Монадология

Сибирская Хиджра
Хотя Лейбниц пришел к монадологии непростыми путями, обобщая данные самых разных наук, от физики до биологии, в систематическом изложении учения о монадах он берет в качестве исходного пункта несомненный факт существования сложных вещей. Сложное должно состоять из простого, и монады есть не что иное, как простые субстанции, единицы бытия. Они лишены частей, т. е. нематериальны, и могут быть названы духовными атомами. Это означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Отсюда, однако, не следует, что монады неизменны. Опыт свидетельствует, что в мире все время что-то меняется. Эти изменения должны быть связаны с монадами, так как кроме них в мире ничего не существует. Изменения монад не могут состоять во внешних перемещениях, так как монады не находятся в пространстве. Значит, изменения должны происходить внутри самих монад и вызываться внутренними причинами, так как у них «нет окон» и они не могут реально взаимодействовать с другими монадами.
Монады, стало быть, это вовсе не безжизненные элементы сущего, а неисчерпаемые источники энергии, терминологически обновленные наследницы субстанциальных форм и аристотелевских энтелехий. Хотя они не имеют частей, у них есть внутренняя структура. Они могут находиться в разных состояниях и менять их под влиянием стремлений, «аппетиций». Состояния, или «перцепции», т. е. восприятия монад, в отличие от частей сложной вещи, не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Эти состояния не могут возникать в монадах ниоткуда, скорее их надо мыслить от века присущими им, но до поры до времени свернутыми. Развертывание состояний монад происходит в соответствии с законом непрерывности, без каких-либо скачков, по своего рода расписанию, составленному для каждой монады Богом при творении мира.
В принципе, состояния каждой из бесчисленного множества монад могли бы быть совершенно не скоординированы между собой. Но такой мир не был бы наилучшим, неисчерпаемое многообразие не обнаруживало бы в нем признаков единства и упорядоченности. Для соответствия критериям оптимальности Бог должен был, во-первых, сделать так, чтобы каждая монада была уникальной (в мире не может существовать двух одинаковых вещей — знаменитый лейбницевский принцип «тождества неразличимых»), во-вторых, запрограммировать монады так, чтобы их состояния на вечные времена гармонировали друг с другом. Таким образом, в нашем мире существует предустановленная гармония между восприятиями монад.
[Эти заключения Лейбница противоречат современной физике с ее "принципом неразличимости тождественных частиц" прямо следующему из "принципа Гейзенберга" по которому импульс и координата частицы не могут быть определены одновременно и доказанными экспериментально опытами по "ЭПР-передаче". По самой своей природе элементарные частицы обладают тем качеством, что на квантовых расстояниях можно указать только вероятность нахождения частицы в данном конкретном месте и если например через дифракционную решетку проходят две и более частицы, то эти вероятности могут перекрываться. То есть в одном и том же месте с равной либо различной вероятностью может находится две и более частицы. Что уже делает невозможным их нумерацию и прослеживание индивидуальных траекторий даже если бы мы и обладали техническими возможностями для этого. На самом деле данное положение расширяется и на квантовые системы, что так же опровергает то, что у входящих в них частиц "нет окон". Напротив две частицы образовавшиеся например в результате столкновения фотонов (будь то хоть опять два фотона) не только сохраняют информацию друг о друге в каждой из них, но и способны сохранять информацию о квантовой системе с которой они имели контакт и даже воспроизводить ее при последующем слиянии.
Якоже если взглянуть на дело с четырехмерной позиции (четвёртое измерение время) то мы увидим, что в таком пространстве все вещи (кроме собственно элементарных частиц) будут не тождественны сами себе в различные моменты времени.
Также это утверждение противоречит и мнению самого Лейбница о всесовершенном боге ибо всесовершенное существо разумеется способно прибывать в различных местах одновременно. Хотя сие несколько напоминает христианское учение о "Троице", но в наиболее наглядной форме мы можем представить данное на примере ведических пурна-аватаров, каждый из которых был абсолютно не отличим от другого и разумеется обладал всеми атрибутами и качествами бога. Причём такие аватары бывало являлись одновременно и в огромных количествах. Так Кришна имел одновременно 16 108 жен и при этом так же одновременно находился с каждой из них. Причём сказанное сочеталось с тем, что у Кришны была только одна жена -Лакшми].

Проиллюстрировать (хотя и не доказать) наличие этой гармонии можно на простом примере. Допустим, два человека стоят рядом и наблюдают восход солнца. Их восприятия согласованы, но как объяснить это соответствие? Восприятия есть психические состояния, состояния душ. Каждая душа — монада. Они независимы друг от друга, и смена их состояний определена цепью достаточных оснований, протянутой с времен творения мира, ведь души, как и все монады, живут вечно, хотя могут и не помнить о прошлом. Но как же все-таки получается, что независимые друг от друга монады воспринимают мир так, будто он реально воздействует на них? Нельзя ведь сказать, что они воспринимают восход солнца потому, что оно освещает их своими лучами — ни солнце, ни что-либо другое не может реально влиять на монады, и само солнце есть перцепция таких монад. И хотя за восприятием солнца может стоять нечто вполне реальное, какая-то совокупность монад, все равно они не могут напрямую влиять на другие монады. Одним словом, согласие восприятий людей — при предположении истинности всех сделанных допущений — можно объяснить только изначальной скоординированностью их монадических жизней, синхронизированностью этих «духовных автоматов», где Бог выступает в роли мирового часовщика, заводящего разные часы так, чтобы они показывали одно время.
[Здесь Лейбниц снова противоречит сам себе, ибо у заводной игрушки уже по факту этого не может быть свободы воли. Кроме того, такой завод возможен только при условии если бы время было-бы абсолютно. Однако это не так и при скоростях сравнимых со скоростью света время замедляется. Причём как бы это не противоречило здравому смыслу замедляется оно в два конца. Здесь допустима такая аналогия. Мотоциклист может перемещаться с длину со скоростью 60км./час. Если же он решит отклонится от траектории на определённый угол, то он так же начнёт перемещается относительно системы отсчёта и в ширину, но при этом скорость его движения в длину закономерно уменьшится. В конечном итоге он может вообще начать двигаться перпендикулярно первоначальному курсу и тогда его скорость в ширину будет 60км/час, а в длину соответственно 0. Вот так и объекты в четырёхмерном континууме движутся с постоянно неизменной скоростью равной скорости света. Только наблюдаемая скорость движения в пространстве у них получается разная. В формуле для перевода движения во времени в движение в пространстве и наоборот автора наиболее смущали квадраты, ибо очевидно, что возводя в квадрат столь непохожие величины (особенно когда одна из них единица) трудно достигнуть успеха. 10 метров в квадрате, как то не тоже самое, что 1 000 сантиметров или 38.8 футрв в квадрате, а секунда то одна:-)
 Ну это тема для отдельного разговора, главное что данные эффекты, названные релятивистскими прослеживаются уже на тех скоростях, на которых движутся спутники глобального позиционирования и поэтому для получения точных координат приходится вносить в их показания соответствующие поправки].

 Лейбницевская теория показалась многим фантастичной, так как предполагала изначальный учет Богом неисчислимого количества факторов, воздействующих на будущий ход событий. Об этом недостатке концепции предустановленной гармонии заявлял, к примеру, известный французский скептик П. Бейль. Лейбниц, однако, остроумно отвечал, что нет такой реальной задачи, которая была бы слишком трудна для Бога, и лучшей в этом плане оказывается именно та теологическая концепция, которая в максимально возможной степени возвышает божественный интеллект.
[Подвох здесь в том, что если бы Бог и смоделировал бы все возможные влияния, то при необходимой для дальнейшей работы вселенной точности, такая модель должна была бы быть абсолютно тождественной оригиналу. Другими словами Бог бы уже на уровне моделирования и создал бы вселенную. А то, что она бы находилась при этом в его сознании совершено не меняет дело. Якоже после построения такой модели небыло никакой необходимости копировать ее воплоти. Хотя сама по себе такая концепция вселенной не только не противоречива, но скорее всего так оно и есть и вселенная не что иное как сон Вишну (Майя), но ведь Лейбниц то настаивал на неком фундаментальном различий во внутренних свойствах монад и свойствах внешнего по отношению к ним мира, что трудно уложить в концепцию Майи.]

Гармония перцепций монад создает феномен единого мира и делает все монады «живыми зеркалами универсума». Но эти зеркала, конечно, неодинаковы. Восхождение по ступеням совершенства пирамиды монад соответствует повышению ясности и отчетливости их перцепций. Чем более отчетливы перцепции монад, тем менее страдательны последние, тем больше им может быть приписано активности (хотя в известном смысле все монады одинаково деятельны). Фундамент этой пирамиды составляют бесчисленные «единства», спящие монады, лишенные развитых психических способностей и ясных перцепций. Выше них находятся животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума, природа которого состоит в ожидании сходных случаев. Следующей ступенью мира монад являются человеческие души. Кроме перечисленных способностей человек наделен также сознанием, или «апперцепцией».
[В дальнейшем Е. П. Блаватская внесла динамичность в эту модель, допустив что монады способны эволюционировать и переходить на более высшие ступени, и так до наивысшей. Причём данное совершено не противоречит положению о том что все сущее есть сон Бога, ибо как уже было сказанно Бог может иметь множество абсолютно тождественных сущностей видящих абсолютно тождественные сны.]

Сознательный аспект человеческого существования, однако, не следует преувеличивать. Лейбниц критикует Декарта, отрицавшего существование бессознательных ментальных состояний. В действительности осознанные перцепции затеряны в океане бессознательного. Бессознательные состояния являются таковыми в силу их «малости». Человек просто не замечает их. Иногда это приводит к тому, что они захватывают власть над его волей — Лейбниц специально обсуждает влияние бессознательных факторов на поведение человека. И все же человеческие души отличает именно наличие сознания, апперцепции, и других высших способностей, рассудка (entendement) и разума (raison). Они позволяют человеку отчетливо постигать вещи, связно судить о них и открывают ему сферу вечных истин, моральных законов и самого Бога, находящегося на вершине пирамиды монад.
[Моя мамка будучи дошкольным воспитателем знала об этом, только не знала как называется- вот если повысить температуру в ванной, то ребёнку надоест купаться. Вещь имеет расширение и если например человеку вколоть тестостерон, то тот пойдёт и кого-нибудь изнасилует и если данное сделать тайно, то далее он будет чувствовать вину за это не на кольщике, а на себе. В ту же кучу техники НЛП.]

Открытость Бога разуму людей выделяет их души среди других монад. Лейбниц именует человеческие души и подобные им субстанции духами. Духи, в отличие от других монад, отражающих скорее мир, чем Бога, «выражают скорее Бога, чем мир». Они являются гражданами Града Божия и могут надеяться не только на вечное существование, но и на сохранение Богом их Я, самотождественной личности.
[Это то понятно. Было бы странно если бы субстанция не имеющая личности надеялась на сохранение таковой. Подвох в том, что Яхве отбирает для вечной жизнь только те души, которые влезают в строго определенное прокрустово ложе и подогнать свою личность под таковое, как раз и значит потерять ее.]

Бог, этот «абсолютный Монарх» духовного сообщества, как и всякая созданная им монада, тройствен. Субъектной основе в нем соответствует всемогущество, от которого зависит даже возможность вещей, перцепциям — всеведение, стремлению — благая воля, без которой вещи не могут обрести действительное существование. Три этих качества соотносятся с тремя ипостасями христианского Божества, Отцом, Сыном и Святым Духом. Бог, по Лейбницу, — совершенно уникальная монада. Во-первых, он содействует другим монадам, и их бытие зависимо от Бога, во-вторых, «один только Бог всецело свободен от тела». Этот тезис породил многочисленные вопросы в последующей истории философии. В самом деле, почему другие монады должны быть связаны с телами? Ведь в принципе они изолированы от всего, кроме Бога, и они могут представлять мир, даже если этот мир вообще не существует. Лейбниц тем не менее настаивает на своем, хотя, чтобы согласовать свою позицию с тезисом о естественном бессмертии монад, ему приходится изобретать смелые гипотезы, наподобие предположения о неком «свертывании» тела после гибели живого существа.
[На самом деле проблемно молится всевидящему и всезнающему богу, знающему о тебе и твоих настоящих будущих мыслях больше, чем ты сам. Поэтому то в христианстве и пользуются такой популярностью различные угодники, блаженные и святые, которые очевидно встали на место исконных индоевропейских богов. В ведизме же утверждается, что несмотря на то, что бог один, он делится на аватары более низших порядков, а те в свою очередь на аватары ещё более низших порядков (низшие боги и полубоги) и так до людей (амса-аватаров) и существ ещё более низших. При этом никому не закрыт и путь к вершине данной пирамиды (сарупья в широком смысле этого термина).
Ом.

Приложение
Биография Фазиля Искандера
Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуме (Абхазия). Его отец, иранец по происхождению, в 1938 году был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии.
Фазиль Искандер окончил сухумскую школу с золотой медалью, поступил в Московский библиотечный институт, в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1954 году.
В 1954-1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты "Брянский комсомолец", в 1955-1956 годах — газеты "Курская правда".
В 1956 году переехал в Сухум, став редактором в абхазском отделении Госиздата.

Первые поэтические публикации Фазиля Искандера датированы 1952 годом. Первый рассказ был напечатан в 1956 году в журнале "Пионер". С тех пор он регулярно печатался в различных изданиях ("Смена", "Неделя", "Костер", "Сельская молодежь" и других). Первый сборник стихов Искандера "Горные тропы" вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме. В 1962 году были опубликованы два его рассказа в журнале "Юность". Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". В 1966 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая повесть писателя — "Созвездие Козлотура".

В 1979 году писатель принял участие в неподцензурном альманахе "Метрополь" (повесть "Маленький гигант большого секса"), изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.
Среди произведений Искандера — стихи, рассказы, повести, романы: "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Кролики и удавы" (1987, сатирическая повесть), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе), "Человек и его окрестности" (1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ) и др. В начале 2000-х годов вышли новые книги Искандера — "Ночной вагон", "Где зарыта собака", появилось десятитомное собрание произведений писателя. В журналах были опубликованы новые рассказы ("Козы и Шекспир", 2001; "Гнилая интеллигенция и аферизмы", 2001; "Сон о Боге и дьяволе", 2002 и др.).

Рассказы и повести Искандера переведены практически на все европейские языки.

По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов.
 Среди известных экранизаций — картина Юрия Кары "Воры в законе" (1988), в основу которой легли рассказы "Чегемская Кармен" и "Бармен Адгур". В 1989 году вышло сразу два фильма по произведениям Искандера: картина "Созвездие Козлотура" и лента "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" — экранизация новеллы "Пиры Валтасара" из цикла "Сандро из Чегема". В 1992 году был снят фильм "Маленький гигант большого секса" с Геннадием Хазановым в главной роли. Картина стала экранизацией новеллы Искандера "О, Марат! ". [Книгу не читала, а кино совершенно не про Берию, история с которым уместилась в первые 15 минут, а про трусливого похотливца. Типа парнухи, только эротичнские сцены вырезали]

Фазиль Искандер был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989-1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Искандер — академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом "Честь и слава" I степени Абхазии (2002).

Он награжден рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова "За мужество в литературе" (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией "Золотой Остап", Малапарти (Италия), "Триумф" (1998), памятной медалью РАН "Шедевры русской литературы ХХ века" за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.
В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии "Ясная Поляна" имени Л. Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник "Избранные произведения".
Именем автора "Созвездия Козлотура" названа одна из малых планет.
В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии "Выдающиеся личности Абхазии", посвященную Фазилю Искандеру номиналом 10 апсаров.
https://ria.ru/20140306/998133629.html