Гумилев и др.) справлялись со страстями, но их жизнь также была трагична (это и болезни, смерть детей, непринятие обществом).
Можно ли сравнивать подвиг святого и гения?
Это судить не нам. Спасается ли больше через спасение святого или через попытки докричаться до толпы гения? Нельзя сказать… Но то что через труд, творчество гения, у части людей открываются глаза, это точно. И тогда уже открыв глаза людям, они могут обратить взор на свет святых. Открывается тот нетварный свет, который необходимо стяжать. Появляется собственное покаяние…
Взлететь по «лествице», огромными прыжками к небу мы не можем, ни с того ни с сего. Наверно это должен быть путь постепенный, и как если не через гениев, ищущих истину, мы увидим дорожку к этой лестнице в небо?
Творец борется с грехом общественным. В обществе что-то становится нормальным, у человека глаз замыливается, но творец способен увидеть этот общественный грех, потому что он увидел его в себе. Видя истину, открыв душу, ни что не может остановить, у автора-творца возникает желание нести эту истину и проповедовать и ничто его не остановит. Мне кажется, это и есть подлинное вдохновение.
С моей точки зрения, наиболее детально описал это чувство Федор Михайлович Достоевский в своем фантастическом рассказе “Cон смешного человека”. Вот как он описал чувства своего героя, которые он перенес после глубокой рефлексии, сна, перед этим, размышляя о самоубийстве:
“Первым делом я вскочил в чрезвычайном удивлении; никогда со мной не случалось ничего подобного, даже до пустяков и мелочей: никогда еще не засыпал я, например, так в моих креслах. Тут вдруг, пока я стоял и приходил в себя, — вдруг мелькнул передо мной мой револьвер, готовый, заряженный, — но я в один миг оттолкнул его от себя! О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое. Да, жизнь, и — проповедь! О проповеди я порешил в ту же минуту и, уж конечно, на всю жизнь! Я иду проповедовать, я хочу проповедовать, — что? Истину, ибо я видел ее, видел своими глазами, видел всю ее славу!”
Такое чувство и есть движущая сила человека, толкающая его на творчество. Такое чувство несет в себе божественную природу. Оно [вдохновение] отрицает естество, оно борется с страстями, видит истину. За таким вдохновением стоит настоящая жизнь. В этом чувстве и таится огромная радость.
Подлинное ВДОХНОВЕНИЕ всегда свято. Подлинное вдохновения дар божественной природы, который нельзя закапывать.
Истинное творчество – проповедь света в МИР. Истинное творчество – есть поиск ИСТИНЫ, а сила, толкающая к поиску, и есть вдохновение!