О правде и любви

Леа Веденски
Есть люди, которые на первый взгляд, и по своему глубокому убеждению, являются борцами за правду. Но правда штука довольно жестокая, а порой и разрушающая, если не уметь с ней обращаться и не знать меры. Порой за стремлениями сказать правду скрывается жестокость, а то и психологический садизм.
В одном из трудов Й.Ашлага я как-то прочла мысль о том, что правда не облаченная в свет милосердия (ор хасадим) попросту сжигает. Иными словами правду своим близким важно говорить с любовью, иначе она сжигает все живое, подобно палящему солнцу в пустыне.

Приведу пример. Как-то на одну из моих групп пришли две подруги. Одну из них совсем недавно оставил возлюбленный, ушел к другой женщине. Другая пришла разобраться в своих сложностях в отношениях с дочерью.
С участниками мы условились говорить о себе и своих чувствах только правду, а если не готовы ее сказать, лучше молчать, пока не придет готовность и не появится подходящая для ее выражения форма.

И вот одна из упомянутых подруг стала рассказывать о своей боли, о том, как тяжело она переживает потерю любимого, как ей одиноко. Все внимательно слушали, глубоко сочувствовали. И тут ее подруга вдруг стала рассказывать о том, что недавно видела этого мужчину с новой женщиной, как они шли в обнимку, как он смотрел влюбленными глазами, а она обнимала его и шептала на ушко.
Подругу буквально судорогой скрутило от боли, но не глядя на нее женщина продолжала рассказывать. Своими словами она будто нож вонзала в сердце подруги, наслаждаясь ее болью, еще и прокручивая в душевной ране свой «нож».
- Что ты делаешь сейчас? – спросила я.
- Правду говорю! – сказала она.
- Зачем? Какое у тебя намерение? – спросила я.
- Хочу ей помочь. – сказала она.
Я ответила: «Представь себе, что ты гуляешь со своей дочерью-подростком по парку и она наступила в собачье дерьмо. И в это самое время мимо проходит мальчик одноклассник, который ей очень нравится. Ты бы стала громко кричать ей в этот момент, что на ее туфлях дерьмо?»
«Ну конечно нет!» - возмутилась она.
Я спросила: «А почему? Это же правда?»
Она подумала и ответила: «Я никогда бы так не сделала, потому что я ее люблю…»

Правда без любви – это путь боли. Именно наличие любви формирует правильное намерение, дает чувство меры, делает правду исцеляющей.
Один из моих учителей говорил мне: «Никогда не работай с человеком, если не чувствуешь к нему эмпатии и любви. Без готовности смотреть правде в глаза нет исцеления, но правда без любви не способна исцелить».
Тут и пролегает тонкая грань.

Как же узнать есть ли любовь в той правде, что вы хотите сообщить? Очень просто, когда в ней нет любви от нее защищаются и ее не слышат.
Начав с претензии, а не с теплых слов, вы обречены быть отверженным.
Только в одном случае правда без любви пробивает сразу – когда человек ранен и истощен душевной болью. И в этом случае важно дать ему окрепнуть, или если время не ждет, то любви должно быть на порядки больше, чем правды.

Одна моя знакомая растит двух сложных мальчишек-подростков. Любое свое обращение с намерением сказать правду, критику, неприятные новости, она всегда начинает со слов: «Сыночек, миленький, я очень тебя люблю. Мне очень важно поговорить с тобой сейчас…»
Не помню случая, чтобы сыновья отказались ее слушать.


#WedenskySchool #ЖивоеСлово #ОбОтншениях #ОПравде #ОЛюбви (ред 15.03.20)