Выписки из Евангелие от Иоанна

Дробот Андрей
Все нижеопубликованное написано в апреле-мае 2011 года, когда я находился в активном федеральном розыске. По мере прочтения, составления интересных мне выписок, касающихся более слова, служения, репрессий и отношения к земной власти, я оставлял не комментарии, а попутные мысли, возникавшие по поводу прочитанного. Это мое личное мнение и впечатление, даже вопросы обращены в первую очередь к самому себе. Прошу не путать с официальными комментариями, не считать ни критикой, ни богохульством. Попутные мысли отделены от цитат Евангелие и комментариев сокращением «ПМ:» (попутная мысль, а не марка известно пистолета, как может подумать привыкший к колкостям человек) и междустрочным пробелом.

ГЛАВА 1
1 В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. (стр. 380)

ПМ: Как говорит мой любимый православный проповедник Алексей Осипов: слово – это один из вариантов перевода с греческого термина логос. Всего вариантов перевода около ста. Логос – это не только слово, но и мысль, смысл, понятие, намерение… - я бы обобщил все варианты, как сущность, позволяющая установить понимание, взаимосвязь. Зачем Богу нужно именно слово, если он может воздействовать напрямую, внедряя в сознание свои идеи, которые каждый вкушающий уже переводит в знакомые слова и образы, чтобы понять самому и рассказать другим? Конечно, Богу слово, как только слово, вовсе не нужно.
ПМ: Люди, распространяющие Слово, приходили в этот мир много раз и многие из них были убиты, но эти люди не перестают появляться и идти на смерть из-за Слова, как будто Слово есть свет, привлекающий их, словно мотыльков из темноты. Конечно, речь идет не о болтовне или софистике, а о великом слове - Слове с большой буквы.
ПМ: Цепочки дружественных рукопожатий, которые начинаются от окружения Президента, и кончаются среди элитных Личностей в провинциях, словно узелки сети, по которой снует ядовитый паук. Стоит потерять рукопожатия и выпасть из сети на ее поверхность, как встреча с пауком становится неотвратимой. Любой будет наказан, но суть этого наказания зачастую не в интересах России, а порой в очень субъективных и корыстных интересах людей, составляющих сеть. Людям, близким Президенту, уступают места в сети власти, словно старушкам - в автобусе.

10 …мир Его не узнал.

ПМ: Мир не может узнать то, что либо не знает, либо забыл: так любой школьник не знает, что дважды два четыре, пока не выучит, так иной больной не может вспомнить нужное слово.

14 И Слово стало плотью… (стр. 382)
Комм. Евангелие: 14 Слово, будучи Богом, стало плотью… Тем самым Бог вошел в грешного человека и стал един с грешным человеком.
41 Он (Андрей, брат Симона Петра) прежде находит своего брата Симона и говорит ему: Мы нашли Мессию (что в переводе означает «Христос»)
Комм. Евангелие: 41 Христос – это Божий Помазанник, Тот, кого Бог назначил исполнять Божий замысел, Божий вечный план. (стр. 386)

ПМ: Возможно, что жизнь каждого человека в какой-то мере - частичка вечного повторения истории Иисуса Христа. По крайней мере, гибель, смерть многих людей сходны с предсмертными мучениями Иисуса Христа.

ГЛАВА 2
1. Принцип жизни – превращать смерть в жизнь. (стр. 388)

ПМ: Надо уметь превращать горе в радость и находить в самой плохой ситуации возможность для наслаждения, иначе горе захлестнет и утопит. И опять же тут рецепт один, и дает его опять Алексей Осипов: надо верить, что Бог есть только любовь и верить, что любое испытание дается человеку только из этой любви, что любое испытание ведет к добру.

В. Жизнь удовлетворяет нужду человека в каждом случае. (стр. 390)

ГЛАВА 3
20 …всякий, кто делает зло, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не были порицаемы его дела. (стр. 394)

ПМ: Я всегда считал, что не надо делать то, что считаешь невозможным для публичного обсуждения, то, о чем не можешь рассказать всем. В «Преступлении и наказании» есть такая сцена, скажу своими словами: главный герой Раскольников получает совет, чтобы избавиться от душевных страданий: «Выйди на людное место, встань на колени перед людьми и скажи всем: «Я убийца!». Вот оно – покаяние. Публикация – всегда свет. Именно страх публичности, стеснение, скрытность некоторых действий выявляют их ущербность. Это подсказка, что так делать нельзя!

27 Человек не может получить ничего, если ему не будет дано с неба. (стр. 395)

ПМ: В любой конфете важна начинка, так и в человеческом теле. Начинка – душа. Лишь она дана свыше, именно в ней сокрыт весь вкус, все существо человека, определена та благодарность и то воздаяние, какое каждый может и должен получить.

ГЛАВА 4
13 Иисус сказал ей (самарийской женщине) в ответ: Всякий, кто пьет эту воду (из колодца) опять будет жаждать.
Комм. Евангелие: 13 Это обозначает наслаждение материальными благами и удовольствие, получаемое от мирских развлечений. Они не могут утолить жажду глубоко внутри человека. Сколько бы он ни пил эту материальную и мирскую воду, он опять будет жаждать. (стр. 397)

ПМ: Это действительно так. Наслаждение материальными благами неутолимо и даже хуже того. Чем больше человек получает денег, тем масштабнее его претензии и желания, тем парадоксально беднее он становится.

17 Женщина сказала Ему в ответ: У меня нет мужа. – Иисус говорит ей: Хорошо ты сказала: «У меня нет мужа»,
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, который у тебя сейчас, - тебе не муж… (стр. 398)
34 Моя пища – исполнять волю Пославшего Меня и окончить его дело.
Комм. Евангелие: 32 Исполнять Божью волю, принося грешнику удовлетворение, - это пища Спасителя (ст. 34). (стр. 400)

ПМ: Найти в работе не средство заработка, а удовлетворение и радость – вот истинно божественная основа.
ПМ: Получается, что происходящее зависит от веры, в свете которой каждый видит происходящее. Вера в исцеление – исцеляет. Вера в то, что мир – бардак – создает бардак. Внушение веры – первейший инструмент влияния на человека и общество, определяющий направление развития. Рассеивая идеи разложения и идеи обмана, которые сосредоточены в выхолощенных сюжетах о власти российской, СМИ убивают общество.

53 Тогда отец узнал, что это произошло в тот час, когда Иисус сказал ему: «Твой сын жив», и уверовал он сам и весь его дом.

ПМ: Вера возникает в случае исполнения надежд, в случае проверки опытом.
ПМ: Надо быть терпеливым, потому что жизнь, работа, призвание все равно будут потеряны, как и все близкие. Надо уметь спокойно терять буквально все, даже то, что любишь и то, что, кажется, принадлежит по праву.

ГЛАВА 5
4 Ибо время от времени в купальню спускался ангел и волновал воду; тогда тот, кто первым входил туда после волнения воды, становился здоровым, каким бы недугом ни был одержим.
Комм. Евангелие: 4 Или «становился целым», «исцелялся». (стр. 402)

ПМ: Исцелить – куда более глубокое понятие относительно излечить, поскольку сама болезнь, думаю, происходит от потери человеком цельности своей.

14 После этого Иисус нашел его в храме и сказал ему: Вот, ты стал здоровым; больше не греши, чтобы с тобой не случилось более страшное.
15 Этот человек пошел и сказал иудеям, что здоровым его сделал Иисус.
16 И из-за этого иудеи стали гнать Иисуса и искали возможности убить Его, потому что Он делал все это в субботу. (стр. 404)

ПМ: Иисус исцелял людей, показал неспособность тогдашних «врачевателей» к исцелению. Видимо, именно это их разозлило, а вовсе не то, что он исцелил человека в субботу. Суббота – формальный предлог. Он есть в любом предвзятом преследовании. В моем тоже.

30 Мой суд справедлив, потому что Я ищу не Моей воли.

ПМ: Это мне кажется наиболее сложным: отделить свою волю от высшей. Однако очевидно, что своя воля проистекает из личностных внутренних побуждений, а высшая в любом случае – извне: из законов, правил, морали, просьб… Таким образом, надо обращать внимание на внешние стимулы. Однако тут суббота действительно является камнем преткновения, поскольку в субботу запрещается работать по закону, но именно в субботу Иисуса Христа попросили об излечении. Человеколюбие и закон сошлись в схватке. И суббота – это мелочь, по сравнению с другими глыбами, горами преткновения, вроде исполнения людьми бесчеловечных приказов начальства, например, Гитлера или Сталина. Насколько я понял, Евангелие призывает прислушиваться только к божественным требованиям, которые в Евангелие прописаны в заповедях, и ставить их выше приказов любого начальства.

36 …сами дела, которые Я совершаю, свидетельствуют обо Мне, что Меня послал Отец. (стр. 406)
41 Славы от людей Я не принимаю.
44 Как вы можете уверовать, когда друг от друга славу принимаете, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (стр. 407)

ПМ: Вот она характерная черта общества. Грамоты, награды, премии, должности… Но с другой стороны. Признания деяний апостолов, возведение в святые – это тоже от человека. Как все запутано! Среди множества веревок, можно не разглядеть змею.

ГЛАВА 6
1 После этого Иисус отправился на другую сторону Галилейского моря, оно же Тивериадское.
Комм. Евангелие: 1 С точки зрения прообразов, суша обозначает землю, которая была сотворена Богом для того, чтобы на ней жил человек, а море обозначает мир, который растлен Сатаной и в котором живет падшее человечество. В этом мире человечество испытывает голод и не может насытиться. В этом мире человечество волнуется и не может успокоиться. (стр. 408)

ПМ: Море – стихия смерти для человека. Море полно волнений, страстей и смертельных глубин. Тогда образ «пены» (власти) – очень хорош в книге «Холодный путь к старости».

27 Работайте не ради пищи, которая гибнет, а ради пищи, пребывающей к вечной жизни… (стр. 410)

ПМ: Кто приносит время своей жизни в жертву своему желудку и телу, иным смертным ценностям, тот подыгрывает смерти, убивает время своей жизни. Тот, кто время жизни направляет на строительство души, да еще получает блага, которые опять же расходует на строительство души, тот вдвойне счастлив. В этом смысле хороша работа священника, творческой интеллигенции. И я знал это счастье и хотел бы пребывать в нем. Но пребывая в этом счастье много лет, я не исправил ни одного своего порока. Счастье, видимо, не исправляет.

29 В том дело Божье, чтобы вы верили в Того, кого Он послал.
Комм. Евангелие: 29 …человек должен уверовать… (стр. 411)

ПМ: Любой ритуал (постановка свечей у икон, соблюдение поста, или чтение клятвы любым гражданином, Президентом России или Главой города) – лишь сценический символ, внешний образ, но никак не чудодейственное средство, изменяющее того, кто этот ритуал исполняет. Он – лишь значок на груди, флаг, демонстрирующий окружающим маскировочную сетку над истинными убеждениями и верованиями, которые лишь иногда (далеко не всегда) совпадают с сутью того ритуала, который демонстрируется. Так горящая вольфрамовая нить в лампе указывает на наличие электрического тока, но это совсем не значит, что любой раскаленный предмет, излучающий свет, подвержен действию электрического тока. Так зеленое – не обязательно яблоко, а вызывающее слезы – не обязательно луковица.

42 И говорили (иудеи): Разве это не Иисус, сын Иосифа, отца и мать которого мы знаем? Как же Он теперь говорит: «Я сошел с неба»? (стр. 412)

ПМ: Человек, прошедший путь становления среди родных и близких не может возвыситься среди них. Его будет сдерживать неверие родных и близких в него, подчас активное, с выставлением препятствий к достижению цели, а иногда - их зависть. Яркую жемчужину среди множества других может определить только человек, но никак не сама жемчужина или ее раковинное окружение. То есть нечто сверху: Бог или Будущее, которое находится над могилой. Так и по отношению к человеку, пока он один из живущих, он не может быть оценен по достоинству – он того же качества (его будут оценивать по должности, по необходимости его, по зависимости от него). Только после смерти человек приобретает качества мертвой жемчужины, которую кто-то подберет и вставит в украшение, которая будет сиять и увлекать, или которая так и останется лежать где-то на дне водоема песчинкой самого обычного печка, коего много, а потому и не заметной. Даже Иисуса Христа выделило время и потомки.

53 …если не едите плоть Сына Человеческого и не пьете Его кровь – не имеет в себе жизни. (стр. 413)

ПМ: Меня ест предостаточное количество людей, можно сказать, что уже съели. Но что это означает? Одно – точно. Я оказался вкусен и сытен и во мне есть то, что привлекает, даже после моей мнимой смерти в маленьком нефтяном городе. Значит, я не зря жил и живу, нагулял неплохой вес и вкус, коли мною кормится столько людей.

65 …никто не может придти ко Мне, если это не дано ему от Отца. (стр. 414)

ПМ: Получается, что постигнуть нельзя ничего, кроме того, что дано свыше. Стремления в человеке заложены. У каждого разума и у каждой души есть границы познания. И это говорит о преобладающей безнадежности споров о высоких материях с людьми, имеющими иные интересы и стремления. Тут либо понимаешь, либо нет. С теми, кто не понимает – лучше не спорить и даже не пытаться обратить их в свою веру. Безнадежно.

66 …многие из Его учеников вернулись к тому, что оставили позади… (стр. 415)

ПМ: Выйти из Системы сложно - сильны воспоминания о комфорте и безопасности внутри нее, а также желание этих комфорта и безопасности. Система дает работу на благо Системы, Система платит своим слугам или рабам, Система предоставляет свободу тем, кто не мешает Системе нормально функционировать и не нарушает законов Системы… Однако, чем религия Бога отличается от религии денег? Ничем, кроме Того, чему поклоняешься: свету или тьме. Просто вера в деньги насаждается, пропагандируется обществом с самого детского возраста, а вера в Бога чаще всего приходит на это уже занятое пространство Веры и пытается его отвоевать. Далеко не всегда получается. 

ГЛАВА 7
1 …по Иудее Он ходить не хотел, потому что иудеи искали возможности убить Его.
Комм. Евангелие: 1 Господь, хотя Он и Бог Творец, жил на земле как человек и подвергался гонению со стороны Своих тварей. (стр. 415)

ПМ: Это еще одно подтверждение тому, что мой отъезд, бегство, из маленького нефтяного города от преследования тамошних властей не позорны, а вполне нормальны. Как мертвый может продолжать проповедовать? Никак. Мертвым можно становиться только тогда, когда сказано все и осталось только своей смертью вознести (подчеркнуть) сказанное ввысь, но не зачеркнуть несказанное. Во всем должен быть выигрышный смысл, в том числе и в смерти. Смерть не должна быть случайной. Не желательно, потому что жизнь, напомню, это самая дорогая карта, из всех какие есть в распоряжении.

7 Мир не может ненавидеть вас, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что его дела злы. (стр. 416)

ПМ: Получается, что критика, обличение мира, власти, хотя и опасны для того, кто этим занимается, но божественны по сути своей.

12 И был из-за Него большой ропот в толпах: одни говорили: Он хороший человек, - а другие говорили: Нет, наоборот, Он вводит в заблуждение толпу.
13 Впрочем, никто открыто не говорил о Нем из страха перед иудеями.
18 …кто говорит от себя, ищет собственной славы; а Тот, кто ищет славы Пославшего Его, - Тот истинен…

ПМ: Как отличить? Сердце подскажет ли? Единственный, что очевидно: нельзя говорить от себя, за себя. Герой всегда – Он, но никак не Я.

19 …никто из вас (иудеи) закон не соблюдает. Почему вы ищете возможности убить Меня?

ПМ: Вопрос на все времена. Все, кто судит, сами не безгрешны, просто на них, либо не обращают внимания, либо они выше суда.

24 Не судите согласно видимости, а судите судом праведным. (стр. 417)

ПМ: Существует много действий внешне похожих на преступление, но это не значит, что человек, который произвел действия, похожие на преступление, всегда виновен. Это лишь говорит о том, что закон несовершенен, поскольку пишется несовершенным человеком.

26 …Неужели действительно начальники признали, что это Христос?

ПМ: Признание начальниками Человека – сразу возвышает его среди простых людей. Каждый из противоборствующих власти простых людей, кто заслуживает уважение начальства, делает великое дело. 

30 Тогда они искали возможности схватить Его, однако никто не наложил на Него рук, потому что еще не наступил Его час. (стр. 418)

ПМ: Видимо время человеческое определено: яйцо раньше не сварится, а любой плод не созреет раньше.

Комм. Евангелие: 41 …в Нем не было «ни вида, ни величия», «ни красоты, чтобы нам желать Его»; и Он был «презрен и отвергнут людьми». Поэтому мы должны знать Его не согласно плоти, а согласно Духу. (стр. 419)
50 Говорил им (служителям, фарисеям) Никодим:
51 Разве наш закон осуждает человека, если прежде не выслушает его и не узнает, что он делает.
а. Кто безгрешен? (стр. 420)

ГЛАВА 8
7 …Он выпрямился и сказал им: Кто из вас безгрешен, пусть первый бросит в меня камень.

ПМ: Эта сцена мне кажется сомнительной, поскольку все люди, даже грешные, считают себя правыми и безгрешными. Художники, мастера перформанса давно доказали, что камней, скорее всего, полетело много.

11 И Я тебя не осуждаю; иди и отныне больше не греши. (стр. 421)

ПМ: Не осуждать конкретных людей? Возможно, героям нашего времени надо самим предоставлять возможность осудить себя через поступки свои и слова.

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты свидетельствуешь о Себе; Твое свидетельство не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: Даже если Я свидетельствую о Себе, Мое свидетельство истинно, потому что Я знаю, откуда Я пришел и куда иду; а вы не знаете ни откуда Я пришел, ни куда я иду. (стр. 422)
23 И Он сказал им: Вы – от нижнего, Я – от вышнего; вы – от этого мира, Я – не от этого мира.

ПМ: Получается, что один из элементов характеристики истинного Человека – «не от этого мира». Блаженные на Руси всегда были в почете, как и средневековые шуты при европейских королевских дворах.

28 Иисус сказал им: Когда поднимете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я есть и что от Себя не делаю ничего, а как научил Меня Отец, то и говорю.

ПМ: Видимо, до смерти Человека люди думают, что он поступает из корысти, или иных чувств, присущих живым. После смерти деяния любого человека можно оценить более точно.

Комм. Евангелие: 28 Слово «поднять»… говорится, что Господь, будучи Сыном Человеческим, должен быть поднят в виде змея, чтобы принять Божий суд на людей, зараженных змеиным ядом. (стр. 423)

ПМ: Пока жизнь человеческая, а не деньги, не станет религией, то человек останется зверем, змеем и в судейской мантии, и в кресле Президента.

32 …узнаете истину, и истина освободит вас. (стр. 423)
Комм. Евангелие: 32 Истина – это не так называемая истина доктрины, а действительность божественного.
34 …всякий, кто совершает грех, - раб греха. (стр. 424)

ПМ: Человек – раб своих привычек, воспитания и потребностей тела. Отсюда: грех есть то, что дается человеку от рождения, от родителей. От этого можно избавляться только самовоспитанием. Большое благо человеку, который уже воспитан Человеком.

37 …вы ищете возможности убить Меня, потому что Мое слово не вмещается в вас. (стр. 424)

ПМ: Как каждый сосуд имеет свою меру и свое предназначение, так и человек.

44 Вы – от вашего отца, дьявола… Он был человекоубийцей… он говорит ложь, то говорит из своего собственного…
Комм. Евангелие: 44 …в дьяволе, отце лжи, есть нечто особенное, порочное…Природа дьявола – ложь; она приносит смерть и тьму. (стр. 425)

ПМ: Придут ли божественные законы в человеческий мир, если они и спустя 2000 лет после возникновения христианства все также далеки от божественности?

53 …Кем ты себя делаешь?
54 Иисус ответил: Если Я Сам Себя прославляю, Моя слава ничто; Меня прославляет Мой Отец, о котором вы говорите, что Он ваш Бог.
57 Тогда иудеи сказали Ему: Тебе нет еще пятидесяти лет… (стр. 426)

ПМ: Личная власть над вещами и людьми – вот главное, что портит человека.

ГЛАВА 9
30 Тот человек (которому Иисус вернул зрение) сказал им (фарисеям) в ответ: Вот это и удивительно, что вы не знаете, оттуда Он, а Он открыл мне глаза! (стр. 429)

ПМ: Заступничество тех, кто получил благо от Иисуса, также не позволяло схватить Его раньше времени.

39 Иисус сказал: Для суда Я пришел в этот мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Некоторые из фарисеев, которые были с Ним, услышали это и сказали Ему: Неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: Если бы вы были слепы, то не имели бы греха; но раз вы сейчас говорите, ваш грех остается. (стр. 430)

ПМ: Кто ты, видящий и знающий истину? Кто? Один из миллионов, миллиардов, видящих истину по-своему? Истина ничтожна, если она своя у каждого. Именно поэтому говорить от себя грешно.

ГЛАВА 10

ПМ: Жизнь вечная и жизнь смертная – два антагонизма: один неизвестный, другой известный. К сожалению, в один наличный рубль куда больше веры, чем в обещаемый после смерти миллион.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить или уничтожить; Я пришел, чтобы они имели жизнь, и имели в избытке. (стр. 431)

ПМ: Цивилизация дала божественный дар, позволяющий человеку иметь больше жизни (свободного от труда времени).

12 Наемник, не пастырь, для кого овцы свои собственные, видит, как приходит волк, и оставляет овец, и убегает; и волк хватает их и разгоняет. (стр. 432)

ПМ: Но если пастырь, вне зависимости от того, наемник он или собственник, не скроется от напавших на него волков, то он пропадет и для себя и для своих овец. Все зависит от защищенности, вооруженности пастыря и наемника. При равной незащищенности, чтобы выжить, надо убегать обоим: лучше отдать кошелек, чем жизнь.

31 Иудеи опять взяли камни, чтобы побить Его.
32 Иисус ответим им: Много добрых дел Я показал вам от Отца; за какое из этих дел вы Меня побиваете камнями?
33 Иудеи ответили Ему: Не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, а за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом. (стр. 433)

ПМ: Самовознесение нарушает ритуал человеческого присвоения должностей. «Как ты можешь быть Таковым, если я (конкретное маленькое я, у которого тоже есть ангел на небесах) не считаю тебя Таковым, - заявляет некий индивидуум, и он отчасти прав. – Ведь не Чья-то, а личная оценка важнейшая для любой личности». «Личная оценка» может, конечно, поколебаться от авторитетного удара: начальника, общепризнанного учения… - но это только в том случае, если конкретная личность хочет знать эти оценки.   
ПМ: Когда речь идет о судебной тяжбе надо забыть об искренности и честности, надо помнить только о правилах судебной игры и возможностях, которые предоставляет закон.

38 …если Мне не верите, верьте делам, чтобы узнать… (стр. 434)

ГЛАВА 11
б. Препятствия в виде человеческих мнений (стр. 435)

ПМ: Умирать надо вовремя, не затягивая и не торопясь. Умирать надо так, чтобы вырасти наиболее значительно, так как жизнь самая большая плата. Беден тот, кто не может приобрести славу своей смертью. Любая смерть – следствие конфликта. Чем масштабнее и заметнее смертельный конфликт, тем выше ценность наследия. Акции, образно говоря, могут расти беспредельно. Иисус довел свой конфликт до максимума тем, что проповедуя и исцеляя, не попадался, еще более раззадоривая своих недоброжелателей. Это развило среди последних истерию, они отбросили всякий разум и мораль при вынесении приговора. Иисус сделал страшную и великую ставку и выиграл.

51 …сказал он (Каиафа) это не от себя, а, будучи в тот год первосвященником, произнес пророчество, что Иисусу предстояло умереть за народ,
52 И не только за народ, но и чтобы детей Божьих, которые рассеяны, собрать воедино.
53 Итак, с того дня они (священники и фарисеи) держали совет, чтобы убить Его. (стр. 438)

ПМ: Получается, что убийство Иисуса имело мотив, созвучный желаниям самого Иисуса. Его смерть была выгодна всем.

ГЛАВА 12
7 Тогда Иисус сказал: Оставь ее (Марию); она сберегла его (фунт мира, очень ценного чистого нарда, которым Мария смазала ноги Иисуса) на день Моего погребения. (стр. 440)
Комм. Евангелие: Господь Иисус был проверкой для всех, кто окружал Его.
 
ПМ: Новый Иисус, чтобы увлечь людей, должен быть и праведным и материально успешным, хотя и прежний Иисус мог накормить ничем (семью хлебами и рыбами) многих (тысячи людей) и чтобы еще много осталось. Но как быть с заложенным в Евангелие отрицанием богатства, как условием полной праведности? 

24 …если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, оно пребывает одно; а если умрет, то приносит много плода. (стр. 441)

ПМ: В нынешнем мире – мире множества иллюзорных, игровых и сценических смертей, реальная смерть мимолетна. Люди приучены к зрелищу чужих смертей. Смерть в живом не создает ничего кроме кратковременной печали.
ПМ: В нынешнем мире мессию никто не ждет и отсутствует сама почва, в которую может быть уложено зерно, в которую можно уложить жизнь, превратить ее в смерть, чтобы получить нужные всходы во множестве. Сейчас требуется создать почву, а для этого нужно время.
ПМ: В нынешнем мире требуется напомнить об иных ценностях, нежели деньги, чему власть сопротивляется с экранов ТВ. Иисус Христос - не герой нашего времени и интерес к нему поддерживается только созданным его жизнью и смертью институтом и авторитетом, которые действующая власть использует как выгодно. 

27 …Моя душа встревожена… Отец, спаси меня от этого часа. Но ради этого я пришел к этому часу. (стр. 442)

ПМ: Множество людей, наподобие горьковского Данко, своими сердцами освещают путь, но чтобы разглядеть этот путь и свет должен потрудиться каждый конкретный человек. Люди на самом деле, в большинстве своем, не хотят видеть. Поэтому человек и не меняется, что его жизни не хватит, чтобы внести в себя мудрость всех веков, прожитых человечеством до него. А учитывая, что этот человек просто не хочет, он ленив…, то ситуация безнадежна. Создано много духовного знания, но оно не заносится в души, в результате души остаются темными, как и тысячи лет назад. Таким образом – духовность – это суть очень малой группы людей, которая чаще уже рождается такой, или, проходя через испытания, становится такой, но вынужденно живет в мире дикарей. Эти дикари правят и тиранят и даже считают себя духовными, поскольку знают, когда есть пасху, а когда купаться в проруби. Они действительно вбирают в себя подчас много знания, но при этом остаются темными, поскольку их знание не проникает в сердце, оно поверхностно, оно содержится лишь в голове. Невозможно измениться, не подставляя себя под испытания, не впитывая соки знаний, не оторвавшись от породившего древа. Для изменения нужно сильное событие. Стабильность несет лишь деградацию.

Комм. Евангелие: 31 Мир – это порочная система, устроенная Сатаной. Все на земле, особенно то, что связано с человечеством, и все в воздухе было организовано Сатаной в систему, его царство тьмы, которое захватывает людей….
35 …тот, кто ходит во тьме, не знает, куда идет… (стр. 443)

ПМ: Время несет нас волной и оставляет на берегу жизни … исчезать. Мы радуемся жизни, мы собираем удовольствия, но забываем, что всех нас ждет смерть. А если учитывать, что главным впечатлением всегда является впечатление не прошлого, а настоящего, то последние впечатления (болезнь, муки и смертельная агония) могут перечеркнуть все радости прошедшего. Следовательно надо научиться находить в этих отвратительных вещах удовольствие, не бояться их и желательно – не чувствовать в той мере, которая приводит к потере человеческого состояния. Иначе вся жизнь покажется уродливой и ничего, кроме разочарования не принесет. Отсюда: надо не только стойко переносить боль и лишения, но и радоваться самой возможности пройти через испытания.
Тогда: положительное восприятие собственных мук – это путь к счастью, путь в рай.
ПМ: Безудержно стремление к сытой жизни.
- Готовьте душу к тому, чем она будет заниматься после смерти вашей, – говорил пастырь. – Уж не думаете ли вы, что она будет просиживать на работе, доносить на коллег, радоваться высокой зарплате, покупкам, стяжательству и еде? Нет же…

ГЛАВА 13
5 …налил воды в умывальник и начал омывать ученикам ноги и вытирать полотенцем, которым был подпоясан. (стр. 445)

ПМ: Любовь, видимо, не должна брезговать никаким служением, даже самым простым и грязным.

26 Иисус отвечает: Это тот (один из двенадцати, кто предаст Иисуса), кому Я обмакну этот кусок и кому дам его. – И, обмакнув кусок, дает Иуде Искариоту, сыну Симона. (стр. 447)

ПМ: Не спровоцировал ли Иисус этим оскорблением Иуду на предательство? Не намеренно ли он это сделал? Но собственно также поступил и я, когда весь коллектив телерадиокомпании маленького нефтяного города Муравленко назвал низкими людьми. Назвал совершенно справедливо, но люди обиделись и отомстили. Как и в случае с Иудой. Но с другой стороны: как просто спровоцировать человека, ищущего предлога для измены.

27 И тогда, после этого куска, в него вошел Сатана.

ПМ: Лучшие ученики Иисуса отреклись от Него при жизни, так что можно требовать от простых смертных людей, от близких и родных, от друзей и коллег? Ничего.

35 …вы Мои ученики, - если вы будете иметь любовь друг к другу.

ГЛАВА 14
6 Иисус говорит ему (Фоме, который не верил): Я есть путь, и действительность и жизнь… (стр. 450)

ПМ: Иными словами – хочешь быть христианином, следуй пути Иисуса Христа, живи, как Иисус Христос.

23 …Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Мое слово, и Мой Отец будет любить его, и Мы придем к нему и сделаем у него обитель. (453)

ПМ: Слово, обретающее плоть, то есть входящее в человека и остающееся в нем, как свое собственное (книга, учение, философия), не дает погибнуть тому, кто изрек это слово, и в то же время служит опорой тому, кто воспринял слово. Но, к сожалению, речь в большинстве случаев идет не о соблюдении слова, не о жизни по слову, а всего лишь о прочтении, запоминании и повторении, когда требуется. 

ГЛАВА 15
4 Пребудьте во Мне, и Я – в вас. Как ветвь не может приносить плода сама по себе, если не будет пребывать на лозе, так и вы не можете, если не будете пребывать во Мне.

ПМ: Такова схема работы литературного произведения и любой идеи – только пребывающий в иллюзорном мире, верящий в него, может вкусить блаженство иллюзорного мира, блаженство создавшего эту идею, то есть стать частью Создателя.

7 Если пребудете во Мне и Мои слова пребудут в вас, то о чем хотите просите – и будет вам. (стр. 455)

ПМ: Что ж таков реальный механизм воздаяния: дается преданному просящему.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел.
19 Если бы вы были от мира, мир любил бы свое собственное; но поскольку вы не от мира, напротив…

ПМ: Люди, любимые властью, обласканные ею, не могут быть божьими, так любимы теми, кто ненавидел Его.

20 …если Мое слово соблюдали, то и ваше будут соблюдать.

ПМ: Рецепт бессмертия слова? Надо говорить не от себя, а от признанного автора, признанной истории. Дополнять, переделывать, совершенствовать известное и признанное. Шекспир именно так и создал некоторые свои творения, например, «Гамлет».

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, они не имели бы греха; но теперь они не имеют извинения в своем грехе.
24 Если бы Я не совершил среди них дел, которых никто другой не совершил, они не имели бы греха; но теперь они и видели, и возненавидели и Меня, и Моего Отца. (стр. 457)

ГЛАВА 16
2 …наступает час, когда всякий, кто будет убивать вас, будет думать, что он несет служение Богу.
3 И будут они делать это, потому что не узнали ни Отца, ни Меня.

ПМ: Слово имеет столько же толкований, сколько есть мнений и суждений, поэтому немудрено, что среди них могут встретиться противоположные, вышедшие из Единого. И эти противоположные сказанному «диалекты» и смыслы, могут оказаться в обществе доминирующими.
ПМ: Теоретически понять чужого человека, не пройдя путь его испытаний, невозможно. Понять другого можно только пройдя нечто подобное. Идеи Иисуса, несомненно, далеки от мирских, они отрицают обыденные ценности, которые внушают родители своим детям, в том возрасте, когда все идеи впитываются легко и формируют характер. То есть, если ребенок через свое любопытство не отыскивает нужные книги, если ему не читают нужные книги, не приучают к нужным ритуалам, то он превращается в обыденного человека легко.

7 …лучше для вас, чтобы Я ушел; ибо если Я не уйду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.
8 И Он, придя, обличит мир о грехе, о праведности и о суде. (стр. 458)

ПМ: Уход автора из жизни, видимо, обязателен для того, чтобы его произведение, его идеи дали утешение читателям и последователям.

13 …когда придет Он, Дух действительности, Он введет вас во всю действительность; ибо Он будет говорить не от Себя, а будет говорить то, что слышит; и возвестит вам грядущее.
Комм. Евангелие: 13 Работа Духа заключается, во-первых, в том, чтобы обличать мир. (стр. 459)
21 Женщина, когда рожает, имеет печаль, потому что наступил ее час; но когда родит ребенка, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир. (стр. 460)

ПМ: Но всегда ли печаль сменяется радостью? Всегда ли печаль предвестник рождения? Иногда она признак окончательного ухода. Вот я уже и сам забыл, что, согласно христианским воззрениям, смерть – это есть радость Царствия небесного.

33 Я сказал вам это, чтобы во Мне вы имели мир. В мире вы имеете скорбь, но мужайтесь: Я победил мир.
Комм. Евангелие: 33 Мир в смысле мирской системы. (стр. 461)

ПМ: Жить в мире и не быть с миром. Борец с Системой, как камешек, застрявший между огромных шестеренок, он может приостановить на мгновенье их нормальную работу, но затем под усилием Системы рассыплется в пыль и останется в Системе в лучшем случае, как лишний стук, звук, возникающий при работе Системы, и напоминающий о великом былом событии. Система даже противный себе элемент, уничтоженный ею, но оставшийся в памяти элементов Системы, поставит на услужение идеям Системы. Систему победить невозможно, поэтому и не стоит бороться.

ГЛАВА 17
14 Я дал им Твое слово, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.
Комм. Евангелие: 14 Господь дал верующим два вида слов: постоянное слово и мгновенные слова. (стр. 464)
18 Как Ты Меня послал в мир, и Я послал их в мир.
 
ПМ: Своими покупками мы создаем себе хорошее расположение души, создавая странную зависимость души: зависимость нематериального от материального. Системе выгодна зависимость от материального, потому что материальное – это осязаемый и формируемый рычаг управления. По логике душа действительно должна смеяться над материальными сложностями мира. Но Системе необходимо подчинение. Для этого и нужны семьи, члены которых материально зависимы друг от друга, школы, внушающие выгодные Системе воззрения и знания, предприятия, создающие общества людей, зависимые от материального… Так и формируется общество, ставящее материальное благополучие выше духовного. Это Система, это механизм. Иначе Система будет разваливаться. Поэтому деньги для подавляющего большинства – куда дороже, чем истина. Тут надо бы хотя бы стоять на золотой середине, не позволяя деньгам властвовать над собою, но это редко у кого получается.

ГЛАВА 18
8 Иисус ответил: Я сказал вам, что Я есть; итак, если вы ищете Меня, то они пусть придут…
Комм. Евангелие: 8 …Он чувствовал Себя спокойно, когда проходил процесс смерти. (стр. 467)
20 Иисус ответил ему: Я открыто говорил миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где сходятся все иудеи, и втайне не говорил ничего.

ПМ: Видимо, свои мысли, если хочешь что-то сказать, надо говорить публично, открыто, не в тайнах частных кухонь и не анонимно, как это принято сейчас в Интернете.

21 Почему ты спрашиваешь Меня? Спрашивай тех, кто слушал Меня, о том, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. (стр. 468)
32 Чтобы исполнилось слово Иисуса, которое Он сказал, давая понять, какой смертью Ему предстояло умереть.
Комм. Евангелие: 32 …незадолго до этого Римская империя ввела закон, согласно которому приговоренных к смерти преступников надлежало распинать на кресте. (ср. 469)
37 …Пилат сказал Ему: Так значит, Ты царь? – Иисус ответил: Ты говоришь, что Я царь. Я для того рожден и для того пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слышит Мой голос. (стр. 470)

ПМ: Видимо, каждый создатель литературного ли, идеального ли мира является его царем, царем своего Царства.

З. В человеческой несправедливости приговаривается слепой религией с темной политикой.

ГЛАВА 19
6 …когда главные священники и служители увидели Его, они закричали: Распни! Распни!

ПМ: В этом Евангелие Иисуса на казнь обрек не народ, а священники и служители.

11 Иисус ответил ему (Пилату): Ты не имел бы против Меня никакой власти, если бы не было тебе дано свыше, поэтому тот, кто отдал Меня тебе, имеет больший грех. (стр. 471)

ПМ: Получается больший грех в заказных делах имеет не исполнитель приговора, и даже не судья, а тот, кто «состряпал» дело, кто лжесвидетельствал и предал, то есть в современных понятиях: прокуроры, следователи и какие-то «шестерки», они все понимали, но требовали казни.

ГЛАВА 20
29 …Блаженны те, кто не видел и поверил.

ПМ: Чтобы поверить, надо знать во что. То есть идея должна быть донесена до людей! Лишь тогда можно говорить о том, что миссия состоялась.