4. 28. Тонкости вопроса

Владимир Рапей
Из Интернет-книги В.Рапея и Т.Ламарской
«Смерть близкого человека. Жизнь До, на Рубеже и После»

Глава "Жизнь После"
***************
28. Тонкости вопроса (В.Рапей)

В жизни очень много непростых ситуаций, касаться которых стоит лишь с величайшей осторожностью. Об этом, пока что так. Только обозначим.


Добровольный уход
******
Кто мы такие, чтоб кого-то судить? У каждого человека свой "болевой порог Души". У каждого - свои жизненные наработки по выходу из критических ситуаций.  Кто-то может справится с ситуацией, а кто-то - нет.  Вправе ли мы кого-то судить? А если кто и судит, то ему - извечный вопрос: "А судьи - кто?"
Избирательность такого "правосудия" - это известное дело.
Традиционных пару бутылок "палёной" водки на лицо, трёхдневная кома, и тихий уход. Это что? Это ли не добровольный уход в мир иной?
Так что здесь надо поосторожней с "диагнозом".

И если можешь изначально помочь человеку - помоги. Помоги справиться с его безысходностью и душевной болью, толкающих на отчаянный шаг.

Не можешь - призови на помощь настоящего специалиста. Специалиста по пограничным состояниям, а сам "плотно прикрой свою варежку", и не засоряй людской "эфир" потоком "судейского" примитива.

Всевышний (даже если вы бесконечно верите, что его нет) - всё учтёт и со всем разберётся. И в итоге всё будет хорошо. Ибо так задумано. А к этому финальному "хорошо" у каждого свой путь.  Длиннее или короче - не важно. Но пройдут его все: каждый и в свой срок.
*******

Религия, церковь, ритуалы
*******
Всё, что хоть как-то структурирует общество,- это хорошо.
И любая структура не может существовать без своей иерархии, свода правил и законов. Они держат структуру в целостности. Они защищают своих участников
и дают людям понимание, как действовать в той или иной ситуации.

Это касается и ситуации ухода человека из жизни.
Мне думается, что люди, погружённые в религиозные традиции, в критических ситуациях, в т.ч. и таких, как переживание "острого горя", являются более эмоционально стойкими.  Ибо им есть, на что опереться.

Можно по разному к этому относиться, но молитвы - "работают". В них заложены (кем и когда - не ведаю) определённые словоформы-ключи, которые позволяют их произносящим взаимодействовать с высшими иерархиями мироустройства.
А человек - это не кусок мяса. И его Душа - одна из крупиц этого глобального мира. Так что изучайте традиции, изучайте обряды - в них есть здравые зёрна, несущие благо. Пользуйтесь этим. Изучайте, понимая, что любая религия и продвигающие её структуры - это лишь частица нашего безкрайнего мироустройства. И, в конечном итоге, задача религий - восстанавливать утраченные связи со Всевышним и уже тем самым помогать людям
*******

Боевые потери
********
Боевое братство - это отдельный пласт отношений. И, пожалуй, об этом говорить имеет полное право лишь вкусивший это сполна.
Далее всё тот же Ю.Левитанский, фронтовик и поэт:

Ну что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.

(Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед —
я в нем, как мушка в янтаре.)

Но что с того, что я там был.
Я все избыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.

(Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
и пламя гильзы в блиндаже.)

Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
дрожит на скулах у меня.

(Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой
уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.)

Но что с того, что я там был!.."

Наверное, самое важное, это осознание того, что смерть в бою твоего Близкого человека была не напрасной. Что дело, за которое он полёг, было правым. И даже если нынешние власть имущие к этому вдруг неучтивы, то всё одно народ не предаёт память своих героев. И все они навечно в безсмертном полку своего народа.
*******

Смерть детей
*******
Наверное, здесь нужно просто помолчать.
Бережно прижать такого человека к своей груди. Тёплой ладошкой нежно погладить его головушку. И тихо покачиваясь, как на ветру, просто помолчать.
Этот человек и так знает всё, что ты можешь ему сказать.
И если можешь, просто дай ему немножко трепета своей души.
 
Посидите на лавочке, глядя на плывущие облака. "Белогривые лошадки".
И внезапно попроси, чтобы он для тебя сделал какую-нибудь житейскую малость. Самую малую малость... И попроси ещё и завтра.
Он будет тебе благодарен за это.
*******

 
Старые, очень старые друзья
********
Внезапно. Как всегда внезапно приходит срок, когда один за одним, друг за дружкой начинают уходить твои друзья. Друзья твоего солнечного детства, юности.  Они по жизни могли быть с тобой не согласны. Они могли даже в отношении тебя где-то накосячить. Бывало, что вы "посылали" друг друга и по двадцать лет не виделись. Потом случайно встречались, обнимались и не могли расстаться. Это - часть тебя, твоей жизни.
И вдруг он уходит.
Нет, это уходит не он. Это уходит часть тебя.

В эту прорешину жизни, замысловатой неправильной формы, уже не вставишь "биопротез-заменитель". Такие нынче "не делают". Их ковали в кузницах на рубеже времён. Их закаляли "ветра перемен". Их "на слабо" не возьмёшь.  Кремень, а не люди. Хотя и изрядно потёртый. Люди - эпоха.
И потому бесконечно жаль их ухода, они - уникальны.
 
Что тут не говори, а всё одно будет болеть. И мысль - неотступно задним планом: "Кто-же следующий? Может я?"
Только светлая память, да ещё тёплая улыбка в ответ на его былые шкодности  и "непотребности".

Он тоже, где-то там за облаками об этом помнит. О всех шкодностях. И хитро улыбается - задачка у него тогда была такая: тебя в тот момент спровоцировать на эмоции... "Улыбайтесь, Вас снимает скрытая камера".

P.S.  И кто сказал, что мужчина и женщина не могут быть друзьями по жизни?
*******


Женщина / мужчина
********
Переживание мужчиной или женщиной смерти близкого человека, по-логике, должны разниться меж собой. И это можно разобрать, разложить и сделать какие-то выводы. Но, вся сложность в том, что опять таки, очень много здесь уникально личностного. И ещё бывает, когда в мужчине присутствует много женского начала, так же, как и в женщине - мужского.  И поэтому всё не однозначно. Надо общаться.
*******

Детское переживание
*******
Тоже очень непростой вопрос: переживание малолетними, да и взрослеющими детьми смерти своего родителя. Разная степень близости и зависимости. Всё очень индивидуально. И, наверное, лучше с участием специалиста, хорошего психолога, понимающего тонкости вопроса детской психики и её реакций. Бытовые народные детские успокоительные "пилюли" от взрослых родственников могут возыметь обратный эффект, и можно только сделать хуже.
Здесь не до экспериментов.
А сам ребёнок не прочитает нужную книгу и не сможет сделать правильные выводы. И, кроме того, он может находиться в данный момент в состоянии затяжного шока. Поэтому - лучше помощь со стороны хорошего профессионального психолога, работающего с детьми.

Ну и, конечно, - тепло вашей души и безконечная любовь этому маленькому человечку.
В любых дозах.
*******