Влияние энергетики на мировую экономику

Генадийс Москвинс
Технология сжижения угля, разработанная в Германии в конце 1920-х годов, была одним из главных препятствий амбициям американской гегемонии. Так же, как германо-османский проект Багдадской железной дороги стал одной из причин Первой мировой войны, сжижение угля сыграло главную роль в развязывании Второй мировой войны. Эти две причины все еще действующее табу потому, что они связаны с  мировой энергетической политикой [1].

С момента появления нефтяной промышленности страны стали шантажироваться силами, которые держат хищную лапу на кнопках управления нефтяными месторождениями и шлагбаумами путей транзита нефти.

С конца 19 века сначала в США, а затем англичанами в Персии были пробурены первые нефтяные скважины. Первоначально конечный продукт перегонки нефти использовался только в качестве лампового масла или для смазки машин. Прорыв в получении  важного сырья сделал нефть стратегическим сырьем еще до Первой мировой войны. Британское правительство финансировало покупку нефтяных скважин частными британо-голландскими компаниями по всему миру, в то время как немецкое правительство пыталось получить права в Ираке, который затем контролировался Османской империей.

Когда дело дошло до финансирования железной дороги Берлин-Багдад, Deutsche Bank получил в 1912 году концессию от турецкого султана, что обеспечило Багдадской железной дороге право транзита, а также привилегии на всех месторождениях нефти и минералов вдоль полосы шириной 20 километров по обе стороны железнодорожной линии, в Ираке доходящей до Мосула. Геологи обнаружили нефть между Мосулом и Багдадом. Запланированный путь участка железной дороги должен был проходить именно через тот район, в котором предполагались огромные запасы нефти.

Интересно, как британцы задуманное осуществили. Для начала они организовали Британский протекторат Кувейта. Англия, как военно-морская держава, как и примерно в 1900 году, когда она еще не имела собственных нефтяных скважин, пыталась в тогдашнем Османском Ираке и Персии закрепиться чтобы прибрать к рукам вновь обнаруженные там нефтяные месторождения. В 1899 году британцы заключили договор с шейхом Кувейта, пообещав, что ни он, ни его наследники никогда не подпишут никакие другие договоры по нефти с участием каких-либо третьих стран в Кувейте.

В 1901 году Лондон отправляет военные корабли в Кувейт и вынуждает османское правительство, в том числе Кувейт, принять британский «протекторат» над шейхом Кувейта. В 1913 году со стороны Англии были обеспечены местные концессии на добычу нефти в качестве подарка от преданного шейха Кувейта. В том же году Лондон приобрел контрольный пакет акций персидской нефтяной компании.

Ещё за десять лет до того как британцы открыли для себя "клондайк" в Кувейте (в 1889 году), немецкие предприниматели и банкиры уже начали осуществлять крупный экономический проект в том же направлении - строительство железной дороги от Стамбула до Анкары.

Германо-турецкое сотрудничество принесло свои плоды, и в 1890 году правительства Германии и Османской империи заключили договор о дружбе, торговле и поставках. В результате чего через три года османский султан предложил Абдулу Хамиду II с помощью Deutsche Bank построить железную дорогу Эскищехир - Кони. В 1896 году транзитный путь был достроен до Коньи. Никто даже не подозревал, что путь направляется туда, где скоро будет обнаружена большая нефть.

Немцы, конечно, знали куда и зачем надо прокладывать путь и на что собираются тратить большие деньги. Дальше- больше. В 1898 году Абдул Хамид II предложил кайзеру Вильгельму II и немецким компаниям продлить железную дорогу от Коньи через Багдад до Басры и дальше - до Персидского залива.

В то время по плану Deutsche Bank  в Германию продолжалась поставляться месопотамская нефть по железной дороге - чтобы избежать возможной британской военно-морской блокады Германии и обеспечить независимые поставки энергии с этой территории. Аппетит хищников разрастался [2].

Англия тоже считала, что британская мировая империя может быть сохранена только в том случае, если Лондон сможет взять под контроль доступ ко всем  известным тогда нефтяным месторождениям. Это включало блокирование доступа Германии к поставкам нефти из Месопотамии. Кроме того, важность нефти как энергоносителя будущего становилась все более и более очевидной, так как моторам кораблей, автомобилей и самолетов требовался бензин, полученный из нефти.

Итоги Первой мировой войны были подписаны летом 1918 года, но секретное соглашение Сайкса-Пико между Англией и Францией было заключено еще в 1916 году.В этом контракте немецкие концессии на бурение месопотамской нефти были переданы Англии и Франции. Но поскольку у них не было доступа к этим источникам, то до 1917 года добыча нефтяных скважин англичан и французов упала до 28 000 тонн. Только неисчерпаемые запасы американской стандартной нефти тогда финансово обеспечивали войну «Антанты», как тогда назывался альянс.

После победоносного окончания Первой мировой войны для западных держав, картель из семи крупных нефтяных компаний, называемых "семь сестёр",  контролировал уже весь мировой рынок: американские компании Mobil, Gulf, Texaco, Socal, Exxon (преемник Standard Oil), британский BP и британо-голландский Royal Dutch.

Только в СССР оставались независимые от Запада запасы нефти. 17 января 1928 года американцы и англичане встретились в замке Ахнакарри в Шотландии для создания плана войны за экономическое и финансовое превосходство. И не только экономическими или политическими средствами. В результате сговора появился мощный  нефтяной картель. Он был призван осуществить новый передал мира и установить обязательную для всех цену на нефть и, тем самым, положить конец конкуренции и ценовым дискуссиям на мировом рынке.

Соглашение по этому сговору фактически просуществовало до 1932 года. После этого оно было агрессивно распространено на сторонние компании и на так называемых «аутсайдеров», причём был составлен такой «рецепт»: было четко указано, что необходимо «преобразование» всех неконтролируемых посторонних компаний.

Разумеется, что в эту «систему рынка» новый немецкий метод синтеза бензина из угля синтетическим способом не был включен. Законопроект картеля запретил в дальнейшем даже голосование по этому вопросу. Таким образом, десятилетия усилий главного конкурента - Германии - оказались напрасными: распространение «синтетического бензина» было строго запрещено.

Обида немцев привела к обострению политической ситуации в Европе, а в самой Германии эта несправедливость вызвала у немецкого народа естественное желание отомстить заговорщикам, что и предрешило победу воинствующих фашистов на выборах в 1933 году и приход к власти Гитлера.

Понятно, что англо-американские компании были не очень довольны, когда поняли, что германский рейх хочет сделать себя независимым от своих подконтрольных запасов нефти, которые они приобрели во время Первой мировой войны на Ближнем Востоке. Кроме того, было бы меньше возможностей шантажировать немцев, потому что им больше не пришлось бы брать кредиты в лондонском Сити или в банках Нью-Йорка для оплаты импорта сырой нефти.

Конкуренты прекрасно понимали, что произойдет, если процесс неконтролируемой торговли нефтью распространится дальше. Ведь и в других странах имеются большие залежи угля. Чтобы взять под контроль немецкую технологию сжижения угля, со стороны «семи сестер» были предприняты попытки путём снижения цены на нефть сделать страны богатые углем экономически отсталыми и неинтересными для бизнеса. Но это в конечном итоге привело к появлению собственных убытков, поскольку доходы от нефти сильно сократились.

Во время «торговой блокады» после обвала фондового рынка 1929 года существовала реальная опасность того, что богатые углем страны воспользуются именно немецкой технологией сжижения угля по причинам автаркии (политика самообеспечения). Тогда было бы быстро покончено с мировым господством нефтяного сговора «семи сестер».

Результатом противостояния стала конфликтная ситуация, аналогичная той, которая сложилась в 1912 году после намерения немцев продлить железную дорогу Берлин-Багдад до иракского нефтяного месторождения. Поэтому, в конце концов, проблема борьбы за экономическое и финансовое превосходство в нефтяном секторе (который до сих пор управляет мировой политикой) была решена очевидным и хорошо проверенным на практике способом - войной. После войны производство синтетического бензина окончательно зашло в тупик, поскольку его «источники» - гидрогенизационные установки - в 1945 году попали в  руки союзников и «ноу-хау» производства было наглухо закрыто.

В этом отношении объясняются иррациональные попытки американского правительства объяснить ситуацию на европейском континенте до начала войны в 1939 году, чтобы потом заставить атаковать японцев в декабре 1941 года с помощью «нефтяного  оружия». Американский народ иначе никогда бы не согласился отправлять своих солдат на войну в Африке, Европе и в Тихом океане.

Именно в последние годы Второй мировой войны американским нефтяным компаниям удалось захватить мировые поставки нефти. Понято, что после захвата американцами мировых ресурсов английская конкуренция стала играть второстепенную роль.

Кроме того, захват нефтяных месторождений и доминирование на мировых биржевых рынках американских нефтяных компаний привели к резкому финансовому подъему банков Нью-Йорка, к мировой их известности и к началу их гегемонии на финансовых рынках мира. Их сила отныне была тесно связана с нефтью, как писал Уильям Энгдаль [2].

Глобальная торговля нефтью теперь прокачивала деньги через их счета, и чтобы сохранить или даже расширить это преимущество, банки США оказывали давление на участников переговоров Кейнса и Декстера Уайта, чтобы они изменили курс в «бреттон-вудской» системе и повернули весь ход процесса в свою пользу. Итоги войны также положили конец опасениям за то, что превосходство США может быть подорвано синтетическим топливом из угля или горючего сланца, даже если немцам будет позволено это сделать.

Интеграция и картелизация нью-йоркских банков в интересах нефтедобычи и маркетинга, а также американских компаний, работающих на международном уровне, все больше затрагивала все сферы американской экономики и после окончания Второй мировой войны. Таким образом, закупка сырой нефти и топлива пожирала крупную часть средств «Плана Маршалла», полученных западноевропейскими странами в послевоенный период.

До войны именно уголь был основным источником энергии в Европе, но эта добыча сильно пострадала во время войны. Официальная статистика Госдепартамента США показывает, что 10 процентов средств «Плана Маршалла» было потрачено на принудительную покупку европейцами американской нефти. С этой целью американские нефтяные компании навязали правительству в Вашингтоне специальное требование, чтобы средства «Плана Маршалла» не разрешалось использовать для строительства и расширения нефтеперерабатывающих мощностей в Европе.

Понятно, что США хотели зарабатывать капитал в Европе и в будущем. Что мы наблюдаем и сейчас. В то время пока британские компании BP и Shell восстанавливали и расширяли свои мощности в 1950-х годах, положение американских фирм к тому времени уже стало неприступным. Ведь в то время нефтяной картель США контролировал более 90 процентов оставшихся нефтяных месторождений на четырех континентах, большинство нефтеперерабатывающих заводов, танкерный флот и, следовательно, поставки почти во все несоциалистические государства.

Если бы с помощью американских танков не удалось бы остановить германскую конкуренцию за производство синтетического топлива в 1945 году, невидимая нить геополитики США, которая до сих пор терзает весь мир, была бы напрочь разорвана и забыта.

Предлагается несколько цитат, отрезвляющих пустое словоблудие псевдоученых и дипломатов, ничего не соображающих в глобальной энергетике:

- «Мы не пошли на войну в 1939 году, чтобы спасти Германию от Гитлера, или евреев от Освенцима, или континент от фашизма. Как и в 1914 году, мы вступили в войну по не менее благородной причине: мы не могли принять немецкое превосходство над Европой».
 
(Британское «Sunday» ссылается на «Frankfurter Allgemeine Zeitung» от 17 сентября 1989 года)

- «Если Германия введет разумную денежную систему, в которой деньги не могут быть накоплены, тогда золотой пузырь лопнет, и основы государственного капитализма распадутся. Следовательно, это должно быть предотвращено любой ценой. Отсюда лихорадочные приготовления к её уничтожению».

(J. F. C. Fuller , британский генерал и военный писатель в своей книге «Первая из войн Лиги Наций»(1938).)

- «Страх потерять свое превосходство продиктовал британскому и французскому правительствам их политику подстрекательства к войне против Германии.
Британское правительство провозглашает, что война против Германии - не что иное, как уничтожение гитлеризма. Но такая война никак не может быть оправдана».

(Министр иностранных дел СССР Молотов в своем выступлении 31.10.1939)

- «Я был глубоко обеспокоен. Политическая и экономическая часть (= веление Версаля) была вкраплена ненавистью и мстительностью... Были созданы условия, при которых Европа никогда не сможет быть восстановлена или мир мог быть возвращен человечеству".

(Герберт Гувер, (Herbert Hoover) - президент США, 1919 год (Гувер, Г., Мемуары, Майнц, 1951, с. 413)

- «... что подписавшие полномочия Версальского договора торжественно обещали немцам, что они сами добровольно будут разоружены, если Германия приступит к разоружению. Четырнадцать лет! Долгое время Германия ждала, что это обещание будет выполнено... Тем временем все страны существенно увеличили объем своего вооружения и даже предоставили кредиты своим соседям, с помощью которых они, в свою очередь, создали огромную военную силу вблизи границ Германии. Можем ли мы тогда удивляться тому, что немцы, наконец, были доведены до революции и восстали против этого хронического мошенничества великих держав?»

(Ллойд Джордж (Lloyd George), 29 ноября 1934 года в Английской палате общин, премьер-министр Англии во время войны (Sаndermann, H. «das dritte Reich» , Leoni 1964, S. 37).

- «Я раздавлю Германию!». (Рузвельт, 1932)

(См. Э. Райхенбергер «Против произвола и стремления к власти», Грац, 1955, с. 241. E. Reichenberger «Wider Willker und Machtrausch» , Graz, 1955, S. 241)

- «Наша задача - организовать моральную и экономическую блокаду Германии и разделить эту нацию на четыре части. Наша задача - развязать войну без всякой пощады».

(Лекаш, Париж, 18 ноября 1938 г. - Lecache, B. „Le droit de vivre“)

- «Наши еврейские интересы требуют окончательного уничтожения Германии»

В. Жаботинский, основатель «Irgun Zwai Leumi», январь 1934 г. (Walendy, „Historische Tatsachen“, Heft 15, S. 40).
 
«Если мои сыновья этого не захотят, войны не будет!» (Гудула Ротшильд,  (Gudula Rothschild ) вдова Майера Амше Ротшильд и мать пятерых сыновей, которые основали банковские династии по всей Европе («Восстание Ротшильдов», эссе доктора Берты Бадт-Страус в журнале «Менора», май 1928 г.- Der Aufstieg der Rothschilds, Aufsatz von Dr. Bertha Badt-Strau; in der Zeitschrift Menorah, Mai 1928).
 
На рисунках представлены зоны раздела залежей нефти Ближнего Востока и маршрут Багдадской железной дороги Багдад - Гамбург. Великобритания пыталась предотвратить создание этого маршрута с помощью политического давления и дипломатических уловок. Через 26 дней после завершения строительства дороги произошло покушение в Сараево, а через месяц началась Первая мировая война.


Дополнительные источники:

1. Richard Melisch, Helmut Schroecke, Sigard Schulien u, Wolfgang Rhuene, Energiepolitik als Ueberlebensstrategie der Nation, Arbeitsgemeinschaft Deutsche Energie-und Wirtschaftspolitik, Aschaffenburg 2006, S.21, 42 ff., 118 u. 158 f.

2.F. William Engdahl, Mit der Oelwaffe zur Weltmacht, Kopp, Rottenburg 2006, S. 42-47, 107f. u. 124-128



(Peer-reviewer Prof.Dr.E.Spakovica)