Гегель и традиционализм

Олег Гуцуляк
Исходным принципом философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления (понятия и его содержания), воплощенного в Абсолютной Идее (Absolute Idee). Она выражает полноту всего сущего.

В процессе своего самопознания Абсолютная Идея проходит три ступени и предстаёт как логика, природа и дух.

На ступени логики идея рассматривается как существующая ещё до природы, вне времени и пространства и любого чувственно-опытного содержания. В рамках этого рассмотрения она развёртывает из себя всё богатство своего содержания, создаёт сеть философских категорий как базовых форм мышления.

Переходя в природу (как свое инобытие), идея рассматривается в качестве создателя трех её царств-проявлений: механизм — химизм — организм. В природе идея обогащается содержанием и возвращается к самой себе, в идеальное состояние.

Следующий этап в развитии абсолютной идеи — её проявление как духа, начиная с чувственных форм и заканчивая логическими категориями, такими как субъективный дух. Переход идеи в объективный дух совершается посредством включения личности в общественную жизнь. Первая ступень в развитии объективного духа — «абстрактное право» или бытие свободы, ограниченное законами. Вторая ступень — мораль, посредством которой реализуется внутренняя свобода личности. Третья ступень представлена сферой нравственности, где мораль обретает объективную значимость, так как проявляется как общая воля индивидов.

Т. е., в свою очередь, дух также развивается, поднимаясь по трем ступеням, — субъективный дух, объективный и абсолютный.

Абсолютный Дух (der absolute Geist; иногда как синонимы - Мировая Душа, Мировой Дух) — в философии Гегеля то, что лежит в основе всего существующего,  всеобщая субстанция.

Это:

• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение, так как для самопознания Абсолютному Духу, о котором нельзя сказать ничего определенного (т.е. будучи Абсолютной Идеей), необходимо проявление (т.е. существование в формах).

Абсолютный дух отчуждает себя в виде:

• окружающего мира;
• природы;
• человека.

Человек — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный ми-ровой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

Через человека Мировой дух:

• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, по-ступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе.

Т.е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух > отчуждение > окружающий мир и человек > мышление и деятельность человека > реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека > возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Лишь через эти формы божественное понятие познает самого себя, лишь через мышление отдельного человека оно в конечном счете достигает абсолютного знания о себе самом и завершает полный круг своего саморазвития.

Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа, а во времени — история.

Раскрытие Абсолютного Духа в истории

Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Войны между народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа. В них Гегель усматривал диалектический момент — антитезис.

Ступени раскрытия Абсолютного Духа, то есть ступени познания мира:

- Субъективный дух (антропология, феноменология, психология) - "дух для себя". Человек есть воплощение и высшая ступень самопознания Абсолютной идеи себя самой в качестве субъективного духа. Человек сам по себе разумен, и в этом заключается возможность равноправия всех людей. Другое дело — как эта возможность реализуется в конкретных географических и исторических обстоятельствах.

"... В своем становлении субъективный дух проходит три ступени: 1) Душа (в процесе развития сама душа проходит три ступени: природная душа, чувствующая и действительная, - О.Г.); 2) Сознание; 3) Дух как таковой. Каждая из трех ступеней является предметом соответствующего раздела философии, или относительно самостоятельной философской дисциплины: A. Субъективный дух в-себе или непосредственный. Это предмет антропологии в философском значении этого слова как учения о душе человека. B. Субъективный дух для-себя или опосредованный. Это предмет феноменологии духа, исследующий сознание и формы чувственного и интеллектуального познания. C. Субъективный дух как субъект. Это предмет философской психологии (букв. учения о душе), исследующей нравственно-практическую сторону присущего человеку духа как единство способности мышления (интеллигенции) и воли. На этой ступени развития субъективного духа интеллигенция превращает субъективное содержание разума в идею, или конкретное всеобщее, и получает образ (Gestalt). Только здесь, в психологии, дух есть для-себя-самого-сущим разумом и приходит к единству с самим собой, а, стало быть, к истине и свободе. Так, благодаря становлению субъективного духа человек становится тем, кем он должен быть, иначе говоря, соответствует своему понятию — понятию человека. На каждой из трех ступеней своего развития субъективный дух оказывается двойственным, а именно — находится в отношении к самому себе как субъект к объекту. Другими словами, живая душа в качестве субъекта всегда чувствует и мыслит самоё себя в качестве объекта. Без этого самочувствования и рефлексирующего самосознания человек в принципе не может быть человеком, т. е. субъектом, который сам для себя, а не только для «другого», способен быть объектом, смотреть на себя как бы со стороны, и таким образом осознавать себя тем, кто он есть на самом деле, чего, возможно (!), не способно делать ни одно другое существо на Земле" (Чупров, 2023, с. 82). "... Согласно Гегелю, душа не рождается. Она пробуждается. Исходное состояние всякой души — это еще лишь дремлющая живая сила природы. Как пишет Гегель, это еще только сущее души, т. е. она уже есть, но еще только как замкнутая в себе природная жизнь, состояние которой подобно сну. В этом состоянии душа еще не стала для-себя-сущей, или саму себя определяющей, т. е. бодрствующей и осознающей себя. Поэтому переход от исходного состояния души вообще к природной душе Гегель сравнивает с ее пробуждением. А поскольку речь идет не просто о переходе от состояния сна к бодрствованию, но о логике определения душой самой себя, то Гегель называет это первым суждением индивидуальной души, в котором она различает, одной стороны, саму себя; с другой стороны — всеобщность живой природы, и таким образом выделяет себя из нее в качестве души индивидуальной" (Чупров, 2023, с. 84). "... Высшей ступенью становления индивидуальной души является действительная душа. На этой ступени душа как бы возвращается к своей природной телесности, но которая уже освоена душой. Тут душа становится субъектом для себя, а внешность человека представляет уже не столько саму себя, сколько душу, становясь ее знаком. Облик человека — его осанка, походка, мимика лица, движения головы и рук, голос, а еще более смех и плач — очень красноречиво свидетельствует о душе человеке, его характере, воспитании, образовании и, конечно, настроении. Поскольку на этой ступени душа уже стала субъективностью и для-себя-бытием, она уже есть я-в-себе. «Я» есть молния, пишет Гегель, насквозь пробивающая природную душу и пожирающая ее природность. Здесь идеальная сущность души становится таковой для самой души. Однако для того, чтобы стать действительным «я», т. е. моим для-себя-бытием, душе еще предстоит многое узнать и познать, чтобы сделать собственное «я» предметом для самой себя. Иначе говоря, стать со-знанием (через дефис) Но это уже следующая ступень развития субъективного духа, которая является предметом не антропологии, а феноменологии духа... В действительности все три «ипостаси» человеческой души (природная, чувствующая и действительная) возникают и сосуществуют одновременно. Это можно было бы сравнить со структурой человеческого мозга, который подобно матрешке, представляет собой триединую структуру" (Чупров, 2023, с. 86-87).
 
- Объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) - "дух общества в целом". Нация есть воплощение и высшая ступень самопознания Абсолютной Идеи себя самой в качестве объективного духа.

- Абсолютный дух (искусство, религия, философия) - высшее проявление духа, вечно действительная Истина.

Искусство — непосредственное отображение человеком Абсолютной Идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. Искусством, отмечал Гегель, можно пользоваться как игрой, как средством получения удовольствия и препровождения времени, украшения нашей обстановки, сообщения приятного характера нашим условиям жизни и т. д. В таком случае оно не свободно и является лишь служебным, подчиненным делом. Специфику искусства Гегель видел в том, что оно должно обращаться к непосредственному созерцанию и воплощать идею в чувственном образе, а не в форме мышления и вообще чистой духовности.

Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

------------------

Формами (царствами) высшей ступени развития Абсолютного Духа, по Гегелю, являются Триада - Искусство, Религия и Философия. Вместе эти три царства составляют единое Царство Свободы.

Это три формы, посредством которых мы познаем Бога, а Бог познает Самого Себя: 1) через чувственное созерцание (эстетику); 2) представление веры; 3) посредством чистого понятия.

Но Рене Генон указал, что есть Точка Встречи самопознания Бога и Человека - Полюс. Эта Точка Встречи является одновременно не только Полюсом, но и Венцом (Короной, Аркой), который держат на себе эти три царства (Колонны).

Освальд Шпенглер / Титус Буркхардт, Фритьоф Шюон/ Мирчу Элиаде / Анри Корбен / Гейдар Джемаль и Мартин Хайдеггер / Габриэль Марсель показали, что каждая из этих трех форм (царств) устремлены к этому Полюсу.

Артур Шопенгауэр показал, что этот Полюс есть (Пессимистическая) Аскеза, а её высший вид - (Готическая) Вера(-в-Апофеоз-Воли).

Иоганн Вольфганг Гёте показал, что этот Полюс есть (Оптимистическое) Наслаждение, а её высший вид - (Романтическая) Надежда(-на-Апофеоз-Любви).

Фридрих Ницше показал, что этот Полюс есть (Оптимистическая) Трагедия, а её высший вид - (Олимпийский) Героизм (Достоинство-в-достижении-Апофеоза-как-Судьбы).

Юлиус Эвола и Эрнст Юнгер, объединяя эти подходы, констатировали, что этим Полюсом есть не просто Олимпийский, но Трагический Героизм.

------------------

Формами (царствами) высшей ступени развития Абсолютного Духа, по Гегелю, являются Триада - Искусство, Религия и Философия. Вместе эти три царства составляют единое Царство Свободы.

Иммануил Кант объединил философию и религию в одну из форм высшей ступени развития (как её высшую и низшую стадии) и три формы Свободы определил как Философия/Религия, Наука/Рацио и Искусство/Чувство.

Огюст Конт объединил ("увенчал короной") эти три кантовские формы Позитивом ("Положительностью, подлинностью").

Чарльз Пирс, Уильям Джемс и Джон Дьюи сделали это же, но с помощью Прагмы ("Действие"). Прагматик  выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить, — истинно», — утверждал У. Джеймс.

Мартин Хайдеггер утверждал, что есть только две формы человеческого духа: 1) философия как концептуальная форма мышления и 2) искусство как священная (das Heilige) форма мышления (т. е. объединил Искусство с Религией и Философию с Наукой).

Но, по мнению Канта, важными являются импульсы, которые идут от каждой из них к человеку (как лучи от солнца) и заставляют его выбирать путь к той или иной форме. Этих импульсов из каждой формы исходит два - Эстетика и Этика:  "Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас" (И.Кант).

Николя де Кондорсе определил ответы человека на эти импульсы как "Прогресс" ("Движение вперёд, успех").

Жан Бодрийяр, наоборот, указал, что ответы человека на эти импульсы никогда не приводят к цели (т е. имеет место только Регресс "Возвращение, обратное движение"), а сами цели (три царства Свободы) являются в действительности иллюзией.

Карл Маркс утверждал, что иллюзией царство Свободы является именно в Царстве Необходимости (Отчуждения человека от своей естественной сущности), в то время как Научный Коммунизм (Философия/Наука плюс Искусство минус Религия) дает способность осуществить прыжок в реальное Царство Свободы.

Для Мишеля Фуко прогресс имеет только личностное измерение (поэтому он пост-неокантианец), представляет собой процесс саморазвития личности и заключается в создании из своей жизни своеобразного произведения искусства, в переоткрытии на личном уровне высших ценностей и выход в своем понимании мира за пределы господствующей Дисциплины (дискурса тезауруса, Необходимости, Отчуждения, иллюзии).


--------------------
Литература.

Гегель Г. Лекции по философии духа. Берлин 1827/1828. В записи Иоганна Эдуарда Эрдмана и Фердинанда Вальтера / пер. с нем. К. Александрова — М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. — 304 с.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. — М., 1977. - Т. 3. Философия духа. — 471 с.

Чупров Александр Степанович. Антропология Гегеля как учение о душе человека // Социум и власть. - 2023. - №. 3 (97). - С. 78-92. - doi:10.22394/1996-0522-2023-3-78-92