Скифы - имя собирательное ч. 4

Николай Мринский
Серебряная позолоченная чаша со сценами охоты скифов на львов. На сосуде изображены две пары всадников, охотящихся на льва и львицу. Лев нападает на одного из охотников, который занёс копьё, готовый поразить разъярённого зверя, а сзади на помощь ему спешит другой всадник, изготовившийся для выстрела из лука...

Данные раскопок и письменные источники позволяют сделать вывод, что в районе IV в. до н. э., становление Херсонесского царства сопровождалось безжалостным уничтожением и вытеснением в горные районы Крыма местных племён тавров, которые до прихода колонистов обитали в довольно крупных поселениях на Гераклейском полуострове. Некоторые археологические раскопки, в частности, оборонительных стен, позволяют сделать выводы что и сам ранний полис Херсонес был основан на территории какого-то древнего догреческого поселения. Однако, несмотря на то, что колонисты весьма тесно взаимодействовали с коренным оседлым населением, всё же основной силой, менявшей культурный и этнический фон региона были отношения между греками и кочевыми варварами. На сегодняшний день существует три основные версии взаимодействия столь разных этнических групп. Сторонники первой версии в своих работах склонны отрицать сколько-нибудь существенное влияние варваров на культуру греческих полисов и окружавших их поселений. Степнякам в этой ситуации отводится роль внешних агрессоров, против которых объединяются колонисты, а также в какой-то мере торговых партнёров, потребляющих товары с высокой добавочной стоимостью в обмен на зерно, меха и кожи. Приверженцы второй версии, основываясь практически на тех же запасах данных, придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что кочевому варварскому населению региона необходимо присвоить ключевую ведущую роль в формировании не только культурных, но и территориальных особенностей Таврики. С появлением новых археологических данных и с переосмыслением имеющихся письменных источников, появилась и ещё и третья версия событий.

Её сторонники, не делая радикальных выводов и утверждений о роли греко-варварских отношений, склоняются к неравномерному и цикличному процессу интеграции культур друг в друга. Как бы то ни было, но многие исследователи в итоге сходятся во мнении, что отношения между кочевниками-номадами и эллинами простыми не были. Но вернёмся к киммерийцам, о которых остались лишь воспоминания да одно из племён, именуемое греками, скифо-киммеры. О внутренней жизни киммерийцев сведения скудны. Известно только, что она была такой же, как у древних русов. Представление о том, каков был быт скифов и как они хозяйствовали дают различные находки. Это амфоры, лепная керамика, гончарная посуда, металлические предметы обихода – ножи, щипцы и пр. кости домашних животных, орудия труда, строительные остатки (жилищ, очагов, хозяйственных ям). Всё перечисленное составляет основную часть находок из скифских погребальных памятников и памятников оседлости. Скифы были хорошими работниками – умелыми, изобретательными, отнюдь не замкнутыми в себе, а наоборот, - открытыми и восприимчивыми к нововведениям. Своеобразной оценкой результатов их повседневного труда стало сооружение мощных погребальных памятников, возможность вести многочисленные и успешные войны, устанавливать и осуществлять контроль над огромными территориями. Трудовая деятельность скифов материализовалась в двух основных сферах – хозяйстве и быте. Главным занятием скифского населения долгое время было кочевое скотоводство. Скифы, писал Геродот: «... не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от луга, а от разведения домашнего скота...» (IV,46).

Кочевое скотоводство скифов основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных животных (лошадей, овец, крупного рогатого скота). В течение достаточно долгого времени, т.е. весь период скифской архаики, этот вид хозяйства был господствующим на всём Сев. Причерноморье. Но с середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках степи, начинает возникать новая форма скотоводства – полукочевая, предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его твёрдыми кормами. Длительное время – вплоть до гибели Великой Скифии – эти два вида скотоводства сосуществовали, составляя экономическую основу политического объединения, именуемого Великая Скифия. Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало. Учитывая особое значение качества пастбищ, расположения водопоев и особенности выпаса лошадей и овец, можно предположить, что основная направленность сезонных перекочёвок кочевников – от водораздельных пастбищ весной и летом – в долины рек, на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой. Возможным местом зимовки кочевников была припойменная зона Днепра. Не случайно Геродот писал, что Борисфен (Днепр) «... представляет прекраснейшие и изобильнейшие пастбища для домашнего скота...» (IV, 53). Именно в этих районах по данным археологических изысканий прослеживается возникновение первых зимовок скифов, затем превращающихся в стационарные поселения. На рубеже V-IV вв. до н.э. некогда плодородные пастбища Сев. Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда других негативных влияний человеческой деятельности ухудшаются.

Вытаптывание пастбищ, называемое пастбищной дигрессией, происходит в первую очередь на водоразделах. Это закономерный процесс развития любого кочевого общества. Также закономерны и поиски человеком лучших условий существования и попытки изменить хозяйство, приспособившись к новым условиям. Так, на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое скотоводство. В стаде полуоседлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот, меньше становится лошадей и овец. Кормовую базу составляют пойменные пастбища, использование которых не требует длительных откочёвок. Начинают выделяться особые структуры – эколого-экономические районы, состоящие из городища (центра). Они располагаются на пересечении торговых путей, расселенческой зоны, в которой сосредоточены неукреплённые поселения и селища, и зоны фильтрации ресурсов с единичными стоянками и многочисленными погребальными памятниками. Городище представляло собой укреплённое поселение, защищённое земляным валом высотой более 2 м. Этим валом, переходящие к полукочевому образу жизни скифы как бы отделялись от других, закрепляя за собой пастбища обширной поймы. За пределами городища, на расстоянии 1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа городища, состоявшая из небольших незащищённых поселений, селищ, зимовок. Оценивая в целом скотоводство степных скифов, отметим, что эта отрасль играет важную роль на каждом этапе развития их хозяйства. Если в период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство, то в среднескифский период существуют и кочевое и полукочевое.

На рубеже V-IV вв. до н.э. формируется новая отрасль экономики Скифии – земледелие. Оно было ориентировано на производство твёрдых кормов, столь необходимых для подкормки скота в зимнее время. По-видимому, к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали обеспечивать скот кормами зимой, и появилась необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса. В видовом отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые: просо обыкновенное, ячмень пленчатый, в меньшей степени – полба. В обработке земли использовался перелог. На небольшом участке целины жгли травостой, потом при помощи ручного деревянного орудия (ни одного плуга на территории Степной Скифии пока не найдено) её обрабатывали и засеивали. Через год-два участок запускали в перелог, который использовался как пастбище. Приблизительно через десять лет участок вновь обрабатывался. В IV в. до н.э. земледелие скифов играло вспомогательную роль в хозяйстве и было подчинено скотоводству. Объёмы его производства обеспечивали лишь минимальные потребности населения в кормовом зерне, о его вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не приходится. Это земледелие в степи по сути отличается от античной земледельческой системы, ориентированной не только на внутренние потребности античных центров Сев. Причерноморья, но и на вывоз определённой части хлеба в Грецию. Все виды домашнего производства скифов (обработка камня, дерева, изготовление посуды, обработка скотоводческого сырья, прядение и ткачество) были полностью обеспечены собственным сырьём.

Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных видов домашнего производства скифов в Поднепровье. Именно в пойме р. Днепр были сосредоточены леса. В деревообработке использовалась древесина дуба, ясеня, бука, граба, клёна, берёзы, тополя, ольхи, липы, ивы. Способы обработки древесины довольно сложны – здесь и рубка, и раскол ствола дерева при помощи клиньев, и лицовка поверхности долотом, теслом, и гнутьё, и долбление. В этой же местности была сосредоточена обработка камня. Это обусловливалось мощными выходами гранита и песчаника. Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство не вышло за границы домашнего. Домашний характер имели прядение и ткачество, появившиеся в среде оседлых скифов в среднескифский период. Сырьём являлась шерсть, конопля, крапива и, возможно, лён. Обработка скотоводческого сырья (кости, рога, шкур) также осуществлялась в рамках домашнего производства. Кочевники были умелыми косторезами. Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском городище, мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и шильям, а также сами ножи, костяные орудия для обработки кож. Сравнения материалов этой мастерской с находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии позволяют говорить о том, что мастерская снабжала своими изделиями всё степное Поднепровье. Основные виды повседневной утвари также производились самими скифами.

Продолжение следует в части  5                http://proza.ru/2019/06/29/1732