Село Леньковское Барнаульского уезда в 1904 году

Алексей Николаевич Челомбитко
    На фото начала ХХ века - гнезда для диких уток устраиваемые для сбора яиц.


    Описание села Леньковского Леньковской волости Барнаульского уезда
    из газеты «Сибирский вестник» № 145 от 07.07.1904 года.

   Леньковское село в своем роде жизненный центр в Кулундинской степи, - не даром, два года назад его сделали волостью – центром административной жизни обширного степного района. Это характерное степное селение.
Кругом – необозримая степь, оканчивающаяся в одну сторону Каинскими болотами, в другую – линией реки Оби, в третью – степь развертывается в еще более обширные степные равнины Семипалатинской области.
   Широчайший круг горизонта сверху накрыт бледно-голубым колпаком небесного свода, а равнина земли поросла серым волнующимся ковылем; вот – весь цветной фон степи. На этом фоне иногда блестят, как зеркала вдали, сливаясь с горизонтом, большая лысина солонцов, блистающих на солнце кристаллами солей. На сером ковыле рельефно вырисовываются силуэты пасущихся животных, темно-зеленые озерные камыши, да высокий журавль степного колодца. Гладкая, степная дорога далеко чернеет и вьется меж седых ковылей, легко катится по ней запряженная тележка, и пара лошадей весело трататакают четырьмя парами своих копыт по жесткому грунту дороги.
   Пассажир нетерпеливо и усиленно всматривается вдаль по дороге, но села Леньков все еще не видно. Только на горизонте выделяется какая-то темная шероховатость, словно коростенный нарост на девственной степной равнине.
Долго нужно ехать, пока эта короста не оформится в контуры села Леньковского. Сначала покажутся силуэты ветряных мельниц, их размахнувшиеся крылья, затем колокольня храма, но долго, долго еще должна быстро катиться тележка, чтобы пассажир стал различать в массе темной шероховатости дома от скотных дворов, от соломенных стогов и назьмов, наваленных вокруг села.
   С внешнего вида село ни на кого не произведет впечатления хорошего, зажиточного села: все в нем довольно убого, низко приросло к земле. Только живущий долго знает, что здесь народ живет сравнительно безбедно и, во всяком случае, не унывает. Для проезжего наблюдателя будет удивительно узнать, что ежедневно село доставляет на маслодельный завод до 150 пудов молока, по 32 коп. за пуд. Что нет в селе ни одного хозяйства, не имеющего коровы, овец, лошади. Село имеет за пастухами три табуна овец численностью до 1500 штук.
Только повальный падеж скота, не перестающий в последние годы, значительно ослабил скотоводное хозяйство этого края.
   Лет семь-восемь назад некоторые крестьяне имели поразительно громадные табуны, по местному названию «косяки» в полтары тысячи голов.
В настоящее же время, вследствие вышеупомянутой повальной эпизоотии, по местному названию «сибирка», а в действительности, вероятно, сибирской язвы, скотоводство, можно сказать, пало. Многие совсем лишились своих стад, табунов и косяков, а иные, ранее имеющие до 1500 голов лошадей, теперь едва имеют 100, 80, 50, 10 штук.
   Село Леньковское окружают большие озера. Лет 16 тому назад, вновь поступивший священник (по всей видимости - Григорий Иванович Жерновков* - прим. и сноска Челомбитко А.Н.) нашел только одно у села озеро с мелкой породой карасей. Предприимчивый батюшка издалека, верст за 50, достал два пуда живых карасей и пустил их в громадное за селом озеро. Теперь это озеро кишит карасями, давая жителям легко доставаемую пищу. Ловят, в большинстве, сетями и неводами.
По камышам озер гнездятся массами дикие утки. В весеннее время жители создали оригинальный промысел – собирание яиц диких уток. Для успешности промысла удумал и соответственные, незамысловатые приемы. Два крестьянских мальчика, а то и взрослые мужики и бабы берут за концы веревку и идут по камышам, похлестывая веревкой. Спугнутая утка вылетит из камыша и укажет местонахождение своих яиц промышленникам. Устраивают некоторые даже специально гнезда и размещают их в определенных местах. Живущие у берега озера ставят на свои дворы или на баню по несколько дупель с отверстием в боку, обращенным к озеру. Это гнезда для особой породы смирных уток «Гоглей». Они несутся в этих дуплах охотно и, если допустить, то и выводятся. В благоприятные для данного промысла годы, каждое дупло-гнездо дает по сотне и более гоглинных яиц.
   Поздним вечером и ранними утрами видно, как по камышам, стоя в лодке, проплывают охотники, но странно, почему они не стреляют летающих над ними уток, а больше всматриваются в глубь камышей, разнимая их длинным шестом или веслом. Это, оказывается, охотники за гагарами. На местных ярмарках шкурка гагары стоит от 20 до 30 копеек.
 

 * - Жерновков Григорий Иванович (22.01.1857 – 02.06.1907, Леньки). Окончил духовное училище. В 1874-1883 годах состоял псаломщиком. Рукоположен в диаконы 16.12.1883 года. На 1886 год – диакон Петропавловской церкви села Афонинское Кузнецкого округа. Рукоположен в священники 26.11.1888 года. С 1888 года по 1907 год - священник Леньковской Николаевской церкви. Награжден набедренником (20.11.1897). Инициатор строительства новой Леньковской церкви в 1895 году. И как следует из вышеприведенной статьи – зачинатель леньковской озерной рыбалки.