Противоборство одержимых

Алексей Добров
  «Зло – враг самого себя, начало беспокойства, беспрерывно стремящегося к снятию самого себя».
               
                Бёме Якоб
   
  Демокрит:  «Подобное познаётся подобным: равного с равным сводят всегда бессмертные боги».

  Если из этих суждений вывести третье, получается, что я подобен осуждаемому мной во зле ближнему? Сталкиваясь друг с другом насмерть, мы как бы уничтожаем зло в наших лицах, и всегда – познаём и противника, и себя? Познавая в ближнем злое, его «соринку», я познаю своё «бревно в глазу»? Впрочем, о добре можно сказать то же самое, но сейчас именно о зле и его делах.               

  «Когда присмотришься к живущим на земле –
  Что человек, то нрав, но все равны во зле».               
               
                Абу-ль-Аля аль-Маари
               
  Равны во зле. Поэтому мы и сошлись на Земле?

  Или вот ещё – Шопенгауэр:  «Мир всё равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой – дьяволы».

  Можно бесконечно оспаривать эту точку зрения, что часто борется не добрый со злым, а оба одержимы, но она позволяет при всякой встрече с одержимостью искать подобного беса в себе, изобличать его, призывая на освободившееся место Дух благой, за что я бесконечно благодарен Демокриту, аль-Маари, Бёме, Гёте, Джебрану, Шопенгауэру, Булгакову и многим другим, которые, как я понимаю, разделяли представление:  зло для зла и добро для добра.
  Правда, роман «Мастер и Маргарита» явился для меня яркой иллюстрацией именно борьбы зла со злом, он больше о зле для зла, чем о желанном Добре для Добра.
  Причём зло в романе сознательное – это «силовики» Воланда, которые искупают свои «грехи», занимаясь «ассенизацией» малоосознанного зла людского путём выведения его «на чистую воду» и воздаяния. «Воланд цепляет за гниль». Особенно показательна сцена в варьете?

  Зло либо втёмную сталкивает одержимых друг с другом, либо злосчастных преследует банда Воланда – чтобы развернуть их к Добру? Воланд, таким образом, служит Богу как «часть той силы…»?
  При этом Иешуа и Воланд, олицетворённые Добро и Зло – представлены силами внешними, вне сердца.
  Прежде чем отдать сердце одному из начал, поселить тот или иной дух в сердце, ощутив себя прежде всего Добром или Злом, нужно поразбираться в них, в их взаимодействии, попытаться понять их рассудком, попробовать визуализировать, преставить себя аватаром, попробовать ощутить в себе зло или Добро в качестве постоянного Хозяина своего существа – прикинуть, где душе комфортнее, в качестве искупающего грехи подручного Князя мира сего или в качестве способного служить Добру, быть Добрым, быть в состоянии Добра?

  В общепринятом, чаще по умолчанию, представлении очевидное зло и добро объективно борются друг с другом, точнее, носители зла и добра борются, иногда насмерть.
  Сомнению эта очевидность не подвергается, уточняется лишь кто есть кто, то есть кто представляет тёмные силы, а кто – светлые, кто прав и кто неправ. Что у него при этом на душе – не рассматривается.
  Враги предстают обычно с «рогами» даже на касках, делить их на плохих и хороших сложно, поскольку чужие кажутся на одно лицо. Со своими сложнее:  мы их знаем получше, но в целом «наши» сильны Правдой, хотя и не без «паршивых овец» и предательских колоннщиков (колонистов?), пригревшихся засланцев и обращённых в «басурманство» коренных.
  Судим по делам, о которых знаем больше по вбросам, слухам, наветам, подозрениям, ну а что в душах творится с обеих сторон возводимых кем-то баррикад – известно лишь:  «чужая душа – потёмки». Но и в свою-то подчас заглянуть страшновато…

  Как бы то ни было, понимание Добра есть у каждого, большинство иногда ощущает Его, душевно общаясь с ближними, во что бы они не верили.
  Добро – универсальное объединяющее, целящее начало? Зло же разъединяет, напрягает, закрепощает, лишает доброго счастья, но даёт некое злое счастье, злосчастье –
  как отбывающим повинность «силовикам», так и считающим себя правыми «борцам», исповедующим принцип «кто сильнее, тот и прав» (по большому счёту – Добр?), представляющим себя грозной (Доброй?) «десницей божией», наказующей зло от имени наказующего Бога (наказывает ли Любящий таким образом, или всё же позволяет вершить суд «Воланду»?),
  а именно, наказующей гордыню-самость, отделённость от Доброго, духовную деградацию, суеверный страх, преступную трату энергии на пустое, непотребное, своекорыстное,  и т.д.
  Не всякий «борец» считает себя добрым, но какой злой считает, что он преследует, гонит Добро?   
  Лично мне такой не встречался. Даже обворовывать стараются «плохих» - представляющимися злыми, жадными, порочными. Был случай, когда воры, не найдя в квартире известной актрисы ничего ценного, купили ей вазу, фрукты, и оставили записку «Так жить нельзя». Представление о Справедливости есть у всех, а это одно из проявлений Добра.
 
  Михаил Афанасьевич открыл мне один из «секретов» жизни:  зло борется не столько с Добром, сколько сталкивает одержимых злом. Парадокс? Ничуть, если понимать тексты вышеназванных авторов так, как понимаю сейчас я, в том числе используя жизненный опыт.
  Присмотритесь, как часто обе стороны «злы», души их пребывают во зле одновременно – начиная с супругов («муж и жена – одна сатана»), далее -
  конкурирующие под девизом «порви всех»,
  кредитодатели и кредитовзятцы,
  дающие мзду и берущие,
попрошайничающие и откупающиеся от них,
воры и терпилы-стяжатели,
экспроприаторы первичные и вторичные, иначе – социальные хищники, консументы 1-го и 2-го порядка,
иногда очевидно достойные друг друга насильники и легко себя ведущие жертвы,
  деспоты и подлые рабы,
  рвачи-производители и погрязшие в потребительстве –
кончая истребляющими друг друга представителями племён, рас, вер, классов?

  Вера в истинность этого представления, идеи часто позволяет мне ощущать высшую справедливость, избегать принятия в конфликтах чьей-либо стороны как абсолютно правой (в том числе и своей) – держаться Добра, стараться быть сильным именно в Добре, бороться не столько против, сколько за – помогает искать настоящее счастье, всё чаще испытывать его как естественное, безусловное, но путь к этому Ощущению-Состоянию я вижу в следовании главной условности – Добру.  То есть к тому, что я условно называю Добром.

  Сосредоточенная направленность Мысли ведёт к соответствующим Чувствам?

  «Если соседи – сволочь, значит, я тоже – сволочь.
  Если соседи честные, значит, мы тоже честные».               
               
                (Николай Красильников)

  То есть, как я ДУМАЮ о людях – и я такой же?
  Стало быть, насколько я не думаю о добром, настолько не принадлежу доброму единству в Любви, Дружбе, Сотрудничестве – не принадлежу Добросфере?
  Насколько вижу зло ближнего как собаку, норовящую вцепиться в ногу – приходится противоборствовать недоброму, бороться с «несправедливостью».
  Главное в этом противостоянии понимать, что к счастью естественного, изначального Единства нужно возвращаться при первой же возможности, иначе одержусь хронически (и даже клинически:  Добро целит, а зло сводит с ума, приводит к неврозам, психозам и психосоматозам) – таким образом, я могу утонуть, завязнуть в этой злой борьбе «против», как тарантул в пластилине, как жук навозный в лавине фекалий…

  «Если тронуть хотя бы волос на бороде дьявола, он непременно вцепится тебе в загривок» (Стефан Цвейг).   
  Вцепится – в лице подручных Воланда, иногда принимающих образ ближних наших?
  Даже из этого положения можно искать Счастье, однажды круто развернувшись к Добру - крестившись или как бы крестившись, приняв обет перед Высшим в себе, отказавшись от былой отделённости от Доброго мира или мира Добра в пользу Цельности, став как бы новым качеством самого себя – самим Собой? Хотя бы иногда, затем – как можно чаще.

  Главное – понять:  борьба со злом – это бой с собственной Тенью, перестать «накручивать» себя, думая о зле в противнике, о том, что его нужно наказать?
  Зло – во мне, думая зло, я пребываю во зле и наказываю этим  только сам себя.
 
  Если же удаётся переключиться на Добро, мысленно передав и оппонента в «руки» Любящего и Заботящегося, Понимающего и Ждущего (для верующих в олицетворённую внешнюю пока ещё Силу, которая не стала ещё Добром сердца, Любовью, Пониманием) – то и враг может стать где-то Другом достаточно скоро, пусть в это не очень-то верится, но у меня так было!

  «Самое большое зло, какое может сделать нам враг – это приучить наше сердце к ненависти» (Ларошфуко).

  «…Ты прости, что тревога и смута затуманили сердце тоской,
  И явленья земные я спутал с атмосферою жизни людской.
  С этой схваткой гордынь меж собою, убивающей нас пустотой,
  С этой страстной ничтожной борьбою, вечным спором тщеты со тщетой...»
               
                (Борис Сиротин)

  "Ты не «победишь» зло до тех пор, пока не увидишь добро, которое оно делает".

  Молитва, найденная в концлагере Равенсбрюк: «Господи, помни не только добрых, но и злых. Помни не только обо всех страданиях, которым нас подвергли. Помни, что эти муки принесли свои плоды – наше товарищество, преданность, смирение, храбрость и щедрость, величие сердца, вдохновившее нас на всё это» (Из Э. Мелло).

  «Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла» (Лихтенберг).   
  Причина – отсутствие состояния Любви: невежество, недопонимание, руководство негативными чувствами, насилие (в т.ч. над собой), ощущение невозможности творить добро по-Доброму, то есть в состоянии Добра?
  «Злом зла не поправишь» (поговорка). Жаль, не всегда это вспоминается вовремя…
  «Один из самых действенных соблазнов зла – призыв к борьбе» (Кафка).
  Если имелась в виду идея борьбы со злом – присоединяюсь: выстрадал. Побеждающий в борьбе сам стаёт Злом, если видел Его в противнике? Если же боролся вынужденно, просто подчиняясь порядку вещей, не усматривая Зла – остаюсь в естественном Добре? В этом случае, не теряя сознательности Созерцания, ощущаю себя стихией, стихии же не борются – необходимо сталкиваются?  Таким образом, я не виню ни себя, ни противника. После схватки ищу все возможности понять его и себя. Беда? Да! Но – не вина! Понявший это становится Свободным – свободным принять Добро в сердце.
   
  Жить без борьбы невозможно, но бороться со злом – часто значит творить зло, даже когда борюсь во имя блага, но в нём не пребываю? 
  Ни Добро, ни Зло как идейные начала в данном представлении не борются, неуязвимы друг для друга – Зло лишь сталкивает своих носителей, уча их для Добра или уничтожая, а Добро даётся лишь отдающим Ему все силы, Увлечённым, требует предельного накала, напряжения в Деле.
  Добру сердца нужно отдавать «нижние» энергии – сильные энергии страха и агрессии, желания власти, сладострастия, возбуждения, желания обладать мат.благами, людьми, манипулировать ими, занимать определённое положение в иерархии, идя по головам и т.д. Если всю эту мощную энергию направлять в Сердце в самом высоком его смысле – только тогда Добро становится сильным, неуязвимым, способным побеждать зло без борьбы – просто одним своим явлением. И такое у меня было, хотя и далеко не всегда это мне удаётся. Тем не менее – было, стараюсь.
  Часто сам я ведусь на зло своим злом, начинаю ему противостоять, считая себя добрым, и только остыв, понимаю, что Добрым в тот момент не был или был недостаточно, был слаб в Добре, иначе зло не смогло бы ко мне прицепиться:  не за что было бы. Не смогло бы оно так легко вывести меня из  себя-Настоящего, будь я бдителен постоянно.
  Чтобы опуститься во Зле, стать Его добычей и быть втянутым в драку, в антагонистическое, взаимоисключающее соперничество – совершенно не обязательно «продавать душу дьяволу» - достаточно расслабиться, не стремиться всей душой и делами к Добру, не иметь интересов, ведущих к Добру и исходящих из Добра сердца.
«Бог тянет за одну руку (идущего к Нему – А.Д.), а чёрт – за обе ноги» (Буше Г.).

  «Смотри, не поддавайся иллюзии, которую принято называть «борьбой за жизнь». Эти слова имеют смысл, только если они означают «борьба за Бога»… Для того же, кто нашёл свою жизнь в Боге, не существует никакой борьбы за жизнь. Бог не ведёт ни с кем никакой борьбы. Само присутствие Божие – победа» (Николай Сербский, «Мысли о добре и зле», 1923).               
  После увлечения борьбой со злом (у меня…) следует этап самоотверженной борьбы за Добро, наконец, становишься Счастливым от «просто Жизни»?

  «Силой ничего не верши» (Клеобул, VI до).   
  Бороться со злом – что конфетку из свежего «вторичного продукта» голыми руками делать? Хуже? Но руки «чешутся»? Охота пуще неволи (желание крепче  тюрьмы)… значит, судьба пока бороться со злом? Пока не появится сильное желание круто развернуться в сторону Добра, прежде всего строить Его, служить Ему, крепить Его, не обращая внимание на какие-то мелкие укусы, вызовы зла.

  "В стране декларируется равное право съесть друг друга как для волка так и для ягнёнка" (из телешоу).
  Большинство из нас отчасти суть волки, как сильные, так и слабые, считающие себя козлятами, но мечтающие быть сильными, чтобы есть других? Хищники по образу мысли – с программой «отбери и съешь!»; доказательство – всеобщая зависть, уважение «крутых», мечты об «успехе»? мечты об обладании мат.благами в сугубо личных или узкосемейных, узкогрупповых интересах, не в интересах всех добрых людей.
  Таким образом, зло пожирает зло? «Зло – враг самого себя» (Бёме Якоб).
  С гибелью злосчастной жертвы пропадает и Человеческая часть её сути? А что с Ней происходит в победителе?-

  «Победитель всегда воспринимает кое-какие черты побеждённого» (Б.Шоу).

  «Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже самого зла» (Публий Сир, I век до)
  Идея борьбы со Злом – основа несчастья? Особенно если эта идея ведущая.          
  Добро и зло только на первый взгляд враждуют? Если присмотреться – враждует только зло со злом – в пользу добра, которое враждовать не способно в принципе, хотя кулаки в ход по необходимости пускает? «По воле Божьей». Не из моего понимания Добра, а из высшей справедливости, мне недоступной.               
  Получается, что «добро», вступая в схватку со злом и уподобляясь ему при этом, как бы изменяет себе, чтобы сдержать зло? Или изменяет Добру человек? Точнее, не замечает, ЧТО ИМЕННО им владеет в данный момент, особенно если не задавался целью служить Добру, поддерживая Его в душе, как тепло очага в доме, видя в этой службе Счастье.
  Добро неуязвимо, спокойно, бесстрашно, радостно. Когда Добро селится в сердце, Оно дарит всё это душе. Но само по себе Добро на ПМЖ в Анахате не поселится – Его нужно усиленно приглашать и расчищать для Него место. Тогда Оно в какой-то момент посетит хоть на миг… и подарит эту уверенность, защищённость, гармонию, спокойствие, смелость, Радость. Зло же только там, где на самом деле Добра нет, они не соприкасаются в человеке – либо одно, либо другое. Другое дело, что именно зло, сталкивая людей, прикидывается добром,  якобы борющимся со злом (а человек при этом мнит себя правым)?  А часто и выглядит добром, делает его:      
  «Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра» (Буаст).

  «Добро не носит маску зла, но часто зло под маскою добра творит свои безумные дела» (О. Хайям).   
  В моём лице? Моими руками?

  «О Добре:  это – мир особый, каждый полон идей благих,
  Осуждая почти без злобы всё известное зло … в других»
               
                (Красавцев С.Н., «Лето прошло», М.-2006)
 
  Осуждает непонимание. Всего не понять, но Добра держаться – не прогадать?

  «Ханжество в том, что люди поступают зло, но перед другими создают видимость, что их намерения добры и что они желают совершить нечто хорошее» (Гегель).   
  «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба» (Толстой Л.Н.).
  «На свете творилось бы очень мало зла, если бы нельзя было творить зло под видом добра» (Мари Эбнер-Эшенбах).

  «Сея зло от благочестья, вечной славы ждут себе,
  Но за злобу зёрна мести прорастают в их судьбе.
  А тем, кто зол, всегда живётся плоше, своим же злом себя они казнят.
  Злость человека – тягостная ноша, и наказание его, и ад»               
               
                (Мирза-Шафи)

  «Пошлость возникает из потребности видеть зло в людях, принимая их слабость в добре за силу в зле и наслаждаясь всеобщим опорочением» (Ильин Иван Алексеевич).
  «Лишь отрешение от мыслей о славе, богатстве и власти освобождает от пошлости» (Хун Цзычэн).
            
  «Только злые люди зла боятся» (Вальтер Скотт).
  При этом большинство боящихся считают себя добрыми? Конечно, не в том смысле, какой я вкладываю в слово Добро – обычно слово «добрый» понимается как угодно, только не как стремление к постоянству особого состояния души.
  Например, я считаю себя добрым, потому что делаю то, что считается добрым. Или бываю добрым по случаю, иногда, по случаю. Или в ответ – как ко мне, так и я. А в остальное время?
  Большинство не имеет понятия и о самонаблюдении как Пути, а услышав о нём, тут же вытесняет это осознание как опасное:  срабатывает т.н. психзащита или защита встроенной чужеродной программы? Свет высшего сознания для неё смертелен! Почти каждый предпочитает думать, что он - это и его тёмные, низкие, мелкие мыслишки (а это не так:  они-то приходят в голову, но если их не присваивать – не станут моими, уйдут), которые никто не видит, поэтому я скрывал их, прятал даже от себя. Говорят, «быть честным перед собой» - как раз тот случай. Легче осознать злую, плохую мысль не как свою, а как чужеродную, и игнорировать её, бороться же с ней в соответствии с принципом противоборства одержимостей – это Сизифов труд:  чем больше борюсь со злой мыслью, тем крепче она заседает в голове. Чтобы освободиться, достаточно просто её игнорировать, а присваивать только добрые мысли, приходящие Свыше. Это один из путей быть по-настоящему добрым, чувствовать себя Добрым, быть самим Добром.
  Если же кто-то считает, что если эти мысли никто не видит, то можно с ними ничего не делать, мол, буду иногда им подчиняться так, чтобы этого никто не заметил…
  Но ведь мы живём на абсолютно открытой Космосу планетке, мы видны Миру – какой смысл закрывать глаза потными ладошками и думать: "я в домике!"
  Чаще смотрите вВерх – подобно Канту, постоянно чувствуйте на себе-хорошем любящий взор Неба, видьте себя Сверху!
  Раз и навсегда увидьте себя настоящим – Добрым!

  Любовь вытесняет из сердца страх, не нуждается в защитах, позволяет быть открытым, видеть и себя и людей Добрыми. Если же боюсь – значит во мне нет Любви.

                ***
  «Где милосердие – там и ненависть. Вместо старания прослыть милосердным – отринул и ненависть и милосердие» (Хун Цзычэн).
  «Какие услуги не оказывай людям, им всё равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают» (Вовенарг).

  Для несчастных Добра нет – хоть всё им («мне!») отдай? Как в сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц»?
  Блажен лишь дающий тайно? Либо хотя бы не придающий значения своим услугам, не ждущий отдачи.

  «Кто не замечает зла – глуп (или свят?- А.Д.), кто не замечает добра – несчастен» (Ежи Плудовский).
  Бережно сохраняя добро сердца, снова и снова пытаюсь взмыть как над самим собой-отдельным, так и над ближним как отдельной сущностью – увидеть всё и всех необходимыми друг другу, связанными друг с другом, весь мир – Живым Целым, мир как Общество и мир как Космос, таким образом стать Добром, даже если ближний в данный момент находится в состоянии зла и противостоит такому же злому.
 
  Носители зла сталкиваются, чтобы ожило в нас Добро, а разъединение предшествует счастью объединения? Они показывают нам, что такое быть злым, что такое противоборство одержимых, дают отрицательный пример, от которого можно оттолкнуться? Или неисправимые в этой жизни носители зла уничтожают друг друга и перестают таким образом отравлять жизнь оставшимся? Одновременно показывают, к чему может привести пассивность в Добре? Это относится и к суицидникам? Вершащие суицид, поднимающие на себя руку предположительно находятся в состоянии зла. Если бы они были в состоянии Добра, они думали бы о людях, о том, как им помочь, что для них хорошего сделать, а совсем не о том, чтобы уйти, дезертировать, оставив тягостное впечатление о себе. Либо человек оказался слабым в Добре, был добр, но зло пересилило, поскольку Добро он своими нижними энергиями не питал.
Таким образом, получается, что носители зла сталкиваются, чтобы Добро жило в каждом из нас, а разъединение как главное проявление зла («разделяй и властвуй») создаёт условия для счастья тех, кто понял это позитивно. Кто не понял – испытывает муки ада на Земле. Поэтому я призываю – ради счастья ради нашего – не считать себя, не казаться себе добрым, а быть самим Добром. Быть Любовью сердца – прежде всего. Не столько отождествлять себя (нас) с Добром, сколько ощутить себя Им. Вне слов. Вне политики «разделяй и сталкивай».
 
  Тогда не останется ни зла, ни добра – будет просто Жизнь, просто Счастье. Это идеал, но я к нему стремлюсь.
  И слова, понятия окажутся вдруг направляющими ориентирами – как звёзды, солнце; 
окажутся как бы транспортом, доставившим к дому.
  Но как же войти в Дом? Советы здесь невозможны? Есть только Примеры – старцы, святые, подвижники, герои известные и скромные, которые рядом, но мало кто их замечает?
  Для себя же вижу только путь борьбы за Мечту: 
 
  «Лишь тот достоин жизни и свободы  (Счастья! – А.Д.),
  Кто каждый день за них идёт на бой»
               
                (Гёте)

  Зло неистребимо, но как только удаётся стать Теплом и Светом хоть на мгновение – грозовые тучи уносятся и – да здравствует солнышко Добра! 


                ***
  Потенциал зла часто реализуется от «удара», «волшебного пендаля», «наезда», обвинения и иного внешнего зла. Когда я не в состоянии понять-простить «ударившего» (обидевшего, причинившего боль, вред), сохранив себя в Добре.
  Таким образом зло, сталкивая своих носителей – явных, чьим сердцем уже владеет, и потенциальных, способных обозлиться, - передаётся как зараза – заражает. От одного обозлённого передаётся другому, то ли ещё слабому в Добре, то ли пассивному, не служащему ни Злу, ни Добру, живущему как все – как придётся. Такой не обладает ни иммунитетом ко злу, к одержанию злом, столкновение с обозлённым обрекает его на одержание.
  Носители зла в столкновениях часто гибнут, но оно успевает войти в сердца нестойких в Добре борцов. Поэтому лучше упорно и последовательно вытеснять зло из сердца Добром,
  чем бороться с ним в себе:  чему уделяю внимание, то и растёт, даже отрицательное; 
  чем бороться с его носителями, рискуя заразиться от них, особенно если их «бес» сильнее моего «ангела», может завладеть и мной, приведя с собой «семеро злейших себя» и активировав моих коренных «бесов», вытесненных было из сердца «ангелом», теперь отступившим, временно побеждённым.
 
  Другое дело, если эта борьба вынужденная или непроизвольная, спонтанная, импульсивная, когда и подумать не успеваешь… Когда как бы послужил инструментом судьбы.
  Тогда сразу после случившегося пытаюсь понять, а значит простить и даже, возможно, полюбить врага и себя.

               
                ***
  Вертикаль. «Верхи», по мере ухода от контроля общества,  уходят от морали, общественных норм и чем выше – тем дальше, но не от добра-зла, не от совести:  просто совесть допускает происходящее как Справедливое:  думаю, власть, как ей видится, угнетает одержимых, перекладывающих ответственность избирателей, требующих, напрасно ждущих, непонимающих, непрощающих, нелюбящих… невежественных, жадных, трусливых, «фраеров», «лохов» - электорат, прошу прощения за выражение. Люди «бандитам или подопечным Воланда» представляются жалкими, хотя и потенциально опасными «бунтарями», не добрым и дружным Народом, а гипнабельным населением, «бандерлогами», скопищем гадящих, разделённых между собой существовантов, примитивных разрозненных потребителей, дикарями, меняющими свои шкуры на стеклянные бусы ширпотреба, подлыми рабами, чернью, которых им совершенно не жаль. Но мы всё же живём, потому что в нас есть Добро как возможность, а у Добра, видимо, есть надежда, что однажды мы призовём Его на трон своей души.   
  Но какая неблагодарная работёнка в команде Князя! За зло добром никто не платит, как и за какие-либо подачки, до сих пор они лишь успокаивали «лягушек в кастрюле»...

  Насколько я Добр – настолько и Свободен, насколько Свободен – настолько и Счастлив!
  Это Счастье я и пытался разделить с Тобой, дочитавший до конца добрый человек.
  Насколько Оно у нас общее?