Природа - источник физического и нравственного здо

Иван Крутиков
      
                Кто не любит природы, тот не
                любит человека, тот не гражданин.
                (Ф.М. Достоевский).
               
               В тридцатые-сороковые годы двадцатого столетия в нашем степном посёлке зелёных насаждений было очень мало и летом пыльные бури гоняли по улице посёлка шары «перекати-поле», порою плотно заполнявшие тихие дворовые закутки, подобно стаду каких-то животных, скрывающихся от непогоды. Лес небольшими берёзово-осиновыми колками начинался километрах в четырёх от посёлка и, понемногу уплотняясь, тянулся почти до самого города Кустаная.
           Растительный и животный мир в наших краях был очень богат и разнообразен. Из млекопитающих обитали заяц, косуля, волк, лиса и всякие другие зверушки помельче. Всех этих представителей нашей фауны мне посчастливилось видеть в природных условиях. Не видел я только в наших лесах дуба и не слышал, чтобы в наших краях водились дикие свиньи. Может быть здесь присутствует какая-то связь, если вспомнить басню И.А. Крылова «Свинья под дубом» - нет дуба, нет свиньи.
            Зимой в сельских дворах и хозяйственных постройках «хулиганил» горностай. Это   небольшой зверёк, семейства куньих. Очень похож на ласку, но несколько больше её по размерам; чрезвычайно красив горностай зимой в своей белоснежной шубке. Кончик хвоста чёрный в течение всего года. Горностай – весьма подвижное животное. Он отлично плавает и легко забирается на деревья.
             Несколько таких зверьков удалось поймать моему отцу, и я, полюбовавшись на этих красавцев, загорелся желанием выловить всех тех оставшихся, что продолжали хозяйничать в нашем сарае. Мне в ту пору было около трёх - четырёх лет. Но у меня не было в наличии главного орудия ловли – капкана. Как-то выйдя от приятеля, который жил от нас по соседству через дорогу и к которому я приходил в гости поиграть, в коридоре я нечаянно увидел у стены около двери горку капканов. Как загорелась душа потомственного охотника! И главное там, в этой кучке добра, случайно оказался капканчик именно того размера, который мне-то как раз и был нужен. Прочь сомнения! Да я, собственно, и не успел засомневаться, как вожделенное маленькое железное сокровище, вроде бы даже нечаянно, оказалось за пазухой моего пальтишка, и я, довольный, со спокойной совестью, отправился домой. Прожив несколько счастливых дней в сладостном ожидании предстоящих потрясающих охотничьих приключений я, вполне удовлетворившись фантастическими мечтами, постепенно охладел к своему глубоко продуманному грандиозному предприятию, и вся живность, изредка посещавшая наши «владения», осталась жива и невредима.
              Как-то уже войдя в возраст, когда мне было позволено заниматься «серьёзной» охотой, собравшись потропить зайчишку, я вышел прекрасным зимним днём на место, где летом находилась совхозная овощная плантация. И надо же было так случиться, что я-таки с ним там встретился. Заяц–беляк метрах в пяти от меня уселся столбиком и, поводя ушами, спокойно глядел на меня, явно распознав во мне охотника–дилетанта. Действительно, на охоту «в холодную зимнюю пору» я вышел впервые. Каюсь, поднял я своё ружьё, прицелился в несчастную, беспомощную зверушку и… нажал на спусковой крючок. К обоюдному удовольствию (осознание которого ко мне пришло значительно позже), моя потрёпанная «фузея» в зайца не выстрелила, а лишь судорожно изрыгнула заряд дроби, который бессильно рассыпался по снегу, пролетев вперёд не более полутора метров. К этому моменту я ещё не знал, что для зимней охоты пороховой заряд нужно было рассчитать несколько иначе. Я, конечно, вначале очень расстроился, а зайчик, наверное, злорадно хихикнул бы, надели его Творец этим небесным даром, но он, и так премного довольный таким исходом дела, не спеша попрыгал куда-то по своим заячьим делам.
         В следующий раз уже мне не довелось увидеть зайца даже на расстоянии. Следопыт–то я был никакой - секреты хитроумной заячьей формулы подготовки места лёжки разгадывать по заячьим следам не умел, и потому на этот раз наша встреча не состоялась. Зато на хорошо видимом, но вполне безопасном расстоянии, я наблюдал волков, длинной вереницей трусивших по снежной целине. В любое время года были опасны эти серые хищники - даже летом они могли напасть на домашних животных на пастбище, и пастухам не всегда удавалось вовремя организовать защиту доверенного им стада. Так в одно лето на пастбище они задрали нашего годовалого бычка, а однажды почти в расположении посёлка – чью-то корову; зимой они таскали припозднившихся на улице собак, делали попытки проникнуть в сараи, где содержались домашние животные. Однажды, ранним зимним утром, выйдя во двор, я увидел доказательство попытки совершить подкоп под стеной сарая – жилища нашей кормилицы, коровы Зорьки. За ночь ему удалось прорыть совсем немного - глубоко промёрзший грунт не позволил серому совершить задуманное злодейство.
         Довелось мне наблюдать «вживую» и диких козочек, в количестве семи особей, перебегавших с одного берега на другой по льду нашего озера, образовавшегося весной 1940-года после необыкновенно   снежной зимы.  Направляясь рано утром по снежной целине на лыжах в школу за семь километров в Большую Чураковку мне посчастливилось наблюдать совсем недалеко мышковавшую красавицу – лисичку. Весело переливались в лучах восходящего солнца прекрасные цвета роскошной шубки, купавшейся в снежной пыли резвящейся «патрикеевны».
    В лесах водилась пернатая дичь: тетерева, куропатки и, конечно же, немалое количество разных пернатых хищников. В сосновом бору поражала удивительная чистота, как в комнате у хорошей хозяйки, как в прибранной к празднику крестьянской горнице. Лишь изредка на земле просматривались сосновые иголочки; в берёзово-осиновых колках и на опушках высокая, густая, зелёная трава. Были в наших лесах и грибы, и ягоды. Заядлых грибников, в полном смысле этого слова, я не помню; изо всех видов грибов некоторые сельчане, в том числе и мои родители, на зиму иногда предпочитали засолить немного груздей; сам же я несколько раз добывал немного белых грибов, сам жарил; и уже в зрелом возрасте, пытаясь еще раз пережить ощущение того невероятного, умопомрачительного вкуса из далёкого детства, покупал те же белые грибы на рынке, и так же, как тогда, готовил. Но это оказалось совсем не похожим на то, что я ожидал. Убедившись, что подобное уже невозможно, от дальнейших, столь привлекательных экспериментов, я отказался.
Значительно чаще совершались походы, а иногда и поездки в лес за ягодами. Здесь     большее предпочтение отдавалось вишне (Вышне в принятом у нас произношении) - её было очень много, и люди набирали эту ягоду целыми вёдрами. Встречалась в лесу костяника с сочными рубиново-красными ягодами, но значительно реже; на опушках душистая земляника, шиповник; что-то ещё из ягод понемногу встречалось, но что именно, я уже не помню.               
              Но вот с началом разработок залежей различных полезных ископаемых, обнаруженных в богатой кустанайской земле; массовой распашкой земель, связанных с освоением целинных и залежных земель в 1956-м году, животный мир нашего края сильно обеднел - сократилась численность типично степных птиц: дрофы и стрепета. Редким стал сурок.
            Предсказание поэта, что «дороги, верно, у нас изменятся безмерно: шоссе страну (И.К.) и здесь и тут, соединив, пересекут», успешно претворялось в жизнь. С увеличением протяжённости автомобильных дорог и улучшением их качества, со стремительным ростом количества автомобилей и другой техники, эксплуатировавших эти дороги, стала резко ухудшаться экология этого благодатного края. Травка в колках и на опушках близ дорог вытаптывалась механизаторами, дорожными рабочими, туристами всех мастей, и чахла от выхлопных газов проезжающих в великом   множестве автомобилей. На опушках лесков скопилось много всякого мусора: бутылки, стеклянные и консервные банки, бумага, пластиковые пакеты и пр. и пр. И всё-таки, зайдя в лесок однажды, я вспугнул небольшую стайку куропаток. Где они бедные прятались?  Природа борется, природа сопротивляется изо всех сил; сумеет ли, успеет ли человек отрегулировать с ней своё согласие.               
            Начиная с тридцатых и вплоть до пятидесятых годов двадцатого столетия с редкими, кратковременными перерывами, рабочим МТС (Машинно-Тракторной Станции) давали в лесу уже распаханные   участки земли, свободные от деревьев, под бахчи. Был такой участок и у нас. Когда у нас возникла необходимость наведаться к месту будущего урожая бахчевых и выполнить некоторые «профилактические» работы, отец выпросил на работе лошадку с «каретой», и мы спозаранку отправились   на бахчу. Мне в ту пору было лет около трёх. С этого возраста я уже довольно чётко вспоминаю события тех «давно минувших дней».
             Когда мы прибыли к месту назначения, мать расстелила на траве у лесной опушки скатерть и разложила к завтраку нехитрую снедь. Не успели мы приступить к «трапезе», как на опушку леса, прямо перед нами, выскочил дикий козлёнок и, постояв несколько секунд, глядя на нас, скрылся в лесной чаще. Какое счастье, какой восторг я пережил в эти мгновения!
             Наше молодое, подрастающее поколение получило в своё распоряжение величайшие технические достижения передовой мировой научной мысли, меняющие мир и человеческие отношения, фантастический способ общения между людьми на расстоянии. Вместе с тем оно получило и скрытую угрозу появления у детей всевозможных маний и связанных с ними таких неприятных последствий, как переутомление, раздражение, агрессия. За компьютером дети легко, без применения каких-либо особых усилий, добиваются осуществления своих желаний простым нажатием нужных клавиш, уносясь своими мечтами из реальной жизни в жизнь виртуальную, из которой, как предостерегают некоторые наши учёные, они могут и не вернуться. «По данным недавних социологических исследований в среднем подростки проводят в интернете, в том числе за онлайн-играми, тридцать пять часов в неделю. На домашние занятия у них уходит в среднем четыре часа в неделю. В последние годы участились случаи суицидов детей и подростков, а также убийство родных – бабушек, дедушек, мам и пап, сестёр, братьев, - связанные с компьютерными играми. И тенденция идёт к росту» (Филипп Гросс «КРИМИНАЛЬНЫЙ RU net»).  Безусловно, дети должны уметь пользоваться компьютером (без этого теперь нельзя), но, как и во всяком другом деле, здесь также важно соблюдать чувство меры. Ничто не должно быть чрезмерным. Всякое излишество вредно. «Умные люди, в то время как остальной мир всё больше присаживается на интернет-иглу и постепенно – всё ради прогресса – подсаживает на неё своих детей, выбирают самое «отсталое», казалось бы, обучение». (АиФ №39). И вот что я прочитал в заключение статьи этого номера АиФ (№39 2017) «Айфон под запретом» (Где учатся дети самых умных людей) Юлии Тутиной. «Образование – это прежде всего человеческое переживание, получение опыта,- говорит педагог-новатор Пол Томас. – Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить». «Возвращаясь к школе, куда ходят дети IT-гениев: сами они обделёнными и немодными себя совсем не считают. Более того, кое-кто сокрушается о психическом и физическом здоровье своих не в меру компьютизированных родителей: как можно так зависеть от гаджета!»
                В стороне от центральной автомобильной магистрали «Силантьевка-Кустанай», в десяти километрах от Силантьевки, большой сосновый бор, где в конце 70-х годов был построен прекрасный дом отдыха, который с 1981-го года был преобразован в санаторий с соответствующим названием «Сосновый бор». В сосновом бору обосновалась белка. Особенно привольная, безбедная жизнь началась у белок, расселившихся на территории бора вокруг санатория. Эти милые, забавные зверьки так освоились, что стали заметно «доставать страждущих». Прогуливаясь по лесной тропинке, непременно встретишь белку. Часто бывает, что она встанет на середине тропинки, сердито нахохлится, топнет передней лапкой и что-то зло тебе «прочирикает» на своём беличьем языке – попробуй, догадайся, чего она от тебя требует. 
              Я в одно из моих пребываний в санатории тесно подружился с одной из них. Выходя на прогулку, я в задний карман спортивных брюк набираю калёных семечек. На лесной тропинке меня встречает моя «подружка», «без лишних слов» взбирается мне на спину, поближе к карману, и приступает лакомиться приготовленным для неё угощением. Благо, проблем с приобретением этого продукта на территории санатория не было. Только жаль, что не было в то время у меня теперешних приборов, которые можно было бы постоянно держать при себе, чтобы в любую минуту иметь возможность запечатлеть для семейного архива особенно интересные памятные моменты.          
          Мне искренне жаль детей, лишённых возможности общения с живой природой - лучшим воспитателем в человеке высокой духовности, и получивших взамен каких-то электронных монстров, ставших серьёзной преградой на пути их духовного развития, да и просто укрепления чисто физического здоровья. Каждая встреча с миром живой природы – это и радость эмоционального наслаждения, и радость открытия чего–то нового, ранее скрытого и недоступного для тебя. «Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры» - писал Ф.М. Достоевский.