Свое не свое дело - часть первая

Вячеслав Варлок Кузнецов
Свое не свое дело. Часть первая - как человек к труду пришел.
Предисловие:
Человек — существо социальное. Считается, что именно труд сделал из обезьяны человека. И если по началу своего существования, чтобы быть человеком было достаточно умения держать палку в руках, то ныне, для того чтобы гордо именоваться человеком требуется не мало усилий. Необходимо не только уметь трудиться, но и иметь другие достоинства. Но как быть, если то, чем занимается сам человек, не несет за собой пользы? Или же он занимается всю жизнь тем делом, которое не может называть своим? Подобным вопросам и будет посвящена данная статья, но прежде стоит ознакомиться с истоками человека и общества, в котором тот обитает.

О возникновении «человеков»:
Человечество… Причины и условия, которые привели к возникновению первого человека терзают умы ученых по сей день. Имеется множество работ, посвященных антропогенезу — эволюции человека, где перечислены и описаны его предшественники, а так же промежуточные этапы между приматами и Homo sapiens. (он же человек разумный) И хоть данные работы являются теориями, однако большинство из них подкреплено множеством доказательств, причем вполне весомыми — в виде костей наших далеких предков. Нередко бывает так, что подобные находки дают гораздо меньше ответов на вопросы, чем их задают. Однако, ответ на самый важный из них ископаемые дают — человечество сформировалось из приматов, постепенно приобретая те черты и особенности строения, которыми мы обладаем сейчас. Сам базис достался нам от своих прародителей — эволюция лишь подкорректировала его под особенности среды и деятельности. Тоже самое касается наших основных повадок, особенностей поведения и даже моральных ценностей. Это наследие и стало первоначальной основой для формирования социального и культурологического развития общества Homo sapiens.

Как общество формировалось — первобытный строй:
Человечество имеет довольно насыщенную историю для своего относительно малого периода существования. Как вид, который имеет культурологические особенности и социальный строй (если вести отсчет от племенного) мы совместно прожили всего-лишь около 25 тысяч лет. В масштабах истории нашей планеты это крайне крошечный период. Однако, если для Земли это крошечная песчинка, то для человечества - это океан, наполненный событиями расцвета, краха и прогресса его цивилизации.
История человечества весьма обширна — при всем желании не хватит человеческой жизни, чтобы описать все происходящее с ним за период его существования, поэтому будут перечислены лишь значимые этапы в его формировании.
Для доплеменного (или же первобытного) и племенного строя более характерны поведенческие черты приматов, что не является удивительным — человек разумный обладает своей разумностью лишь несколько миллионов лет, в то время как его потребностям уже несколько десятков, если не сотен миллионов. Соответственно, основными целями таких племен или их отдельных общин было:
— Обеспечения себя и их потомства пропитанием;
— Защита от хищников, либо же иных агрессивных животных, а так же от конкурирующих племен;
— Размножение;
— Обустройство собственного быта;
— Иная деятельность, в промежутке между озвученными.

Это тот период жизни человечества, когда о нравах не было и речи. Людьми правили в первую очередь инстинкты, а интеллектуальная деятельности только стала набирать обороты. Самым ироничным, но при этом весьма важным, становится пункт «иная деятельность». Человек стал не только выживать в окружающем мире, но и внимательно за ним наблюдать, приспосабливаться, находить применение и объяснение происходящим в его в жизни явлениям, событиям, животным и растениям. Их было крайне много, поэтому освящены они будут весьма кратко:
— Молния — это что-то неизвестное, таинственное и необъяснимое. В попытках объяснить данное, а так же и другие, явление появляется крайне важный культурологический феномен, называемый религией.
— Природные явления несут не только опасность, но и благо. По одной из теорий именно благодаря молниям, попавшим в деревья, человек впервые знакомиться с огнем, а в последующем учиться управляться с ним и создавать самостоятельно.
— В своих наблюдениях за животными и растениями человек научился определять среди них опасные и нет виды, а в последствии, воодушевившись их красотой и собственными достижениями, впервые научился рисованию.
— Условия проживания становились все тяжелее — растений становилось все меньше, а конкуренции все больше. Необходимо было охотиться, однако одними лишь ногами не догнать местную живность, а руками — не убить. Подобные условия вынуждали действовать хитрее — коллективная охота, стратегические маневры, использование огня, первое оружие и др.
— Природная среда не переставала становится суровее — близился ледниковый период. Приобретенных знаний становится недостаточно — от низких температур не скрыться в пещерах, но человек сумел найти решение и тут. Кожа и мех животных, приспособившиеся к изменившимся условиями, стали материал для первой одежды. Это достижение можно назвать своего рода первобытным кожевничеством.
— Но холода оказались не вечны — условия окружающей среды стали стабилизироваться, из-за чего необходимости в кочевой образе жизни становилось все меньше и меньше. Человек стал вести более оседлый образ жизни и начал приспосабливаться в своей деятельности к нему: создание и развитие орудий труда, строительство хижин, одомашнивание животных, первые признаки сельского хозяйства и т.д.

К чему пришло первобытное общество?
Пройдя свой долгий путь, длящийся миллионы лет, человечество стало формировать свою культуру, отличающую от других. У каждого из племен была своя специфика языка, которая со временем все больше обрастала собственными наречиями, обозначениями и лингвистическими особенностями произношения. Наблюдение за природой и ее явлениями стало поводом для формирования первых религий и мифов, затрагивающие события от сотворения мира до божественной иерархии. Труд, охота, тяга к познаниям и реализации своего абстрактного мышления в последствии привели к организации первых ремесел, а так же разнообразных форм искусства. Все это медленно приближало общество первобытных племен к культуре античности, где начинают появляться ответы на главные вопросы статьи.